Финансовая грамотность

Алтынникова Елена Анатольевна

Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

Ссылка  Видеоролик "Моя визитная карточка"  https://yadi.sk/d/4AkfQVtVhONIlA

Ссылка  Развлечение "Путешествие в страну Финансовой грамотности" https://yadi.sk/d/eISb4XxFf0j28A

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра по финансовой грамотности
«Заработай и купи»

Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».
Суть игры
Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги.
Ход игры
Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает, сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой. Или отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым, в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

ИГРА «Идем в продуктовый магазин»
Подготовительная работа
Педагог:

- Ребята отгадайте, в какой магазин мы пойдем тратить заработанные деньги.
Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый)
Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).
• А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец раскладывает продукты, подсчитывает стоимость, складывает их в пакет).
• Кто принимает деньги за товар? (Кассир).
• Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).
- Ребята, какие волшебные слова вы будете говорить продавцу?
(Здравствуйте, покажите, пожалуйста, дайте, пожалуйста, до свидания).
- А что должен говорить продавец или кассир покупателю? (спасибо за покупку, приходите к нам ещё, возьмите чек, сколько стоит товар).
Развитие игрового сюжета.
Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.
1-й покупатель: - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?
Продавец: - Одна булка хлеба стоит семь рублей.
Покупатель: - Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба. (Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость).
Продавец: - С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу. (Покупатель достает «деньги», оплачивает покупку).
Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба.
Кассир: - Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу.
Покупатель: - Спасибо. (Затем покупатель возвращается к продавцу).
Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, чек.
Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!
Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми.
В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
В своей работе мы используем народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».
2. Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».
3. Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».
Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».
4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»
В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?
«Три поросенка»
В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту?
«Кот в сапогах»
В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть?
«Колобок»
Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании?
«Теремок»

При знакомстве с деньгами используем исследовательский метод.
Педагог: Отгадайте загадку
Это – средство обращения,
Это – средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Дети: Деньги.
Педагог: Верно. Сегодня мы с вами проведём исследование денег: монет и бумажных купюр.
Возьмите монету и бумажную купюру из 1 отделения.
Рассмотрите их.
- Чем они отличаются?
(Какие по форме – Круглые и прямоугольные)
(Цвет разный – монеты жёлтого и серого, стального цвета, а купюры – красные, зелёные, голубые)
(Из чего сделаны – Из металла и бумаги)
(Какие звуки издают – Звенят и шуршат)
- Что у них одинаковое? Для чего они нужны? (Одинаковое предназначение – на них можно что-то купить)
Педагог: Теперь возьмите купюру и монету из 2 отделения и сравните с теми, что у вас уже есть.
Какой вывод можете сделать?
Дети: Монеты сделаны из пластмассы. Купюры меньшего размера, чем первая.
Педагог: Правильно. Скажите, а можно ли этими деньгами рассчитываться в магазине?
Дети: Нет.
Педагог: Правильно. За использование фальшивых, не настоящих денег могут даже посадить в тюрьму.
А теперь сравните настоящие купюры и монеты свои и своего соседа. Что вы можете сказать?
Дети: У меня чище, а у соседа грязнее. Либо у меня купюры новее, а у соседа старее.
Педагог: Какими становятся руки после того как вы трогали деньги?
Дети: Грязными.
Педагог: Что нужно делать, после того как вы брали в руки деньги?
Дети: Обязательно помыть руки.
Педагог: Верно.
Педагог: Скажите, а для чего нужны деньги?
Дети:
Педагог: А все ли можно купить за деньги?
Дети: Нет. Нельзя купить дружбу, любовь, солнце, заботу.

Блиц-опрос
Для закрепления знаний по различным темам Финансовой грамотности проводим блиц опрос. (Это быстрые ответы на вопросы) Готовы?
1. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги).

2. На товаре быть должна,
Обязательно... (цена).

3. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт... (кассир).

4. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам... (продавцы).

5. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом.
В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях.
Игра «Посчитай и купи"
В этой игре дети должны подсчитать количество денег в своих кошельках и соединить с той покупкой, на которую у них хватит средств.
Игра «Поезд монет»
Где дети должны распределить монеты в поезде от большего достоинства к меньшему.
Игра «Необходимое и желаемое»
Где обучающиеся должны распределить потребности на «необходимые» и «желаемые».
(Чипсы, молоко, хлеб, мячик, гречка, кукла, йогурт, одежда, масло подсолнечное, шоколад.
Оплата газа, света, воды, кабельное телевидение, катание на машине, оплата телефона, скачивание игр, оплата проезда на маршрутном такси)
Обведите карандашом то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить.
Педагог: Но желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых.
1 Еда. Необходимые продукты – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье – траты желаемые.
2 Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода – необходимые вещи. А вот кабельное телевидение – это желаемые траты.
3 Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу – это необходимая трата. А вот оплата, допустим скачанных игр – желаемая трата.
4 Транспорт. Чтобы добраться до школы, работы, кружков мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, трамваем, маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.
5 Одежда, обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью – это уже будет желаемая трата.

Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.
Проблемная ситуация, которую мы создаем каждый день сами того не замечая – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:
Например,
Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.
Вопросы к детям:
Как жители королевства узнали о новом салоне?
Что такое реклама? (это информация о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю сделать нужную ему покупку).
Или в игре с элементами проблемного обучения «Советы покупателю» педагог приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?
Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью педагога – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
В ходе бесед педагог прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, колледже, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

Работа с родителями
Работа по формированию финансовой грамотности будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Педагог должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.
Так на родительском собрании, проходившем в форме Деловой игры «Азбука финансов», родителям было предложено рассмотреть несколько ситуаций.
Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

Коллекционирование
Значение коллекционирования в образовательном процессе это новое направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт. Особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей.
Использование экспонатов коллекции помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для наблюдения, где важная особенность экспонатов — их статичность, дающая возможность рассмотреть и подробно описать их, установить между ними связи.
Очень часто предметы коллекций не имеют практического использования, но всё чаще вызывают желание человека размышлять, сравнивать, обобщать, систематизировать, побуждают человека к поиску, а ведь всё это свойственно детям дошкольного возраста. И мы используем эту деятельность для развития творчества дошкольников, их умственных способностей: памяти кратковременной и долговременной, мышления, установление причинно-следственных связей.

Закончить выступление хотелось бы знаменитым принципом “соленого огурца” Виктора Фёдоровича Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот принцип в своей педагогической практике.
Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания.
Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым.
Так и здесь: финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.
«Дошкольник и финансы», я бы сравнила эти понятие с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.



Предварительный просмотр:

https://ds3nkz.edu.yar.ru/askerova_a_dot_u_dot_/navigatsiya/slayd4_0_w300_h225.JPG https://ds3nkz.edu.yar.ru/askerova_a_dot_u_dot_/navigatsiya/igra_w250_h241.jpg https://ds3nkz.edu.yar.ru/askerova_a_dot_u_dot_/navigatsiya/slayd5_0_w270_h225.JPG   

Программа по формированию основ финансовой грамотности "Азбука финансов".

Актуальность
      Актуальность создания Программы по финансовой грамотности определяется Национальной инициативой «Образование», национальной программой повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, потребностями нашего дошкольного учреждения и социальным заказом общества.
     Изучение и анализ литературы по финансовой грамотности, первоначальная диагностика умений и навыков воспитанников на предмет знаний основных экономических понятий, анкетирование родителей и педагогов способствовали выявлению ряда противоречий: признанием значимости финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста и недостаточной разработанностью программ по финансовой грамотности, в том числе по выявлению педагогических условий для его осуществления в дошкольном образовательном учреждении.

     Указанные противоречия обозначили проблему, которая заключается в определении педагогических условий, способствующих успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
       На основании обозначенных противоречий и проблемы было решено разработать Программу по финансовой грамотности старших дошкольников.
       Исходя из диагностики дошкольников, анкетирования родителей и педагогов, потребностей современного образования, Программа нацелена на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода, убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.
     Предметом Программы является создание условий для повышения финансовой грамотности детей в нашем дошкольном образовательном учреждении. Данная программа является частью социально-коммуникативного и познавательного развития воспитанников основной общеобразовательной программы дошкольного образования

МБДОУ «Детский сад №37 «Мальвинка»
       Процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет успешным, при соблюдении ряда педагогических условий:

  • наличие модели экономического воспитания детей;
  • цель, задачи,  содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;
  • создание предметно-пространственной развивающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;
  • организация и насыщение всех  видов детской деятельности.
  • взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал финансовой грамотности у детей.

     Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через  базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.

     Для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного и систематизации знаний, я поставила перед собой следующие 

задачи:
1) Формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий.  

2) Актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.
3) Формировать представление о содержании деятельности профессий, её результатах, о взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги».
4) Познакомить с экономической категорией –бартер, выгода, убыток, деньги, воспитывать разумное финансовое поведение.    
5) Познакомить с экономической категорией – реклама, бизнес и капитал, о необходимости рекламы в реализации продуктов труда, формирование навыков разумного поведения.          
6) Воспитывать нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность с помощью применения лин -технологии.

      Срок реализации программы: 3  года
      Оптимальный режим работы с детьми по Программе – не реже одного раза в месяц.
      Программа включает три раздела.

Первый раздел – пояснительная часть.
Второй раздел – организационный.
Третий раздел представляет содержание разработки Программы.
Четвёртый  раздел – рефлексивный.
          Завершает разработку список  методических материалов и средств обучения и воспитания.

В программе предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:

  • информационно-просветительское;
  • консультационное;
  • интеграционное.

        Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями, при соблюдении условия  продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительных и искренних отношений.

В результате освоения Программы дети:

  • Владеют понятием «экономика», умеют выделять экономическое содержание из художественных произведений;
  • Умеют устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;
  • Умеют выделять цепочку трудовых действий, осознают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»;
  • Знают понятие «бартер», умеют определять выгодность бартера, самостоятельно совершают обменные операции;
  • Владеют понятиями «выгода» и «убыток»; определяют выгодность сделки;
  • Знают понятия «купюра», «банк», умеют совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу;
  • Владеют понятием «реклама», осознают взаимосвязь «реклама – продажа»;
  • Используют понятия: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа», умеют выделять деловые качества у героев художественных произведений;
  • сформированы нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность.

     Для выявления  уровня финансовой грамотности  родителей и осознания необходимости экономического воспитания  я провожу анкетирование, н а основании проведенного исследования выявляю отношение родителей  к осознанию грамотного распоряжения финансами. Определяю наиболее актуальные  вопросы по экономическому воспитанию    дошкольников.
    Результаты анкетирования позволяют скорректировать планирование по  экономическому воспитанию дошкольников, изучить  наиболее актуальные вопросы для индивидуальных консультаций с родителями и  подготовки  на  родительские собрания.

Анкета для родителей "Мой ребенок и финансовая грамота" 1(просмотр)"/
Анкета для родителей "Мой ребенок и финансовая грамота" 2(просмотр)"/
Анкета для родителей "Мое отношение к финансовой грамотности"(просмотр)"/

    Я разработала диагностику    знаний дошкольниками  основных экономических понятий, позволяющую определить уровень знаний ребёнка , анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности по экономическому воспитанию.
Диагностика уровня знаний детей по теме "Экономическое образование и воспитание детей"(просмотр)"/

     Для успешной реализации Программы  также использую технологии   развивающей программы «ПРО детей».
Технология «Загадки» – закрепление  детских представлений об экономике через решение загадки, экспресс диагностика степени усвоения детьми конкретных понятий: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес и капитал.
      «Технология группового сбора», которая включает в себя:

  • утренний сбор-  предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально- эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности;
  • модель трёх вопросов: дети обсуждают тему предстоящего дня по модели  трёх вопросов – Что я знаю? Что хочу узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
  • планирование дня: выбор темы , планирование содержания, форм и видов деятельности в центрах активности;
  • вечерний сбор – развивает способность к планированию и контролю собственных действий и настроений; 
  • дневник достижений – оценка своей деятельности за прошедший день.

Технология группового сбора.(просмотр)"/

Я подобрала список художественной литературы и предлагаю его  Вашему вниманию.
В процессе чтения дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, бережливость, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие,сострадание. 

    Чтение художественной литературы  развивает  у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.
Список литературы для детей и родителей.(просмотр)"/

Путешествие в мир экономики со сказочными героями

     «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности»
                                                                                                                                                                                                                                                    Джанни Родари

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка – литературный жанр с огромными  дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини – программу ознакомления детей с экономическими понятиями (Э.Успенский, Т.В.Смирнова, Р.С.Лукьянова и др.) Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал, развивает у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.
Путешествие в мир экономики со сказочными героями.(просмотр)"/

Викторины по экономическому воспитанию закрепляют  у детей экономические знания в игровой занимательной форме, развивают сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования, воспитывают  эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы "Путешествие в денежную страну".(просмотр)"/

Экономические кроссворды способствуют  развитию у детей экономического мышления, воображения, позволяют проверить степень усвоения  знаний экономических понятий, развивают навыки и умения.
Экономические кроссворды.(просмотр)"/

Введение в основы финансовой грамотности на ступени предшкольного образования желательно организовывать, опираясь на игровые и развивающие занятия.

Предлагаемая книжка-раскраска  предполагает работу с сюжетами-раскрасками, сопровождающуюся беседой с детьми, стимулирующей творческое мышление; непосредственно занятия по раскрашиванию, способствующее развитию внимательности и мелкой моторики.
Раскраски.
Вопросы к раскраскам.

Использование пословиц и поговорок русского народа, способствуют пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени.
Пословицы и поговорки.(просмотр)"/

         Просмотр мультфильмов из серии «Азбука денег тётушки Совы» рассказывает  и показывает  о простых экономических знаниях,  формирует  правильное отношение детей к деньгам, показать как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

           Предлагаю  вниманию родителей и педагогов  словарь экономических терминов, целью которого является пополнение  словаря  детей новыми словами, обозначающими экономические явления, и учит применять их на практике. Понятия, указанные в словаре  относятся к изучаемым экономическим категориям.
Экономический словарик для детей.(просмотр)"/

                                           «Ценности, закладываемые с детства, приносят в  дальнейшем большую отдачу»
Беверли Ноер Фельдман 

 Предлагая родителям рекомендации по формированию экономического мышления придерживаюсь мнения доктора философии Беверли Ноера Фельдмана.
Я полагаю, что с детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., -это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов.
Семья -  это реальная экономика и по справедливому мнению   известного ученого и педагога Е. А. Аркина, «в семье не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи.

           

Уважаемые родители!
Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
Предлагаю Вашему вниманию консультации, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в вопросах финансовой грамотности.
Принципы финансового воспитания в семье.(просмотр)"/
Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка.(просмотр)"/
Система финансового обучения ребенка в семье.(просмотр)"/
Родительские собрания, способствующие повышению педагогической культуры  родителей по экономическому воспитанию детей.
Родительское собрание "Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребенка".(просмотр)"/
Родительское собрание "Как научить ребенка экономить".(просмотр)"/
Конспект деловой игры  для родителей «Азбука финансов», формирующая  основы финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры.
Деловая игра для родителей "Азбука финансов".(просмотр)"/
Сценарии  заседаний  детско-родительского клубаповышающие финансовую грамотность дошкольников через работу с семьей.
"Вместе за покупками".(просмотр)"/
"Финансовый крокодил".

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию консультации  по формированию основ финансовой грамотности. Ведь только эффективное взаимодействие участников педагогического процесса позволит интенсифицировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия, создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.
Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.(просмотр)"/
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников.(просмотр)"/
Дидактические игры с экономическим содержанием.(просмотр)"/



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня знаний детей по теме

«Экономическое образование и воспитание детей»

Экономика

Владеет понятием «экономика»

Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений

Потребности

Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей

Труд. Профессии

Умеет выделять цепочку трудовых действий

Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»

Бартер

Владеет понятием «бартер»

Умеет определять выгодность бартера

Самостоятельно совершает обменные операции

Выгода и убыток

Владеет понятиями «выгода» и «убыток»

Определяет выгодность сделки

Деньги

Владеет понятиями «купюра», «банк»

Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу

Реклама

Владеет понятием «реклама»

Осознает взаимосвязь «реклама – продажа»

Бизнес и капитал

Владеет понятиями: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа»

Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений

Методика оценивания:

По успешности выполнения заданий выявлялся  уровень экономических знаний  детей по трехбалльной шкале:

3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Высокий уровень  (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.

Средний уровень (2 балла) – с заданием спарвляется с помощью педагога.

Низкий уровень (1 балл ) – с заданием не справляется.

Высокий уровень:  дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности.

Тема

Цель

              Диагностические задания

Материал

Дидактические игры

Беседа

1.Экономика

Выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).

Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»

Беседа по сказке

К.И. Чуковского «Муха – цокотуха»

Рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.

 2.Потребности

Выявить знания детей о потребностях и возможностях человека

Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин»

Потребности «Хочу и надо»

Схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.

3.Труд, профессии

Выявить знания детей о последовательности трудовых действий

Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

Беседа по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

4.Бартер

Выявить знания детей о бартере, о выгодности бартера.

1.Игра – ситуация «Бартер»

2.Дидактическая игра «Интересный обмен»

3.Дидактическая игра

«В стране Обмении»

Беседа по сказке «Как Иван корову менял»

1. Схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.

2.Комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.

3.Карточки, фломастеры, карандаши.

5. Выгода и убыток

Выявить знания детей о выгоде и убытке

Дидактические игры «Удачная покупка», «рынок»

Беседа по сказке «Как мужик гусей делил»

Товары, деньги

6. Деньги

Выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке.

1.Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»

2.Дидактические игры «Магазин «Катюша»

Беседа по сказке «Как звери решили открыть свой бизнес»

1.Купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги

2.Разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т.п.

7. Реклама

Выявить знания детей о рекламе

Дидактическая игра «Мир рекламы»

Беседа по сказке «Звериная реклама»

Различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т.п.

8. Бизнес и капитал

Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже

Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»

Беседа по сказке «Как барин овцу купил

Различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.

Протокол диагностики уровня знаний детей по теме

«Экономическое образование и воспитание детей»

(подготовительная группа)

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Экономика

Потреб-

ности

Труд

Профессии

Бартер

Выгода

Убыток

Деньги

Реклама

Бизнес

Капитал

1

2

1

1

2

3

1

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

Всего детей с высоким уровнем -

Всего детей со средним уровнем -

Всего детей с низким уровнем -



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты

«Мой ребенок и финансовая грамота»

Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

- считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

- положительно;

- отрицательно;

- не готов оценить значимость курса.

Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

- до 3-х лет;

- в старшем дошкольном возрасте;

-  в школе;

- не вижу необходимости в таком обучении.

Знает ли ваш ребёнок, что такое экономика?

- Да

- Нет

Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

Прививаете ли вы ребёнку первоначальные экономические навыки в быту?

- Да

- Нет

Знает ли ваш ребёнок, что такое потребности?

- Да

- Нет

Знает ли Ваш ребенок о деньгах (что такое «деньги», какие они бывают (например, копейки, рубли), откуда берутся деньги, кто их зарабатывает в вашей семье  и т.п.?

- Да

- Нет.

Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

Даете ли Вы ребенку деньги (например, чтобы он расплатился в магазине или, чтобы мог самостоятельно что-то купить)?

- Да

- Нет.

Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

- Да.

- Нет.

Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.

- Нет.

Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

Формируете ли вы у ребенка основы финансовой грамотности? (Например, объясняете ему, что не можете купить слишком дорогую игрушку, или что родители ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги)?

- Да.

- Нет.

Считаете ли вы необходимым привитие ребенку основ финансовой грамотности? Если нет, то почему?

- Да.

- Нет.

Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

- готовы;

- не готовы;

- возможно.

Спасибо за сотрудничество!