Консультации для родителей

Пащенко Анна Владимировна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Здоровый сон ребенка:

Основные правила

Как и для взрослых, для малышей сон – это отличный способ переработать всю информацию, которую мозг  получил за день. Сколько надо спать детям, и к чему приводит недосып в юном возрасте?

Сколько надо спать детям

Потребность во сне зависит от возраста. Новорожденные спят около 20 часов в сутки, дети от 2 до 4 лет — около 16 часов, 4-5-летним детям следует обеспечить 13-часовой сон, дети 6–7 лет должны спать 12 часов, а подросткам необходимо 9 часов сна.

К сожалению, в наше время недосыпают не только занятые карьерой и домашним хозяйством родители, но и их дети, По данным статистики, среди детей сейчас примерно 5 процентов недосыпающих аж по 1,5–2 часа в сутки, начиная с ясельного возраста.

Почему дети недосыпают

Часто причина недосыпа в том, что мама и папа считают, что полноценный сон для малыша не важен. Ему разрешают допоздна смотреть телевизор перед сном, играть в компьютерные игры.

Если малыш недосыпает

Последствия недосыпания у детей несколько отличаются от того, что происходит у взрослых.

У взрослых в результате дефицита сна, будь то бессонница или недосыпание, снижается производительность труда, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, заболеваемости ишемической болезнью сердца,  но у детей сон играет особую роль в развитии.

Во-первых, сон участвует в процессе роста. Почти 80 процентов гормона роста у ребенка вырабатывается в первом цикле сна. Дефицит сна может вызвать отставание в росте и замедление физического развития ребенка.

Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, не критичность в отношении своего поведения, по мнению ученых, часто свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью.

У таких детей, отмечают исследователи, снижена нормальная работоспособность, нарушена работа нервной системы. Дефицит сна снижает у них способность к усвоению и переработке информации, переносу и организации ее в памяти.

Не менее важное отрицательное последствие недосыпа для малышей — снижение способности адаптироваться к стрессовым ситуациям.

Эти изменения носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Но у детей, не имеющих по тем или иным причинам достаточно времени для сна, возрастает опасность развития сердечно - сосудистых заболеваний.

Для сна нужны условия

Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры,  считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Но это довольно серьезное заблуждение.

Специальные электроэнцефалографические исследования показали, что в такой обстановке малыш засыпает неглубоко, а, следовательно, нервная система не получает полноценного отдыха.

Если такой неглубокий сон — обычное явление, ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия.  Не рекомендуется  родителям вступать в противоречие с законами физиологии.

Как правильно организовать сон?

С самого раннего детства укладывайте малыша спать в одно и то же время.

Придумайте ритуал засыпания – умывание, чтение на ночь – и старайтесь не изменять ему никогда.

За пару часов до сна ребенок должен закончить шумные игры, выключить компьютер. Спокойное чтение или тихая игра с игрушками поможет успокоиться и быстро заснуть.

В спальне малыша должно быть прохладно, темно и тихо, чтобы ничего не мешало спокойно заснуть.

Как только малыш заснул, выключите музыку, работайте на компьютере с наушниками, погасите верхний свет, и разговаривайте вполголоса.

Самое важное о детском сне

Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным болезням. Создайте малышу условия для засыпания и тщательно следите, чтобы ничто не мешало его полноценному сну.



Предварительный просмотр:

МАРТ
Перелетные птицы


Лексико-грамматическая тема содержит очень много информативного материала, который ребенку необходимо усвоить и запомнить. Также грамматические задания достаточно объемны, и одной недели, как показывает практика, бывает недостаточно для ее усвоения. Целесообразно на третьей неделе дать информативный материал (п. 1-6), а на четвертой неделе выполнить грамматические задания. 

Для детей 4-5 лет


1. Рекомендую познакомить ребенка с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком). Объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие "перелетные птицы". 

2. Рассмотреть изображение этих птиц на иллюстрациях, обсудить их отличительные признаки: внешний вид, повадки, особенности питания. 

3. Рассказать, откуда прилетели птицы. 

4. Во время прогулок учить ребенка узнавать грача и скворца. 

5. Обратить внимание на сезонные изменения в природе. 

6. Помочь запомнить информацию. 

7 Упражнение "Улетает - не улетает".
Взрослый называет ребенку птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет. 

8. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
скворец - скворушка, скворчик
соловей – соловушка и т. д. 

9. Упражнение "Назови птенцов" на образование супплетивных форм существительных.
У грача - грачата.
У скворца - скворчата.
И т. д. 

10. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных во множественном числе.
Один грач - много грачей.
Один соловей - много соловьев.
И т.д. 

11. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. 
1 грач, 2 грача, 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 соловей, 2 соловья, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д. 

12. Упражнение "4-й лишний" на развитие логического мышления (по картинкам). 
Например: жаворонок, воробей, грач, скворец. 

13. Продолжаем учиться отгадывать загадки.

Черный, проворный,
Кричит: "Крак"
Червякам враг.
(грач)

На шесте дворец,
А во дворце певец.
(скворец) 

14. Развитие связной речи, обучение пересказыванию по вопросам. 
Рассказ "Предвестники весны".
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: "Грачи прилетели! Грачи прилетели!"

Вопросы:
- Какая была зима?
- Что наступает после зимы?
- Как греет солнышко весной?
- Кто прилетел?
- Что увидели дети?
- Что они закричали?

Словарная работа: объяснить малышу выражение "Вестники весны". 

15. Упражнение "Птички" на развитие мелкой моторики. 
Птички прилетали, крыльями махали.
Сели, посидели и дальше полетели.
(пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз) 

16. Развитие слухового внимания и памяти.
Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору) 

Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки.

(Е. Тараховская) 

Ласточка
Ласточка - тивит - тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит.

(армянская песенка) 

17. Ознакомление с произведениями художественной литературы.
Прочитать ребенку стихотворение и обсудить. Словарная работа: объяснить значение слова "сени". 

Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,      
Ласточка с весною 
В сени к нам летит.

С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги 
Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой. 

(А. Плещеев)

Для детей 5-7 лет
Перелетные птицы


1. Рекомендую вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными. 

2. Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе. 

3. Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы. 


4. По возможности во время прогулки понаблюдать за жизнью птиц весной. 

5. Упражнение "Улетает - не улетает".
Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица, зимующая или ведет оседлый образ жизни. (воробей, голубь, сорока, галка) 

6. Упражнение "Назови ласково" на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Соловей - соловушка, журавль - журавушка и т.д. 

7. Упражнение "Кто у кого" на образование супплетивных форм существительных.
У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата.
И так далее. 

8. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т.д. 

9. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным. 1 грач, 2 грача, 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д. 

10. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, ...
Аист (какой?) важный, ...
Ласточка (какая?) быстрокрылая, ...
И т.д.

11. Упражнение "Кто что делает?" на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д. 

12. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей - ...
У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
Аист белый, а грач - ...
У соловья серая грудка, а у ласточки - ...

13. Учимся употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из).
Грач вылетел (из) гнезда.
Грач прилетел ... гнездо. 
Грач подлетел ... гнезду. 
Грач кружит ... гнездом. 
Грач сел ... гнездо. 
Грач ходит ... пашне. 

14. Упражнение "Скажи одним словом" на образование сложных слов.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют ... (звонкоголосым)
У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют ... (длиннохвостой) 

15. Упражнение "Закончи предложение" на развитие связной речи.
На дереве гнездо, а на деревьях - ... (гнезда)
На ветке сук, а на ветках - ...
В гнезде птенец, а в гнездах - ... 

16. Обучение пересказыванию.
А) Пересказ по вопросам. 

Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы. 

- Какие птицы прилетают весной первыми?
- Что сразу начинают делать грачи?
- Где они вьют гнезда?
- Когда они выводят птенцов?
Словарная работа. Объяснить ребенку значение словосочетаний "предвестники весны", "гнезда вить", "вершина дерева". 

Б) Пересказ рассказа от первого лица. 

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесил на дерево. Пусть у скворца будет хороший дом! 
Словарная работа. Объяснить значение слова "скворечник". 

17. Развитие логического мышления.
А) Упражнение "4-й лишний" (без опоры на наглядность).
Ворона, воробей, стриж, голубь.
Скворец, грач, голубь, стриж.

Б) Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)

На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец.
(скворец)
18. Развитие слуховой памяти, внимания, работа над выразительностью речи.
Выучить стихотворение (любое по выбору).

Грачи
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
"За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи -
Птицы работящие".
(А. Прокофьев) 

Апрель
Мы раскрыли окна,
Распахнули дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями,
Зазвенел, запел,
Первыми скворцами
На березы сел.
(К. Быков) 

Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
(А. Майков) 

Словарная работа. Объяснить значение слов "зардел", "лазурь". 

19. Упражнения для пальчиков на развитие мелкой моторики. 

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу весну, 
Весну-красну.
(На каждую строку большой палец "здоровается" дважды с одним пальчиком, начиная, с указательного пальца, сначала на правой, потом на левой руке.) 

20. Ознакомление с произведениями живописи.
Рассмотреть с ребенком иллюстрацию картины А. Саврасова "Грачи прилетели". Обсудить ее содержание. Беседа может носить примерно такой план:
Эту картину написал известный русский художник Саврасов. Она очень красивая и висит в музее. На ней нарисован прилет грачей и грачовник. После прилета у грачей начинаются весенние хлопоты и заботы.

- Какие это заботы?
- Как ты думаешь, почему самка сама не может добывать корм?
- Какие весенние признаки изобразил художник?
- Краски, каких цветов использовал Саврасов для изображения неба, снега?
 


Предварительный просмотр: