Взаимодействие воспитателя ГПД с обучающимися

Быкова Светлана Алексеевна

 

Педагогическое взаимодействие воспитателя ГПД с детьми можно свести к принципу: «Не рядом и не над, а вместе».

         Что это значит? Для ответа на данный вопрос рассмотрим такие понятия, как «позиция», «дистанция» и «пространство общения». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bykova.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Основы педагогического  взаимодействия воспитателя группы продленного дня с детьми

                                                                                           

        Педагогическое взаимодействие воспитателя ГПД с детьми можно свести к принципу: «Не рядом и не над, а вместе».

        Но что это значит? Для ответа на данный вопрос рассмотрим такие понятия, как «позиция», «дистанция» и «пространство общения».

        Начнем с ПОЗИЦИИ ОБЩЕНИЯ.

        Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, важным, умным, чем другой. Данной ситуации могут соответствовать такие типы общения: «Дитя-дитя», «Взрослый-взрослый».

        Возможна иная ситуация, когда один из собеседников «Взрослый» занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй «Ребенок» послушно пристраивается «снизу». В данной ситуации контакта нет. Именно такое общение закрепляет стереотипы: уверенность в собственной непогрешимости у воспитателя и подавление инициативы, веры в собственные силы у ребенка.

        Это учебно-дисциплинарная  модель взаимодействия взрослого с ребенком. Суровый «контролирующий воспитатель» лучше знает, что нужно делать ребенку и как это делать, так что ему, ребенку, следует выполнять предписания, и не помышляя ни о каких самостоятельных действиях. Такой модели мы стараемся избегать, так как детям не хочется продолжать общение с нами, они стараются уйти из группы домой, т.е. «избавится» от нас, или все-таки предпочтут действовать по-своему. Но все же приходилось – и не раз! – занимать позицию «сверху». И это вполне закономерно. Когда что-либо угрожает здоровью, заняв позицию «сверху», просто приходится объяснять, как поступить, чтобы избежать опасности.

        Бывает и наоборот. Иногда приходится «идти на поводу» у детей, исполнять их прихоти и капризы, стараться угодить  им. Но, это, может быть, еще и не так страшно. Плохо, если дети пользуются подобным положением и все дальше и больше, что называется, «садятся на голову» воспитателя.

        

        Что же такое ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ?

У понятия «дистанция общения» не менее глубокий психологический смысл, чем у понятия «позиция общения». Ребенок-первоклассник целиком зависит от учителя, воспитателя – естественно, дистанция общения короткая. Но ученик растет и наступает такой момент, когда он становится самостоятельным.  Ему хочется быть  более самостоятельным и свободным, т.е. увеличить дистанцию между собой и взрослым.

        Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для его участников контакт и свободу одновременно.

        Сложность – и очень большая – для воспитателя состоит в том, чтобы правильно определить дистанцию общения и в отношении всей группы, и в отношении каждого ребенка в отдельности. Эта сложность ещё усугубляется тем, что для разных ситуаций общения, для разных видов деятельности и уже тем более для разных детей дистанция взаимодействия со взрослым разная.

В моей группе есть дети, которые всегда стремятся «приласкаться», стараются чаще попадаться на глаза. Такие дети вовсе не «подлизы» - просто в общении они нуждаются в более короткой дистанции. А есть и другие, которые, наоборот, стараются держаться подальше.  Все это особенности характера, поэтому мы не стремитесь их «сломать», причесать под свою гребенку, а стараемся подходить к каждому индивидуально.        И именно воспитатель отвечает за выбор: он выбирает подходящую для той или иной конкретной ситуации дистанцию общения с ребенком.

        Как установить дистанцию общения во время занятий. Для этого надо продумать каждую мелочь. Надо учесть и то, чтобы контакт, не противоречащий личной свободе, должен быть у каждого ребенка не только с воспитателем, но и у всех детей друг с другом.

         «ПРОСТРАНСТВО  ОБЩЕНИЯ».

        Попробуйте, разговаривая, отвернуться от своего собеседника и пусть он сделает то же самое. А теперь, внимательнейшим образом рассматривая то «пространство», которое оказалось перед вашими глазами, продолжите разговор. Не так уже это и легко, правда, если перед вами разные  «картинки». А ведь с детьми мы, находясь в разных «позициях», всегда видим разные «картинки».

        Более того, взрослые и дети часто под одними и теми же словами усматривают совершенно разный смысл.

        Между детьми и взрослыми все время возникают противоречия. Те и другие постоянно находятся в разных «пространствах». Как преодолеть эти противоречия? Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые смогут быть вместе? Об этом должен позаботиться педагог. Ведь ребенок не знает тонкостей этих различий. Было бы неверно принуждать ребенка «перейти» в «пространство» взрослого. Например, воспитатель говорит: «Приготовьтесь к занятию. Все сели!» При этом он может даже достичь внешнего эффекта. Но это вовсе не означает, что каждый из детей действительно присутствует там, где его хочет видеть взрослый. Мысленно он может быть где угодно.

         «Пространство» должно быть общим для воспитателя и детей, с которыми мы общаемся. Ведь «общаться» - от слова «общий».

        ВЫВОД: Очень важно, чтобы нам и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве», так чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций.

        Иными словами, чтобы мы и дети были не рядом и не над, а вместе, т.е. как можно чаще выбирали личностно-ориентированную модель взаимодействия друг с другом.