Районная конференция

Красников Владимир Викторович

Выступление на районной конференции "Здоровьесберегающие технологии". Доклад "Воспитание ЗОЖ средствами туризма" - 1 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_krasnikov_v.v._-_konferentsiya.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Районные педагогические чтения

«Будущее принадлежит сильным»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ  ТУРИЗМОМ

Автор:                                   

Красников В.В.,

учитель физической культуры

МОБУ Новобурейская  СОШ №3

п. Новобурейский – 2013

  1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

        «Без здоровых детей у страны нет будущего». На это утверждение всё больше уделяется внимания  в нашем государстве особенно в последнее время.

        В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.  В статье 84 нового закона об образовании записано:        

"Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и  спорта,    физическое  совершенствование,       формирование  культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта".

        Изучение результатов медицинских осмотров учащихся, негодность юношей к военной службе, периодические пропуски учебных занятий заставляют задуматься педагогов и родителей о здоровье. Уроки физической культуры,  которые проводятся 3 раза в неделю,  не способны решать эту задачу. Одной из причин этого многие считают развитие компьютерной техники, телефонов, интернета, загрязнение окружающей среды и другие. Но главной причиной является непонимание того, что 50 % здоровья зависит от нашего образа жизни (по данным Всемирной организации здравоохранения).- (Диаграмма, таблица "Факторы, влияющие на здоровье человека").

Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические (15-20%)

Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям

Состояние окружающей среды (20-25%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки

Медицинское обеспечение (10-15%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание

Условия и образ жизни (50-55%)

Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние — залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.  На мой взгляд, этому  способствуют занятия туризмом.

Цель моего выступления:

определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формировании средствами туризма.

         Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе Новобурейской СОШ №3.  Исследование проводилось при помощи анкеты.

«АНКЕТА определения роли туризма жизни школьника».\

         Анкетирование  показало, что:

- учащиеся школы  любят заниматься туризмом 95 % анкетируемых;

- в однодневные походы с классным руководителем сходили 80% учеников;

- в  многодневных походах побывало 10% учащихся старших классов;

- в школьном турслёте участвовало 60%  учеников школы.

  1. Основная часть.

Формы и методы туристско - краеведческой работы в школе

Организацию  туристической деятельности в школе строю на следующих принципах:

  • Не нанесения вреда здоровью.
  • Действенной заботы о здоровье детей (оценивание с позиции влияния на психофизиологического состояние и здоровье).
  • Непрерывности и преемственности (проведение постоянно, охватывая все ступени).
  • Соответствия возрастным особенностям детей.
  • Контроля за результатами, основанными на получении обратной связи.

        Используя ресурс туризма,  свою деятельность в этом направлении привел в систему и выделил следующие направления:

1 направление – урочная деятельность.

2 направление – физкультурно-массовая и туристская деятельность.

3 направление – внеурочная деятельность учащихся: исследовательская и проектная.

Основной вид деятельности - это урочная.

        Работаю  по программе А.П.Матвеева (2006г.). По сравнению с ранее опубликованными и ныне действующими учебными программами по физическому воспитанию, данная программа (для 5-11классов) имеет ряд отличительных особенностей.

        Во-первых, предоставляется учителю физкультуры право вводить в учебный процесс дополнительные темы и отдельные дидактические единицы, сокращать или упрощать предлагаемый в программе учебный материал.

        Во-вторых, программа рассчитана на проведение трех уроков в неделю.

Это позволила нам ввести в сетку часов уроки туризма в 5, 6, 7 классах. В соответствии с Базисным учебным планом из общего объема учебного времени, отводимого на физическую культуру, в данной программе 10% времени (9 часов) остается резервным и не обеспечивается учебным содержанием. В  рабочую программу и календарно - тематическое планирование   для 3,4, 7  классов внёс коррективы.         9 часов резервного времени спланировал как уроки по туризму. Тем более для этого с нового учебного года  есть возможность: малый спортивный зал оборудован для занятий туризмом (проект по линии РусГидро "Мы любим туризм" - грант 35000 рублей).

Календарно - тематическое планирование "Туризм"

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Туризм ( 9 ч.)

Правила ТБ при занятиях туризма.

Знакомство с оборудованием.

1

Узлы - на каждом уроке

Обвязка (снаряжение) - на каждом уроке

Траверс (система перестёжек)

1

Параллельные веревки

1

Навесная переправа

3

Горизонтальный  “маятник”:

3-4 класс - переправа с самонаведением

7 класс - переправа с самонаведением и самосбросом

2

2

Навесная  по лучу - 7 класс

1

Подъем на схватывающем узле или с помощью устройства (жумар, гри - гри) - 3-4 классы

1

        Данные уроки очень логично вписываются в учебный процесс, так как будут проводиться в начале четвертой четверти, когда идет подготовка к следующим  разделам  программы “Легкая атлетика”, "Гимнастика". На уроках туризма у ребят развиваются основные физические качества: выносливость, сила, координация, быстрота, точность выполнения движений и, конечно, воспитываются нравственные качества. Чтобы урок был интересен ученику, я буду применять элементы современных образовательных технологий: игровых, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая среда.  

        На мой взгляд, данные уроки смогут   повысить интерес к урокам физической культуры и положительно повлияют на позитивную динамику учебных достижений.

Следующее направление - физкультурно-массовые и туристские мероприятия.

Туризм стал важной частью в воспитательной системе  школы. Туризмом сегодня занимаются учащиеся 1-11 классов: от походов выходного дня до многодневных категорийных путешествий, проводятся  ежегодные школьные турслёты, областные и районные профильные смены.  

Туристско - краеведческая работа ведётся через школьный турклуб "Искатель", созданный в 1984 году.

        Основной вид деятельности в турклубе - это походы.

Первые - пешие, затем - водные.  Ежегодно школьная тургруппа в составе 25 человек совершает водные категорийные путешествия - 1, 2 и 3 категории сложности.  Покорены реки Бурея, Дикан, Тырма, Туюн, Алгон, Гонгор, Салокачи.

        Участие в походах  расширяет кругозор ребят,  воспитывает любовь к родному краю, Родине,  прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, вырабатывает инициативу и выдержку. А пребывание на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляет ребят.

        Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка — ответственная взаимозависимость. Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье. Безусловно, этому ребенка учат с детства, но, к сожалению, семья и школа не создают условия для эмоционального восприятия своей причастности к другому человеку.

        Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых, многие из них освобождены от домашних обязанностей, не знают стоимости продуктов, не имеют понятия о том, как сварить макароны, не держали молотка в руках. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни.

        Необходимость возникает только в ситуации высокого напряжения между потребностями и возможностями, в ситуации лишений. Вот здесь-то и возникает то ценное для педагогики положение, когда человеку(надо (очень надо!), но, чтобы удовлетворить потребность, он должен поработать. В трудных условиях походной жизни, в ситуации лишений привычного комфорта труд становится единственным средством удовлетворения многочисленных «надо».

        Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. И здесь следует указать на такую немаловажную деталь, как возможность в условиях похода, туристского лагеря своевременно диагностировать отклонения в развитии личности. Этому способствует пребывание подростка в атмосфере взаимодоверия и взаимопонимания, причем не в течение 40-45 минут урока или двух часов какого-либо мероприятия, а в течение длительного времени - от 4-8 часов (однодневный поход) до нескольких дней и недель (в условиях туристского путешествия или многодневного полевого лагеря), что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития ребенка.

        В походах естественным образом воспитывается потребность детей в здоровом образе жизни.

     С 2005 года школьный турклуб начал проводить областные профильные смены, выигрывая областные  гранты.  

- в 12 профильных сменах за 9 лет отдохнуло около 600 учащихся;

- приняли участие школьники из  6 школ области (Новобурейской СОШ №3, школы №12 г. Благовещенска, Тамбовская СОШ, г. Райчихинска, Успеновская СОШ, Малиновская СОШ) и ДЮСШ п. Прогресс.

В каждой смене своя организация жизнедеятельности коллектива, основанная на самоуправлении, совместной деятельности детей и взрослых: проводятся КТД,  выборы мисс смены, соревнования по технике пешеходного и водного туризма, конкурсы проектов, поделок из природного материала, краеведческие викторины, каждым отрядом выпускается газета. Из печатных материалов,  отчётов о профильных сменах видно, как насыщена и разнообразна жизнь в каждой смене: избрание  президента, работа вожатых из числа старшеклассниц, выборы солнца дня, введение валюты смены, открытие собственного банка...

        Важным моментом является то, что для семей учащихся такие смены - малозатратные  формы летнего отдыха детей, так как финансирование осуществляется из средств областной и районной оздоровительных комиссий, спонсоров из числа выпускников турклуба и его друзей. Поэтому наши профильные смены доступны для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Как правило, несколько подростков, стоящих на учёте в ИДН, участвуют в профильной смене. Для них смена - это школы жизни, мужества. Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством их девиантного поведения, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, зачастую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со всеми вытекающими последствиями, педагогически правильно используемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом. В каждый поход идут дети, стоящие на учёте. Именно в походе они учатся новому стилю общения, изменяют своё понимание о здоровом образе жизни.

        Ежегодно в школе проводятся турслёты, в которых принимает участие до 80% учащихся школы:

1-4 классы - "Малый турслёт"

5-11 классы - турслёт:

- соревнования по технике пешеходного туризма: полоса препятствий ( подъём, траверс, спуск, навесная переправа, параллельные верёвки),

- узлы,

- топография,

- экология.

Конкурсы: газет, поваров, бивуаков.

В роли судей выступают не только учителя, но и члены турклуба и класса "Спасатель".

        Спортивные секции по туризму  и туристские соревнования учащихся являются одной из важных форм подготовки к совершению безаварийного, содержательного туристского похода, профильной смены и проверки готовности туристской  группы. Занятия секции проводятся по 3 возрастным группам, согласно ПОЛОЖЕНИЯ о проведении ХХIII районной спартакиады школьников в 2013-2014 учебном году::

I к.д.-2001-02г.р. (3-5 классы)

II к.д.-1999-00г.р. (6-7 классы)

III к.д.- 1997-98г.р. (8-10 классы)

Школьная команда принимает участие в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма, занимает 1и 2  места. Но, к сожалению, мы сильно отстали от областного уровня. С этой целью решили оборудовать малый спортивный зал для занятий туризмом. Приняли участие в конкурсе проектов "РусГидро". Наш проект "Мы любим туризм" победил.

За эти годы члены турклуба  одерживали  много побед разного уровня.

Среди наград есть дипломы Всероссийского уровня  (2006 г. - лауреат конкурса  отчётов профильных смен), областного (2009 г. - 1 место в конкурсе экскурсионных маршрутов, 2011, 2012 г. - 1 место в районном конкурсе по организации летнего отдыха (номинации "Лучший полевой лагерь" и "Лучшая профильная смена").

        Следующее направление - исследовательская и проектная деятельность учителя и учащихся.

Занимаясь исследованиями в области туризма и здоровьесбережения, учащиеся анализируют роль туризма в формировании здорового образа жизни школьников в школьном турклубе "Искатель" и приходят к выводу, что туризм способствует формированию потребности в ЗОЖ.

За 5 лет учащиеся школы выступают с исследовательскими работами на конкурсах и конференциях разного уровн и занимают призовые места:

- реферат "Водный туризм" - 1 место в районном конкурсе в 2009 году - Неумывако Надя;

- исследовательская работа "Роль туризма в формировании ЗОЖ" - областная конференция в 2010 году - Козаченко Миша;

- исследовательская работа "История школьного турклуба "Искатель" - победитель областной конференции "Отечество" и участник  Всероссийской конференции в 2011 году - Кошевой Сергей;

- исследовательская работа "История водных походов школьного турклуба "Искатель" - победитель областной конференции "Отечество" и в 2012 году - Кошевой Сергей.

Проекты, созданные учащимися под руководством руководителей турклуба, помогают привлечь дополнительные средства для осуществления летнего отдыха учащихся школы, для приобретения нового оборудования.

Важное   место  отводится в школе  пропаганде занятий туризмом  через средства массовой информации. В период за 2005-2012 годы было опубликовано:

- «Амурская правда» - 1 статья «Позови, Алгон» (автор С. Матушевич);

- «Советское Приамурье сегодня» - 8 статей («Всё перекаты да перекаты…», «Огни Дикана», «Вечера на хуторе близ Дикана» и др.).

        В школе выпускается альманах «Бурея», в котором печатаются материалы о деятельности турклуба. Буклеты, выпущенные учащимися, пропагандируют здоровый образ жизни, занятия туризмом («ЗОЖ» - Косачёва Л.,  «Туризм и ЗОЖ» -  Скворцов Никита -  1 место в районном конкурсе «Спорт – это жизнь!»). На школьном сайте nsportal/ru - сайт школьного турклуба.

Но многих побед не было бы, если б в школе не сложился коллектив единомышленников:

- работа турклуба ведётся параллельно с классом "Спасатель" (руководитель Быстров Е.В.);

- в профильных сменах с нами рядом работают учителя - энтузиасты (во время отпуска!);

- в походы в разные годы ходили директор школы, учителя, родители, выпускники турклуба;

- часть из них сегодня водят в походы своих учеников, участвуют в профильных сменах;

- для других туризм стал неотъемлемой частью семейного досуга.

В походы и профильные смены мы приглашаем корреспондентов газет (С.Матушевич, И. Галушкина).

В клубе появляются всё новые и новые друзья. Они ходят в водные походы походы, являясь помощниками руководителя Красникова В.В.  Для части из них туризм стал семейным.

С гордостью вспоминают в турклубе своих выпускников: О.А. Сорокину - несколько лет Ольга Анатольевна руководила  детским  морским клубом  имени Ковалёва в г. Благовещенске. Она  водит в водные походы своих учеников.  Архипову Е.В. - учителя  биологии и экологии школы №12 г. Благовещенска. Она, одна из первых туристов - водников школы, покоривших Тырму, в 2011 году  приняла  участие в областных профильных сменах "Страна Хингания" и "Огни Дикана", проводимых турклубом "Искатель".  Многие выпускники стали состоявшимися людьми, продолжают путешествовать по родному краю, покорять новые реки (Роман Мурашов, Андрей Борташевич, Владимир Рудич).

  1. Заключение.

В своей работе я обосновал  потребность в здоровом образе жизни и его формирование  средствами туризма. Рассмотрел данную проблему на примере исследований состояния здоровья, потребности в ЗОЖ учащихся Новобурейской школы №3 и пришёл к выводу, что

  1. Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков и культуры ЗОЖ.  Туризм – это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Занимаясь туризмом,  ученик получает специальные знания по медицине, физиологии. гигиене, необходимые для профилактики заболеваний, травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у учащегося формируется отношение к собственному здоровью, как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.
  2. Туризм и краеведение - действенные средства формирования у учащихся уважительного отношения к Отечеству. Ведь в походе можно посетить краеведческие музеи, памятные места.  связанные с событиями военной истории Родины. Смена ландшафтов, посещение природных памятников становится основой восприятия учащимися знаний живой природы .А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того в походах дети приобретают навыки практической природоохранной деятельности: убирают места привала, огораживают муравейники, делают кормушки для птиц и животных.
  3. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.
  4. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.
  5. Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержка, взаимовыручка, организованность и дисциплина, принципиальность, чуткость и внимание к товарищам, смелость, стойкость и мужество, чувство долга и ответственности, высоких организаторских качеств.
  6. Туризм помогает занять детей, отвлекая от вредных привычек (курения, наркомании).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков.
  2. Закон  «Об образовании в Российской Федерации»  2013 г.
  3. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30 - 31.
  4. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.
  5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . - М.: Академия, 2001. - 320с.
  6. Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. - М.: Знание, 1989. - 76с.
  7. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.
  8. nrma.ru7thHealth/index.shtml
  9. 5ballov.qip.ruРефератыpreview/20414
    7.
    fadm.gov.runews/9658/