Воспитательная работа

Зайцева Юлия Владимировна

Материалы классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час "Моя будущая профессия"

Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда, создать информационное пространство о профессиях, привить интерес к различным видам деятельности, задуматься о своей будущей профессии.

Задачи: Пробудить у подростков интереса к знакомству с различными видами деятельности, создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Эпиграф:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»

(Константин Дмитриевич Ушинский)

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» 

(Сенека)

Ход мероприятия

Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.В мире насчитывается более 40 000 профессий. Представители некоторых профессий у нас сегодня в гостях. Им слово. (выступают гости)

Вопросы: В каком возрасте вы задумались о выборе профессии? В каком возрасте приняли решение? Кто был главным советчиком при выборе? В чем заключается ваша профессия? Как по вашему мнению влияет выбор профессии на судьбу человека в целом? считаете ли вы себя счастливым человеком?

(слайд 2) Как найти ту единственную, свою профессию чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?! Ответы на эти вопросы вам легче будет найти в завершении нашего открытого урока. (слайд 3,4)

Давайте вспомним какие профессии мы знаем.(слайд)

Что необходимо для овладения какой-либо профессии? Об этом говорится и во многих известных поговорках (дети отвечают устно)

Куй железо, пока горячо. ( Кузнец)

Кашу маслом не испортишь. ( Повар)

Семь раз отмерь один раз отрежь ( Портной)

 Обратная дорога всегда короче. ( Шофер)

Русский воин похвалы достоин. (военный)

Учение образует ум, воспитание – нравы.(учитель)

Задание1: Собрать поговорки:

очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.(слайд 6)

   Пять типов профессий.

Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с неживой и живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты актеры, дизайнеры и др.

заДАНИЕ № 2: "Необитаемый остров"

Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).

Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться?

Игра "Закончить предложения"

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

Счастье – это…

(Записали, зачитали).

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель:  Не секрет, что и в наше время не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

(рабочая карта)

Некоторые из вас уже представляют себя в будущей профессии. Какими должны быть профессионалы в любой деятельности? Какие качества необходимы? Каким не должен быть профессионал? (выписать в 2 столбика)

2.     Тест « Ты и твоя профессия»

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 секунд.

(Дети рисуют фигурки)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание)

ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

ПЯТЫЙ ТИП 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

ШЕСТОЙ ТИП 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути

3.      «Занимательные факты». Заметки о самых редких профессиях.

Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом – исключительно тонким обаянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре постижёр не просто делает парик, а создаёт образ. Часто в театре постижёры – это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижёра является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия – это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха – все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода – холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого, и специалисты оплачиваются соответственно.

Подбиратель мячей. Такие вакансии можно встретить в крупных гольф-клубах. В обязанности подбирателя мячей входит следить за тем, чтобы на прилегающих к площадке для гольфа территориях не было мячиков, случайно попавших туда.

Выниматель мозга. Место работы вынимателя мозга – скотобойня. В его обязанности входит класть голову забитого животного на стол и, после того, как ему расколют череп, вынимать оттуда мозг, который потом отсылается в рестораны.

Стояльщик в очереди.Откровенно порадоваться можно за британцев. В стране появилась контора, обещающая гражданам, что они не будут стоять в очередях. За них это сделает специально обученный «стояльщик». Услуги стоят не дешево – почти 40 баксов в час. Если учесть, что каждый англичанин за свою жизнь стоит в очереди больше года, то экономия на лицо!

Собеседник.Ритм жизни в Токио даже быстрее, чем в Москве. А значит, появление профессии собеседника там вполне закономерно. Товарищи эти сидят в своих будочках в самых оживленных районах столицы и выслушивают всех желающих. За неделю каждый профессиональный собеседник дает шанс пооткровенничать почти 10000 жителей страны.

Заключение.

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные стороны и укреплять слабые. Обогощаться знаниями в школе, ведь это основа вашей будущей жизни.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как не запутаться в сетях»

Цель урока: Создать условия для формирования медиаграмотности учащихся как средства сохранения ментального здоровья.

Задачи:

• Развитие у учащихся представления о понятии «ментальное здоровье», как одной из важнейших жизненных ценностей;

• Развитие оценочного мышления, как необходимого условия восприятия данных из различных источников СМИ;

• Формирование представления о роли человека, как участника социального взаимодействия в интернет-пространстве;

Использовать на уроке занятии здоровьесберегающие, образовательные технологии.

Основные понятия: ментальное здоровье, ментальность, медиаграмотность, инфлюенсер, буллинг, моббинг.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная работа, дискуссия

Технология проведения урока: элементы технологий проблемного обучения, урока-исследования, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающих технологий.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Оборудование урока и использованная литература:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Презентация
  3. Раздаточный материал (тесты, карточки с заданиями)
  4. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010
  5. Назарова Т. Н. Научно-методическая деятельность учителя. Методические исследования, технологические находки. Волгоград: Учитель, 2011
  6. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
  7. Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии», Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
  8. Ушакова, Е. Н. Буллинг - новый термин для старого явления / Е. Н. Ушакова // Директор школы. - 2009. - № 6. - С. 84-87.
  9. Ушакова, Е. «Сказка по кругу» и др. способы предотвращения детской агрессии / Е. Ушакова // Директор школы. - 2006. - № 5. - С. 101- 104.
  10. Фалд, Т. Буллинг. Офисные хулиганы / Т. Фалд, В. Кичкаев // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://psyfactor.org/lib/bulling.htm. - Дата доступа: 25.01.2011.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения занятия учащиеся смогут:

  • рассказать об основных принципах безопасного существования в интернет-пространстве;
  • объяснить значение медиаграмотности в контексте современного социального взаимодействия;
  • составить алгоритм действий при опасных для ментального здоровья социальных явлениях (буллинг, моббинг)

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

  1. Выявлять причинно-следственные связи.
  2. Делать выводы.
  3. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
  4. Доказывать.
  5. Сравнивать.
  6. Анализировать – выделять главное.

Личностные

1.Оценить значение влияния социальных сетей и СМИ на ментальное здоровье человека.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1Организационный момент

2. Вступительная беседа.

Цели:

- создание благоприятного психологического настроя на работу;

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Здравствуйте, уважаемые ребята, коллеги и гости! Наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось начать со слов Л.Н. Толстого: «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно»

Каждый из нас обладает этой силой, но каждый ли осознает ее?

Просматривают слайд презентации

Коммуникативные УУД:

1)развитие умения слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)создавать положительный эмоциональный настрой;

4)создавать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяя готовность к уроку.

3.Актуализация темы урока

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

актуализировать знания о информации;

- тренировать навыки работы с кластером;

- актуализировать мыслительные операции: анализ, аналогия;

- мотивировать к действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

-организовать анализ полученных ответов .

Слова окружают нас повсюду, мы произносим их, слышим, читаем, печатаем пишем, мыслим ими.

Со старославянского «слово» можно перевести как «звук», «гул», подумайте и скажите, где современный человек сталкивается с этим «шумом» чаще всего? Перечислите ситуации, места….

Понятие «Информационный шум»

Назовите одним словом/понятием основной источник получения информации

Сейчас мы посмотрим видео, ваша задача записать то, что вы почувствуете во время просмотра.

Перечисляют ситуации, места, источники…

Организация обратного кластера

«СМИ/социальные сети»

Записывают чувства, вызванные просмотром видео («О ценностях 21 века»)

Зачитывают ответы

Познавательные УУД:

1)развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, видео;

2)выявлять сущность, особенности объектов;

3)на основе анализа делать выводы;

4)обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4.Операционно-исполнительский этап.

- определить тему и цель исследования;

-выдвинуть гипотезу;.

- составить план исследования.

Оказывают ли по вашему мнению СМИ и социальные сети влияние на здоровье человека?

Какие типы здоровья существуют?

Посмотрите на слайд и попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Но мы помним, что мы обладаем великой силой – силой слова, так давайте используем ее сегодня во благо.

Применение метода «Мозговой штурм»

В ваших командах я попрошу вас написать как можно больше ответов на следующий вопрос: «Как влияют СМИ и социальные сети на ментальное здоровье?»

Команда №1 выписывает примеры негативного.влияния, Команда №2 –положительного.

Акцентуация внимания на проблемах буллинга и моббинга

Давайте подумаем, как человек может использовать СМИ/соцсети без вреда для здоровья?

(Составление Алгоритма)

Работа с презентацией-подсказкой

На слайде изображение рыболовной сети, предупреждающих знаков и символов соц.сетей. Учащиеся выдвигают версии.

Работа в командах

Высказывание идей, соревновательный метод взаимодействия между командами по принципу «пинг-понг»

Работа с презентацией

Совместное составление Алгоритма

1) выражать свои мысли в ответах;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Познавательные УУД:

1)развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, звукозаписи;

2)выявлять сущность, особенности объектов;

3)на основе анализа делать выводы;

4)обобщать и классифицировать по признакам;

IΙΙ. Совместное открытие знаний.

Цели:

- организовать усвоение детьми нового способа выхода из конфликтной ситуации, избегания виктимного поведения,

- формировать направленность на успешность и самоконтроль

Я попрошу одного из вас выйти ко мне и сыграть роль агрессора, вам нужно попытаться быть максимально грубым и злым, ваша цель вызвать у меня ответные негативные эмоции, вывести из себя, добиться слез и пр.

Какие закономерности в реакциях «агрессора» вы заметили?

А в действиях «жертвы»?

Можно ли минимизировать эмоциональный ущерб для всех участников конфликта? Как?

Разыгрывание сценки с двумя противоположными тактиками поведения. «Антибуллинг»

Работа в группах, обсуждение.

Личностные результаты:

1) выражать свои мысли в ответах;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение работать в группах.

Познавательные УУД:

1) извлекать информацию из различных источников;

2)выявлять сущность, особенности объектов;

3)на основе анализа делать выводы;

4)обобщать и классифицировать по признакам;

IV.Оценочно-рефлексивный этап

- сделать вывод по теме занятия;

-интерпретировать данные;

- проверить понимание учащимися изученного материала и его применение

Работа с кластером

«Ментальное здоровье в интернет пространстве»

Напишите небольшое сообщение человеку, который столкнулся с буллингом в школе.

Заполнение анкеты:

- Были ли вами использованы в этом сообщении пункты из Алгоритма?

- Чувствуете ли вы себя увереннее, получив сегодняшние данные?

- Чувствуете ли вы опасность, связанную с интернет-пространством?

- Интересно ли вам дальнейшее изучение вопросов влияния СМИ и соцсетей на ментальное здоровье человека?

Совместная работа по созданию кластера «Ментальное здоровье в интернет пространстве»

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работа с кластером;

3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

1) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работа с таблицей;

3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) оформлять свои мысли в письменной форме

V. Домашнее задание и орг. итог

Наше занятие подходит к концу, ваше домашнее задание поделиться составленным нами Алгоритмом с несколькими друзьями в соцсети и найти информацию в интернет-источниках о случаях, когда сила СЛОВА помогла избежать серьезных проблем/ошибок.

Будьте внимательны и не запутайтесь в сетях!

Личностные результаты:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.