Трансляция педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»)
ул. Мира, 56 «б», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628611
тел./факс: (3466)45-81-60, 43-34-08, электронная почта: сro-nv@mail.ru
от 14.11.2017 № 1091 на № _______ от ____________ | Руководителю общеобразовательной организации |
Уважаемый руководитель!
Информируем Вас о том, что автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования» проводит 27 ноября 2017 года в городе Ханты-Мансийске региональную научно-методическую сессию «Профессиональный стандарт педагога: инновационные модели профессионального развития педагогических работников. Бережливое образование: от концепции к практике» для образовательных организаций, осуществляющих инновационную деятельность (региональных инновационных площадок и др.) (далее НМС), в соответствии с приложением к данному письму.
В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 16.02.2016 №192 «О присвоении статуса пилотных площадок по внедрению и апробации технологии Бережливое производство» образовательным организациям ХМАО-Югры», приказа департамента образования администрации города Нижневартовска от 18.02.2016 №67 «Об утверждении плана мероприятий по исключению излишней отчетности в работе педагогов» предлагаем пилотным площадкам (МБОУ «СШ №1» и МБОУ «СШ №13») принять участие в НМС и направить по одному представителю от образовательной организации. Просим сообщить о принятом решении на электронный адрес: leskovasv-cro@mail.ru.
Электронная регистрация участников НМС открыта с 08.11.2017 по 20.11.2017 на сайте АУ «Институт развития образования» www.iro86.ru в разделе «Научная деятельность».
Директор Е.В. Чаусова
Исполнитель:
Заместитель директора МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»
__ _____С.В. Лескова
Тел.: 42-44-46
Предварительный просмотр:
Гадзева Жанна Викентьевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича»
Выступление на заседании
городского методического совета классных руководителей
«Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»
по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
детей-мигрантов»
В настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников. Развитие процессов миграции в современном российском обществе обострили проблемы адаптации детей – мигрантов в инокультурной среде. Школа — это один из основных институтов общества, через который осуществляется адаптация и социализация детей-мигрантов.
Адаптация – процесс приспособления человека как биологического существа к жизни в обществе.
Адаптируясь, дети-мигранты усваивают социальные нормы и культурные ценности классного коллектива, к которому они принадлежат, включаются в социальную практику.
Социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.
Основной функцией социализации является всестороннее, протяженное во времени вхождение обучающихся в ученический коллектив. Социализация дает возможность детям-мигрантам понимать себя и интерпретировать поведение других, взаимодействовать с окружающими.
Выделяются следующие группы адаптационных проблем:
- социокультурная адаптация;
- социально-психологическая адаптация;
- педагогическая адаптация.
Для детей-мигрантов важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде.
Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, общаться со сверстниками, относиться к тем или иным требованиям и нормам. Надо сказать, многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать.
Для адаптации и максимального общение такого ребенка со всеми ребятами классного коллектива организую игры на знакомство, посещение библиотеки, секций и кружков, проведение праздников, соревнований.
Классный руководитель является координатором в установлении взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, медицинского работника, коллективом учащихся.
Обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в классном коллективе, повышению доверия и сплоченности, развитию коммуникативных навыков, толерантному поведению в межэтнических отношениях способствуют следующие формы работы:
-анкетирование «Вот я какой!»;
-игры «Ласковое имя», «С тобой приятно общаться»;
-тесты;
-упражнения «Расшифруй слово», «Дорисуй портрет», «Клубочек», «Чем мы похожи», «Снежный ком»;
-беседы;
-тренинги, взаимодействие с родителями.
Чем раньше классный руководитель займется обучением взаимодействию, тем проще будет детям-мигрантам адаптироваться в классном коллективе, это позволит избежать закрепления негативных стереотипов. Групповая творческая деятельность детей на уроках и во внеурочное время – наиболее целесообразный метод организации данной работы. В совместной деятельности дети понимают, что справится с работой одному очень тяжело, а с товарищем это значительно легче и интереснее.
У них формируется привычка учитывать точку зрения другого человека, которая может отличаться от его собственной, то есть согласовывать свои личные интересы с интересами других.
Вовлечение ребенка в учебную и внеурочную деятельность помогают ему выразить себя, проявить свои способности, вызвать одобрение учителя и уважение сверстников. Достигнутые успехи, в разного рода занятиях, могут принести ребенку популярность, повысить его самооценку и снизить риск формирования комплекса неполноценности.
Значит классному руководителю необходимо:
- Создать положительное отношение к сотрудничеству.
- Формировать привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других.
- Обучать детей правилам эффективной организации совместной работы.
- Развивать эмоциональную сферу.
Детям-мигрантам зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей-мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка. Они не всегда понимают объяснения учителя, не умеют выразить свою мысль, что создает дополнительные трудности для общения и взаимопонимания.
С целью погружения в языковую среду рекомендую родителям дома общаться с ребенком только на русском языке, способствую занятиям с логопедом, педагогом-психологом, рекомендую дополнительные занятия с учителями (репетиторство), предлагаю посещать дополнительные платные занятия в школе, направленные на изучение русского языка, провожу беседы с учениками о необходимости постоянной дружеской поддержки нового товарища. Такая поддержка сверстников – языковая и моральная – очень помогает ребенку адаптироваться в новой среде.
Важно отметить, что в начальных классах освоению русского языка уделяется большое внимание, поэтому уже в средней школе дети в достаточной мере им владеют.
Актуальным является разработка систем занятий с обучающимися:
1) по межличностному общению ребят в классе – формирование сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов).
В связи с этим классный руководитель проводит следующие мероприятия:
1. Проведение диагностики личностной сферы детей мигрантов.
2. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).
3. Выявление интересов и склонностей ребёнка, вовлечение во внеурочную деятельность, в секции, контроль их посещения.
4. Индивидуально-групповые занятия с детьми мигрантов по русскому языку.
5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении, общении.
6. Проведение недели толерантности.
7. Привлечение детей мигрантов к участию в классных и школьных мероприятиях.
8. Организация и проведение, в тесном контакте с педагогом-психологом, занятий-тренингов, направленных на сплочение коллектива и по необходимости коррекцию межличностных отношений.
Успешная адаптация способствует быстрому включению школьников в учебный процесс. Поэтому, успешное управление классным руководителем учебно-воспитательным процессом является неотъемлемой частью решения задачи адаптации. Эффективная адаптация повышает качество и уровень обучения детей-мигрантов, обеспечивает высокую мотивированность овладения универсальными учебными действиями.
Хочу отметить, что на основании плана работы образовательной организации, с целью решения проблем обучения детей-мигрантов, в МБОУ «СШ № 1 имени А.В. Войналовича» продолжена работа по реализации Программы «Адаптация и социализация детей-мигрантов».
В рамках программы традиционно проходит школьный фестиваль «В дружбе народов единство России», который способствует толерантному восприятию и взаимодействию представителей различных национальностей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»)
ул. Мира, 56 «б», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628611
тел./факс: (3466)45-81-60, 43-34-08, электронная почта: сro-nv@mail.ru
от 14.11.2017 № 1091 на № _______ от ____________ | Руководителю общеобразовательной организации |
Уважаемый руководитель!
Информируем Вас о том, что автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования» проводит 27 ноября 2017 года в городе Ханты-Мансийске региональную научно-методическую сессию «Профессиональный стандарт педагога: инновационные модели профессионального развития педагогических работников. Бережливое образование: от концепции к практике» для образовательных организаций, осуществляющих инновационную деятельность (региональных инновационных площадок и др.) (далее НМС), в соответствии с приложением к данному письму.
В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 16.02.2016 №192 «О присвоении статуса пилотных площадок по внедрению и апробации технологии Бережливое производство» образовательным организациям ХМАО-Югры», приказа департамента образования администрации города Нижневартовска от 18.02.2016 №67 «Об утверждении плана мероприятий по исключению излишней отчетности в работе педагогов» предлагаем пилотным площадкам (МБОУ «СШ №1» и МБОУ «СШ №13») принять участие в НМС и направить по одному представителю от образовательной организации. Просим сообщить о принятом решении на электронный адрес: leskovasv-cro@mail.ru.
Электронная регистрация участников НМС открыта с 08.11.2017 по 20.11.2017 на сайте АУ «Институт развития образования» www.iro86.ru в разделе «Научная деятельность».
Директор Е.В. Чаусова
Исполнитель:
Заместитель директора МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»
__ _____С.В. Лескова
Тел.: 42-44-46