Самообразование

Анашкина Эльвира Адольфовна

Доклад на тему "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с  использованием компьютерной технологии на уроках истории и обществознания, как педагогическая проблема повышения эффективности урока".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_doklad.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерной технологии на уроках истории и обществознания, как педагогическая проблема повышения эффективности урока .

Слайд 2

В связи с утверждением ФГОС, ядром которых являются личностно - деятельностный подход, формирование универсальных учебных умений школьников, широкое внедрение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания, перед учителем встал вопрос: что необходимо менять в образовательном процессе? В чем принципиальные отличия нового стандарта от предыдущего ? Стандарты второго поколения

Слайд 3

Ответом на поставленные вопросы может быть объяснительно -иллюстративный метод обучения. Основное назначение этого метода состоит в организации усвоения информации учащимися . Его иначе можно назвать и информационно- рецептивным методом.

Слайд 4

Что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Слайд 5

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение ) печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы , натуральные объекты в классе и во время экскурсии ), практического показа способов деятельности. тесты

Слайд 6

Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Слайд 7

Известно (исследования института « Евролингвист », Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Видеозаписи

Слайд 8

Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Слайд 9

В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.

Слайд 10

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем: • возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы ( фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;

Слайд 11

• возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений; • оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся; • возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения , т.к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.

Слайд 12

Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока: Этапы урока Содержание Цели Условия достижения положительных результатов организационный демонстрация темы и целей урока Подготовить учащихся к работе на уроке доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе проверка домашнего задания демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса; устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися актуализация опорных знаний и способов действий вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

Слайд 13

формирование новых понятий и способов действий основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала демонстрация нового учебного материала применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний применение знаний, формирование умений вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений выполнение тренировочных заданий использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями контроль и учет знаний задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний организация контроля и самоконтроля использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

Слайд 14

Применение на уроках объяснительно-иллюстративного метода в сопровождении мультимедийных презентаций, программных продуктов позволяет учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “ Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

Слайд 15

Уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмысливать , оценивать большие потоки современной информации и умение пользоваться и управлять ею для различных практических целей. Данный метод служит и как инструмент профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Слайд 16

Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода 1. Повышение уровня использования наглядности на уроке. 2. Повышение производительности урока. 3. В зависимости от подготовленности учащихся, можно определять по ходу урока темп и объём излагаемого материала. 4. Установление межпредметных связей с другими предметами. 5. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и учителями-предметниками.

Слайд 17

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо: избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п. дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся; учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти. Данная тема по самообразованию дает мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материалы по теме урока и компьютерные презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Слайд 18

Спасибо за внимание!