Образовательные технологии

Муханова Наталья Алексеевна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

В своей работе я использую образоватльные технологии:

-технология проектной деятельности

-технология Лего- конструирования

- технология художественно- творческого развития детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение                                                                                                     детский сад № 35

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                 Тел.64-12-22                                                                         г.Солнечногорск ул.Красная  д.37 а                                                                                                                                                              Sunsad35@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                 

   Воспитатель МБДОУ №35                                                                                                                             Муханова Н.А.

2018-2021

Технология метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике. Она возник еще в начале XX столетия в Америке. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Учеными было дано  определение метода проектов как процесса планирования целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке.

В отечественной и мировой педагогической практике доказан тот факт, что технология метод проектов поддерживает компетентностно-ориентированный  подход в образовании.   Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов. Творческие проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования ключевых компетентностей ребенка.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов - это  область дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенной области знаний. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно-способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников ключевых компетентностей.

Относительно применения технологии метод проектов в ходе формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, можно отметить, что в основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на запланированный результат (специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий), который получается при решении той или иной актуальной практически или личностно значимой для группы или отдельного ребенка проблемы.

Таблица1 Идентификация педагогической технологии метод проектов

ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИИ

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНОЛОГИИ

Название технологии

Метод проектов.

Н.Е. ВЕРАКСА, А.Н. ВЕРАКСА

Уровень применения

Социально-педагогическая,

общепедагогическая

(метатехнология).

Философская основа

Прагматическая, приспосабливающаяся.

Ведущий фактор развития личности

Социогенная.

Научная концепция освоения опыта

Ассоциативно-рефлекторная,

развивающая.

Ориентация на сферы

и ключевые компетентности индивида

ЗУН (информационная),

СУД   (операционная),

СУМ (саморазвитие).

Характер содержания

Личностно-ориентированная,  

компетентностно-ориентированная.

Вид педагогической

деятельности

 Обучающая, воспитывающая,

общеобразовательная, светская.

Тип управления учебно-воспитательным процессом

Система «консультант»,

система «малых групп».

Методы и способы

 воспитания и обучения

Проблемно – поисковые.

Организационные формы

Коллективная, подгрупповая,

индивидуальная.

Подход к ребенку

Личностно-ориентированная технология, педагогика сотрудничества.

Направление модернизации

На основе активизации и интенсификации деятельности детей.

Категории обучающихся и воспитывающихся

Массовая.

Цель метода проектов - направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на определенный  и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно-образовательных задач: 

1. Развивать комплексные  умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

3. Формировать активную, самостоятельную  и инициативную  позицию  детей.

Концептуальные положения технологии метод проектов, разработанные Дж. Дьюи. раскрывают логику метода проекта. Суть идей ученого заключается в следующем:

  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
  • Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
  • Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
  • Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала - «Знания – дети удивления и любопытства»; активность ребёнка - «Знания должны усваиваться с аппетитом» ; связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

Научные концепции освоения опыта:

- Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, Ю.А. Самарин, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн), которая опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

- формирование активного отношения к познавательной деятельности;

- подача учебного материала в определенной последовательности, поэтапно;

- демонстрация и закрепление материала в различных приемах умственной и практической деятельности;

- применение знаний на практике.

- Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), которая предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.

 Усвоение опыта происходит в такой последовательности:

- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

- материальное (материализованное) действие;

- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

- этап внутренней речи, осмысление проблемы;

- этап автоматизированного действия (навык).

Принципы педагогической технологии метод проектов, разработанные И.А. Колесниковой:

-принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта;

- принцип пошаговости  природа  метода проектов предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него – к программе действий и ее реализации. Причем, каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего;

- принцип нормирования  требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности воспитанников;

- принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной  процедуры получать информация о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия;

- принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода проектов, обязательность ориентации проектной деятельности на получение значимого и реального результата, имеющего прикладную значимость;

- принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Чтобы быть включенным в процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать своё место в нем, формулировать собственный взгляд на проблему;

- принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленных целей.                                                                                                                                                                                                                      

Особенности педагогической технологии метод проектов:

- предоставляет возможность приобретать умение ставить и  осознавать проблему, решать ее, так как  ориентирована на практические методы приобретения знаний;

- отвечает запросу компетентностно-ориентированного образования;

- предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном  носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);

- позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической  компетентностей участников проекта.

Проекты различаются по доминирующей деятельности участников и могут быть:  практико-ориентированными, исследовательскими, информационными, творческими, ролевыми. По комплексности и характеру контактов проекты можно разделить на моно- и межпредметные. По продолжительности - на мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.

Основные этапы педагогической технологии метод проектов

1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе  групп или  индивидуально, сбор материалов по теме.

3. Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты,  продукт деятельности, формулируются выводы.

5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиции.

6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная  оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Мотивационная характеристика

педагогической технологии метод проектов

  • Технология метод проектов основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
  • Технологию метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению  поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов.
  • Отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников в выборе темы проекта.
  • Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, способное вызвать активную познавательную деятельность воспитанников.

При реализации технологии метод проектов в воспитательно-образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик  явления.

Совокупность методов возможно представить следующей классификацией:

  •         Проблемно - поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, исследование (исследовательский проект), поэтапное выполнение действий.
  • Творческие методы: презентация.
  • Информационные методы: составление модели источников информации, сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.

 Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Задачи проектной деятельности   для каждого возраста различны.

  В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).                                                                                                      

Уже в младшем возрасте дети приобретают определенные навыки и умения: умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение делать выводы и умозаключения.                                                                               

 С младшими дошкольниками реализуются 2-3 проекта, со старшими дошкольниками в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко, средне, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них.  Организовывая проектную деятельность внутри группы, важно, чтобы пошаговое проектирование всегда приводило к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.    

      Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников – игра, то, начиная с младшего возраста, можно использовать ролево–игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.     В то же время, нужно помнить, что все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась.

 В условиях ДОУ выделяются четыре группы проблем: ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный миробщество и его культурные ценности.                                                                      

Мы, педагоги, воспитываем в ребенке личность, способную максимально свободно и самостоятельно реализовывать свои потребности, проявлять себя в действительности, которая значима в данный момент.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.

Задачами проектной деятельности в старшем возрасте стали:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.     

 В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Несомненно, положительными моментами использования проектной деятельности стало то, что в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, сформировались классификационные умения, навыки исследовательского поведения, появилось умения выдвигать идеи и их оценивать.      

 Таким образом, ясно, что проектная деятельность начинает формироваться в возрасте от 3,5-4 до 5 лет на подражательно – исполнительском уровне. В этом возрасте ребенок выступает в качестве заказчика проекта. К концу пятого года дети переходят на развивающий уровень. Это первый опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). У детей 6-7 лет интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально–волевая, действенно–практическая.

 Так как метод проектов начинает внедряться с младшей группы, привлечение родителей к осуществлению проектов необходимо. Родителям предоставляют разную степень участия в проектах: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально – техническая поддержка и др.  Таким образом, у родителей сформируются представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей.   Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволит объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее откроется жизнь ребенка в детском саду, а педагоги смогут вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий, дальнейших проектов.

Сотрудничество с родителями   включает три основных направления:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом

Используются следующие формы взаимодействия с родителями:

 Консультирование, беседы, круглые столы, дискуссии, деловые игры, наглядная пропаганда, анкетирование…

                 Одно из перспективных направлений в системе дошкольного образования – интеграция образовательного процесса, основанного на личностно-ориентированной модели воспитания. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, постоянное саморазвитие и самообразование работников ДОУ.

 Из материалов данного опыта видно, что, проектная деятельность напрямую решает эту проблему. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договоренностей. Деятельность каждого ребенка направлена на достижения намеченного результата. Именно поэтому большое внимание уделяется сотрудничеству с дополнительными специалистами.  Проект, объединяющий все способы познания, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, читает, сочиняет сказки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

 Поэтому с педагогами систематически проводятся консультации, теоретические и практические семинары, индивидуальные беседы.

   Таким образом, создано единое оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

     Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что  если нам, педагогам,  хоть немного удалось направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повысить детскую самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать  такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анфисова, С.Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ / С.Е. Анфисова // Сб. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всероссийской научной конференции. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2003. – С. 66-70.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. - 65 с.
  3. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учебное пособие / Н.В. Борисова. – М., 2000. - 120 с.
  4. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. – М., 1999. – 167 с.
  5. Заир-Бек, Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования / Е.С. Заир-Бек. – СПБ., 1994. – 276 с.
  6. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения.        Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М., 2004. – С. 81-91.
  7. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2004. - С. 300-305.
  8. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие  / М.М. Левина. – М. : Академия, 2001. -С. 59-160.
  9. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. - 2000. - №4. – С. 26-31.
  10. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
  11. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2001. - №5. – С. 75-100.
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999. -  115 с.
  13. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева [и др.]. – М. : АРКТИ, 2003.  –  96 с.
  14. Проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийск, 2002.  - 65 с.
  15. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 2002. - 176 с.
  16. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев  – М. : АРКТИ, 2005.  - 56 с.
  17. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. – М., 1999. - 95 с.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение                                                                                                     детский сад № 35

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                 Тел.64-12-22                                                                         г.Солнечногорск ул.Красная  д.37 а                                                                                                                                                              Sunsad35@mail.ru

ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ 

В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

http://www.spielzeug-schuette.de/yanis42/system/modules/y42_ishop/web/getimage_product.php?p=8D6B1E324434BB2985E0C8BB942D8A78@$@5702014602212@$@00130@$@5497_a@$@800@$@600@$@.jpg

                                                                                 

   Воспитатель МБДОУ №35                                                                                                                             Муханова Н.А.

   Актуальность 

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:

 - позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

 -дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры ( учиться и обучаться в игре);

- способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе.

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.    

Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

          В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

Новизна педагогического опыта заключается

 1. В создании условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии ЛЕГО-конструирования. (создание ЛЕГО – центра);

2. Опыт направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству;

3. Внедрение новой культурной образовательной практики - Клубный час. Практическая значимость: 

 Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.

  Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

 Данный опыт направлен на учет образовательных потребностей контингента воспитанников ДОУ. У меня в группе имеются дети с особыми образовательными потребностями. Констуктор Лего помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Классификационные параметры педагогической  ЛЕГО – технологии

по Е.В.Фешина «Лего конструирование в детском саду»

Название технологии

 ЛЕГО - технология в системе дошкольного образования в ДОУ.

Уровень и характер применения

Макротехнология.

Философская основа

Деалектическая.

Методы м способы воспитания    и обучения

Активные, проблемные, поисковые, наглядные, практические, объяснительно-иллюстрированные

Ведущие факторы развития

Психогенные.

Научная концепция

освоения опыта

Деятельностная,

ассоциативно-рефлекторная

Ориентация на личностные сферы и структуры индивида

ЗУН (информационная),                                                            СДП (действенно-практическая),                             сфера творческих качеств.

Характер содержания

Общеобразовательная,

практическая.

Вид социально-педагогической

деятельности

Обучающая, воспитательная,

развивающая

Тип управления педагогическим процессом

 Классическое,

система «малых групп»

Преобладающие методы

Развивающие, игровые,

проблемно-поисковые.

Организационные формы

педагогического процесса

Коллективные, подгрупповые,

индивидуальные.

Преобладающие средства

педагогического процесса

Практические + наглядные +

вербальные.

Подход к ребенку и характер

воспитательных воздействий

Личностно-ориентированная.

Направление модернизации

 существующей традиционной системы

На основе активизации и интенсификации деятельности детей.

              Подход к ребенку

Технология сотрудничества.

Категория обучающихся

Массовая

ЛЕГО-технология - это не только практика, творчество, деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также  воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.

  В качестве основных целевых ориентиров  ЛЕГО - технология предполагает развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности, поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.

  Теоретический базис технологии выстроен на основе:

    - «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией                        М. А. Васильевой

     - «Лего конструирование в детском саду» Е.В.Фешина

 Основные принципы построения технологии

В основу технологии положены принципы:

  • Доступности. Содержание, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребёнка.
  • Перспективы. Этот принцип позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, сформировать общие интересы.
  • Наглядности. Овладение материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к работе, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
  • Прочности овладения знаниями, умениями, навыками. Основное условие реализации этого принципа – точное определение целей работы. Каждый ребёнок чётко представляет, какой результат ожидается, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
  • Систематичности и последовательности. Работа  строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы  ребенок мог закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний. Этот принцип требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе.
  • Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса: от выбора содержания материала, проблем для обсуждения, видов деятельности до использования технических средств и наглядности.

Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования. 

Целью использования ЛЕГО-технологии в системе дошкольного образования является:

  • овладение навыками начального технического конструирования
  • развитие мелкой моторики
  •  координацию «глаз-рука»
  •  развитие логического и пространственного мышления детей
  •  навык взаимодействия в группе.

С помощью конструктора LEGO решаются  задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

 

- Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.                                                                                                                    

- Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.

- Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.

- Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте.

 - Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.

- Обучение воображению, творческому мышлению.

- Овладение  умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

- Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

В технологии использованы следующие формы работы:

- Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).

- Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут)

- Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.

 - Фестивали, конкурсы, викторины

Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.


Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

   Начальное моделирование и конструирование – это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности, а так же активизирует процесс формирования технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться схемами, при этом может стать первоначальной  ступенью в развитии, обучении и воспитании будущих конструкторов и изобретателей.

    Данная технология составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам и учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, что позволяет развивать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, а также его личностные качества

                                         

                                                 

СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ:

 Технология рассчитана на четыре года обучения, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

I. Организационно-подготовительный этап

Составление проблемно-ориентированного анализа.

  • Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
  • Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы.
  • Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

II. Технологический этап

1. Определение основных ресурсов для реализации программы.

2. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

3. Изучение методического обеспечения.

4. Взаимодействие с родителями в рамках реализации технологии:

  • Установление сотрудничества с родителями по реализации технологии.
  • Информирование родителей о результатах внедрения технологии.

III. Практический этап

Технология реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование» на основе методических разработок «Лего конструирование в детском саду» Е.В.Фешина

Возрастная категория: с 3 до 5 лет

LEGO конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА. С ним проводятся четыре последних занятия. Преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается.

Возрастная категория: с 5 до 6 лет

На данном этапе преобладает познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO- конструктора становится приоритетным.   Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.

Предполагает освоение LEGO - конструирования с использованием   конструкторов: LEGO- WeDO, ROBO-KIDS; Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.

Занятие конструированием, программированием, исследованием, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в  «LEGO  - конструирование» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширениями круга интересов.

IV. Рефлексивно-обобщающий этап

  •    Принятие тактических и стратегических решений по результатам освоения технологии.
  • Диагностика.

Структура технологии построена по принципу многоуровневой системы. Это позволяет выстроить непрерывную цепь обучения от формирования интереса до самостоятельного творчества. Исходя из этого, технология ориентирована на разный возраст воспитанников, и рассчитана на четыре года обучения,  дети начинают заниматься Лего-конструированием с младшей группы. Особенностью предлагаемой технологии является объединение непосредственной образовательной деятельности в блоки на основе единой тематики. Каждый блок может быть реализован в течение месяца на специально организованной работе и в свободное время.

  Все блоки выстроены в определенной системе. В одни блок входят занятия трех основных видов конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

 Кроме продуктивной деятельности, в блоки входит знакомство детей с окружающим миром, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и программными задачами вышеназванных занятий.    

Преимущество данной  технологии (методики)в том, что дети, конструируют  однородные предметы на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы конструирования. Кроме того, каждое новое занятие  требует от ребенка несколько по-другому передавать предмет, персонаж (в другой позе, другим цветом, ввести в сюжет и т. п.). Поэтому у ребенка не закрепляется определенный шаблон в изображении.

  Через несколько занятий блока на определенную тему («Птицы», «Человек», «Здания и транспорт» и др.) у ребенка формируется обобщенное представление об однородных предметах – о форме, строении, способах конструирования, что позволяет ему самостоятельно конструировать любые сходные по форме объекты. 

Структура непосредственной образовательной деятельности

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • Совершенствование навыков классификации.
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Ожидаемый результат реализации технологии:

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Вывод:

Использование ЛЕГО – технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной.

 Итак, лего - конструирование - это прекрасная возможность для внедрения информационных технологий в образовательный процесс в ДОУ. Это поможет дошкольнику овладеть навыками и умениями работы с современными техническими средствами.

Дети развиваются всесторонне в непринужденной обстановке, у них возникает познавательный интерес, наблюдательность, креативность, что способствует развитию технических инженерных задатков.

Эффективность воспитательно-образовательной работы ДОУ, в том числе и системы дополнительного образования, значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении.

И в этой ситуации ЛЕГО-конструктор выступает в качестве  универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым

Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.

Список литературы

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №35

__________________________________________________________________

Тел.64-12-22                                                                                                                                                                                            

г.Солнечногорск ул.Красная д.37 а

        sunsad35@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель МБДОУ №35

 Муханова Н.А

2018-2021 г

Содержание

Научная база использования технологии

художественно - творческого развития детей дошкольного возраста в ДОУ.

Циклы непосредственно образовательной деятельности в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе

Примерные конспекты непосредственно образовательной деятельности  по использованию технологии

Консультация для воспитателей

« Дидактический игры в изобразительной деятельности»

+ презентация

Консультация для родителей «Рисуем вместе с ребенком»

Результативность использования технологии (эффективность)

Одной из приоритетных образовательных технологий, которая успешно обеспечивает реализацию компетентностно-ориентированного подхода к обучению, является технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Данная технология способствует развитию творческих способностей детей и формированию их технологической компетентности в разнообразных видах художественного творчества.

В основу технологии положена идея художественно-творческого развития ребенка средствами искусств. Этим и определяется особые возможности художественно-эстетического образования на пути гуманизации любого воспитательно-образовательного учреждения, ориентированного на современные технологии обучения детей.

Идентификация технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИИ

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНОЛОГИИ

Название технологии

Технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Авторы: 

Г.С. Швайко Т.С. Комарова, и др.

Уровень применения

Отраслевая, частнопредметная.

Философская основа

Диалектическая.

Ведущий фактор развития

личности

Психогенная.

Научная концепция освоения опыта

Развивающего обучения и воспитания,

деятельностная,

ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на сферы

и ключевые компетентности индивида

ЗУН (информационная - сфера знаний),  действенно-практическая  

и сфера творческих качеств

Характер содержания

Общеобразовательная, гуманитарная,

общекультурная.

Вид педагогической

 деятельности

Обучающая (дидактическая),

воспитательная, развивающая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом

Классическое, традиционное обучение, система малых групп.

Методы и способы воспитания и обучения

Активные, объяснительно-иллюстративные, проблемные,

поисковые, исследовательские,

убеждения, наглядные, практические.

Организационные формы

Коллективные, групповые,

индивидуальные и дифференциации.

Подход к ребенку

Технология сотрудничества,

деятельностно-ориентированная.

Направление модернизации

На основе гуманизации

и демократизации отношений.

Категория обучающихся и

воспитывающихся

Массовая.

В качестве основных целевых ориентиров предлагаемая технология выделяет художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством.

Технология предполагает содержательную конкретизацию задач художественно-эстетического образования на разных этапах дошкольного детства.  

К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:

 1. Развитие художественного восприятия.

2. Формирование эстетических чувств и эмоций.

3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.

4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.

6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста

Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

- восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств;

- воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности;

- эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками;

- эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества;

- художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.

Механизм передачи и освоения  опыта художественно-творческой деятельности разработан в рамках следующих научных концепций:

1. Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн).

Опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

- формировании активного отношения к познавательной деятельности;

- подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;

- демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;

- применение знаний на практике.

2. Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Развивающая технология предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.

 Усвоение опыта происходит в такой последовательности:

- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

- материальное (материализованное) действие;

- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

-этап внутренней речи, осмысление проблемы;

-этап автоматизированного действия (навык).

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».

Методологическую основу личностно-ориентированной  технологии художественно-творческого развития составили следующие труды:

- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский) ;

- положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

- теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.)

Условия, способствующие развитию детского творчества новизна обстановки, свободная форма организации детей (дети работают так, как им удобно: стоя, сидя, могут отходить от своего рабочего места), необычное начало работы, использование разнообразных материалов, поощрение самостоятельного их выбора, интересные для детей и неповторяющиеся задания, чередование индивидуальных и коллективных форм работы. интеграция изобразительной и других видов деятельности, которые увлекли детей. интересный подбор содержания, который предполагает учет интересов детей, использование изображений на темы сказок и понравившихся литературных произведений, создание ситуаций, чтобы дети имели возможность, с одной стороны, применить усвоенные ранее умения и знания, с другой - искать новые решения, творческие подходы,

формирование положительной мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста, «открытый» временной конец занятия, позволяющий каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, Создание атмосферы, побуждающей к творчеству ( отсутствие педагогического нажима, повышенного тона, «эмоциональные поглаживания», показ заинтересованности, готовности помочь), развитие восприятия (зрительного, осязательного, кинестетического) отказ от шаблонов и стереотипов, уход от образца, знакомство детей с разными способами изображения, развитие воображения, систематическое знакомство с произведениями искусства (отмечаем разные способы изображения, композицию, приемы, которыми пользуются художники, разный колорит, какими средствами передают настроение, как они по-разному передают особенности одного и того же времени года, от чего это зависит, учим сравнивать «настроение разных пейзажей о конкретном времени года, беседуем о том, что может чувствовать художник, когда отражает именно это содержание картины, учим понимать основную мысль произведения, устанавливать взаимосвязь между содержанием картины и средствами её выражения), Использование игр со цветом, Грамотно проведенный анализ

Варианты проведения анализа в совместной деятельности, после того, как у детей будет возможность закончить рисунки, поделки, дополнить их (повторное возвращение к работе), украсить декором, рамкой, внести дополнительные детали; в процессе оформления выставки детских работ;   в индивидуальной беседе с детьми, используя самоконтроль, самооценку, и её мотивацию,  от имени сказочного героя или игрушки, для которой ребенок что-либо делал, обсуждение работы ребенка в режиме диалога: ребенок отвечает на вопросы: Что ты задумывал нарисовать? Что тебе нравится в твоей работе? Что хотел бы изменить? С помощью чего? Как бы ты назвал свою работу? И т.д.

Содержание анализа отметить необычное цветовое решение, интересную композицию, удачное выполнение характерных деталей, неповторимость, выразительность, индивидуальную манеру исполнения, интересную идею, собственное видение ребенка, его эмоционально-положительное отношение, попытку проявить оригинальность и творческий подход, умение и желание довести начатое дело до конца, усидчивость, желание передать свои ощущения, разнообразие замыслов.

Попытаться узнать у детей, какие чувства они испытывали во время работы? Что хотели передать в ней? Какое у нее настроение? Чем она отличается от других,? Что еще потом хотелось бы добавить, чем дополнить? и т.д.

Авторами технологии разработаны принципы ее реализации:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;

- принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;

- принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

- принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;

- принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;

- принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества;

- принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного – к общему, от общего – к частному;

- принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.

Процессуальная характеристика технологии

Технологию художественно-творческого развития детей дошкольного возраста можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные художественные, изобразительные решения, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

Процесс становления творческой личности имеет свой алгоритм. 

Первый элемент – это накопление впечатлений от восприятия искусств, которые являются образцом для творчества, источником вдохновения и мотивами будущей деятельности.

Второй элемент – это накопление опыта практической деятельности и освоение знаний, умений и навыков репродуктивного характера. Необходимые умения и навыки позволяют ребенку выразить свои собственные впечатления в художественно-творческой форме.

Третий элемент – это цикл творческих заданий, которые варьируются и усложняются: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей.

Основные этапы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста:

Подготовительный этап:

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации;

- составление плана работы.

Основной этап реализации:

Первый этап - накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества. Важными моментами на этом этапе являются информационно- и эстетически-обогащенные пространства (развивающая среда) и мотивационные стимулы, пробуждающие активную творческую деятельность.

Второй этап - этап подражания, имитации – освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетически полноценном, полихудожественном пространстве.

Третий этап - этап преобразований – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых, личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, способностями детей.

Четвертый этап - этап альтернатив – направлен на индивидуализацию, гармонизацию творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Заключительный этап:

- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

- Обобщение результатов работы.

Методы и приемы  технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод.

 Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается  как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает  инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

      Особенностью предлагаемой технологии является объединение изобразительных занятий в циклы на основе единой тематики, общности персонажей, сходства способов изображения или одного и того же вида народно-прикладного искусства.

    В одни циклы входят занятия всех видов изобразительной деятельности (лепка, рисование и аппликация), в другие – занятия каких-то двух видов, третьи состоят из занятий только по лепке, рисованию или аппликации. Различаются циклы и по количеству занятий (от 5–6 до 10–12).

    Кроме изобразительных занятий, в циклы входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и программными задачами вышеназванных занятий.

    Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими и расщитаны на детей средней, старшей и подготовительной группы. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методика этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка, лепки или аппликации. Таким образом создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер. Дошкольники на новом содержании применяют знания и умения, полученные ранее.

        Многолетние наблюдения и анализ педагогической работы показали, что, несмотря на регулярное проведение непосредственно образовательной  изобразительной деятельностью, её результаты не соответствовали полностью программным требованиям. Особенно слабо развивались творческие способности детей.

        Преимущество данной  технологии (методики)в том, что дети, изображая однородные предметы на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения. Кроме того, каждое новое занятие цикла требует от ребенка несколько по-другому изобразить предмет, персонаж (в другой позе, другим цветом, ввести в сюжет и т. п.). Поэтому у ребенка не закрепляется определенный шаблон в изображении.

    Через несколько занятий цикла на определенную тему («Птицы», «Человек», «Здания и транспорт» и др.) у ребенка формируется обобщенное представление об однородных предметах – о форме, строении, способах изображения, что позволяет ему самостоятельно изображать любые сходные по форме объекты.

    НОД познавательного характера и дидактические игры, кроме того, что обогащают ребенка представлениями и знаниями, служат подготовкой детей к изобразительным занятиям. Они включают в себя отдельные программные задачи, которые дошкольники будут решать в дальнейшем (научиться размещать предметы на плоскости листа бумаги, располагать персонажи друг относительно друга, подбирать цвета и оттенки к определенным предметам и др.).

ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

    1. Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности. С этой целью:

    2) формировать сенсорные способности;

    3) формировать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления;

    4) формировать обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения;

    5) обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности;

    6) формировать способность оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных изобразительных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого.

    2. Развивать познавательную активность детей. С этой целью:

    1) воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;

    2) поддерживать взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающим миром;

    3) в подготовку к занятиям изобразительной деятельностью включать помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, малыми формами скульптуры, предметами народно-прикладного искусства, использовать дидактические игры.

    3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Для этого:

    1) создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;

    2) организовывать процесс обучения по подгруппам, с тем чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям и иметь возможность общаться с каждым ребенком;

    3) вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможностей использования их готовых работ в повседневной жизни;

    4) создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты;

    5) воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

Предполагаемый результат развития художественно – творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.

 

Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

Нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

Индивидуальный «почерк» детской продукции;

Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

Способность к интерпретации художественных образов;

Общая ручная умелость.

 

Для педагога:

Создание развивающей среды в группе детского сада.

Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;

Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественное творчество».

 

Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста при организации непосредственно образовательной деятельности  можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом.

- дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;

- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Заключение

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей различным методам рисования, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия по рисованию.

Цель занимательных занятий - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

Задачи, намеченные в начале нашей работы, полностью реализованы.

Практическая значимость заключается в использовании разработанных занятий в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя, обобщение научной литературы способствует установлению содержания художественно-творческих способностей в рисовании.

Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.

  Автор :Филькова И.Т.

 

Литература        

 Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду ( средняя группа). М.:Владос 2001

Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). М.:Владос 2001

Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). М.:Владос 2001

Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 1997.

Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

Дубровская Е. А., Козлова С. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.

Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.

Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.

Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.

Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 1998.

Комарова Т. С. Изобразительная Деятельность в детском саду: Младшая группа. - М.: МО - ЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 120 с.

Комарова Т. С. Развитие Художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: МО - ЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.