Материалы для педагогов.

Екатерина Николаевна Кучеренко

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Развитие мелкой моторики» детей

Задачи:

Познакомить педагогов с методикой «Пальчиковые шаги»

 

Показать способ (или методику) изготовления сенсорных дорожек и игрушек-ходилок.

 

Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью.

Какая же связь между умением проводить мелкие манипуляции пальчиками и развитие лексического словаря, произношение букв и построение сложных предложений? Оказывается, самая прямая.

Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Активизация участка в связи с какой-либо деятельностью руками стимулирует центр речи, «заставляя» его включаться в работу.

Существует множество методов и приемов развития мелкой моторики. Сегодня я хочу остановиться на методике «Пальчиковые шаги». Ее авторы –Елена Юрьевна Тимофеева и Елена Ивановна Чернова.

Методика широко представлена в их книге, которая так и называется «Пальчиковые шаги».

Авторы предлагают проводить работу с сенсорными дорожками в несколько этапов.

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу.

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом

работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги»

указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:

указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту

используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»).

В своей работе с детьми младшей группы я использовала первый и второй этапы данной методики.

Изготовить сенсорные дорожки можно самостоятельно из различных материалов:

Картон, фетр, плотная ткань, фоамиран, пуговицы, тесьма, коктейльные трубочки. Также можно приобрести заготовки для творчества.

Для изготовления пособия мне понадобились:

-фетр

-пуговицы

-ножницы

-заготовки для творчества

-тесьма

-коктейльные трубочки.

-клей «мастер» универсальный

-и хорошее настроение.

Этапы работы:

1 Вырезаем прямоугольники из фетра размером примерно 17 *8 см (уточнить)

2Раскладываем пуговицы, тесьму или готовые элементы на дорожке, подбирая узор.

3 Приклеиваем.

ФОТО ДОРОЖЕК

 

image

image

 

Чтобы детям было интереснее заниматься

с сенсорными дорожками, я решила сделать пальчиковые игрушки-ходилки .                  для этого мне понадобились:

-фетр

-картон

-простой карандаш

-ножницы

-клей «мастер» универсальный

-глазки (заготовки для творчества)

этапы работы:

1Рисуем и вырезаем из картона выкройку-шаблон.

2 Прикладываем шаблон к фетру, обводим и вырезаем.

3приклеиваем необходимые детали и глазки.

 

image

 

image

 

image

 

image

Детям очень нравится заниматься с сенсорными дорожками, особенно с использованием игрушек-ходилок, Буду рада, если кому-то мой материал покажется интересным.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Филиал "Ветерок"

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 59 г. Пензы "Росинка"

Конспект развлечения по элементарной математике

 «В гостях у Малышариков»

для детей 3-4 лет.

Составила:

Воспитатель

Кучеренко Екатерина Николаевна

Цель: закрепление и повторение пройденного материала по элементарной математике.

Задачи:

- закреплять умение определять количество (один, два, много).

-закреплять умение сравнивать две группы предметов путем приложения и устанавливать равенство между двумя группами предметов,

- закреплять умение сравнивать два предмета по ширине

- закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).

-закреплять знание цветов.

- закреплять умение ориентироваться в пространстве (используя слова «за»,»на», «под», »над» ),

- закреплять умение ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).

- развивать мышление, внимание,

- пробуждать познавательный интерес к математике,

- воспитывать эмоциональную отзывчивость.                                                                                                                                                                       

Методы и приемы:

наглядные: рассматривание картинок и предметов.                          

словесные: мотивация, беседа, словесные игры, поощрения, подсказки, вопросы, рассказывание.                                      

практические: пальчиковая игра, словесная игра, дидактическая игра.

                                                                                

Оборудование:

- изображение (аппликация) двух домиков,

- шляпа,

- мягкие модули,

- «ручей» - две толстые веревки,

- спортивные дорожки,

- изображения малышариков из фетра,

- мяч фитбол.  

- аудиозапись Е. Железнова "Дом"                                           

Ход развлечения.

Вводная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на шляпу, лежащую на столе. Интересуется, вдруг кто-то знает: чья это шляпа. Так как никто из детей не узнал  шляпу, воспитатель решает ее примерить. Далее воспитатель надевает «волшебную шляпу», удивляется и сообщает детям, что шляпа просит всех закрыть глаза. Дети выполняют просьбу, в это время воспитатель раскладывает необходимые атрибуты. Педагог предлагает открыть глаза и обращает внимание детей на то, где они оказались. Дети, осмотревшись и увидев малышариков, делают вывод, что они на столе, где живут малышарики.    

Основная часть.

Воспитатель замечает Пандочку и недалеко от нее лежащие в беспорядке мягкие модули (Фото 1). Пандочка огорчена тем, что сильный ветер сломал домики. Но у нее есть фотография (изображение двух домиков) (Фото2). Дети предлагают помочь Пандочке построить домики. Они рассматривают «фотографию» и вместе с воспитателем отмечают, из каких фигур состоят дома. Воспитатель восхищается яркостью картинки, интересуется у детей: какой кому дом понравился больше. В ходе беседы дети повторяют цвета, уточняют количество (два домика, один красный). Чтобы построить хорошие домики, воспитатель предлагает сначала показать Пандочке, как дети будут строить. Проводится музыкально - логоритмическое упражнение «Дом», автор Е.Железнова.                         

Я хочу построить дом

руки над головой в виде крыши                                                                                                                          

чтоб окошко было в нем

руки перед глазами, пальцы сомкнуты в окошко

чтоб у дома дверь была

руки соединены боковыми сторонами к себе

рядом чтоб сосна росла

пальцы растопырены ,руки тянутся вверх

чтоб вокруг забор стоял

руки перед собой кольцом, пальцы соединены

пес ворота охранял

ладошка изображает пасть

солнце было

руками рисуем круг

дождик шел

встряхиваем руками

и в саду тюльпан расцвел

соединяем предплечья, пальцы растопырены

                                      

Воспитатель поет и показывает движения, дети выполняют движения и подпевают.                                                              

Затем дети выбирают нужные модули и строят домики, получается 5 домиков.

Воспитатель от имени Пандочки благодарит детей и замечает Нюшеньку с Крошиком. Но педагог обращает внимание на ручей, который протекает между детьми и малышариками.  Воспитатель спрашивает у детей: как можно перейти ручей? Дети предлагают свои варианты ответов и вместе с педагогом приходят к выводу, что нужен мост. Дети находят рядом с ручьем "мост" (спортивная пластмассовая дорожка). Воспитатель предлагает детям положить мостик, чтобы перейти через ручей. Дети, рассмотрев мостик, делают вывод: ручей уже, а мостик шире, поэтому, если положить мост через ручей, можно перейти ручей (Фото3). Справившись с задачей, дети подходят к малышарикам. Нюша хочет поиграть, но Крошик все спит и спит, потому что перепутал день с ночью. Дети совместно с воспитателем объясняют ему, что сейчас день, а не ночь, рассказывают знакомое стихотворение

 "Утро, день, вечер, ночь,

    убежали сутки прочь! "

Проводится игра с мячом «Назови пропущенное слово». Дети полукругом сидят на полу, воспитатель катит мяч ребенку, произносит фразу, не договаривая последнего слова, это слово называет ребенок и катит мяч воспитателю.  

Примерные фразы:

                                                                                                                                                                  – мы завтракаем утром, а обедаем ……. 

                                                                                                                                                – утром мы приходим в детский сад, а уходим домой …….

                                                                                                                 

Воспитатель сообщает о том, что Крошик "проснулся". Он просит детей найти «где спрятался Барашик». Дети закрывают глаза, воспитатель помещает Барашика на шкаф, под стол и т.д. Дети открывают глаза и отыскав героя, говорят, где он находится: «на шкафу», «под столом», «рядом с куклой». Воспитатель хвалит детей.

Педагог обращает внимание детей на странные звуки: раздается фырканье. Воспитатель «отыскивает» Ежика. Оказывается: Ежик хочет поиграть, но не может поднять мяч фитбол. Дети совместно с воспитателем выясняют причину: Ежик маленький, а мяч большой; больше, чем Ежик. С согласия детей воспитатель дарит герою маленький мяч, а ежик дарит детям мяч фитбол. Педагог предлагает детям убедиться, что всем малышарикам хватит построенных домиков. Проводится игра «Домики для малышариков». Дети с воспитатель у каждого домика размещают одного героя (Фото 4). Делают выводы: домиков много и малышариков много, у каждого героя есть свой домик, сколько домиков, столько и малышариков, и наоборот, домиков и малышариков поровну.

                            

3аключительная часть.

Малышарики благодарят детей, дарят раскраски (свои портреты). Педагог напоминает детям, что им пора в детский сад. Воспитатель надевает волшебную шляпу и «возвращает» детей. Дети по желанию идут раскрашивать раскраски или играть в мяч фитбол.

фото 1

фото 2                                                             фото 3

фото 4



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 г. Пензы «Росинка».

Конспект

образовательной деятельности по развитию речи на тему:

«Заучивание стихотворения Г. Лагздынь «Спит зайчонок» при помощи мнемотехники для детей второй младшей группы».

Воспитатель

Кучеренко Е.Н.

Пенза 2020

Цель: Заучивание стихотворения Г. Лагздынь «Спит зайчонок»

Задачи:

Образовательные: формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на мнемотаблицу; закреплять знания о важности ЗОЖ; закреплять знания о фруктах и овощах.

Развивающие: развивать память, познавательную активность, интонационную выразительность речи; развивать мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать интерес к литературе.

Возраст детей: 3-4 года.

Интеграция областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Двигательная активность».

Методы и приемы: Игровая ситуация с использованием художественного слова, показ и объяснение воспитателя, беседа, анализ.

Форма проведения; совместная деятельность воспитателя с детьми.

Оборудование и материалы: Игрушка ёжик, мнемотаблица, «Волшебный» мешочек с игрушечными фруктами и овощами.

Предварительная работа:

Д/и «Уложи куклу спать». Беседа о режиме дня. Наблюдения на прогулке. Разучивание логоритмического упражнения «По дорожке мы шагаем».  Д/и «Назови ласково».

Ход образовательной деятельности.

I.Вводная часть.

В: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть в хорошем настроении. Я вижу: за мольбертом кто – то прячется.

- Кто же это? 

Воспитатель  «находит» игрушку – Ежика.

В: Ежик пришел к нам в гости. Давайте вспомним наше веселое приветствие и поздороваемся с ним.

Дети выполняют знакомое логоритмическое упражнение:

По дорожке мы шагаем. 

И друзей своих встречаем. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Здравствуй, белка! (Прижимают согнутые руки к груди, кистями вниз).

Здравствуй, стриж! (Взмахивают кистями, как крыльями).

Здравствуй, заинька – малыш! (Приставляют ладони к голове   «Заячьи ушки»).

Здравствуйте, мои друзья! (Поднимают руки вверх и приветственно машут ими).

Очень  рад всех  видеть я! (Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед).

II.Основная часть.

В: Ребята, мы сейчас с вами поздоровались, значит, пожелали друг другу здоровья.

- А что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Кушать фрукты и овощи, ходить на прогулку, соблюдать режим дня).

В : Ежик не ходит в детский сад, поэтому он не знает, что значит  «Соблюдать режим дня ». Ребята, подскажите ему! ( Нужно все делать в свое время: гулять, кушать, спать).

В: Правильно! Я знаю, что кушают дети обычно вовремя. А вот спать иногда не хотят ложиться! Но для здоровья очень важно ложиться спать вовремя. Я даже знаю об этом стихотворение. Написала его поэтесса, которую зовут Гайда Лагздынь.

-Рассказать вам  стихотворение?  Послушайте!

Спит зайчонок.

Спит зайчонок серенький

Под кустом.

Спит цветочек беленький

Под листом.

Села кукла Машенька на кровать.

Не пора ли Дашеньке тоже спать?

Воспитатель выразительно читает стихотворение.

В : Понравилось вам стихотворение ? Давайте выучим его наизусть!  Потом вы сможете рассказать его маме, она будет очень рада. Выучить стихотворение нам помогут рисунки. Сейчас я еще раз расскажу его вам. А вы послушайте и рассмотрите рисунки.

Воспитатель читает еще раз стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

В: Ребята, что означает слово «Зайчонок»? Не «Заяц», а именно «Зайчонок »? Когда так говорят? ( Заяц - взрослый, зайчонок – малыш, или еще  так ласково можно назвать зайца.)

- Что такое куст? ( Это растение, мы видели его на прогулке.) Дерево - большое, куст – меньше, ниже.

 В этом стихотворении есть еще ласковые слова. Кто помнит, какие? ( Цветочек, Машенька, Дашенька)

Автор ласково напоминает девочке, что пора  ложиться спать.

Зайчонок спит, цветочек спит, кукла уже села на кровать. Поэтому можно задать вопрос:

- Не пора ли Дашеньке тоже спать?

Попробуем рассказать стихотворение! Рисунки помогут нам.

Воспитатель читает отдельно каждую фразу с опорой на мнемотаблицу. Дети повторяют так же.

В: Кто хочет попробовать рассказать стихотворение сам?

Дети рассказывают стих. Воспитатель подсказывает правильную интонацию.

Проводится физкультминутка.

В: Ребята, а сейчас я вас превращу в зайчиков. У вас выросли ушки, короткие хвостики, лапки легли на грудь. Прыгайте за мной на опушку! Давайте попрыгаем на одной ножке! Теперь на другой!  А сейчас на двух!

А сейчас я вновь превращу вас в девочек и мальчиков. Возвращаемся в детский сад!

В: Дети, Ежик знает, что очень полезно для здоровья кушать фрукты и овощи. Поэтому он  принес с собой корзинку с угощениями. Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек»!

Воспитатель предлагает детям опознать игрушку посредством ощупывания. Ребенок засовывает руку в мешочек и там ощупывает фигурку и называет ее. Затем проверяет себя, доставая ее и показывая другим детям и воспитателю.

III.Заключительная часть.

В: Дети, вы очень понравились Ежику. Вы умеете дружно здороваться. Вы выучили стихотворение с помощью рисунков. И вы очень много, чего знаете (что такое «режим дня»  и для чего он нужен, названия фруктов и овощей). Но Ежику пора домой, чтобы не опоздать к обеду. Ведь все нужно делать вовремя. Поэтому ему пора отправляться в путь. А чтобы вы не скучали без него, он оставит вам портреты своих друзей, лесных зверушек. Которые вы сможете раскрасить цветными карандашами или фломастерами.

Воспитатель раздает детям раскраски. Дети прощаются с Ежиком и  идут рисовать.


Предварительный просмотр: