Страница музыкального руководителя Коломейцевой Ангелины Рафиковны

 

В МИРЕ МУЗЫКИ 

          Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник .Чем раньше ребёнок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему?

            В этой статье мне бы хотелось поделиться опытом работы в этом направлении. Центральное местом музыкального  развития ребёнка  занимают занятия, поэтому  при  подготовки  к музыкальным занятиям я тщательно отбираю музыкальный материал, учитывая, что  развитие музыкальности у каждого ребенка своё и не всегда  сразу получается  петь и танцевать, для этого требуется время. 

            Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно её интонируя или подбирать её по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого уровня музыкального развития, другие более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры. 

            Большое внимание  я уделяю такому инструменту как голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь я использую принцип “от простого, к сложному”. Ребёнок подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, учитываю физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбираю в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваю слух и эмоциональную отзывчивость.

             В результате общения с музыкой ребёнку передаются её настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки.

             Большое значение в развитии музыкальных способностей имеет совместная деятельность родителей и детей на праздниках и открытых занятиях.  В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором и совместные праздники в детском саду становятся практически единственной возможностью восстановить эту традицию. Для этого  я в сценарии праздников  включаю номера с участием мам, пап и ребятишек. Родители с неподдельным восторгом отстукивают марши на барабанах, играют танцы на металлофонах и треугольниках, придумывают семейные песенные номера.

               В беседах с родителями я советую слушать детскую, понятную детям  музыку, а не новомодные хиты, которые раньше времени окунают неокрепшую психику детей в мир взрослой жизни. О влиянии музыки на психическое и физическое здоровье известно  давно. Ещё в Древнем Египте врачи лечили больных звуками и имели обширные знания в этой области.

А несколько столетий спустя музыкотерапию использовали во многих лечебных учреждениях Америки и Европы. Целебные звуки раздавались в стоматологических кабинетах, в операционных, в детских больницах и военных госпиталях. Музыка успокаивала, расслабляла, помогала лечить неврозы, усиливала воздействие лекарств. 

              Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича — держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным. Известно, что знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.

            В настоящее время  успешно лечатся  бронхолёгочные патологии игрой на флейте. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы «исцеляющего» инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание». Считается, что  скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, пробуждает  в душе сострадание, готовность к самопожертвованию. Орган  приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника. Пианино очищает щитовидную железу.

Барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему. Арфа гармонизирует работу сердца. Виолончель благотворно действует на  почки. Цимбалы «уравновешивают» печень. Баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.

               Есть музыка, способная нанести вред здоровью. Произведения, в которых нарушаются законы музыкальной гармонии, с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами отрицательно влияют на сердечно-сосудистую систему и дыхание. Чрезмерно громкая музыка также  вредит здоровью. Экспериментально установлено, что бой барабанов, превышающий 100 децибел, приводит слушателей в полуобморочное состояние.

            Самые основы человека закладываются в раннем возрасте. Именно поэтому очень важно, чтобы родители были особенно внимательны к своему малышу в самых, казалось бы, мелочах. Те звуки, которые он слышит, те отношения, которые он видит, откладываются в его подсознании и влияют на его будущее.