Памятка для родителей «Как развить речь ребенку»

Ганзенко Валерия Евгеньевна

В помощь родителям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_kak_razvit_rech_rebenku.docx8.6 КБ

Предварительный просмотр:

У детей младшего дошкольного возраста формирование речи происходит особенно активно. Вот почему специалисты уделяют повышенное внимание именно этому периоду. Впереди малышей ждет школьное обучение, которое потребует достаточно высокого уровня развития речевой культуры. В этой связи можно предложить следующие эффективные упражнения.

Используйте наглядность

Огромную роль играет наглядность – детям важно видеть, что происходит вокруг, и чем разнообразнее будет окружающий мир перед глазами, тем быстрее будет развиваться речь. Научите малыша наблюдать за предметами и явлениями вокруг – не просто смотреть, а обращать внимание на детали, пытаться словами описать увиденное. Совместный поход в магазин, прогулка в ближайшем парке, новая книжка и даже старая игрушка станут отличным тренажером речи – просто попросите ребенка рассказать, что он видит. Задавайте вопросы «что это?», «кто это?», «что делает?», «что с ним можно сделать?»

Увеличивайте природоведческий словарь.

На прогулке обсудите с ребенком объекты и явления живой и неживой природы – посмотрите, как плавают утки на пруду в парке или как голуби клюют семечки, как идет дождь, светит солнце и так далее. Так ребенок научится не только наблюдать, но и заметно расширит словарный запас и получит первые природоведческие знания, которые впоследствии пригодятся для учебы в школе. К тому же это прекрасный способ сделать прогулку нескучной, привить интерес и любовь к природе.

Кроме простого наблюдения есть и специальные игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Попробуйте поиграть с ребенком в каждую из них – это не только полезно, но и может оказаться веселым занятием для всей семьи.

Театрализованные игры

Разыграйте с ребенком в лицах сюжет литературного произведения (сказки, басни, рассказа). Для этого не нужно репетировать или заучивать роли наизусть, можно придумывать диалоги на ходу. Главное – сделать их эмоционально окрашенными (голосом, интонацией) и как можно более полными, а не односложными. В результате таких игр речь становится выразительной, а диалоги и монологи развернутыми. Благодаря театрализованным играм дети развиваются и эмоционально. Они знакомятся с чувствами и настроениями героев, осваивают их способы словесного выражения.

Дидактическая игра «На птичьем дворе»

Покажите ребенку картинки с изображением домашней птицы – курицы, утки, гуся, цыпленка и так далее. Спросите, кто это, как называется птица. Затем – как эта птица кричит, «разговаривает». Эта игра учит правильно произносить звуки.

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Игра учит малышей находить предмет по его признакам и описанию. Покажите ребенку несколько знакомых игрушек. Опишите одну из них и попросите ребенка отгадать, о какой игрушке вы говорили. Сначала назовите один-два признака. Если малыш не отгадал, дополните описание. Например, «эта игрушка круглая, как шар, и резиновая, хорошо прыгает, мы ею играем в футбол». Наверняка ребенок угадает и назовет мяч.