Методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения в рамках организованной и игровой деятельности "
Материал предназначен для специалистов, работающих с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_melkoy_motorike_2020.docx | 97.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка» города Бердска
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением зрения в рамках образовательной и игровой деятельности
Методическая разработка
г. Бердск, 2020 год
Автор – составитель: Ефремова О.В.
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением зрения в рамках образовательной и игровой деятельности. – Бердск: МБДОУ №24 «Пчелка», 2020. – с.60
Данная методическая разработка затрагивает актуальную проблему развития мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации и сенсомоторики в целом у детей с тяжёлыми нарушениями зрения, а также у детей с косоглазием и амблиопией. В ней раскрываются аспекты коррекционно-развивающей работы в обозначенном направлении с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения. В методической разработке представлен практический материал: календарно – тематическое планирование по возрастам, картотека пальчиковых игр по лексическим темам, описание пособий, используемых в работе по разделу «Развитие сенсорной сферы и предметной деятельности» у детей с тяжёлыми нарушениями зрения, цикл конспектов занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлое нарушение зрения.
Предложенный материал предназначен для специалистов, занимающихся с дошкольниками со зрительными нарушениями: воспитателей, учителей-дефектологов и родителей.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….4 Принципы, порядок и офтальмо – гигиенические требования к организации коррекционно – развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения………………………………5
Содержание коррекционно – развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения…………..10
Заключение………………………………………………………………….........13
Приложение 1. Календарно - тематический план работы с детьми дошкольного возраста, с нарушением зрения, по развитию сенсомоторики..15
Приложение 2. Картотека пальчиковых игр по лексическим темам…………41
Приложение 3. описание пособий, используемых в работе по разделу «Развитие сенсорной сферы и предметной деятельности» у детей с тяжёлыми нарушениями зрения ……………………………………………………………48
Приложение 4. Формы работы с родителями………………………………….53
Приложение 5. Планы – конспекты коррекционно – развивающих занятий с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения зрения……………………..54
Введение
Сложные и серьёзные задачи встают перед ребёнком с нарушениями зрения в период его дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижениями в пространстве и связанную с коммуникациями со сверстниками не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. В это время психическое развитие дошкольника с нарушениями зрения испытывает отрицательное влияние ограниченного запаса представлений и знаний, трудностей в осуществлении совместной предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве.
Незрячий ребёнок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам. Следовательно, их обучают отдельным элементам предметной деятельности и игры, в частности, мануальным действиям и пространственно-предметной ориентировке. Предметная деятельность и игра являются для детей с тяжёлыми нарушениями зрения дошкольного возраста условием развития новых психических образований.
Традиционно обучение письму вызывает у детей, поступивших в первый класс, наибольшие трудности. К причинам их возникновения современные исследователи в области педагогики и психологии относят несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам дошкольников. Говоря о детях с нарушением зрения, важно отметить, что они гораздо медленнее и менее качественно справляются с выполнением графических заданий. Для них характерным является: нарушения границ рабочего поля, строки; трудности при анализе рабочего поля; пропуски или появление лишних элементов; плохое запоминание и различение конфигурации букв; зеркальное написание букв, носящее стойкий характер. С графическими трудностями дети со слабовидением сталкиваются и в дошкольном детстве. Любая моторная деятельность для них сложна, так как контроль за движением руки снижен, что отрицательно сказывается на точности, скорости, пластичности движений во время рисования и любой другой ручной работе. Затруднения ребёнка, связанные с деятельностью его руки накладывают негативный отпечаток и на поведение ребёнка, он самоустраняется от деятельности, связанной с мануальным аспектом, что влияет на взаимоотношения ребёнка со сверстниками, взрослыми.
Исходя из вышесказанного, была определена цель предстоящей работы: развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением зрения в рамках образовательной и игровой деятельности.
Реализация поставленной цели проходила в рамках решения следующих задач:
1.Создание условий для всестороннего развития ребёнка с нарушением зрения с целью обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
2.Развитие мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации у детей с нарушением зрения.
3.Организация взаимодействия специалистов и родителей для обеспечения систематической работы по развитию сенсомоторной практики у дошкольников с зрительной депривацией.
Принципы, порядок и офтальмо – гигиенические требования к организации коррекционно – развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения
Дети с тяжёлыми нарушениями зрения требуют особого внимания и подхода в воспитании и обучении. Поэтому данная методическая разработка построена в соответствии с современными требованиями к обучению дошкольников, отмеченными в материалах концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же в приказе №1155 от 17.10.13 года. Методическая разработка построена с учётом возрастных, психических особенностей детей, имеющих зрительные нарушения и основывается на принципах коррекционно – развивающего обучения:
- Индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания, которые наиболее адекватно соотносятся с особенностями развития ребёнка;
- Учёт состояния зрения, степени выраженности зрительного дефекта;
- Организации обучения в динамическом режиме, который способствует более эффективному восприятию и запоминанию, тренировке зрения, повышению внимания и сосредоточенности;
- Учёт динамики развития ребёнка и учет личностно значимых способов познания и переработки материала в сочетании лечебного и педагогического воздействия;
- Создание положительного эмоционального настроя, развитие познавательных и творческих способностей;
- Учёт ведущей деятельности дошкольников (игра, рисование, конструирование и другие);
- Социокультурное развитие ребёнка через его соприкосновение со средой и самостоятельное освоение этой среды; взрослый сопровождает, увлекая его далее и глубже;
- Качественная оценка поступков ребёнка, так как избыток внимания взрослого или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребёнка.
В основу методической разработки взяты материалы «Специальной коррекционной программы для детей с тяжёлыми нарушениями зрения» В.А, Феоктистовой, «Программа развития осязания и моторики для детей с нарушением зрения» В.З. Денискиной, и Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Г.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Начало непосредственно образовательной деятельности предваряется наблюдением за ребёнком в играх, режимных моментах и специальным обследованием, которое даёт возможность определить направления коррекционных мероприятий для каждого дошкольника. Все данные заносятся в индивидуальные карты развития.
Диагностика проводится по специальной методике, разработанной научными сотрудниками Международного университета семьи и ребёнка имени Рауля Валленберга г. Санкт-Петербург.
Сроки и содержание работы: с 01 по 30сентября диагностика развития детей. Заполнение индивидуальных карт развития.
с 1 октября по 15 мая индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
с 15 мая по 31 мая диагностика развития детей.
В процессе обучения используются различные формы организации занятий: индивидуальные и подгрупповые. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 10-15 минут.
Подгрупповые занятия длятся: в младшей группе 12 - 15 минут, в средней группе 17 - 20 минут, в старшей группе 23 – 25 минут, в подготовительной к школе группе 25 – 27 минут.
Все занятия организуются в соответствии с календарно - тематическим планом (приложение №1).
При проведении занятий необходимо соблюдать следующие офтальмо-гигиенические требования к организации проведения занятий:
• Достаточная освещенность помещения,
• правильное рассаживание детей во время занятий,
• требования к наглядным пособиям и способу их предъявления,
• учет зрительного режима детей (при изготовлении пособий, подборе заданий),
• соответствующая длительность зрительной нагрузки,
• организация во время занятий зрительной гимнастики
• проведение во время занятий физкультминуток.
Помещение должно быть достаточно освещено. В понятие достаточной освещенности входит яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения.
Организация детей на занятии
Коррекция зрения ребенка на первом этапе лечения (плеоптике) заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии (закрытия) лучше видящего глаза. При этом ребенок с амблиопией и косоглазием попадает в положение слабовидящего, поэтому рекомендуется рассаживать детей относительно месторасположения воспитателя и учителя - дефектолога по следующему принципу:
• 1 ряд - дети с очень низкой остротой зрения (-0,4).
• 2 ряд и далее - дети с хорошей остротой зрения (-0,6—1,0).
Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза, то - слева от воспитателя, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 - 3 ряд, а с парезами глазных мышц
- по центру в зависимости от остроты зрения.
При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом:
• в 2 ряда, соблюдая право-левостороннюю окклюзию глаз;
• полукругом (не широким);
• «каре»;
• «параллельно» - справа и слева от воспитателя по одному ряду детей.
Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия.
Детей с очень низкой остротой зрения (ниже - 0,4) следует сажать за первую парту (стол) так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета.
При обучении детей с косоглазием и амблиопией чаще всего используется наглядный метод в сочетании с словесным. Так как у детей с нарушением зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, искаженное видение объектов, удвоение предметов и т.д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистические изображения.
Требования к фронтальному наглядному материалу
• Необходимо учитывать его доступность возрасту,
• Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям.
• На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20 - 25 см - от 3 до 5шт. одновременно.
• Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
• некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обводятся черным фломастером по контуру).
• Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях.
Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:
• выбор адекватного фона;
• выбор определенного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии
может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится как
оранжевый, синий - фиолетовым, фиолетовый с коричневым - черным,
красный - бордовым);
• постоянное использование указки для показа;
• ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого
глаза (заклеен правый глаз - слева, заклеен левый глаз — справа);
• педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
Требования к индивидуальному раздаточному материалу
• Пособия для индивидуальной работы изготавливаются для каждого ребенка подгруппы. Расстояние до рассматриваемого индивидуального материала - 30-35 см от глаз.
• Размер раздаточного материала - 2 - 5 см.
• Для детей со сходящимся косоглазием рекомендовано рассматривание пособий на подставке. С расходящимся косоглазием — на горизонтальной поверхности (столе, индивидуальном фланелеграфе).
• Работа с плоскостным индивидуальным раздаточным материалом происходит на индивидуальном фланелеграфе.
• Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация и самим демонстрируемым материалом.
Содержание коррекционно – развивающей работы
по развитию мелкой моторики рук у дошкольников
с тяжёлыми нарушениями зрения
Начальный этап обучения (в основном он соответствует младшему дошкольному возрасту, но иногда и более старшим детям, в зависимости от индивидуальных особенностей) начинается со знакомства с пальчиками, их возможностями. Затем постепенно мы разучиваем несложные упражнения и сопровождаем их интересными весёлыми словами (приложение №2). Например, выполняя упражнение с массажным мячиком «су-джок», говорим следующие строки: «Гладь мои ладони ёж. Ты колючий, ну и что ж. Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить». После этого «ёжик делится волшебными колючими» колечками, которые малыши с удовольствием примеряют на каждый пальчик. Пальчики учатся здороваться, сгибаться, разгибаться, держать карандаш, мячик, прокатывать их и удерживать. Очень интересная форма проведения гимнастики – это «Сказки на кончиках пальцев» Т.В. Александровой. Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь.
В младшем возрасте чаще всего дети рисуют крупно, размашисто, поэтому сначала предлагаем выполнять графические работы на больших рабочих листах и в тетради на весь лист. Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, поэтому формировать его у детей с нарушением зрения необходимо используя трафареты (Л.И. Плаксина). Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, чёткими. Всё это важно на этапе, когда дети ещё слабо владеют изобразительными навыками. В своей практической деятельности мы убедились в эффективности предложенной методики и используем её для формирования детской ручной умелости. Срисовывание по трафарету, обводки по контуру и силуэту применяем непостоянно, по мере того как у детей появляется уверенность в способе изображения, они начинают работать без вспомогательных средств. Задания становятся более сложные: дорисуй половинку предмета; «преврати» квадрат (любые фигуры и линии различной конфигурации) в какой либо предмет; нарисуй по памяти и другие. Темы графических работ, как и различных пальчиковых гимнастик, соответствуют тематическому плану всей организованной деятельности. Например, изучая «Лес, ягоды, грибы», мы с детьми выполняем упражнения для пальцев рук «Осенние листья», задания «Нарисуй гриб по трафарету», «Обведи гриб фломастером», «Раскрась ягоду», «Пройди по тропинке и угости ёжика ягодкой», «Нарисуй разные дорожки для медведя, мышки и лисы» (кисточками различной толщины). Проходя тему «Домашние животные», тренируем пальчики и кисти рук, сматывая нитку в клубок, которую раскрутил шаловливый котенок, и ищем в сухом бассейне других представителей группы домашних животных. В данном случае мы развиваем тактильную чувствительность и одновременно массируем кисти рук бобовыми. В тетрадях дети обводят котёнка фломастером, дорисовывают ему глаза, нос, усы, а так же «дарят» (рисуют) ему разноцветные клубочки. Так на протяжении всей недели задания варьируются, но при этом решаются смежные задачи: развитие мелкой моторики рук и развитие зрительно-моторной координации. У детей в этом возрасте внимание непроизвольное. Это значит, что ребёнок направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Поэтому на своих занятиях используем как можно больше оборудования. Яркость, новизна, необычность позволяют поддерживать неослабевающий интерес у ребёнка к заданиям. Так, например, наши воспитанники очень любят упражнение «Кто быстрее скрутит ленточку», на конце которой закреплена картинка или игрушка, соответствующая изучаемому материалу; игра «Весёлые прищепки», в которой дети из прищепок создают различные предметы: деревья, цветы, ёжиков, расчёски и другое. Чтобы ребёнок в дальнейшей практической деятельности не испытывал затруднений, ощущения собственной неполноценности и аффективных реакций (тревога, агрессивность, отказ выполнять задания), мы стараемся предупредить формирование механизмов подобных затруднений. В старшем дошкольном возрасте начинаем знакомить детей с образами букв (о проблемах детей с нарушением зрения, связанных с восприятием и написанием, букв говорилось выше). Мы не просто учимся изображать их на тетрадном листе, но и вышиваем, рисуем пластилином, выкладываем счётными палочками, крупой, обводим и вырезаем, заштриховываем, выполняем аппликативно в обрывной технике, рисуем с помощью графического диктанта, находим в «Чудесной коробочке» или сухом бассейне, рисуем, на что похожа буква – «превращаем» буквы в разные предметы, дописываем у них недостающие части.
Особое внимание уделяем развитию осязания и ручной умелости тотально незрячих детей. Знакомство ребёнка со способами выполнения задания происходит в форме сотрудничества: взрослый вместе с ребёнком анализирует задание, даёт достаточно многословную и подробную инструкцию и совместно выполняют работу. На последующих этапах организуется стимулирование детей к рассказыванию последовательности действий и умению объяснять правила выполнения каких – либо манипуляций. По мере повторения сходных упражнений движения детей становятся более точными, соразмерными и менее напряжёнными.
Регулярно проводим индивидуальную работу, в ходе которой стимулируем перцептивную активность ребёнка через систему поисковых игр и заданий: знакомство с предметами окружения, игрушками, материалами из которых они изготовлены, рисование руками, пальцами (гуашью), работа с пластилином (лепка, рисование), вышивание на картоне, подготовка дырочек для вышивания и рисования пластилином, рассматривание рельефных изображений, аппликации, нанизывание бус, определение качеств различных поверхностей, игры с прищепками, резиночками, пуговицами, мозаикой, крупами (приложение №3). Постепенная, регулярная организация моторной деятельности незрячих детей стимулирует чувствительность осязающей руки, обогащает их конкретными представлениями об окружающем мире, а также снимает трудности вхождения ребёнка в социум, увеличивает активность детей в коллективных играх (приложение №5 «Конспекты НОД»).
Вся наша работа по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения опирается на тесное взаимодействие заинтересованных в успехах дошкольников взрослых: родителей и воспитателей (приложение № 4 «Формы работы с родителями»).
Заключение
Уделяя должное внимание заданиям, упражнениям, играм, содержащим аспект моторной деятельности, решаются сразу несколько задач: во-первых, косвенным образом оказывается влияние на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, идет подготовка его к овладению навыками письма, в-третьих, тренируются зрительные функции и, в-четвёртых, формируется вера в свои силы, что позволяет более успешно адаптироваться к разным жизненным условиям.
Таким образом, проводимая работа даёт позитивный результат. Мы отмечаем эмоционально-положительное отношение наших воспитанников к заданиям, связанным с мануальным аспектом, в тоже время радуют и графические работы будущих выпускников. Всё это даёт надежду полагать, что школьная адаптация у наших воспитанников пройдёт легко, и дальнейшее обучение не будет вызывать больших трудностей.
Приложение 1.
Календарно - тематический план работы с детьми 3 - 4 лет, с нарушением зрения, по развитию сенсомоторики
дата | тема | цели | программное содержание | материалы |
октябрь | Дождик | -развивать мелкую моторику рук, -цветовосприятие; -воспитывать любознательность, наблюдательность. | - гимнастика «Дождик»; -Рисование «Дождь и лужи»; - Дид.игра «Разноцветные зонтики». | - синие карандаши по количеству детей, бумага; - дидактическое пособие «Разноцветные зонтики». |
октябрь | Грибы | -развивать мелкую моторику рук, умение рисовать округлые предметы и прямые линии; - развивать мышление и память; -закреплять знание объёмных геометрических фигур. | -пальчиковая гимнастика «Грибы»; -беседа «Что растёт в лесу?», - рассматривание муляжей грибов; - «Собери грибы на магнитной доске из геометрических фигур» (шляпки и ножки) | -набор магнитных геометрических фигур; -муляжи грибов. |
ноябрь | Клубочки для котёнка | -развивать мелкую моторику рук, учить заматывать клубочки; -обогащать словарный запас, -развивать мыслительные операции. | -гимнастика «Цап – царапки»; - рассматривание игрушки – котёнок; Задача – вопрос: кто размотал клубочки поросёнок, котёнок или жеребёнок? - упражнение «Скрути клубочки, которые размотал котёнок». | -клубки шерстяных ниток; -игрушка – котёнок.
|
ноябрь | Кто в теремочке живёт? | -продолжать развивать моторную и тактильную-чувствительность, -расширять словарный запас и кругозор. | -гимнастика «Су -джок»; - Сравнить два домика, какой из них теремок? - назвать животных, которые поселились в сказочном теремке, и найти их в сухом бассейне. | - мячики «Су –джок»; - два домика разной величины; - мелкие игрушки диких животных; - пособие сухой бассейн. |
декабрь | Снег | -продолжать развивать тактильную чувствительность; -развивать грамматический строй речи; -развивать пространственную ориентировку. | -гимнастика «Погреемся»; -Беседа и игра импровизация «Что мы делаем зимой?»; -Дид. игра «Угадай на ощупь»; -физминутка «Снегопад»; - Задание: «найди снежинку, где скажу». | -непрозрачный мешочек и снег; -вырезанные или пластмассовые снежинки. |
декабрь | Новогодняя игрушка | -продолжать развивать ручную умелость, учить «раскрашивать» пластилином; - развивать эстетический вкус. | -рассматривание нарядной новогодней ёлки, называние игрушек; - -рисование пластилином «Новогодней игрушки» (по желанию). | -искусственная ёлка, украшенная игрушками; -картон с приготовленным контуром новогодних игрушек (проколотый) и пластилин. |
январь | Птицы зимой | -развивать мелкую моторику; -воспитывать бережное отношение к птицам; -расширять кругозор и словарный запас; - учить ориентироваться на фланелеграфе. | -гимнастика «Скрути ленточку»; -рассматривание игрушки – птичка (называние всех частей); - Беседа о жизни птиц зимой; - Задание: рассади птиц, как скажу на фланелеграфе; - Лепка «Птичка – невеличка» | - пособие «Скрути ленточку»: атласная лента приклеенная к карандашу; - игрушка – птичка; - набор птиц для фланелеграфа, фланелеграф; - пластилин. |
январь | Блюдце | -учить использовать в лепке приём отщипывания; -развивать память, мышление. | -гимнастика «Шалун»; - рассматривание игрушечной посуды; -Игра «Чего не стало» (с изученными предметами посуды); - украшение блюдца пластилиновыми кружочками. | -игрушечная посуда (5 предметов); - пластилин, картонные круги - блюдца. |
февраль | Зайчик | -продолжать развивать ручную умелость, учить выполнять аппликацию; - развивать мышление; - развивать тактильную чувствительность. | -гимнастика «Сидит белка на тележке»; - рассматривание и называние диких животных; - отгадывание загадки про зайца; - физминутка «Зайке холодно зимой»; - аппликация «Зайчик» | - игрушки диких животных, вырезанные из бумаги детали зайца; - клей – карандаш. |
февраль | Флажок | -развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие; -закреплять знание геометрических фигур; -учить ориентироваться на доске (верх, низ, правая сторона, левая сторона). | - гимнастика с карандашом; -рассматривание флажка; - Игра « Найди два одинаковых флажка на ощупь»; - Сложи флажок на магнитной доске из геометрических фигур; -Дорисуй флажкам палочки. | -неотточенные карандаши, - магнитные геометрические фигуры, доска; - флаги разной формы; - нарисованные флаги без древка. |
март | Яблоко для мамочки | -продолжать развивать ручную умелость; -формировать добрые отношения к окружающим, желание готовить и дарить подарки. | - гимнастика «Моя семья»; -беседа о настроении и подарках; - Лепка Яблочко»; - Игра «На что похоже?» (что ещё похоже на шар). | - пластилин; - шар, муляжи помидора, яблока, арбуза, игрушка – колобок. |
март | Скворечник | -развивать мелкую моторику рук; -развивать внимание; - развивать тактильную чувствительность. | -«Скрути ленточку» (на конце прикреплена птичка); - Рассматривание скворечника; - Игра «Собери скворечник из фигур» -аппликация «Скворечник». | -пособие «Скрути ленточку»; - макет скворечника; - набор магнитных фигур и доска; - детали скворечника, клей. |
апрель | Сосульки | - развивать тактильную чувствительность; -развивать память и мышление. | - гимнастика «Солнечные зайчики»; -Беседа о приметах весны; - Игра «Разложи сосульки по росту» (3 штуки); - Игра «Тёплое - холодное»; - Нарисуй сосульки (по точкам). | -Пособие «Сосульки разных размеров»; -мяч; - изображение крыши и на ней сосулек точками. |
апрель | Машина | -продолжать развивать ручную умелость и тактильное восприятие; -расширять кругозор; -развивать мышление. | -гимнастика» Детки»; - игра «Светофор»; - упражнение «Выложи из цветных магнитов светофор»; - Рассматривание игрушки – машина, называние её частей» - Аппликация «Колёса для автомобиля». | -цветные магниты; -игрушка - машина; - вырезанные круги, клей и нарисованные машины без колёс. . |
май | Одуванчик | -продолжать развивать мелкую моторику рук; -развивать тактильную чувствительность; -учить ориентироваться на доске; -расширять словарный запас. | -гимнастика «Цветок»; - рассматривание цветов одуванчика, называние частей, -упражнение «Поставь, где скажу» ( прикрепить на фланелеграф цветы); - поделка «Одуванчик» из пластилина на картоне. | -Пособие «Цветы» (для фланелеграфа); -картон с обколотым силуэтом цветка; -пластилин. . |
май | Бабочка | -продолжать развивать мелкую моторику рук; - продолжать развивать конструктивный праксис. | -гимнастика «Жук»; - рассматривание игрушек - насекомых; -выкладывание бабочки; -физминутка «Бабочки на полянке»; -Дорисуй бабочке крыло и раскрась. | -игрушечные насекомые; -пособие «Собери бабочку»; - недорисованные бабочки, цветные карандаши или восковые мелки. |
Календарно - тематический план работы с детьми 4 - 5 лет, с нарушением зрения по развитию сенсомоторики
Дата | Тема | Цели | Программное содержание | Материалы |
Сентябрь | Овощи | - учить формообразующим движениям лепки шарика и колбаски, - закреплять знание формы, - расширять словарный запас и знание обобщающих слов. | - гимнастика «Капуста»; - рассматривание муляжей овощей; - сравни огурец и помидор; - лепка овощей: помидора и огурца; - Игра «Приготовим салат» («разрезать» овощи пополам). | - пластилин; - муляжи овощей; - овощи разделённые пополам для сюжетно – ролевых игр «Дом», «Магазин» |
Октябрь | Бусы для осени | - развивать мелкую моторику рук, - тактильную чувствительность; - воспитывать добрые чувства, умение делать подарки для окружающих. | - пальчиковая гимнастика с карандашом; - сортировка деревянных бус; - Игра «Собери бусы» для осени; - Физминутка «Дождик» Рисование «Тучки и дождик» (штриховка). | - набор деревянных бус, шнурок; - неотточенный карандаш. |
Октябрь | Лесные ягоды | - развивать мелкую моторику рук, - закреплять умение лепить шарообразные предметы; - закреплять знание объёмных геометрических фигур. | - пальчиковая гимнастика с массажным мячиком; - беседа «Что растёт в лесу?», - рассматривание муляжей грибов и ягод; - лепка «Ягоды». | - массажный мячик; - муляжи грибов и ягод; - пластилин. |
Ноябрь | Помощники | - развивать мелкую моторику рук, учить застёгивать пуговицы; - обогащать словарный запас, - развивать мыслительные операции. | - гимнастика с шариком су -джок; - рассматривание игрушки – ёж; - упражнение «Помоги ёжику собрать листья и грибы». Лепка «Ёжик» (иголочки из зубочисток). | - шарик «су –джок»; - игрушка –ёж; - дидактическое пособие «Пристегни грибы и листья». |
Ноябрь | На прогулку | - продолжать развивать моторную и тактильно-двигательную координацию, - расширять словарный запас и кругозор. | -гимнастика карандашом «Барабанит дождь»; - Беседа о погоде осенью, об осенней одежде: -физминутка «Дождик»; - Игра «Одень куклу на прогулку» (магнитная игра). Рисование карандашами «Раскрась зонтик как на образце». | - дидактическая магнитная игра «Одень куклу» . |
Декабрь | Снеговик | - продолжать развивать мелкую моторику рук; - развивать грамматический строй речи; - развивать слуховую память. | - гимнастика с массажным мячиком; - Беседа и игра импровизация «Что мы делаем зимой?»; - лепка снеговика; - физминутка «Белый снег пушистый». | - массажный мячик; - пластилин. |
Декабрь | Новогодний шарик | - продолжать развивать ручную умелость, учить «раскрашивать» пластилином; - учить различать длинные и короткие предметы. | - рассматривание иголок сосны и ели; - упражнение «Сортировка» (палочки длинные и короткие) - рисование пластилином «Новогодний шарик». | - веточки ели и сосны; - счётные палочки длинные и короткие; - картон с приготовленным контуром шарика (проколотый) и пластилин. |
Январь | Корм для птичек | - развивать мелкую моторику; - воспитывать бережное отношение к птицам; - расширять кругозор и словарный запас. | - гимнастика «Скрути ленточку»; - рассматривание игрушки – птичка (называние всех частей); - Беседа о жизни птиц зимой; Игра – наложение «Птички на кормушке»; - изготовление « корма» для птичек ( скатать шарики -«хлебные крошки» из гофрированной бумаги). | - пособие «Скрути ленточку»: атласная лента приклеенная к карандашу; - игрушка – птичка; - гофрированная бумага, нарезанная тонкими короткими полосками. |
Январь | Чашка | - учить использовать в лепке приём вдавливания середины шара; - развивать память, мышление. | - гимнастика «Шалун»; - рассматривание игрушечной посуды; - Игра «Чего не стало» (с изученными предметами посуды); - лепка «Чашка». | - игрушечная посуда (5 предметов); - пластилин. |
Февраль | Фиалка | - продолжать развивать ручную умелость, учить выполнять аппликацию; - развивать тактильную чувствительность. | - гимнастика «Цветок»; - рассматривание комнатного растения – фиалки; - Игра « Найди такие же листья»; - аппликация «Фиалка» | - комнатное растение – фиалка; -листья, вырезанные из бархатной бумаги и из гладкого картона; - лист бумаги с наклеенным вазоном, клей – карандаш. |
Февраль | Кубики | - развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие; - закреплять знание геометрических фигур; - учить ориентироваться на доске (верх, низ, правая сторона, левая сторона). | - гимнастика «Пальчики – мальчики»; - рассматривание кубиков с разными поверхностями; - Игра « Найди кубик, с такой же поверхностью»; - Игра «Сортировка» (геометрических фигур); - Игра «Разложи фигуры, как скажу» (на доске); Раскрась картинки так, чтобы мяч был перед кубиком. | - Пособие «Кубики с разными поверхностями», - магнитные геометрические фигуры, доска |
Март | Ветка мимозы | - продолжать развивать ручную умелость; - формировать добрые отношения к окружающим, желание готовить и дарить подарки. | - гимнастика «Цветок»; - беседа о настроении и подарках; - поделка «Ветка мимозы» (из гофрированной бумаги скатать шарики). | - лист цветного картона с наклеенной веточкой и листьями; - гофрированная бумага, нарезанная тонкими короткими полосками; - клей. |
Март | Солнышко | - развивать мелкую моторику рук; - развивать внимание; - развивать тактильную чувствительность. | - «Скрути ленточку» (на конце прикреплен круг); - Игра «Что бывает круглое?»; - Игра «Весёлые прищепки» (собрать солнце из прищепок); - аппликация «Солнышко». | - пособие «Скрути ленточку»; - прицепки и картонный круг; - лист бумаги; - вырезанный круг и прямоугольные лучи; - клей. |
Апрель | Магазин | - развивать тактильную чувствительность; - развивать память и мышление. | - гимнастика «Прикрути крышки»; - Беседа о профессии продавца; - Игра «Разложи товар» (сортировка овощей, мебели, посуды и игрушек); - Игра «Почини игрушки» ( определить, чего не хватает у игрушек, например, колеса у машины и т.д.) Рисование «Дорисуй недостающие части игрушкам и раскрась». | - Пособие «Крышечки»; - игрушечная мебель, посуда, муляжи овощей и игрушки: машинка без колеса, кукла без ножки и заяц без уха). |
Апрель | Котёнок и клубок | - продолжать развивать ручную умелость и тактильное восприятие; - расширять кругозор; - развивать мышление. | - гимнастика с клубком шерсти; - игра «Найди в сухом бассейне котёнка»; - упражнение «Прикрепи ленточки»( закрепить прищепками на прищепнице ленточки из ткани). Аппликация из ниток шерсти «Клубочки». | - небольшой клубок шерсти; - сухой бассейн; - маленькая игрушка –котёнок; - прищепница, ленточки из ткани и бумаги. |
Май | Автомобиль | - продолжать развивать мелкую моторику рук; - развивать тактильную чувствительность; - учить ориентироваться на доске; - расширять словарный запас. | - гимнастика «СказкаТеремок»; - рассматривание транспорта, - упражнение «Поставь, где скажу» ( прикрепить на доске самолёт и вертолёт вверху, а автомобиль и трактор внизу); - раскрась машину пластилином. | - Пособие «Транспорт» (для ванны, прикрепляется, когда намочишь водой); - картон с обколотым силуэтом машины; - пластилин. |
Май | Флажок | - продолжать развивать мелкую моторику рук; - продолжать развивать конструктивный праксис. | - гимнастика «Семья»; - рассматривание флажка; - выкладывание флажка из магнитных фигур; - физминутка «Флажки»; - рисование флажка пластилином. | - флажок; - доска и магнитные фигуры; - картон с обколотым силуэтом флажка; -пластилин |
Календарно - тематический план работы с детьми 5 - 6 лет, с нарушением зрения по развитию сенсомоторики
Дата | Тема | Цели | Программное содержание | Материалы | |
Сентябрь | Вкусный урожай | - развивать двигательно-тактильную координацию рук, - закреплять знание формы, - расширять словарный запас и знание обобщающих слов. | - гимнастика «Капуста»; - Игра «Собери урожай овощей и фруктов»; - Игра «Сложи в корзину фрукты и овощи, как было»; - физминутка «Яблоко»; - рисование пластилином разных фруктов на индивидуальном шаблоне; - рассматривание всех работ в общей «корзинке» (плоскостное изображение). | - пластилин; - картонные шаблоны фруктов; - клеёнки или досточки; - 2 картонные корзинки с прорезями; - цветные силуэты овощей и фруктов. | |
Октябрь | Осенние листья | - развивать мелкую моторику рук, - тактильную чувствительность, - формировать грамматический строй речи, - расширять кругозор. | - пальчиковая гимнастика «Листики»; - рассматривание листьев разных деревьев, словесная игра «Какой листик?» (с берёзы – берёзовый и т. д.); - Игра «Угадай на ощупь свой листик»; - выполнение пластилиновой аппликации: выкладывание по контуру пластилиновыми колбасками берёзового листа и украшение его перловкой. | - пластилин, - гербарий осенних листьев разных пород; - трафареты разных листьев из картона; - индивидуально каждому ребёнку лист картона с изображением берёзового листка; - перловка. | |
Октябрь | Угощение для ёжика | - развивать мелкую моторику рук, - закреплять знание объёмных геометрических фигур; - воспитывать добрые чувства, умение делать подарки для окружающих. | - пальчиковая гимнастика с шариком су-джок; - беседа «Кто живёт в лесу?», игра «Кто, что любит?»; - загадка про гриб; - рассматривание картинок с изображением грибов; игра «Чего не стало?»; - лепка грибов из солёного теста. | - шарики су-джок; - солёное тесто; - изображения диких животных и их любимой пищи; - изображения разных грибов. | |
Ноябрь | Рыбки в аквариуме | - развивать мелкую моторику рук, - обогащать словарный запас, - развивать мыслительные операции. | - гимнастика с карандашом; -экспериментирование «Что тонет, а что нет»; - беседа «Кто живёт в воде?» -Игра «Закономерности» с рыбками; - раскрашивание пластилином картонные силуэты рыб; - рассматривание работ в «аквариуме». | - неподточенные карандаши на каждого ребёнка; - ёмкость с водой; - небольшие предметы из разных материалов; - панно для игры «Закономерности», - разные рыбки; - пластилин; - картонные силуэты рыб на каждого ребёнка; - картонный аквариум для демонстрации готовых работ. | |
Ноябрь | Рукавичка | - продолжать развивать моторную и тактильно-двигательную координацию, - расширять словарный запас. | - гимнастика «Дружная семья»; - словесная игра «Что шьём, а что вяжем»; - вышивание рукавички на картоне швом вперёд иголка. | - картон с силуэтом рукавицы на каждого ребёнка; - иголка и нитки на каждого ребёнка. | |
Декабрь | Узорные снежинки | - продолжать развивать мелкую моторику рук; - развивать грамматический строй речи; - развивать слуховую память. | - гимнастика с массажным мячиком (разучить песенку про ёжика); - Беседа и игра импровизация «Что делает зимой заяц?» (дикие животные) с имитацией движений; - Игра «Какая снежинка?»; - выкладывание снежинок из пластилиновых колбасок; - физминутка «Белый снег пушистый». | - массажные мячики на каждого ребёнка; - картон и пластилин. | |
Декабрь | Ёлочка | - продолжать развивать ручную умелость; - развивать память и мышление. | - гимнастика «Апельсин»; - рассматривание шишек и иголок сосны и ели; - игра «Чудесный мешочек» (с шишками); - рисование пластилином ёлочки. | - шишки и иголки ели и сосны; - мешочек из ткани; - картон и пластилин. | |
Январь | Рябинка для птичек | - развивать мелкую моторику; - воспитывать бережное отношение к птицам; - расширять кругозор и словарный запас. | - гимнастика «Прятки»; - рассматривание силуэтов птиц, называние перелётных и зимующих; - игра «Кого не стало»; - лепка ягод рябины для птиц; - игра «Посади птиц на кормушке как они сидели». | - цветные силуэты разных птиц; - пластилин и веточки рябины на каждого ребёнка; - картонная кормушка с прорезями. | |
Январь | Подушечка для котёнка | - продолжать развивать зрительно-тактильную координацию; - воспитывать любовь и заботливое отношение к животным. | - гимнастика «Лапки – цап – царапки»; - загадки про домашних животных; - рассматривание размотанных клубочков шерсти, решить задачу: кто из животных мог это сделать? - заматывание клубочков; - вышивание «подушки» для котёнка; - на каждую подушечку приклеить картинку котёнка. | - игрушки домашних животных; - клубочки шерсти; - картон, иголки и нитки для вышивания; -картинки котят по количеству детей. | |
Февраль | Синичка | - продолжать развивать ручную умелость; - развивать слуховое внимание и память; - развивать математические способности. | - гимнастика «Пальчик –мальчик»; - Игра «Узнай по голосу» (голоса птиц); - рисование пластилином синички; Игра «Чив - чив, воробей». | - изображения разных птиц; - картон и пластилин для каждого ребёнка. | |
Февраль | Воздушный шарик | - развивать мелкую моторику рук; - развивать память и воображение; - закреплять знание геометрических фигур. | Гимнастика «Цепочки»- Беседа «На чём можно полетать?»; - игра – физминутка «Самолёт»; - рассматривание шариков разной формы (круглые, овальные) и разного цвета; - вышивание шарика; - игры с надувными шарами в парах. | - воздушные шары круглые и овальные; - картон, нитки, иголки на каждого ребёнка. | |
Март | Подарок для мамочки | - продолжать развивать ручную умелость; - формировать добрые отношения к окружающим. | - гимнастика «Цветок»; - беседа о настроении и подарках; - Аппликация «Аленький цветочек» (в обрывной технике). | - пластилин и картон на каждого ребёнка; - модели лиц с разным настроением. | |
Март | Моя любимая чашка | - развивать мелкую моторику рук; - развивать внимание; - развивать тактильную чувствительность. | - «Шалун»; - рассматривание кружек из разных материалов (пластмассы, стекла, керамики, дерева, железа); - игра «Какой кружки не стало»; - выложить по контуру чашку пластилиновыми колбасками и украсить по желанию. | - кружки из разных материалов; - картон и пластилин на каждого ребёнка. | |
Апрель | Грачи прилетели | - развивать мелкую моторику рук; - развивать память и мышление. | - гимнастика «Медведь»; - Беседа «Приметы весны»; - загадка про грача; - выложить по контуру грача пластилиновыми колбасками. | - картон и пластилин; - силуэт грача. | |
Апрель | Кто в лесу проснулся? | - продолжать развивать ручную умелость; - расширять кругозор; - развивать мышление. | - гимнастика с шариком «су-джок»; - беседа о жизни животных весной; - игра «угадай по части целое»; - лепка из пластилина «Зайчик». | - шарики «су-джок» на каждого ребёнка; - пластилин; - картинки с изображением отдельных частей тела животных и полностью животного. | |
Май | Платье или рубашка | - продолжать развивать мелкую моторику рук; - развивать тактильную чувствительность; - развивать грамматический строй речи; - расширять словарный запас. | - гимнастика «Сказка Рукавичка»; - рассматривание разных видов ткани, игра «Чудесный мешочек»; - вышивание платья или рубашки. | - кусочки ткани: шёлк, ситец, бархат, вельвет; - мешочек из ткани; - картон, нитки, иголки для вышивания. | |
Май | Бабочка | - продолжать развивать мелкую моторику рук; - закрепить знание обобщающих слов. | - гимнастика «Сказка Репка»; - игра «Три – один»; - загадки про насекомых; - рассматривание бабочки; - рисование бабочки пластилином. | - игрушки – насекомые; - картон, трафареты бабочки и пластилин для рисования. |
Календарно - тематический план работы с детьми 6 - 7 лет, с нарушением зрения по развитию сенсомоторики
Дата | Тема | Цели | Программное содержание | Материалы |
Сентябрь | Дары осени | - развивать двигательно-тактильную координацию рук, - закреплять формы, - расширять словарный запас и знание обобщающих слов. | - гимнастика «Овощи»; - Игра «Что где растёт?»; - Игра «Собери бусы» (чередуя разные овощи и фрукты); - физминутка «Яблоко»; - вышивание моркови на картоне по готовым отверстиям. | - деревянные бусы, шнурок; - картон с проколотым силуэтом моркови; - иголка и нитки. |
Октябрь | Ветка рябины | - развивать мелкую моторику рук, - тактильную чувствительность, - формировать грамматический строй речи, - развивать тактильную память. | - пальчиковая гимнастика «Листики»; - рассматривание листьев разных деревьев, игра «Найди такой же листик»; - Игра «Какого листика не стало?»; - рисование гуашью ветки рябины пальчиками по готовым отверстиям. | - гербарий осенних листьев разных пород; - трафареты разных листьев из картона; - лист картона с точечным изображением ветки рябины; гуашь. |
Октябрь | Подарок для белочки (2 занятия) | - развивать мелкую моторику рук, - формировать грамматический строй речи; - воспитывать добрые чувства, умение делать подарки для окружающих. | - пальчиковая гимнастика «Белка»; - рассматривание рельефного альбома «Дикие животные», - беседа «Где, чей дом?», игра «Чей? Чья? Чьё?»; - Игра «Кто кем был?»; - подготовка к вышиванию грибочка для белочки: сопряжённо прокалывать отверстия по контуру трафарета; - вышивание грибочка | - картон, поролон, трафарет гриба (внутренний), грифель, иголка, нитки, - рельефный альбом «Дикие животные. |
Ноябрь | Золотая рыбка (2 занятия) | - развивать мелкую моторику рук, - обогащать словарный запас, - совершенствовать тактильную чувствительность, - развивать мыслительные операции. | - гимнастика «Жил да был один налим»; - Упражнение «Найди в сухом бассейне морских обитателей»; - расскажи, кого нашёл; - Игра «Кого не стало?» с рыбками; - аппликация в обрывной технике «Золотая рыбка» (приготовить «чешуйки» и обклеить ими вырезанную из картона рыбку). | - картонные силуэты рыбки; - клей – карандаш, - жёлтая бумага, - сухой бассейн, - мелкие игрушки (осьминог, дельфин, акула, рыба – пила, краб). |
Ноябрь | Туфелька для Золушки (2 занятия) | - продолжать развивать моторную и тактильно-двигательную координацию, - расширять словарный запас. | - гимнастика «Скрути ленточку» (на конце ленты прикреплена обувь); - словесная игра «Части обуви»; - Упражнение «Шнуровка сапога» - выкладывание туфельки по контуру пластилиновыми колбасками и украшение перловкой. | - картон с силуэтом туфельки; - пластилин, - лента, прикреплённая к середине карандаша, - пластиковый сапог с отверстиями для шнуровки, длинный шнурок. |
Декабрь | Узор из снежинок | - продолжать развивать мелкую моторику рук; - развивать грамматический строй речи; - развивать тактильную чувствительность и ориентировку на листе бумаги. | - гимнастика «Снежок»; - Игра «Какая снежинка?; - Игра «Что делает снежинка?»; - рассматривание чудо –коврика (геометрические фигуры из разных материалов, наклеенные по рядам и столбцам; - аппликация из снежинок по инструкции (в верхнем правом углу, в левом верхнем углу и т. д.); - физминутка «Белый снег пушистый». | - пособие Чудо -коврик; - картон, клей – карандаш, вырезанные снежинки (5 штук). |
Декабрь | Ветка ели | - продолжать развивать ручную умелость; - развивать память и мышление. | - гимнастика «Снежок»; - рассматривание шаров из разных материалов; - игра «Чудесный мешочек» (с шарами); - рисование гуашью «Ветка ели» пальцами по готовым отверстиям. | - шарики из разных материалов (стеклянный, деревянный, металлический, резиновый, бумажный); - мешочек из ткани; - картон с точечным изображением ветки ели, гуашь. |
Декабрь | Снеговик | - продолжать развивать мелкую моторику рук и умение ориентироваться на листе бумаги. | - гимнастика «Снежок»; - Игра «Что мы делаем зимой»; - объёмная аппликация «Снеговик» ( из салфеток скатать «снежные» комочки разной величины и составить из них снеговика, украсить ведром и морковкой). | - белые салфетки; - цветной картон; - клей –карандаш. |
Январь | Снегирь (2 занятия) | - развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность; - воспитывать бережное отношение к птицам; - расширять кругозор и словарный запас. | - гимнастика «Прятки»; - рассматривание муляжа птицы, игрушку рыбы с хорошо осязаемой чешуёй и мягкую игрушку любого животного, их сравнение; - подготовка снегиря к рисованию пластилином: обкалывание трафарета, а затем раскрашивание. | - муляж птицы, игрушка рыбы с хорошо осязаемой чешуёй и мягкая игрушка любого животного; - картон, поролон, грифель, трафарет снегиря, пластилин. |
Январь | Скатерть для праздничного стола | - продолжать развивать зрительно-тактильную координацию; - продолжать формировать пространственную ориентировку в микропространстве. | - гимнастика «Шалун»; - Игра «Расставь, как было» (мебель в кукольной комнате); - Аппликация «Нарядная скатерть»: ребёнок по предложенному образцу наклеивает элементы узоров на свою скатерть. | - кукольная комната с игрушечной мебелью; - лист бумаги, клей, элементы узоров, образец скатерти. |
Февраль | Кактус (2 занятия) | - продолжать развивать ручную умелость; - развивать слуховое внимание и память. | - гимнастика «Ёжик» с шариком су - джок; - назови комнатные растения в кабинете; - изготовление кактуса способом торцевания (слепить из пластилина «кактус», поместить его в маленький стаканчик, заполненный пластилином, а затем со всех сторон «обколоть» кусочками гофрированной бумаги). | - шарик су – джок; - маленький пластмассовый стаканчик, пластилин, гофрированная бумага, нарезанная мелкими квадратами (2х2); шпажка деревянная для канопе. |
Февраль | Пограничная собака (2 занятия) | - развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность; - развивать память и воображение. | - гимнастика «Бойцы – молодцы»; - Игра «Кто защищает Родину и где?» - игра – физминутка «Самолёт»; - рассматривание рельефного альбома «Домашние животные»; - вышивание пограничной собаки. | - рельефный альбом «Домашние животные»; - картон, нитки, иголка. |
Март | Платье для мамочки (2 занятия) | - продолжать развивать ручную умелость; - формировать добрые отношения к окружающим. | - гимнастика «Цветок»; - беседа о настроении и подарках; - подготовка и вышивание «Платья для мамочки». | - картон, иголка, нитки, трафарет платья, поролон, грифель. |
Март | Профессии | - развивать мелкую моторику рук; - развивать внимание; - развивать тактильную чувствительность, умение «читать» образец и выкладывать из магнитных палочек такую же картинку. | - «Скрути ленту» узнай геометрическую фигуру, прикреплённую на её конце; - Игра «Кому, что нужно» (предметы для людей разных профессий, узнай на ощупь); - Игра «Весёлые прищепки» (расчёска для парикмахера); - Игра «На какую геометрическую фигуру похоже?» (шприц - на цилиндр, тарелка- на круг и т.д.); - работа на магнитной доске по графическому альбому. | - лента, прикреплённая к середине карандаша (для скручивания); - игрушки – предметы для разных профессий (ножницы, расчёска, шприц, касса, книга и т.д.); геометрические фигуры; - магнитная доска; - графический альбом Тупоногова; - прищепки и картонная расчёска. |
Апрель | Клоуны (2 занятия) | - развивать мелкую моторику рук; - развивать память и мышление, - продолжать учить различать мимику. | - гимнастика «Ласковая кисточка»; - Игра «Скажи наоборот»; - рассматривание аппликативно выполненных клоунов (весёлого и грустного); - аппликация «Клоун весёлый и грустный» | - толстая мягкая кисточка; - образцы аппликативных клоунов: грустный и весёлый; - листы бумаги, клей, элементы для аппликации |
Апрель | Космос (2 занятия) | - продолжать развивать ручную умелость; - расширять кругозор; - развивать мышление и конструктивный праксис. | - гимнастика «Скрути ленту» (на конце прикреплена звёздочка); - беседа о космосе; - игра «Составь ракету из геометрических фигур» (на магнитной доске по образцу); - подготовка к рисованию пластилином ракеты; - раскрашивание ракеты пластилином; - украшение фона вокруг ракеты звёздами. | - лента, прикреплённая к середине карандаша (для скручивания); - магнитная доска, геометрические фигуры; - образец ракеты, составленный из фигур; - картон, поролон, грифель, пластилин, вырезанные звёзды, клей – карандаш. |
Май | Голубь | - продолжать развивать мелкую моторику рук; - развивать мышление и память. | - гимнастика «Сказка про курочку Рябу»; - загадки про птиц; - рисование голубя по ладошке. | - лист бумаги, фломастер. |
Май | Божья коровка | - развивать мелкую моторику рук, - расширять кругозор детей, - развивать усидчивость, умение довести начатое дело до конца. | - гимнастика «Жук»; - рассматривание различных жуков (жук-носорог, божья коровка, жук-олень, таракан, жук-бронзовик); - игра «Кого не стало?»; - загадка про божью коровку; - изготовление из пластилина и скорлупы божьей коровки. | - пластилин, - скорлупки от грецких орехов; - игрушки – жуки. |
Приложение 2.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
Тема: «Фрукты. Овощи» | |||||||||
Название гимнастики: «Капуста» | |||||||||
Слова | Действия | ||||||||
Мы капусту рубим, рубим, Мы морковку трём, трём, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмём, жмём. | Рёбрами ладоней постукивать по столу. Трём кулачок об кулачок. Движения пальцами, как - будто посыпаем солью. Пальцы рук сжимаем – разжимаем. | ||||||||
Название гимнастики: «Собираем урожай» | |||||||||
Собираем мы в лукошко: И морковку, и картошку, Огурец, фасоль, Горох Урожай у нас не плох! | Пальцы сжимаем в кулачок и разжимаем. Загибаем пальцы, начиная с большого. Круговые движения кулачком. | ||||||||
Название гимнастики: «Апельсин» | |||||||||
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька для чижа, Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для ежа, А для волка – кожура! Волк сердитый, вот беда! Разбегайся, кто, куда! | Пальцы сжимаем – разжимаем. Показываем раскрытую ладонь. Показываем один указательный палец. Загибаем пальцы, начиная с большого. Раскрываем ладонь, показываем, что она пустая. Складываем ладони, пальцы напрягаем, слегка поджав, и имитируем клацанье зубов волка. | ||||||||
Тема: «Осень» | |||||||||
Название гимнастики: «Осенние листья» | |||||||||
Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать. Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. | Загибать пальчики, начиная с большого. Сжимают и разжимают кулачки. Разжимают пальцы по очереди. Крутим кистью руки. | ||||||||
Тема: «Лес. Грибы» | |||||||||
Название гимнастики: «Грибы» | |||||||||
Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, А этот сел и всё съел, Потому и потолстел! | Гладим каждый пальчик (сверху вниз). Начиная с мизинца. Отвести большой палец в сторону и сделать несколько круговых движений. | ||||||||
Тема: «Ягоды» | |||||||||
Название гимнастики: «За ягодами» | |||||||||
Раз, два, три, четыре, пять. В лес пойдём мы погулять. За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. | Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших. Обе руки «идут» пальчиками по столу. Загибают пальчики, начиная с больших. Крутят кулачками. | ||||||||
Тема: «Домашние животные» | |||||||||
Название гимнастики: «Щенок» | |||||||||
Крутит хвостиком щенок. Увидал в саду цветок. | Крутить указательным пальцем сначала правой, потом левой руки, а затем обеих рук. | ||||||||
Название гимнастики: «Лапки» | |||||||||
Сидит на задних лапках кот И в гости мышку он зовёт. Показывает лапки, А в лапках – цап – царапки. Мяу! | Поджимать подушечки пальцев сначала правой руки к верхней части ладошки, потом левой, затем обеих рук. | ||||||||
Тема: «Дикие животные» | |||||||||
Название гимнастики: «Белка» | |||||||||
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки. Лисичке – сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с больших. | ||||||||
Название гимнастики: «Медведь» | |||||||||
Бурый мишенька зимой Крепко спал в берлоге. Весною он проснулся, зевнул и потянулся: «- Здравствуй, рыжая лисичка, - Здравствуй, белочка – сестричка, -Здравствуй, серенький волчонок! - Здравствуй, беленький зайчонок!» | Имитируют движения, описанные в тексте. Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков всех пальцев последовательно. Проделать то же самое левой рукой. | ||||||||
Название гимнастики: «Ёжик» (су – джок) | |||||||||
Гладь мои ладони ёж, Ты колючий, ну и что ж. Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. | В ладонях катать шарик су – джок. По окончании слов, открыть шарик , достать колечко и катать его поочерёдно по каждому пальцу обеих рук. | ||||||||
Тема: «Посуда» | |||||||||
Название гимнастики: «Шалун» | |||||||||
Наша Маша варила кашу. Кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала, Он много шалил, свою тарелку разбил. Ай, ай, ай! | Указательным пальцем левой руки водить по ладошке правой руки. Загибают пальчики, начиная с большого. Мизинец обхватывают указательным и большим пальцем левой руки и качают из стороны в сторону. Погрозить указательным пальцем. | ||||||||
Тема: «Животные морей и рек» | |||||||||
Название гимнастики: «Жил да был один налим» | |||||||||
Жил да был один налим. Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учили их считать: раз, два, три, четыре, пять. | Выполнять плавные движения сложенными ладонями, имитируя движение плавников. Скрещенными ладонями имитировать взмахи крыльев. Сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальчики, начиная с большого. | ||||||||
Тема: «Профессии» | |||||||||
Название гимнастики: «Маляры» | |||||||||
Красят домик маляры Для любимой детворы. Если только я смогу, Малярам я помогу. | Кисти рук вверх – вниз. Круговые движения кистями рук. | ||||||||
Тема: «Одежда» | |||||||||
Название гимнастики: «Я перчатку надеваю» | |||||||||
Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Сосчитайте – ка, ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять». | Поглаживать по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших. | ||||||||
Тема: «Обувь» | |||||||||
Название гимнастики: «Ботинки» | |||||||||
Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём. Мы гуляем по лугам. Вниз по лестнице сбежали, Вдоль по улице шагали. После лезем под кровать. Будем там тихонько спать. | Средний и указательный пальчики «Шагают» по столу. Загибать по одному пальцу на обеих руках. Положить ладони на стол. | ||||||||
Тема: «Зима» | |||||||||
Название гимнастики: «Снежок» | |||||||||
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок лепили. Круглый, крепкий, очень гладкий. И совсем – совсем не сладкий. Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним. И…сломаем. | Загибать пальчики, начиная с большого. «Лепить», меняя положение ладоней. Показать шар, сжимать ладони вместе, гладить одной ладонью другую. Грозить пальчиком. Подбросить воображаемый снежок, посмотреть вверх. Присесть, поймать воображаемый снежок. Встать и уронить воображаемый снежок. Топать. | ||||||||
Название гимнастики: «Мы во двор пошли гулять» | |||||||||
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. | Загибать пальчики, начиная с большого. «Идти» по столу указательным и средним пальчиками. «Лепить» комочек двумя ладонями. «Крошить хлебушек» всеми пальчиками. Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. Положить ладошки на стол то одной, то другой стороной. Отряхнуть ладошки. Имитировать движения воображаемой ложкой : руки сложить под щёки. | ||||||||
Тема: «День защитника Отечества» | |||||||||
Название гимнастики: «Защитники Отечества» | |||||||||
Пальцы эти – все бойцы, Удалые молодцы. Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых. Два гвардейца – храбреца! Два героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два мизинца – коротышки – Очень славные мальчишки! | Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак. Разжать два больших пальца. Затем указательные. Разжать средние пальцы. Затем разжать безымянные. Разжать мизинцы. Похлопать в ладоши. | ||||||||
Тема: «Познай себя (человек, части тела)» | |||||||||
Название гимнастики: «Дружные ребятки» | |||||||||
Здравствуй, Петенька! Здравствуй, Анечка! Здравствуй, Зиночка! Здравствуй, Манечка! Ах, и дружные ребятки, Поиграем вместе в прятки. | Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. | ||||||||
Тема: «Семья» | |||||||||
Название гимнастики: «Семья» | |||||||||
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка, А этот пальчик – я. Вот вся дружная семья! | Гладим каждый пальчик (сверху вниз). Начиная с большого. Сжать пальцы в кулачок. |
Приложение 4.
Формы работы с родителями
- выступления на родительских собраниях по вопросам особенностей развития моторной сферы детей с нарушением зрения;
- консультации: «Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребёнка и формирование зрительного восприятия»; «О формировании графических навыков у детей с нарушением зрения»;
- семинары – практикумы: «Воспитание, обучение и коррекция зрительной патологии средствами искусства»; «Профилактика дисграфии у детей с нарушением зрения в старшем дошкольном возрасте»;
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития зрительно – моторной координации ребёнка;
- проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком; выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
• выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога;
• рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях: «Чем заняться с ребёнком дома.
Приложение 5.
Планы – конспекты коррекционно – развивающих занятий
с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения зрения
1.Тема: Лес. Дикие животные.
Программное содержание:
-развитие общей и мелкой моторики;
-закрепление знаний геометрических фигур и активизация в речи слов, обозначающих форму предметов: круглый, квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный;
-закрепление количественного счёта до 5 и обучение порядковому счёту;
-закрепление знаний диких животных и их детёнышей.
Ход занятия:
Разучивание гимнастики для рук «Птички»: под музыку имитационные движения птицы летящей, клюющей зернышки, отдыхающей на веточке.
Разучивание пальчиковой гимнастики «За грибами» (приложение 3).
Игра «Достань из корзинки волшебные грибы, назови какой они формы», задание: посчитай грибы – фигуры; посчитай по порядку.
Задание – игра «Найди в сухом бассейне диких животных, назови их».
Игра «Назови детёнышей диких животных».
2. Тема: «Ёж – колючая иголка»
Программное содержание:
- развитие общей и мелкой моторики;
-закрепление умения различать предметы по характеру поверхности;
-развитие словаря: подбор слов антонимов и синонимов.
Ход занятия:
Выполнение пальчиковой гимнастики «За грибами».
Сравнение двух мячиков (гладкий и колючий резиновые мячи).
Беседа « На что похожи мячики».
Разучивание гимнастики для пальцев с самомассажем «Ёжик» (приложение 3).
Игра «Весёлые прищепки» (изготовление ёжика из пластмассовых прищепок).
Рисование пластилином «Грибок для ёжика» (на картоне по выдавленным точкам).
3. Тема: «Подарок для белки».
Программное содержание:
- закрепление умения различать предметы по материалу (пластмассовый, деревянный, металлический);
- развитие общей и мелкой моторики;
-развитие словообразования: образование названий детёнышей диких животных и сущ. в мн. числе;
-формирование мыслительных операций (умение отгадывать загадки);
-развитие связной речи: составление описательного рассказа по игрушке.
Ход занятия:
Отгадывание загадки про белку. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке» (приложение 3).
Задание: найди среди выставленных игрушек белку.
Составление описательного рассказа о белочке ребёнком по образцу педагога.
Игра в сухом бассейне «Найди спрятанный предмет» (прищепки из разных материалов).
Обследование прищепок, называние материалов (деревянная, пластмассовая, металлическая).
Изготовление подарка для белочки - расчёску: игра «Весёлые прищепки».
Игра с мячом «Назови детёнышей диких животных», « Назови несколько детёнышей».
4. Тема: «Звуки леса».
Программное содержание:
-развитие слухового восприятия, умения различать звуки природы (дождь, ветер, шелест листьев), умения различать явления природы по силе звука: ветерок и ураган; дождик и ливень.
- развитие общей и мелкой моторики (пантомимика: собираю грибы и ягоды и походка усталого человека;
-закрепление умения выстраивать ряд предметов по величине;
- развитие словообразования: образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами и сущ. со словом «много».
Ход занятия:
Выполнить пальчиковую гимнастику «Сидит белка на тележке».
Игры с мячом «Назови ласково» и «Один – много» (названия диких животных).
Прослушать звуки леса, предложить узнать, что так звучит.
Имитация движений: собираю грибы и ягоды, затем походка усталого человека.
Сравни грибы по величине, расставь от меньшего к большему (5 штук).
Пересчитай грибы, назови который по порядку низкий гриб и высокий гриб.
5. Тема: «Матрёшки на прогулке».
Программное содержание:
- развитие общей и мелкой моторики;
-закрепление умения выстраивать ряд предметов по величине;
-развитие слухового восприятия и фонематического слуха;
-знакомство с разными видами линий (прямая, волнистая).
Ход занятия:
Выполнить пальчиковую гимнастику «Дружная семья» (приложение 3).
Загадка про матрёшку.
Игра «Кто лишний?» (5 матрёшек и белочка). Сравнение матрёшек по величине; выстраивание предметного ряда от большего к меньшему.
Подвижная игра «Прогулка в лес»: ходьба по прямой тропинке и по извилистой, перепрыгивание через «овраг».
Игра «Проведи матрёшек по прямой и извилистой тропинке».
Беседа о разных звуках: звуки природы, звуки, издаваемые животными и человеком.
Игра «Эхо» (приложение 4).
Разбор слова «АУ».
Игра «Матрёшки возвращаются с прогулки по лесу».
6. Тема: «Угощение белочки».
Программное содержание:
-продолжать развивать умение ориентироваться на фланелеграфе;
- развитие общей и мелкой моторики;
-развитие обоняния и вкусовых ощущений;
-закрепление понятий: длинный и короткий.
Ход занятия:
Выполнить пальчиковую гимнастику «Дружная семья».
Упражнение «Кто живёт в лесу и, что растёт в лесу»: рассматривание плоскостных, силуэтных фигур на фланелеграфе (животных и растений).
Упражнение «Расскажи, что находится в правом верхнем углу и т. д.».
Игра «Угощение от белочки»: узнай на вкус и узнай по запаху (апельсин, яблоко, морковь, орех).
Упражнение «Найди среди других предметов угощения белочки и сложи в корзинку».
Игра «Помоги белочке нанизать грибы на длинную верёвочку, а ягоды на короткую».