ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Самбо»
Программа направлена на развитие навыков самообороны без оружия (самбо)
Основные компетенции, которыми овладеют участники программы:
- освоение базовой терминологии и структуры самбо;
- владения телом в спаррингах и партерах;
- применение навыков взаимодействия с партнером в спарринге;
- участие в подготовке и проведении публичных выступлений;
Выпускники программы получат возможность развивать профессиональные навыки в области самбо и единоборств, наставнической деятельности.
Программа станет отличной базой для фундамента в значимых мероприятиях, таких как: районные, окружные, всероссиские соревнования и кубки по самбо. Будут готовы продолжить образование в специализированных учебных заведениях высшего уровня, реализующих образовательные программы по направлению самбо.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 731.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации Надымского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Альфа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Самбо»
Направленность: физкультурно-спортивная
Вид деятельности: единоборства
Уровень программы: базовый
Возраст обучающегося: 11-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
Хамитулин Александр Александрович
тренер-преподаватель
первой квалификационной категории
Надым,
2025
Содержание
I. | Комплекс основных характеристик образования | |
1. | Паспорт программы | |
2. | Пояснительная записка | |
3. | Цель и задачи программы | |
4. | Планируемые результаты | |
5. | Содержание программы | |
II. | Комплекс организационно-педагогических условий | |
1. | Учебный план | |
2. | Учебно-тематический план | |
3. | Содержание учебно-тематического плана | |
4. | Календарный учебный график | |
5. | Условия реализации программы | |
6. | Формы аттестации (контроля) и оценивание обучающихся | |
7. | Воспитательная деятельность | |
8. | Список литературы | |
9. | Приложения |
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1. Паспорт программы
Название программы | Самбо |
Учреждение, реализующее программу | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Альфа» |
Автор/составитель программы | Хамитулин Александр Александрович |
Аннотация | Программа направлена на развитие навыков самообороны без оружия (самбо) Основные компетенции, которыми овладеют участники программы: - освоение базовой терминологии и структуры самбо; - владения телом в спаррингах и партерах; - применение навыков взаимодействия с партнером в спарринге; - участие в подготовке и проведении публичных выступлений; Выпускники программы получат возможность развивать профессиональные навыки в области самбо и единоборств, наставнической деятельности. Программа станет отличной базой для фундамента в значимых мероприятиях, таких как: районные, окружные, всероссиские соревнования и кубки по самбо. Будут готовы продолжить образование в специализированных учебных заведениях высшего уровня, реализующих образовательные программы по направлению самбо. |
Год разработки программы | 2025 |
Где, когда и кем утверждена программа | Утверждена директором МОУ ДО «ДЮЦ «Альфа», приказ №106 от 25.08.2025 г. |
Программа рассмотрена | На педагогическом совете, протокол №1 от 23.08.2025 г. |
Вид дополнительной общеразвивающей программы | Общеразвивающая |
Направленность программы | Физкультурно-спортивная |
Вид деятельности в рамках направленности | Единоборства |
Уровень программы | Стартовый |
Форма обучения по программе | Очная |
Модули программы | - |
Охват детей по возрастам | 11-14 лет/разновозрастные группы |
Срок реализации программы | 1 год |
Взаимодействие учреждения, реализующего программу с организациями, учреждениями, профессиональными сообществами | - |
Финансирование программы | Социальный сертификат |
Вид программы по степени авторского вклада | Модифицированная |
2. Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 (с изм. и доп., далее-Ф3);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-Ф3 « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
3. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996) ( с изм. и доп.);
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2024 №1726-р» ( с изм. и доп. от 01.07.2025 №1745-р );
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (в редакции от 26 декабря 2024 года и последующих );
7. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 « Об утверждении Правил применения организациями , осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации « Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 04.09.2019 № 467 (с изм.и доп.);
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.12.2024 г. № 883 «Об утверждении методик расчета государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года № 882/391 « Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 « Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» ( с изм. и доп.);
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» // Статья VI. Гигиенические нормативы по устройству , содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Требования к организации образовательного процесса,таблица 6.6);
16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
17. Протокол заочного заседания Рабочей группы по дополнительному образованию детей Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от 22.03.2022 года от № Д06-23/06пр;
18. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. №АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»);
19. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
20. Постановление Правительства ЯНАО от 05.12.2019 № 1274-П «Об утверждении Правил персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе;
21. Постановление Правительства ЯНАО от 22.09.2023 № 743-П «Об отдельных вопросах реализации дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с социальным сертификатом»;
22. Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.09.2023 г. № 769 «О требованиях к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей» в Ямало-Ненецком автономном округе в соответствии с социальным сертификатом»;
23. Приказ ГАУ ДПО ЯНАО Региональный институт развития образования от 11.07.2025 г. № 453 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ»;
24. Постановлением Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа» (с изменениями от 16.02.2021 №88-пк);
25. Постановлением Администрации Надымский район от 25.02.2025 №88-пкз «Об утверждении Правил персонифицированного учета в муниципальном округе Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;
26. Постановлением Администрации Надымского района от 13.06.2023 №302-пк «Об организации оказания муниципальных услуг в социальной сфере при формировании муниципального социального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере на территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа»;
27. Постановлением Администрации Надымского района от 20.06.2023 №315-пк «Об утверждении Порядка формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям Администрации Надымского района;
28. Постановлением Администрации Надымского района от 11.10.2022 №575-пк «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальными образовательными организациями муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа муниципальной услуги «Запись на обучение по дополнительной общеобразовательной программе;
29. Устав и локальные акты МОУ ДО «ДЮЦ «Альфа».
Актуальность программы. Активным развитием боевых единоборств, интересом подрастающего поколения к панкратиону. Знание основ панкратиона создадут условия для успешной физического, технического развития учащихся, их профессионального самоопределения. Программа поможет сформировать целостное представление о современных боевых единоборствах.
Педагогическая целесообразность: Программа стимулирует целостное развитие личности ребёнка - эстетическое, физическое, психологическое. Учащиеся получают возможность реализовать свой потенциал, развить уверенность в себе и формировать разнообразные умения, способности и знания в области единоборств, а также полезные привычки здорового образа жизни.
Отличительные особенности программы. Программа Самбопредусматривает формирование у обучающихся особого комплекса специфических знаний и умений, относящихся к сфере единоборств и практическим навыкам, а также вопросах использования здоровьесберегающих технологий. Соединила традиционные методики изучения панкратиона с интерактивными технологиями. Позволяет ребенку гармонично развиваться физически и культурно.
Новизна. Программа «Самбо» представляет собой эффективный инструмент для комплексного развития юных спортсменов, сочетающий классические методики обучения сединоборствам с передовыми цифровыми инструментами. Сочетает в себе традиционную современный бой с виртуальными состязаниями. Сформированные по результатам освоения программы компетенции позволят учащимся успешно выступать на соревнованиях по панкратиону.
Направленность: физкультурно-спортивная. Программа направлена на раскрытие индивидуальных возможностей и физических способностей учащихся через обучение единоборствам.
Вид деятельности: Единоборства.
Уровень освоения содержания программы: стартовый.
Адресат программы: учащиеся 11 - 14 лет.
Примерный портрет обучающегося: Средний уровень общей физической подготовки. Отсутствие специальной спортивной подготовки, кроме заинтересованности в занятиях танцами. Возможны ограничения по состоянию здоровья, однако занятия организованы таким образом, чтобы учитывать возможности каждого ученика. Любознательный, легко увлекающийся новыми видами деятельности. Любит активные виды досуга, любит общение и совместные занятия. Может испытывать неуверенность при публичных выступлениях, требует поддержки и индивидуального подхода.
Образовательные ожидания: Освоить основы хореографии, почувствовать себя уверенно в танцевальном пространстве. Узнать больше о культурных особенностях разных народов через изучение единоборств. Научиться владеть телом, развивать чувство пространства. Попробовать свои силы в новом направлении – панкратионе.
Дополнительные характеристики: Хорошо воспринимает новую информацию в игровой форме и с привлечением мультимедийных ресурсов. Способен быстро запоминать последовательность движений, если подкреплять занятия регулярными повторениями. Готов вкладываться в командную работу и стремиться к достижению общих целей коллектива. Таким образом, программа рассчитана на ребят, желающих гармонично сочетать физические нагрузки, удовольствие от спорта и новаторские подходы в обучении.
Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.
Состав групп: разновозрастной.
Условия приёма в учебное объединение: принимаются все желающие.
Срок реализации программы и объём программы:
объём программы -108 часов, из них 26 часов теории, 82 часов практики;
программа рассчитана на 1 год обучения;
1 год обучения - 108 часов
Язык реализации программы: русский.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Форма занятий - групповая.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю - 3 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.
3. Цель и задачи программы
Цель программы: Содействие разностороннему, гармоничному развитию личности через обучение навыкам вида спорта «Самбо», воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества.
Задачи:
Предметные:
1. Формирование у обучающихся навыков и приемов в апанкратионе, координации и овладение основными современными, единоборств, а также расширение кругозора путём знакомства с особенностями единоборств разных народов.
Формирование у обучающихся практических навыков владения современными стилями приемов борьбы и развитие творческого потенциала через освоение боевых упражнений и игровых методик.
2. Формирование у обучающихся навыков освоения новых элементов панкратиона, развитие пространственной ориентации и совершенствование боевых навыков.Формирование у обучающихся навыков современного панкратиона и сопутствующих направлений (ММА, рукопашный бой, панкратион); развитие спортивных способностей, четкости движений в процессе ведения поединка и участия в соревнованиях по самбо.
4. Планируемые результаты
Задача 1. Формирование у обучающихся навыков и приемов в апанкратионе, координации и овладение основными современными, единоборств, а также расширение кругозора путём знакомства с особенностями единоборств разных народов.
Формирование у обучающихся практических навыков владения современными стилями приемов борьбы и развитие творческого потенциала через освоение боевых упражнений и игровых методик.
В результате реализации первого раздела программы будут достигнуты следующие результаты
Предметные результаты:
обучающие будут
знать:
- характерные особенности основных упражнений в апанкратионе,
- базовые элементы ведения поединка
уметь:
- выражать четкость в движениях тела,
- демонстрировать чувство ритма и координацию,
- выполнять простейшие комбинации упражнений в единоборстве.
владеть:
- начальными техниками правильной осанки, пластичной походки,
- элементарными приёмами импровизации и выражения эмоций через ведение поединка
Метапредметные результаты:
- планировать собственную деятельность в рамках тренировочного процесса,
- анализировать свою работу над движениями и качеством их исполнения,
- взаимодействовать в коллективе, сотрудничать друг с другом в постановочной работе.
Личностные результаты:
- проявлять уважение к себе и другим участникам коллектива,
- преодолевать личные трудности и комплексы,
- испытывать радость от совместных успехов и достижения общих целей.
Задача 2. Формирование у обучающихся навыков освоения новых элементов панкратиона, развитие пространственной ориентации и совершенствование боевых навыков.Формирование у обучающихся навыков современного панкратиона и сопутствующих направлений (ММА, рукопашный бой, панкратион); развитие спортивных способностей, четкости движений в процессе ведения поединка и участия в соревнованиях по самбо.
В результате реализации второго раздела программы будут достигнуты следующие результаты
Предметные результаты:
обучающие будут
знать:
- основные позиции и положения рук и ног в классическом поединке.
- базовые элементы и движения современных единоборств.
- терминологию элементов панкратиона
- отличительные черты различных единоборств.
уметь:
- выполнять упражнения и перестроения.
- исполнять элементы в поединке.
- совмещать движения и комбинации в фигуры.
- согласовывать движения тела.
владеть:
- навыками исполнения ударов в поединке.
- комплексом упражнений для гибкости и растяжки.
- основами спортивной грамоты и ритмических упражнений.
- практическими умениями постановки ударов руками и ногами.
Метапредметные результаты:
- способность к созданию индивидуальной образовательной траектории.
- владение навыками продуктивного сотрудничества и командной работы.
- самостоятельность в принятии решений и контроле собственной деятельности.
- критическое восприятие своих способностей и достижений.
Личностные результаты:
- опыт активной спортивной деятельности.
- осознанное понимание роли и значения единоборств в жизни.
- ответственность и готовность к регулярным занятиям и самообразованию.
5. Содержание программы
Программа направлена на развитие творческих способностей детей и подростков в возрасте от 11 до 14 лет путем обучения основам панкратиона и использования цифровых технологий. Основное внимание уделяется развитию навыков владения современными стилями единоборства, координации движений и креативности.
Организация образовательного процесса:
- Занятия проходят в группах, состоящих из учащихся разного возраста.
- Группы формируются исходя из интереса детей к единоборствам и желанию развиваться в этой области.
- Образовательный процесс включает элементы игрового и интерактивного обучения, практические занятия и самостоятельную работу.
- Особое внимание уделено индивидуальным особенностям каждого участника, развитию уверенности в себе и преодолению страха публичных выступлений.
Психолого-педагогические аспекты:
- Программа адаптирована под возрастные и индивидуальные особенности учащихся, позволяя каждому ребенку раскрыть свои сильные стороны.
- Использование дифференцированных подходов и вариативности заданий позволяет учитывать особые образовательные потребности.
- Педагог применяет методики индивидуального наставничества, поддерживает интерес к занятиям и создает комфортную среду для раскрытия талантов.
Таким образом, программа формирует у учащихся необходимые компетенции для успешного участия в культурной жизни школы и общества, развивая их творческое мышление, уверенность в себе и готовность к новым достижениям.
II. Комплекс организационно - педагогических условий
1. Учебный план:
№ п/п | Наименование раздела (модуля) | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 год обучения | |||||
1 | Формирование у обучающихся навыков и приемов в апанкратионе, координации и овладение основными современными, единоборств, а также расширение кругозора путём знакомства с особенностями единоборств разных народов. Формирование у обучающихся практических навыков владения современными стилями приемов борьбы и развитие творческого потенциала через освоение боевых упражнений и игровых методик. | 44 | 8 | 36 | Беседа Комплексы упражнений. |
2 | Формирование у обучающихся навыков освоения новых элементов панкратиона, развитие пространственной ориентации и совершенствование боевых навыков. Формирование у обучающихся навыков современного панкратиона и сопутствующих направлений (ММА, рукопашный бой, панкратион); развитие спортивных способностей, четкости движений в процессе ведения поединка и участия в соревнованиях по самбо. | 64 | 10 | 54 | Практическая работа, Отработка ударов по мешкам, лапам. Работа в паре |
ИТОГО | 108 | 18 | 90 | ||
2. Учебно-тематический план:
3. Содержание учебно-тематического плана
Задача 1: Формирование у обучающихся навыков и приемов в апанкратионе, координации и овладение основными современными, единоборств, а также расширение кругозора путём знакомства с особенностями единоборств разных народов.Формирование у обучающихся практических навыков владения современными стилями приемов борьбы и развитие творческого потенциала через освоение боевых упражнений и игровых методик.
В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы.
Раздел 1. Формирование у обучающихся навыков и приемов в апанкратионе, координации и овладение основными современными, единоборств, а также расширение кругозора путём знакомства с особенностями единоборств разных народов.Формирование у обучающихся практических навыков владения современными стилями приемов борьбы и развитие творческого потенциала через освоение боевых упражнений и игровых методик. (всего 44 ч: теория 8 ч, практика 36 ч.)
Тема 1.1 Введение в программу (всего 2 ч: теория 2 ч.)
Теория (2 ч.): Цели и задачи, содержание и форма занятий в группе. Внешний вид и форма одежды для занятий. Правила поведения в спортивном зале.
Тема 1.2 Начальный контроль (всего 2 ч: практика 2 ч.)
Практика (2 ч.): Знакомство с учащимися. Комплекс упражнений на выносливость, гибкость.
Тема 1.3 Броски с наклоном и захватом туловища (всего 8 ч: теория 2 ч. Практика 6 ч.): Броски с захватом верхнего, среднего и нижнего уровня.
Тема 1.4 Болевые приемы на руку и ногу (всего 8 ч: теория: 2. практика 6 ч.): разучивание и закрепление базовых приемов, рычаг локтя, ущимление ахиллесова.
Тема 1.5 Ударная техника рук в парах (всего 4 ч: теория 2 ч., практика 2 ч.)
Теория (2 ч.) Знания и навыки основ ударной техники рук (комбинации ударов и уклонов и блоков в движении)
Практика (2 ч.) Знакомство с позициями и положениями рук. Выработка правильной осанки, постановки ног.
Тема 1.6 Ударная техника ног в парах. (всего 8 ч: практика 8 ч.) разучивание и закрепление правильного выполнения ударов. Постановка правильной позиции корпуса, головы, ног и рук.
Тема 1.7. Ударная техника рук и ног в парах . (всего 8 ч: практика 8 ч.) : Разучивание и закрепление комплекса упражнений на растягивание для улучшения гибкости. Отработка комбинаций рук и ног
Тема 1.8. Промежуточная аттестация (всего 4 ч: практика 4 ч.): Комбинации ударов рук и ног. Бросковая техника с болевыми приемами.
Задача 2. Формирование у обучающихся навыков освоения новых элементов панкратиона, развитие пространственной ориентации и совершенствование боевых навыков.
Формирование у обучающихся навыков современного панкратиона и сопутствующих направлений (ММА, рукопашный бой, панкратион); развитие спортивных способностей, четкости движений в процессе ведения поединка и участия в соревнованиях по самбо.
В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы.
Раздел 2. Формирование у обучающихся навыков освоения новых элементов панкратиона, развитие пространственной ориентации и совершенствование боевых навыков. Формирование у обучающихся навыков современного панкратиона и сопутствующих направлений (ММА, рукопашный бой, панкратион); развитие спортивных способностей, четкости движений в процессе ведения поединка и участия в соревнованиях по самбо. (всего 64 ч: теория 8 ч., практика 56 ч.)
Тема 2.1. Контрприёмы от бросков (всего 4 ч: теория 4 ч.): Блокировка и уход от атаки соперника с выходом на бросок. Рассказ и демонстрация бросковой техники вторым номером.
Тема 2.2. Броски в контратаке от ударов (всего 10 ч: практика 10 ч.): Разучивание и закрепление бросковой техники в контратаке от ударов. Проход в ноги от ударов рук в голову. Захват ноги во время удара соперника и сбивание опорной ноги, выведение соперника из равновесия.
Тема 2.3. Удушающие приемы (всего 8 ч: практика 8 ч.) Разучивание и закрепление удушающих приемов. В случае атаки соперника проходом в ноги, выход на удушающий прием (гильотина) и (галстук). После контроля спины ногами, удушающий с замком за затылком соперника.
Тема 2.4. Ударная техника рук и ног в парах по этажам (голова, корпус, ноги)
(всего 8 ч: практика 8 ч.): Разучивание и закрепление ударов. Связки ударов рук и ног по разным этажам. Исполнение ударов с различной дистанцией и различным уровнем (верхний, средний, нижний).
Тема 2.5. Правила поединка в соревновательном процессе
(всего 2 ч: теория 2 ч.): Объяснение правил поединков, что запрещается, как и за какой удар засчитываются баллы.
Тема 2.6. Условный спарринг. (всего 10 ч: практика 10 ч.): Поединок с партнером, по заранее установленным заданиям
Тема 2.7. Спарринг приближенный к соревновательному поединку. (всего 10 ч: практика 10 ч.): Поединок с партнером и рефери, создана площадка приближенная к соревновательному процессу. Рефери считает количество баллов заработанные спортсменом, так же дает штрафные очки, за нарушения.
Тема 2.8. Соревнования по самбо. (всего 6 ч: практика 6 ч.):
Использование всех знаний и умений на ковре против своего соперника.
Тема 2.9. Итоги 1-го года обучения (всего 2 ч: практика 2 ч.):
Подведение итогов работы группы за учебный год. Обсуждение планов на следующий год. Задания на лето. Творческий отчёт
Тема 2.10 Аттестация по завершении реализации программы (всего 4 ч: теория 2 ч., практика 2 ч.)
Теория (2 ч.) Тестирование.
Практика (2 ч.): Победы в соревновательном процессе.
4. Календарный учебный график на 2025/2026 учебный год
Педагог - Хамитулин Александр Александрович
Срок реализации – с 15 сентября по 31 мая
Продолжительность учебных занятий:
2 раза в неделю по 1,5 часа = 3 часа
Начальный контроль – с 15 по 25 сентября
Промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря
Аттестация по завершении реализации программы – с 12 по 19 мая
Каникулы – с 01 июня по 31 августа
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
ДЮЦ «Альфа» спортивный зал
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Кол-во |
Музыкальная колонка | шт. | 1 | |
Боксерские мешки | шт. | 4 | |
Боксерская груша Манекен для борьбы | шт. | 3 | |
Лапы для отработки ударов на точность Лапы средние, большие | шт. | 15 | |
Перчатки-краги, снарядные | шт. | 15 | |
Перчатки для армейского рукопашного боя | шт. | 16 | |
Раковина защитная | шт. | 15 | |
Жилет для защиты корпуса | шт. | 15 | |
Шлем со стальной маской | шт. | 15 | |
Татами | шт. | 10 |
Методическое обеспечение:
- Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
- формы организации учебного занятия - акция, встреча с интересными людьми, концерт, конкурс, лекция, мастер-класс, поход, праздник, практическое занятие, фестиваль, экскурсия, эксперимент, творческий отчет;
- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая технология и др.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- учебная, методическая, дополнительная литература;
- развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, игры, викторины, кроссворды;
- дидактические материалы: таблицы, модели – схемы;
- учебники, учебные пособия в расчете на одного учащегося;
- видео-фотокаталоги: репродукции;
- литературные каталоги: ситуации, высказывания, рассказы, статьи;
- научно-популярные журналы и т.д.
Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и курсовой подготовкой.
6.Формы аттестации (контроля) и оценивание обучающихся
Виды контроля по определению уровня и качества сформированности программных умений и навыков:
- начальный контроль – в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября. Формы и методы контроля: творческое задание.
- промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря в форме.
- Формы и методы: творческая работа.
- аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 мая. Формы – тест, творческое задание
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Оценивание осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:
- высокий – от 4,6 до 5,0
- средний от 3,6 до 4,5
- низкий – от 2,0 до 3,5
Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Низкий уровень - учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.
Оценочные материалы (См. Приложение)
Формы контроля и оценочные материалы.
1-й год обучения
Пункт УТП | Наименование темы | Оценочные материалы/ | Фома контроля | Вид контроля |
1.1 | Введение в программу | Инструктаж по ТБ/лист инструктажа | Беседа | Вводный |
1.2 | Начальный контроль | Протокол оценки двигательных навыков | Практическая работа | Начальный |
1.3 | Удары руками | Карточка вопросов | опрос | Текущий |
1.4 | Начальные спарринги | Лист учёта выполненных заданий | практическая работа | Текущий |
1.5 | Удары ногами | Фотоматериал | беседа | Текущий |
1.6 | Удары руками по корпусу | Фотоматериал | практическая работа | Текущий |
1.7 | Упражнения для гибкости в партере | Фотоматериал выполнения техники | практическая работа | Текущий |
1.8 | Знакомство с единоборствами разных народов. | Фото, видео- материалы | беседа | Текущий |
1.9 | Положения, движения, комбинации. | Видеозапись | практическая работа | Текущий |
1.10 | Промежуточная аттестация | Лист учёта выполненых заданий | практическая работа | Промежуточный |
2.1 | Стили и направления современных единоборств | Анкетирование | опрос | Текущий |
2.2 | Элементы и движения в самбо | Видео. Чек-лист освоения элементов спарринга | повтор комплекса упражнений | Текущий |
2.3 | Соревнования по самбо» | Участие в соревнованиях. | Участие в соревнованиях | Текущий |
2.10 | Итоги обучения | Опрос, ведение поединка | Классификационные соревнования | Текущий |
2.11 | Аттестация по завершении реализации программы. | Тестовые вопросы | Тесты | Итоговый |
7. Воспитательная работа
Цель: развитие личности учащихся, обладающих совокупностью таких качеств, как патриотизм, базовые духовно нравственные ценности, социокультурная толерантность и коммуникативная компетентность, стремление к самопознанию и саморазвитию, готовность к созидательному труду на благо общества, страны и региона, уважение и стремление к сохранению и развитию истории и традиций страны, региона, города.
Задачи:
- Формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к исторической памяти своей страны, любви к стране, малой родине городу;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям, общечеловеческим нормам морали, национальным устоям, традициям;
- развитие экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- профилактика правонарушений, социально-опасных явлений в подростковой среде;
- самореализация и профессиональное самоопределение детей в рамках реализуемых дополнительных общеразвивающих программ;
- формирование гармоничных детско-родительских отношений, благоприятного психологического климата в учебном объединении.
Ожидаемые результаты:
- Сформированы чувства уважительного отношения к своей стране, исторической памяти героического прошлого к стране, подвигам защитников Отечества;
- сформированы понятия базовых, национальных и духовно-нравственных ценностей (честь, совесть, справедливость, вера в добро, человеколюбие и др.)
- активное участие учащихся в экологических акциях, марафонах и иных формах экологической активности;
- сформировано ценностное отношение к здоровью;
- сформированы основы правовой культуры, законопослушное поведение, расширен правовой кругозор учащихся;
- сформированы первоначальные трудовые умения, добросовестное отношение к труду, положительный взгляд на мир профессий;
- благоприятных психологический климат в учебном объединении, заинтересованность родителей в творческом развитии детей.
Направления и содержание воспитательной работы
Воспитательный процесс реализуется через основные направления воспитательной работы: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, здоровьесберегающее, трудовое, профессионально-личностное и правовое воспитание, работа с родителями.
1.Гражданско-патриотическое воспитание. Направлено на воспитание у учащихся гордости и уважения к истории, любви к родному городу, краю, стране, стремления к сохранению традиций, формирование социальной ответственности, принятие социально значимых ценностей.
2. Духовно-нравственное. Направлено на формирование ценностных представлений о морали, основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, уважение к старшему, нравственный выбор и др.), уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа.
3. Экологическое. Направлено на формирование экологической культуры, личной ответственности за будущее города, страны.
4. Профессионально-личностное. Ориентировано на развитие у детей познавательной активности, раннюю профориентацию, формирование «профильной» культуры», «гибкой» адаптации и соотношения собственных возможностей с требованиями и реалиями современного общества и профессионального сообщества. Направлено на выявление творческих индивидуальных способностей и профессионального самоопределения.
5. Здоровьесберегающее. Направлено на формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности к ЗОЖ, занятиям физической культурой, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, профилактику вредных веществ.
6. Правовое. Направлено на формирование правосознания учащихся осознанного стремления к правопорядку, на профилактику социально-опасных явлений.
7. Работа с родителями. Направлена на повышение родительской ответственности за обучение и воспитание своих детей, вовлечение родителей в жизнь учебного объединения.
Формы проведения воспитательных мероприятий: интеллектуальные, деловые, ролевые игры, театральные постановки, дискуссии, социально-значимые проекты и инициативы, праздники, акции, соревнования, конкурсы, фестивали, мастер- классы, флешмобы и т.д.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, упражнение, поощрение, пример, наставничество (педагог-ученик, ученик-ученик), моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность, воспитание через личностно- значимых людей, деловые игры, социально-психологические тренинги и др.
Условия организации воспитания. Организация воспитания в рамках программы направлена на всестороннее развитие личности учащихся, включая их физическое, духовно-нравственное, патриотическое, экологическое, профессионально-личностное и правовое воспитание. Формы воспитательной работы разнообразны и включают интеллектуальные и ролевые игры, постановки, социально значимые проекты, праздники, флешмобы, мастер-классы и экскурсии. Результатом успешной воспитательной работы являются патриотическое сознание, уважение к истории страны, осознанное восприятие духовно-нравственных ценностей, ответственное отношение к экологии, готовность к профессиональной деятельности, соблюдение правовых норм и благоприятный микроклимат в группе. Воспитательная работа направлена на комплексное развитие личности, позволяющее детям полноценно интегрироваться в общество, сохраняя чувство достоинства, ответственность и гуманность.
Календарный план воспитательной работы
Направление воспитательной деятельности | 1 год | Сроки |
Гражданско-патриотическое (месячник гражданско-патриотического воспитания, День народного единства, памятные героические даты и др.) | Урок мужества: "Эхо Афганской войны" | февраль 2026 |
День народного единства «Все вместе м Россия» | Ноябрь 2025 | |
Духовно-нравственное (благотворительные акции, День матери, марафоны, беседы, мероприятия Недели народов Ямала и др.) | Акция «Добросердие» | Декабрь 2025 |
Концерт «Милая мама» | Ноябрь 2025 | |
Фотоконкурс Питомцы Ямала | Январь 2026 | |
Экологическое (акции, благоустройство территории, викторины, субботники и др.) | Викторина «Пернатые друзья» | Октябрь 2025 |
Акция «Час Земли» | Март 2065 | |
Профессионально-личностное (профориентационные экскурсии, деловые игры, квест, соревнования и др.) | Соревнования «Веселые старты» | Декабрь 2025 |
Здоровьесберегающее (спортивные игры, флешмобы, веселые старты и др.) | Флешмоб | Январь 2026 |
Правовое (месячник профилактики, дискуссия, правовой час, мероприятия ПДД, пожарная безопасность и др.) | Ролевая игра «Пешеход и водитель» | Февраль 2026 |
Диалог-диспут «Огонь ошибок не прощает | Октябрь 2025 | |
Работа с родителями (индивидуальные консультации, открытые занятия, анкетирования, родительские собрания, чаепитие и др.) | Родительское собрание | Сентябрь 2025 |
8. Список литературы
Список литературы, рекомендованный педагогам:
Электронные ресурсы и книги:
1.Астахов СА. Технология планирования тренированных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев(на примере самбо):Автореф. Дис.канд. пед. наук. - М., 2003.
2.Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки // Научные труды ВНИИФК за 2005 г. Т.1. - М.,2006.
Булкип В.А .Основные понятия и термины физической культуры и спорта:Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК, 2006. - 47 с
3.Бурцев Г.А. Рукопашный бой. - М., 2014. - 206 с.
- Виленский М.Я. Туревский И.М. Торочкова Т.Ю. Физическая культура 8-9кл. М.:Просвещение, 2008.
4.Вайцеховский С. М. Книга тренера. _ м.: ФиС, 2001 - 312 с.
5.Верхошапский Ю.В. Основы специальной физическойподготовки
спортсменов. - М.:Физкультура и спорт, 2008. - 331 с.
6.Иванов СА. Методика обучения технике рукопашного боя: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 2005.
7.Ингерлейб М.Б., Кадочников А.А.. Специальное самбо. -Ростовн/д.: Феникс, 2002.
8.Иванов - Катанский С.А.. Рукопашный бой: Теория и практика. -М.: Гранд – Фаир,2003. 9.Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 8-9 кл. М.: Просвещение, 2003.Любомерский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В. И., Физическая культура 8-9 кл. М.: Просвещение, 2001
Лях В. И., Физическая культура 5-9 кл., тестовый контроль. М.: Просвещение, 2007. Лях В.И. Физическое воспитание 5-7 кл.: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002.
10.Матвеев А.П. Соболева Ю.М. Физическая культура 3-4 кл. М.: Просвещение, 2000.
11.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры //Учебник для институтовфиз. культуры.- М.: Физкультура и спорт – 543 с.
12.Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки //Учебное пособиедля ПВ ФСБ России. – Г., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003.- 543 с.
13Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки // Учебное пособие для ПВ ФСБ России. – Г., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003.- 543 8.Общероссийская федерация самбо. Правиласоревнований. - М.: Советский спорт. 2003
14.Общероссийская федерация самбо. Правила соревнований. - М.:Советский спорт. 2003
15.Остьяпов В.Н., Гайдамак И.И. Бокс (обучение и тренировка). Киев: Олимпийская литература, 2001.
16.Севастьянов В.М. и др. Самбо (истории развития,техника) 2019.
Приложение
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (тест)
- Основные техники в самбо
- Первая доврачебная помощь при травмах, Основные стойки;
- Опишите передвижения в самбо;
- Опишите основные удары руками и ногами; Опишите приемы самостраховки при падениях; Основные способы защиты;
- Основные формы и способам захвата соперника; Основные способы выведения из равновесия; Опишите классификацию боевых единоборств.
Боковой удар правой ногой в голову, защита отклонением назад блок с разворотом двумя ладонями, контратака боковым с впередистоящей ноги в туловище и голову (поочередно). Прямой удар в туловище, защита блоком скрещенными руками, ущемление ахиллового сухожилия.
Прямой удар в туловище, защита блоком предплечьем, с разворотом тычковый. Прямой удар в туловище, защита шагом назад, контратака той же ногой.
Прямой удар в туловище, защита отскок назад, контратака серией ударов рук, ног. Прямой удар в туловище, защита блоком предплечьем, контратака вход в ближний бой.

