Интегрированный урок физики-химии в 8 классе

Мельникова Лариса Николаевна

План конспект урока ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект открытого урока по физике в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Учитель в одежде мага-волшебника выходит к ученикам класса ,представляется как последователь серого мага Гендальфа по имени Изхифимума, приветствует присутствующих

Учитель: Статус обязывает меня творить чудеса . Внимательно следите за происходящим и будьте готовы ответить на вопрос : Что, как  и почему происходит?

ОПЫТ1

Берем волшебную спичку , зажигаем свечу . Наблюдаем , что происходит.

ОПЫТ 2

В стакане смесь снега и соли ( нитрата аммония) . Размешиваем палочкой смесь, предварительно установив стакан на влажное стекло. Наблюдаем , что снег плавится , а стакан примерзает к стеклу , на котором стоит.

ОПЫТ 3

Опускаем в стакан спиртовой термометр .потом зажимаем его в руке .Наблюдаем за изменением уровня спирта в столбике , он повышается.

Опыт 4

Беру в руки холодное стекло , дышу на него –стекло запотевает.

ВОПРОС

Уважаемая публика! Произошли ли чудеса и можете ли вы объяснить увиденное?

Но не говорите мне , что все слишком просто. Ведь даже Аристотель учил «И В КАПЛЕ ВИДЕТЕ ОТРАЖЕНИЕ ЦЕЛОГО МИРА»

( Снимаю мантию , представляюсь ученикам.)

Учитель :

Меня зовут Мельникова Лариса Николаевна и я учитель физики .

Какие явления произошли? Что произошло с парафином свечи?

Дети: парафин частично сгорел , частично расплавился из твердого превратившись в жидкость, а потом капельки снова затвердели.

Учитель:

Что произошло со снегом в стакане?

ДЕТИ: Снег расплавился, а влага замерзла и приморозила стакан  к стеклу.

УЧИТЕЛЬ:

Что произошло с термометром?

Дети: при нагревании объем жидкости возрастает , т.к. увеличиваются промежутки между молекулами.

Учитель:

Почему запотело стекло?

Дети: Потому что произошла конденсация пара на холодном стекле.

Учитель:

Ребята, что объединяет все произошедшие изменения?

Дети : это тепловые физические явления , которые происходят с веществами при изменении температуры.

Учитель: итак , на сегодняшнем уроке мы поговорим о тепловых явлениях

             КАДР № 1 ( ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ  , ИЛЛЮСТРАЦИИ)

             КАДР №2 ( ЦЕЛИ , ДЕВИЗ УРОКА – СТИХОТВОРЕНИЕ)

Учитель: На ваших столах лежат бланки с вопросами и заданиями . кроме того у каждого из вас имеется волшебная ручка . Ее особое свойство на сегодняшнем уроке состоит в том, что она может только писать , но не может зачеркивать и исправлять написанное . За каждый правильный ответ вы будете выставлять себе балл в специальной графе, но после того как мы вместе обсудим его правильность.

- первое задание : допишите определения( №1,2,3,,4)

КАДР 3( ДЕТИ ПРОВЕРЯЮТ  ПРАВИЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ВЫСТАВЛЯЮТ СЕБЕ БАЛЛ)

Учитель: Очень часто тепловые явления сопровождаются изменением агрегатного состояния вещества. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?

Дети: Твердое , жидкое и газообразное. ( возможно будет названа плазма; если нет, то учитель указывает на это 4 состояние , но говорит , что в свете рассматриваемых процессов нас интересуют три первых)

- ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ : Выполнить пункт пятый в бланке заданий: написать над стрелками названия процессов.

КАДР№4 Проверяем ответ, выставляем балл.

-ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ: При помощи кружочков изобразите строение твердых жидких газообразных тел и поставьте знак неравенства , характеризующий соотношение величин внутренних  энергий соответствующих состояний.№6

КАДР №5 ПРОВЕРЯЕМ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ, ВЫСТАВЛЯЮТ БАЛЛ

            ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Дети выходят в проход и становятся парами .

Учитель : пусть каждый из вас – частичка вещества. Изобразим внутреннее состояние частиц  вещества.

Мы идем в поход с друзьями раз два раз два

Ветер дует нам в лицо , закачалось деревцо

Если лужа на пути –надо лужу обойти

Если друг устал в пути- первым буду я идти

Если речка на пути- можно речку вброд пройти.

Как называется физическая величина , характеризующая энергию, которую тело получает или теряет при теплопередаче?

Дети: Количество теплоты.

Учитель: выполните задание №7

ОТКРЫВАЕТСЯ МАГАЗИН. Учитель в одежде продавца .К доске приклеены карточки нагревание    плавление      парообразование        сгорание топлива

Учитель : Правильность выполнения задания мы проверим,  посетив мой волшебный магазин. Товар в нам не простой .На карточках написаны буквенные обозначения различных физических величин. Четырем покупателям нужно выбрать нужные и составить  формулы , определяющие соответствующие процессы.

УЧЕНИКИ ПРОВЕРЯЮТ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И ВЫСТАВЛЯЮТ СЕБЕ БАЛЛ

Учитель : Ребята, мы обсудили с вами вопросы , касающиеся того , что происходит с веществами при тепловых процессах , но откуда берется тепло? Во первых , что для земли является главным источником энергии?

КАДР №6 ( Солнце –главный источник энергии)

КАДР №7( ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ)

Учитель :А в наших опытах?

-Почему загорелась спичка?

Дети: Мы ударяем спичкой по коробку и совершаем работу , достаточную для того , чтобы вспыхнула селитра , а дальше начинается химическая реакция горения древесины

( ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ ГОРЕНИЯ)

Какие внешние признаки доказывают нам , что происходит химическая реакция  

Дети: Выделение света ,тепла, образование нового вещества.

Учитель А как называются химические реакции , идущие с выделением теплоты?

Дети : Экзотермические

Учитель А с поглощением теплоты?

Дети: Реакции , идущие с поглощением теплоты называются  эндотермическими.

Учитель: Наблюдали ли  мы эндотермический процесс.

Дети: при растворении соли энергия поглощается.

Учитель: Вспомните, запотело стекло на которое я подышала. Откуда во мне тепло?

Организм человека – это уникальный химический реактор . Процесс окисления органических веществ кислородом главный источник жизни и энергии Когда мы говорим о пище , то для определения энергетической ценности продуктов употребляем термин калорийность .

                             1 кал=4,2 Дж

Суточная потребность энергии человека –школьника, у которого в расписании и физкультура и еще много разных дел составляет примерно 3000 ккал или 12600кДж.

Это большая величина , и если бы окислялась в организме быстро и полностью , то уже несколько съеденных кусочков сахара вызвали бы перегревание организма. Но процессы идут ступенчато , как бы растянуты во времени . Поэтому организм не сгорает , а экономно расходует эту энергию на процессы жизнедеятельности.

- На ваших карточках написаны задачи. Решаем их у доски ( два человека :

1 задача Найти массу воды , которую можно согреть от 17 до 37 С ИМЕЯ В ЗАПАСЕ ЭНЕРГИЮ 12600кДж

2 задача сколько древесного угля сгорело , если выделилось 1,26 * 10 \7 Дж теплоты

Учитель : делаем вывод из полученных результатов.

Как написать упрошенную химическую формулу древесины?

Дети: Древесина –это С углерод .

Учитель: А какие вам известны твердые вещества  обозначаемые той же формулой:

И как называется подобное явление .

Дети :Называют графит и алмаз . Дают определение аллотропии.( Аллотропия- это способность химического элемента образовывать два или несколько простых веществ

КАДР  №8 ( КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШОТКИ ГРАФИТА , АЛМАЗА )

Учитель: Углерод –уникальный химический элемент . Он входит в состав всех органических веществ. Это и каменный уголь , сжигаемый на тепловых электростанциях, и бензин, используемый в двигателях внутреннего сгорания. Но мы знаем , что коэффициент полезного действия этих тепловых машин не превышает 40 процентов. Кроме того они являются источником загрязнения окружающей среды , экологических проблем. Человечество ставит перед собой задачу создания двигателей иного типа: работающих на более дешевом  и экологически безопасном топливе . И эту проблему ученые стремятся решить опять же при помощи углерода.  Оказывается , многообразие его аллотропных модификаций  не исчерпывается названными , а существуют и другие с уникальными свойствами создать которые смогли специалисты , работающие в области нанотехнологий.

ВИДЕОДОКЛАД , СОПРОВОЖДАЕМЫЙ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ О ДОСТИЖЕНИЯХ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ- ПРОСМОТР  3 МИН)

 

    Подведение итогов урока

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                            ПОРЕШАЕМ!

1 Если жидкость , находящуюся в закупоренной бутылке , энергично встряхивать, то ее температура повышается. Почему нагревается жидкость?

2 Кирпич кажется на ощупь теплее , чем мрамор при той же температуре. Какой материал обладает лучшими теплоизоляционными свойствами?

3 Почему в приморских странах климат умереннее , чем в областях , находящихся в глубине материков?

4На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?

5 Почему в банях и прачечных некоторые металлические трубы , по которым подается вода, покрыты капельками воды , тогда как поверхность других труб сухая?

6 Почему не кипит вода в открытой стеклянной пробирке , опущенной в кипящую воду?

7 У вас в походе поднялась температура, а аптечку вы забыли дома. Как в походных условиях сбить температуру?

8 Вы хотите пить , а вода у вас ледяная. Как подогреть воду , если у вас нет никакой посуды? Есть только зажигалка и продукты , обернутые бумагой.

9 Автобус затормозил и остановился. В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия автобуса?

10 Найдите какую массу воды можно согреть от 17 до 37 С имея в запасе энергию 12600кДж.  Удельная теплоемкость воды 4200 Дж\ кг С.

11 Найдите массу сгоревших сухих дров , если выделилось 1,26* 10000000 Дж теплоты. Удельная теплота сгорания сухих дров 1,0* 10000000Дж\ кг