Родителям

Фёдорова Елена Петровна

памятки, рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКОВ

Психологическая поддержка
(памятка для родителей)

Уважаемые родители выпускников школы!

Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ).


Педагогика и психология накопили большой опыт подготовки детей к различным экзаменам. Этот опыт мы и предлагаем Вам. Ознакомьтесь с ним, наверняка, он будет Вам полезен. 
Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.
Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.

Как поддержать выпускника?


Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». 
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
•Забыть о прошлых неудачах ребенка;
•Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
•Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.


Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. 

Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:


1. Опираться на сильные стороны ребенка;
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка;
3. Проявлять веру в ребенка, уверенность в его силах;
4. Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
5. Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
6. Поддерживайте своего ребенка;

7. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Почему они так волнуются?


•Сомнение в полноте и прочности знаний; 
•Стресс незнакомой ситуации; 
•Стресс ответственности перед родителями и школой; 
•Сомнение в собственных способностях:  в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении  внимания;
•Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе. 


Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки  и сдачи ЕГЭ?


•Владением информации о процессе проведения экзамена; 
•Пониманием  и поддержкой, любовью и верой в его силы;
•Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку; 
•Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Проблема развития внимания детей младшего школьного возраста является традиционной и обусловлена психическими особенностями данного возрастного периода. Всем известно: хорошо развитые свойства внимания являются факторами, непосредственно влияющими на успешность обучения в школе.  Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Развитие внимания у младшего школьника

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах.

Внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием. В начальных классах идет развитие произвольного внимания.

Произвольность внимания в период обучения ребенка в школе является одним из важнейших приобретений личности. Данное качество тесно связано как с общим умственным развитием, так и с формированием у ребенка волевых качеств.

Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность).

В младшем школьном возрасте развиваются и свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение.

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

У первоклассников внимание недостаточно устойчиво, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания учащиеся начальной школы могут сохранять в течение 20-30 минут. Главным условием для ее поддержания является постоянное стимулирование интереса, периодическая смена вида деятельности.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В данном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком явлении, как рассеянность. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлеченных, а иногда и творческих детей.

Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей - явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным. 

Во-первых, появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы. Такие дети дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными - весь облик ребенка меняется. В этом случае родителям следует обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность.

Во-вторых, причиной рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни.

В-третьих, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание в семье. Освобождение ребенка от его обязанностей и выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.

Мы предлагаем Вам информационную помощь по развитию свойств внимания у младших школьников. Ниже представлены различные упражнения, игры, интересные задания и полезные советы, как психологов, так и опытных педагогов.

Организм ребенка обладает наибольшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время следует проводить наиболее трудоемкие занятия, например, корректурные пробы. Во второй половине дня время занятий следует сократить до 20-30 минут.

В ходе занятий не забудьте провести оздоровительные и психогимнастические упражнения.

Желаем успеха!

Корректурные пробы

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы.

 

Я Ы Ж Е С Е К Л А Ь С У М С Т К В Ы П Р Н О Г П И Т Р Ш О Р

 

П А Е И Т Л Д Щ З Х Ж Д Л О В К У Ы М И Н Р П А С Ч Я Ф Ц

 

Й Т Ь Л Ш Д Н К М С Ч К Й Ц У К ЕН Г Ш Щ З Х Ъ Э Ж Д Л О

 

Р П А В Ы Ф Я Ч С М И Т Ь В Ю Л О Р П Н Г Ш Г Н Е К В С И

 

Т Ь Р П Г Л Д Ы Ф У А П Р Н И М А У В У Ы Я Ч В Е К А С М

 

П Н Г Р И Т О Ш Щ Л Ь Б Д З Х Ж Й Ч Ю Д Ш Г Л Ю Б О Н Е Р

 

Ь Т П К У А М С В Ц Ф Я Ы У К В Ч С В Ы Ц Е П М Н Р И Г Р Ь

 

Ш О Б Щ Л Ю Б Д Ш Ь Л Г Т О Н И Р Е М П К С А У Ч В Ц Я Ы

 

Й В А П Р Н Е И Т Ь О Р Г Н П А М И С  В А  К Ы С В А Ж Р В

 

Э Х О Г Р П Н Е А В М И П А С В Ч Ы Я Ф Й Ы У В К П Н О Ш

 

З Э Ъ Р У П Л Н И Е Л З Ы  К У Р М Ч Н К Р О И М Н К Й У Ц И

Задание ребенку:

Приготовь синий и зеленый карандаши. Перед тобой лист, на котором подряд записаны буквы. По команде «Зеленый!» ты возьмешь зеленый карандаш и будешь первую букву зачеркивать, а вторую – подчеркивать до тех пор, пока не прозвучит команда «Синий!». После этого ты положишь зеленый карандаш, возьмешь синий и им, наоборот, будешь первую букву подчеркивать, а вторую – зачеркивать. Когда прозвучит команда «Стоп!», положи карандаш и закончи выполнение задания.

Рекомендуем

Перед выполнением задания провести небольшую тренировку.

Затем проверяющий говорит: «Зеленый!» и засекает время. По истечению одной минуты он говорит слово «Синий!» и вновь засекает время. Через минуту говорит «Стоп!».

Варианты

Для корректурных проб подойдет любой печатный текст (газеты, журналы, рекламные проспекты), в которых ребенку нужно будет отметить определенные буквы или значки. Размер шрифта должен соответствовать возрасту ребенка.

1.    Зачеркни букву А и обведите кружком букву С.

2.    Цифры обвести в кружок, букву а – подчеркнуть.

3.    Зачеркните все буквы в и цифры 5.

4.    Подчеркни так: А одной чертой, Б – двумя чертами.

Важно

Ежедневное выполнение этого упражнения в течение одного месяца без перерывов развивает концентрированность внимания, его устойчивость в монотонной работе, умение распределять внимание сразу на два вида деятельности, способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

По окончании месяца делается перерыв продолжительностью 2 месяца. Затем тренировку повторяют снова без перерыва в течение месяца.

Упражнение на развитие переключения и распределения внимания

Ребенок должен последовательно соединить пронумерованные точки и угадать, что получилось. Для этого можно использовать любые картинки: готовые задания есть в сети Интернет или можно перевести картинки на лист бумаги в виде точек только по контуру. Точки затем следует пронумеровать и предложить ребенку в виде задания.

«Распределение внимания»

Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания – 1 минута.

«Зачеркни буквы, расскажи сказку»

Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. Ребенку предлагают следующее задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы ,и в это же время включают аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв он пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Важно

Данные упражнения формируют у ребенка такое качество, как помехоустойчивость.

Следующие игры и упражнения можно выполнять что-либо ожидая вместе с ребенком или находясь в пути, делая ожидание и поездки более продуктивными.

Игра «Не пропусти растение»

Правила игры

Играющие слушают слова, которые произносит ведущий. Например: пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встречается название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Продолжительность игры 1-2 минуты (около 50 слов).

Варианты

Дается задание «не пропусти профессию», «не пропусти птиц» и т.д.

Изменяется движение в зависимости от ситуации: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т.д.

«Чтение с помехой»

Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. Ребенок  читает текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. Для первых занятий необходимо подготовить очень легкий текст и задать несложный ритм, в дальнейшем текст и ритм можно усложнить.

«Счет с помехой»

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Отслеживается время выполнения задания и число ошибок.

«Не собьюсь»

Считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Упражнения на развитие произвольного внимания (наблюдательности)

Эти задания вырабатывают способность в течение продолжительного времени оставаться сосредоточенным на одном деле или предмете; расширяют количество предметов, охватываемых вниманием ребенка одновременно; развивают умение одновременно быть занятым разными видами деятельности; учат осмысленно перемещать внимание с одного предмета на другой.

Вместе с тем эти упражнения содействуют уточнению зрительных и слуховых восприятий, укрепляют память, развивают волю, способствуют воспитанию наблюдательности.

Некоторые упражнения требуют быстрого восприятия и запоминания увиденного. Другие, наоборот, предоставляют возможность для более длительного наблюдения и приучают к полному использованию отведенного для этого времени.

Упражнение «Внимание!»

Подберите несколько схематичных рисунков (7 - 9 схем), на которых изображены фигуры, буквы, числа, предметы. Данное упражнение можно выполнять с помощью персонального компьютера.

Задание ребенку:

Постарайся запомнить как можно точнее картинку, которую сейчас тебе покажут. Когда картинку уберут, сначала нарисуй ее в воздухе, а затем – на бумаге карандашом.

Рекомендуем

Сначала в течение 3 секунд (счет 1, 2, 3 про себя) показывайте первую фигуру. Затем проследите за тем, чтобы ребенок воспроизвел ее в воздухе ведущей (правой или левой) рукой и только потом перенес изображение на бумагу.

Важно

При проверке подчеркивайте то, как важно быть внимательным и запоминать все детали, особенно, если ребенок их не запомнил. Выразите свою уверенность в том, что следующий раз у него получиться лучше.

Постарайтесь, чтобы ребенок обошелся без вашей помощи, спокойно ждите его ответ, не высказывайте признаков нетерпения.

Игры индейцев

Положите в ряд 7 -10 различных предметов и прикройте их газетой (салфеткой). Приоткройте их секунд на 10, снова закройте и предложите ребенку предметы перечислить.

Варианты

1.                          Поменяйте местами 2 каких-нибудь предмета, покажите снова на 10 секунд, закройте. Ребенок должен сказать, какие предметы лежат не на своем месте.

2.                          В знакомом ребенку помещении переставьте 2-3 предмета. Попросите ребенка найти изменения.

3.                          Предложите ребенку, не глядя на предметы, сказать какого они цвета.

Сравнение предметов (картинок)

Картинки типа «Найди отличие», «Что изменилось» и т.д. часто печатают в газетах и журналах. Методика выполнения проста. Ребенок сравнивает между собой картинки, предметы (попарно) находит недостающие детали, предметы.

«Сосчитай удары»

Ребенок читает небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.  В процессе занятия количество предложений  увеличивается.

Психогимнастические упражнения

1.                              Для улучшения мозговой деятельности выполните  вместе с ребенком упражнение «Шапка для размышлений». Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Удобно сядьте, расслабьтесь. «Наденьте шапку»: мягко заверните уши от верхней точки до мочки. Повторите упражнение 3 раза.

2.                              Для повышения устойчивости внимания выполните вместе с ребенком упражнение «Ленивые восьмерки». Нужно нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Упражнения, игры на развитие внимания

Игры на развитие зрительного внимания

1. Игры «Лото» и «Домино».

2.Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

3. Игра «Разведчики». Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

4. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

5. Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

7. Игра «Срисуй по клеточкам». Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Дорисуй». Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

10. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

11.  Игра «Корректор». Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

12. Игра «Зачеркни». Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

Игры на развитие слухового внимания

1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

2. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

3. Игра «Пожалуйста». Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

4. Игра «Запретное движение». Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

Упражнения и игры на развитие свойств внимания.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания.  Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

«Нарисуй узор» 

графические диктанты (выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания. Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.

Например: одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх. (Как разновидность - нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

Игра «Маленький жук»

Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле). Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо- вниз, 3 клетки влево и т.

 Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки.

Что изменилось?

У данной игры существует 3 варианта.

Вариант 1. Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой.
Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение.

За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко.

Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

Вариант 2. В этой игре должны принимать участие несколько игроков.
Участники должны встать в шеренry, а ведущий - выбрать одного участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника.
После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать произошедшие изменения.

Вариант 3. Данное занятие можно проводить с одним ребенком. Для этого следует дать ему для сравнения две картинки с одинаковыми на первый взгляд изображениями.

Также для развития внимания применяется следующее упражнение: надо дать ребенку картинку с изображенным на ней наполовину раскрашенным предметом, например бабочкой или цветком, и предложить раскрасить ее до конца.

Все помню.

В данной игре принимают участие несколько человек. Перед ее началом следует выбрать из числа взрослых судью, который на протяжении всей игры будет записывать названные слова.

Участники должны сесть в круг и выбрать тему, например города. После этого они по очереди называют названия городов. При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим участником, и добавлять свое название. Судья в это время записывает все названия.
Игрок, допустивший ошибку при повторении городов, выбывает из игры.

Спрятанное слово.

Игра поможет ребенку развить находчивость, внимание и сосредоточенность. В начале игры следует выбрать водящего, которому придется искать спрятанные слова. Он должен выйти из комнаты на некоторое время, за которое участники задумают известную фразу. После этого водящий возвращается в комнату и пытается угадать фразу путем наводящих вопросов. Например, если была загадана фраза "Язык до Киева доведет", следует разбить ее на несколько слов (язык, Киев и доведет) и использовать их в ответах на вопросы водящего.

Цифровая таблица.

Игра подходит для ребенка, который знает достаточно большое количество цифр. Перед началом занятия следует подготовить необходимый, инвентарь - таблицу с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 25. Таблицу следует показать ребенку и предложить ему как можно быстрее показать и назвать все цифры.

Более сложный вариант - в таблицу с 25 клетками вписать цифры от 1 до 35, пропустив 10 из них. Ребенок должен показать все цифры, назвать их и заметить ошибки.

При этом можно засечь время.

В том случае, если ребенок не справляется с заданием, можно сделать для него таблицу из 9 клеток.

Рекомендации для родителей.

Помогите вашим детям стать внимательными.

Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».

Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.

Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.

В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка

Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:

  1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
  2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами.
  3. Предложить  другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
  4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
  5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
  6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим  играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
  7. Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.