методические разработки

Тусельбаева Ольга Павловна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Педагогический проект

«Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»

для детей второй младшей группы «Гномики»

                                                   Подготовила:

Воспитатель Тусельбаева О.П.

г. Зерноград  2018-2020

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

        Автор проекта:

        Тусельбаева О.П. воспитатель 1 категории детского сада «Солнышко» г. Зернограда

        Исполнители:

  • Воспитатели группы;
  • Педагог-психолог;
  • Родители воспитанников;
  • Дети младшего дошкольного возраста.

Сроки работы по проекту:

Сентябрь 2018 г. – май 2020 г.

Актуальность

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, в общении ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое. Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с ОНР в группах компенсирующей направленности. Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников заставляет педагогов находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования.

Наглядность — один из основных дидактических принципов педагогики. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию речи дошкольников, позволяют определить в качестве средства оптимизации этого процесса — метод наглядного моделирования.

Актуальность использования этого метода в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Проблема проектной деятельности заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной монологической речи младших дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей. Решение этой проблемы составляет цель проекта.

Цель: Повышение эффективности обучения младших дошкольников связной монологической речи средствами мнемотехники.

Задачи: 

  • Формировать связную речь детей, используя приемы мнемотехники;
  • Формировать интерес к художественной литературе;
  • Обучать навыкам простейшего кодирования и декодирования литературных произведений;
  • Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
  • Расширить словарный запас;
  • Использовать схему-модель как план пересказа;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Приобрести и изготовить дидактический материал по данной теме.

Ожидаемые результаты:

Дети

Родители

Педагог

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

2.Составление различных типов рассказов при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц.

3.Улучшение показателей связности, последовательности речи детей.

4.Расширение  знаний о характерных особенностях    предметов и явлений окружающего мира;

5. Расширится словарный запас;

6.Развитие  психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

7. Разовьются личностные качества (преодолеется робость, застенчивость, умение свободно держаться перед аудиторией);

1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ

2. Повышение заинтересованности родителей  в развитии связной речи детей.  

3.Знакомство  родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагога при решении данной задачи

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

5.Расширение педагогических знаний родителей по речевому развитию.

1.Повышение профессионального мастерства

2.Овладение проектной деятельностью.

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и  их практическим значением в различных сторонах жизни.

4.Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста).

Дальнейшее развитие проекта:

Результаты проекта позволят дальнейшее совершенствование связной монологической речи и творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Использование ИКТ в работе с детьми.

Теоретическое обоснование проекта:

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада. В современных психологических и методических   исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного развития дошкольника. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Кольцова М.М. отмечает: Связная речь у детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической  работы педагога, предполагающей проведение специальных  развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Цель – научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Практика работы показывает, что в качестве эффективного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы.

Методологической и теоретической основой проекта являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г .Авоян, Р.А. Будагов, Б.В.Головин, В.Гумбольдт, Н.И. Жинкин, А.А. Потебня, и др.), теории об особенностях психического развития дошкольников (Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В.Запорожец, Л.А  .Венгер, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков).

Недостаточный уровень развития связной речи у детей является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

Поэтому, формирование связной речи у дошкольников посредством использования приёмов мнемотехники является наиболее эффективным методом.

Основные мероприятия по реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

1 этап:   сентябрь - октябрь 2018 год – подготовительный (констатирующий): 

Цель: включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.

2 этап:  ноябрь-апрель 2018-2020 учебный год – практический (формирующий):

Цель: включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта

3 этап: май-июнь 2020 год  – контрольно-оценочный: 

Цель: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный: сроки сентябрь - октябрь 2018 год

Задачи: 

  1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.  
  2. Составить перспективный план по развитию связной речи младших дошкольников.
  3. Наблюдение и диагностика детей.
  4. Повысить собственную профессиональную компетентность.
  5.  Педагогическое просвещение родителей

Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.

п/п

Мероприятия

Сроки

Прогнозируемые результаты

1.

. Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

Сентябрь

Составление каталога используемой литературы

2.

Изучение методических разработок  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Сентябрь

Выявить эффективность использования данного метода.

Подбор диагностического материала. Наблюдение за детьми. Диагностика детей.

Сентябрь

Выявление уровня речевого развития младших дошкольников

3

Составление перспективного плана

Сентябрь

Систематизация работы воспитателя по данной теме

4.

Изготовление дидактических пособий и игр по работе проекта.

Октябрь

Формирование картотеки педагогических по данной теме.

5.

Информирование родителей об актуальности проекта.

Октябрь

Вовлечение родителей в работу по развитию речи детей.

Описание первого этапа

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, проведена диагностика детей младшего дошкольного возраста. 

2 этап – практический: сроки ноябрь-апрель 2018-2020 учебный год

Задачи:

  • Разработать цикл занятий по развитию речи с использование метода мнемотехники.
  • Знакомить детей со специальными словами и символами.
  • Учить детей осваивать принципы замещения (умение обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей (рассказывание по мнемодорожкам).
  • Развивать у детей мелкую моторику.
  • Развивать психические процессы младших дошкольников.
  • Разработать и провести информационные консультации для родителей по данной проблеме.
  • Учить детей овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет (рассказывание по мнемотаблицам).

Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.

п/п

Мероприятия

Сроки

Прогнозируемые результаты

1.

Разработка и проведение серии занятий по развитию связной речи.

Ноябрь-апрель

Повышение уровня связной речи у младших дошкольников

2.

Изготовление карточек со  словами и символами

Ноябрь-апрель

Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи

3

Изготовление Мнемодорожки, мнемотаблиц к программным произведениям и пособий по развитию связной речи.

Ноябрь-апрель

Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи

4.

Изготовление мнемокодов и проведение игр на развитие тактильных ощущений.

Ноябрь-апрель

Обогащение речи определениями, словами – синонимами. Развитие конструктивных навыков мелкой мускулатуры рук.

5.

Мастер-класс для родителей «Чудо-таблицы» (обучение родителей работе с мнемодорожками и мнемотаблицами).

декабрь

Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми.

6.

Конкурс среди родителей и детей «Сказка на новый лад».

январь

Развитие творческого мышления у детей и родителей.

7.

Организация индивидуальных занятий воспитателей в свободное время.

Ноябрь-апрель

Умение свободно оперировать знаковыми символами, переносить ранее усвоенный материал  на новый; повышение уровня развития связной речи.

Описание второго этапа

На втором этапе проводились работа по развитию связной речи. Для этого были изготовлены карточки со  словами и символами. Дети знакомились и ними в игровой форме. Затем были изготовлены мнемодорожки и мнемотаблицы к программным произведениям согласно перспективному плану. Работа по развитию речи с использованием мнемодорожек и мнемотаблиц проводилась как на занятиях, так и свободное время.

 В работе с детьми использовались следующие приемы для запоминания:

повторения, зарисовка текста, движения, иллюстрации, мнемотаблицы

Продумывались простейшие доступные возрасту детей предметные модели.

Работа с моделями проводилась по этапам:

I этап. 

 Это введение элементов схем, символов. Например, обозначения: цвета, формы,  величины,  действия.

II этап.

Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности.

III этап.

Введение отрицаний. Например,  не большой, не круглый, не съедобный.

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе  были созданы разнообразные дидактические игры.

 Для работы по развитию тактильных ощущений были изготовлены мнемокубы, при помощи которых дети ассоциировали свои ощущения с каким –либо предметом или животным. С целью овладения родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми был проведен мастер-класс «Чудо-таблицы». Родители ознакомились с мнемодорожками и мнемотаблицами и и научились по ним составлять различные сказки и рассказы. Родители убедились в ценности данной работы для развития связной речи детей.

Для развития творческого мышления  детей и родителей был проведен конкурс «Сказка на новый лад». Родители с удовольствием откликнулись на предложенное мероприятие и с энтузиазмом изготовили для своей сказки необходимые пособия. По результатам конкурса была оформлена «Книга сказок».

3 этап: май-июнь 2020 год  – контрольно-оценочный: 

Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи:

  • Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
  • Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
  • Обобщить опыт работы  по реализации проекта;
  • Определить перспективы дальнейшей деятельности.

         Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, подбор ресурсов для преодоления рассогласования, определение дальнейших перспектив работы.

п/п

Мероприятия

Сроки

Прогнозируемые результаты

1.

Повторная диагностика уровня   развития связной речи детей 

май

Выявление уровня связной речи младших дошкольников

2.

Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта.

май

Выявление эффективности работы  по данной проблеме

3

Систематизация материала по развитию связной речи с использованием метода мнемотехники.

май

Составление каталога изготовленного материала. Составление методической рекомендации  по использованию разработанного материала.

4.

Обобщение и распространение опыта проведенной работы:

- Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей.

июнь

Публикация данного материала в СМИ и Интернет ресурсах.

Выступления из опыта работы  на различных уровнях.

5.

Сотрудничество с семьей.

В течение реализации проекта

Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы.

Описание третьего этапа

На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей средней группы, составлен мониторинг выявления уровня связной речи младших дошкольников.

По результатам диагностики наблюдается положительная динамика развития связной речи детей.

Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец).  Дети легко воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно связывать сюжет. Они научились самостоятельно составлять рассказы по мнемотаблицам.

Проведение занятий  с помощью мнемотехники активизировало не только коммуникативную, но и познавательную деятельность детей  и послужило толчком для более полного развития.    

Планомерная, систематическая работа педагога показала эффективность по    данной теме.

Для рационального использования данного материала составлен каталог,  разработана методическая рекомендация  по проведению занятий и использованию пособий. Опыт данной работы обобщен и распространен в СМИ и интернет ресурсах. С опытом работы выступила  на различных уровнях. Родители стали активными помощниками в жизнедеятельности группы.

                                       Список использованной литературы

  1. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
  2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
  4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
  5. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  6. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  8. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  10. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.