Открытые занятия и мастер классы

1

Доклад внутрисадовского педсовета на тему «Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приемов»

Пр.№27 от

16.02.2016 г.

2

Доклад на секционное заседание работников по теме «Развитие национально-региональной системы в условиях развития социального партнерства» в Районной августовской конференции педагогических работников

Пр.№90 от

24.08.2016 г.

3

Семинар участия на тему «Этнокультурное воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности 

Пр.№103 от

17.12.2016 г.

4

Доклад по теме «Практика реализации ФГОС ДО: приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС ДО» в Районном семинаре практикуме

Пр.№174 от

01.11.2017 г.

5

Участие в районном семинаре: «Деятельность ДО в условиях ФГОС ДО»

Пр.№58 от

06.04.2018 г.

6

Участие в V Межрегиональной научно-методической конференции

Пр.61/1 от

06.04.2018 г.

7

Участие в республиканской конференции работников дошкольных образовательных организаций на тему: «современные подходы к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Пр.№152 от

12.09.2018 г.

8

Сертификат участия в VIII Всероссийском мастер классе учителей родного языка, в том числе русского языка

Пр.№70 от

17.09.2019 г.

9

Открытое занятие на педсеминаре на тему: «Пластилинография-яркие краски детства»

Пр.№161/1 от

17.10.2018 г.

10

Районный семинар практикум «Мы вместе»

Пр№.70 от

2019 г.

11

Районная конференция «Патриотизм и гражданственность современного образования: сохраняя прошлое-создаем будущее», статья по теме: «Воспитание любви к Родине у детей дошкольного возраста»

Пр.№202 от

11.11.2019 г.

12

Участие 12 онлайн конференции Большого фестиваля дошкольного образования «Воспитатели России»

Пр.№58/1 от

с 14 мая по 27 мая 2020 г.

13

 Участие в деловой программе Московского международного образования-2020

Пр.№

17.05. 2020

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП для детей 5-6 лет

 «Математические приключения»

Цели:

- закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный);

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

Задачи:

- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

- развивать мелкую моторику рук.

-- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях

- воспитывать доброжелательное  отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Демонстрационный материал: картинки «старичок-Лесовичок», пазлы «гусеница», «муравей»; карточки для физкультминутки, магнитная доска, поднос, цветы из картона красного, жёлтого и зелёного цвета.

Раздаточный материал: карточки-цифры с 1 до 10; цветные карандаши, листы бумаги  для графического диктанта, рабочие тетради методического пособия «Занимательная логика» (авторы: Антошина Ю.А., Чичварина Т.В.)

Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка

Содержание занятия:

Воспитатель:Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропинкам. С нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропинки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.

1.А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки».

  • Сколько пальцев на одной руке?
  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
  • Сколько концов у двух палок?
  • У бабушки Даши был внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?
  • У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
  • На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
  • Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее, а кто медленнее?

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

2.Шли мы,  шли, шли мы, шли, на второй привал «Сосчитай-ка» пришли.  А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались. Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд! У вас на столах лежат тарелочки с цифрами, разложите их  от 1 до 10. (Дети выполняют задание).

Саша, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Маша, посчитай  по-другому, в обратном порядке (обратный счёт от10 до 1).

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

  • какое число вы поставили между числами 7 и 9
  • какое число вы поставили между числами 1 и 3
  • какое число вы поставили между числами 4 и 6
  • назовите соседей числа 6, 2, 4, 9-Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропиночке дальше.

3.Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Геометрические загадки».

Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка - лесовичка?

1) Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо. (Круг.)

2) Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я? (Треугольник.)

3) С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня … (Квадрат.)

4) Нет углов у меня,

Нет сторон у меня.

И похож на дыню я.

Ну и кто же отгадал,

Что зовут меня … (Овал.)

5) Есть четыре стороны -

Противоположные равны.

Еще четыре прямых угла

Похож на холодильник я.

Ну, подумайте, друзья

Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)

-А сейчас игра «Волшебные фигуры».

-Ребята посмотрите внимательно на экран: что вы видите?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Назовите фигуру, которая находится в центре? Какого цвета? (Квадрат, красного цвета).

Назовите фигуру, которая находится в правом верхнем углу? Какого цвета? (Треугольник, зелёного цвета).

Назовите фигуру, которая находится в левом верхнем углу? Какого цвета? (Круг, жёлтого цвета).

Назовите фигуру, которая находится в правом  нижнем углу? Какого цвета? (Прямоугольник, синего цвета).

Назовите фигуру, которая находится в левом нижнем углу? Какого цвета? Овал, оранжевого  цвета).

Фигуры хотят с вами поиграть: они прячутся, а вы рисуете их по памяти на своих листочках. Ещё несколько секунд посмотрите на фигуры…. Приступайте к выполнению задания.

4.Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот привал впереди. А называется он «Физкультминутка».  Старичок-Лесовичок хочет с нами поиграть.

Физминутка

Дружно встали! Отдыхаем!

(Подъем с места, выход из-за столов)

Все сейчас пересчитаем!

Мы подпрыгнем столько раз, сколько солнышек у нас! (2)

Наклонимся столько раз, сколько ласточек у нас! (3)

И присядем столько раз, сколько гнездышек у нас! (6)

Сядем на пол столько раз, сколько луговых, садовых и лесных цветов у нас! (0)

Топнуть левою ногой, столько раз,  сколько хлопну я в ладоши!

Топнуть правою ногой, столько раз,  сколько хлопну я в ладоши!

Надо-надо разминаться!

(Ходьба на месте)

Продолжаем заниматься!

(Возвращение на рабочие места.

5.Вот наша следующая остановка. Готовы к выполнению заданий?

Вам необходимо ответить на вопросы.

  • Какой день недели сегодня?
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой день недели будет завтра?
  • Назовите первый месяц лета.
  • Назовите третий месяц весны.
  • Какой день недели до вторника?
  • Какое время суток сейчас?
  • А когда мы вы идете домой, какое время суток?
  • Какое время года сейчас?
  • А когда идет снег, то какое время года?

6. А вот и следующий привал «Собирай-ка»

Воспитатель: Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая команда подойдите к первому столу. Выполнив задание, мы узнаем, кто помогает Старичку-Лесовичку путешествовать по математическим тропинкам.

1 команда собирает из пазлов гусеницу,   вторая- муравья.

Гусеница и муравей  дают детям своё задание (рабочие тетради)

7.Подведение итогов:

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Что вас удивило?

-Что запомнилось?

Итог занятия.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята если вам понравилось наше путешествие, и вы справились со всеми заданиями, то возьмите  красный цветок и приклейте его на полянку. Если вы допускали ошибки, то возьмите зеленый цветок. А если вам не понравилось путешествие и с заданиями вы не справились, то возьмите желтый цветок. (Дети приклеивают цветы на полянку). Спасибо вам за активность на занятии, занятие окончено.

 



Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с «Малыш»

Воспитатель Лыскина Л.О.

Конспекты по ознакомлению с окружающим миром

для работы с детьми 5 – 6 лет

Раздел: Живая природа

 Тема: «Насекомые»

Цели: 1. Продолжать упражнять в умении классифицировать объекты

               окружающего мира по какому -  либо  признаку.

           2. Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «хорошо – плохо».

           3. Систематизировать представление детей о насекомых.

Организация

Содержание

Игра  «Кто быстрее назовет».

Дети сидят полукругом.

Рефлексия:

Педагог показывает картинки насекомых. Дети называют насекомых. Побеждает тот, кто быстрее назовет насекомое.

 Как называлась игра? Как играли? Для чего?

 Игра «Хорошо – плохо»

Рефлексия:

Оказывается в окружающем нас мире очень много насекомых.

Насекомые – хорошо! Почему? (Ими можно любоваться, можно наблюдать за ними, они приносят пользу, можно сказки придумывать, рисовать, ими питаются птицы и др.).

Насекомые – плохо! Почему? (Едят капусту, фрукты и ягоды, пачкают листья деревьев, листочки заворачиваются в трубочку, могут заразиться и переносить болезни, кусают людей и животных, в глаза лезут)

Итак, есть насекомые – все они необходимые в природе.

 О ком мы говорили? Что узнали? Для чего это надо знать?

«Системный оператор»

Показываю бабочку.

1

6

9

2

4

7

3

5

8

1.Кто это? Где живет?

К какому классу относится?

2. Отложила самка много яиц. Какие они? (размер и цвет.)

 Где их отложила? (на растениях  под листочками.)

Почему их спрятала под листья? (она заботилась о них, чтобы не попали под дождь, чтобы на солнце не высохли.)

3.Из каких частей состоит яичко? (оболочка липкая, мягкая и эластичная, внутри жидкость.)

4.Что надо объекту (яичку), что бы оно подросло? (условия жизни.)

Через некоторое время из каждого яичка вылупляется гусеница.

5.Какие части у гусеницы? (голова, туловище, лапки, хвостик с присоской)

6.Где теперь основное место их обитания (на тех же растениях)

Они питаются (грызут) листьями растений, фруктами, ягодами, грибами.

7.Гусеница ест, растет и вырастает из своей кожи. Когда рост заканчивается, кожа затвердевает, гусеница превращается в куколку.

8.Части куколки: твердая оболочка, внутри насекомое. Внутри куколки происходят изменения. У нее вырастают крылья и меняются другие части тела.

9. Где куколка будет висеть? (На ветках растений, на стволах, на листочках,  т.е. на растениях)

10. Спустя некоторое время из куколки появляется бабочка. Как только подсохнут ее крылья, она летит на поиски пищи. Из каждого яичка – бабочка. Яичек много – стая бабочек.

Итог занятия: дети делают аппликацию бабочек.

Тема: Хищники

Цели: Систематизировать знания детей о хищниках. Учить классифицировать по заданным признакам. Подвести к выводу, что вмешательство в жизнь животных не желательно.

Организация

Содержание

Игра «Пятый лишний»

2й ряд: верблюд, хомяк, бобр, мышь, суслик.

3й ряд: лиса, лев, волк, тигр, олень.

Ребята, назовите животных в первом ряду. (Жираф, зебра, косуля, заяц, лось)

Как выдумаете, кто лишний среди них? (заяц)

Почему? (заяц – грызун, остальные – травоядные).

Так обсуждаем 2й и 3й ряды.

Итак, кто же такие хищники? (Они не едят траву и не грызут кору. Эти животные охотятся на других животных).

СО «Волк»

1. А это кто? (волк) В какую классификационную группу отнесем? (дикое животное)

По способу питания? (хищник)

Где живет волк? (в лесу, почти во всех краях нашей страны. Они хорошо переносят и сильные морозы, и жару)

2. Итак, жила в лесу волчиха. Весной родились маленькие волчата.

Сколько их может быть? (от 4 до 6)

Какими они родились, волчата ?(они слепые, покрытые буровато серым пухом)

А где они родились? (в логове)

3. Какие части есть у волчонка? (голова, туловище, лапы – не очень крепкие)

4. Что надо волчонку, чтобы он подрос (забота родителей: В первые полмесяца волчиха никуда от них, слепых и беспомощных не уходит, а кормит ее самец).

Волчата питаются молоком матери, сосут мать. К полуторамесячному возрасту детеныши перестают сосать мать, начинают питаться мясом.

5. Какие же части у подросших волчат? (ноги стали крепче, зубы крепкие, в августе весят уже около десятка килограммов, а с сентября начинают охотиться  вместе с родителями. Родители передают им весь опыт и умение)

6. Где теперь основное место обитания? (лес)

7. Какие условия нужны волчатам, чтобы им подрасти дальше? (забота родителей и передача ими опыта)

8. Как волчата выглядят к зиме? (в начале зимы в шестимесячном возрасте волчата размерами близки к взрослым, но еще долго будут они учиться уму – разуму)

9. Основное место обитания и способы проживания волков. (К зиме взрослые и молодняк сбиваются в стаи и ведут бродячую жизнь. В стае обычно от 3 до 10, чаще 6-8 волков)

3. Игра «Хорошо – плохо»

Волки в лесу – хорошо! (они являются санитарами леса, поедают слабых, больных животных, тем самым спасают остальных от заражения болезнями, иногда не брезгуют падалью)

Волки в лесу – плохо! (они приносят ущерб, могут резать овец, свиней, собак, коров, лошадей, гусей, убивают животных, могут напасть даже на людей и т.д.)

4. Решение ситуации.

Должен ли человек вмешиваться в жизнь животных? (Когда волков очень много, охотники сокращают их счет, но полностью их уничтожать нельзя).

Во многих странах, где люди уничтожили последнего волка, теперь задумываются над тем, чтобы развести их снова

Итог занятия: лепка играющих волчат.

Тема: Птицы нашей республики

  Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о птицах нашего края.

Организация

Содержание

Игра «Да – Нет» (живая система)

Я загадала объект (сорока).

Дети: Это рукотворный мир? (нет)

           Это природный мир? (да)

           Это животные? (да) и т.д.

Игра «Отгадай, кто это?»

А) Живет в лесу, на поле, в огороде, везде. Имеет два усика, шесть лап, голову, туловище. Есть крылья, которые помогают летать. Кто это может быть (насекомые)

Б) А если я скажу, что туловище полосатое и есть жало? (пчела)

В) Кто они, если летом живут в наших краях, а зимой на юге, есть перья? (перелетные птицы)

Г) Умеют плавать, любят рыбу, водоросли, есть крылья…(водоплавающие птицы)

3. Системный оператор.

1

6

9

2

4

7

3

5

8

1. Кто это? Где живет? (Это птица. Они живут везде: в лесу, на поле, в огороде, в парках, на юге, на севере, на водоемах…)

2. Отложила птица яйцо. Какое оно? (гладкое, иногда белое, могут быть в крапинку, или другого цвета, у некоторых птиц яички крупные (страус), у мелких птиц и яички мелкие).

3. Из каких частей состоит яйцо? (скорлупа, белок и желток, зародыш)

Какие условия нужны для того, чтобы вылупились птенцы? Самка, иногда и самец высиживают (согревают) яйца, время от времени переворачивая их клювом. Согревают со всех сторон. Перед кладкой яиц утепляют гнездо: таскают в клюве перья, мох и шерсть.

4. Через некоторое время вылупляются птенцы.

5. Какие части есть у птенцов? (Такие же как взрослые птицы, но птенцы, которые вылупляются высоко от земли, голые: орлы, скворцы и др.), если вылупляются на земле, с пушком. Они уже могут клевать, пить (гусята, утята, цыплята и др.)

6. Где они вылупились? В гнезде, где самка отложила яйца (в лесу, на берегу и т.д.)

7. Что надо птенцу, что бы он подрос? (Родители заботятся о своих птенцах. Приносят корм: насекомоядные – насекомых, хищники – мелких животных, травоядные учат птенцов щипать травку. Обучают их питаться и летать)

8. Каким стал птенец? Чем отличается от прошлого? (стал взрослым, крылья сильные, перья выросли, самостоятельный).

9. Место обитания взрослой птицы? (лес, поле, парк, и т.д.)

Итог занятия: рисование летающих птиц.

Тема: Земноводные.

Цель: Дать понятие о земноводных. Продолжать учить детей описывать

          все системные связи объекта материального мира.

Организация

Содержание

1. «Да – нет»

классификационная

Дети сидят полукругом.

Загаданное животное – лягушка.

Ребята, я загадала объект (лягушка).

Отгадайте с помощью игры «Да - нет?» ……..

Ребята, где можно увидеть лягушку?

(и на земле, и в воде)

Да, земноводными их называют потому, что они могут жить как в воде, так и на суше. Но для размножения им нужна вода.

2.Системный оператор

Выставляю карточку

1

5

11

2

4,7,8

9

3

6

10

1.Жила – была кто? (лягушка)

Какая она? (липкая, блестящая, холодная…)

Какие части есть у лягушки?

2.Отложила она яйца, с виду похожие на крошечные студенистые шарики, называют лягушечьей икрой.

3.Из каких частей состоит икринка? (оболочка, жидкость, зародыш)

4.Через 2 недели из икры появляются … кто? (головастики)

Они на кого похожи ? (на рыб, тоже дышат жабрами)

5.Где появились головастики? (в воде, где были икринки)

6.Какие части у головастика? (туловище, голова и хвост)

7.Позже около хвоста появляются  два бугорка, которые затем превращаются в задние конечности.

8.Через 10 дней у головастика отрастают передние лапки, а хвост укорачивается.

Теперь это маленькие лягушата, которые могут выпрыгнуть из воды и подышать воздухом.

Каждый день они охотятся за насекомыми, которых употребляют в пищу.

9.И быстро вырастет, станет лягушкой.

10.Какие части будут у нее? (такие же как у мамы лягушки)

11.Где она будет жить?

Мы говорили об одной икринке?

А их было сколько? Сколько будет лягушек? Это хорошо? Чем хорошо?

3.Деятельность детей.

Лепка «Лягушка с лягушатами»

Тема: «Озеро»

Цель:  Систематизировать представление детей об озере . Помочь детям установить связь между озером и болотом .

Методы: Игра «Все в мире перепуталось»

               СО «Озеро».

Организация

Содержание

1.Игра «Все в мире перепуталось»

На столе карточки с объектами (живая природа, неживая) и модель мира.

Проверяем все вместе.

На столе сегодня у нас что?

(модель мира, карточки)

На какие части мы делим модель мира (рукотворный мир и природный)

Какой части модели нужна наша помощь?

Кто скажет, на какие части делится природный мир? (живая и неживая природа)

Сможете разложить карточки по секторам?

2.СО «Озеро . Протяжка»

Вставляю карточку в чудоэкранку.

Обсуждаем каждый пункт

Ребята, вы любите купаться? Куда вы с родителями ходите купаться? (на озеро «Протяжка»)

Давайте поговорим о Протяжке.

6

3

4

1

7

5

2

1.Что такое озеро?

(это водоем, созданный природой)

для чего он предназначен?

(на случай пожара, разводить рыб и водоплавающих птиц, место отдыха и купания)

2.Какие  части есть у озера? (берега, дно, вода, для того чтобы лишняя вода могла утечь вставляются трубы, живые организмы (растения, водоросли, насекомые, рыбы, птицы, звери (бобры).

3.Где находится озеро (за городом, но в черте города)

4.Всегда ли там было озеро?

(наверное, да, Только там было большое болото Люди запрудили его, копали котлован вода накопилась, стала большой, получилось озеро)

А как туда попали рыбы? (запустили люди)

5.Какие части были у болота?

(берега, дно, вода, живые организмы)

6.Где она было? (за городом На том же месте)

7.Что будет в будущем с нашим озером?

 А) Что делают люди с озером и на берегах озера не так?

(Оставляют бутылки, мусор, кидают стекла и стеклянную посуду в озеро моют машины, рубят деревья возле озераа, убивают живые организмы и др.)

Что же будет с прудом в будущем, если люди так безответственно будут обращаться с ними?

 Б) Как мы должны поступать для того, чтобы пруд не исчез, а  стал самым хорошим местом отдыха? Чтобы можно было ходить босиком по песку, ходить по воде, нырять не опасаясь ничего  и т.д.

3.Итог занятия.

О чем говорили? Как говорили? Для чего говорили?

 

Тема: Дом.

Цели: Устанавливать взаимосвязи между основной  и дополнительной функциями объектов.

Методы: Игры «Назови друзей», СО «Дом».

Организация

Содержание

1.Игра «Назови друзей»

Ребята, у меня сегодня игры для умных детей. Если есть такие, садитесь на стулья.

Назовите друзей объекта:

А) пальто (шуба, плащ, куртка, накидка, толстовка, кофта…)

Почему они являются друзьями? (выполняют одну и ту же функцию: удерживают тепло «защищают от погодных условий – от ветра, дождя, холода»)

Б) Дом (пещера, палатка, землянка, замок, шалаш, вагончик, веранда …)

2.СО «Дом»

Попал наш дом в чудо- экран.

3

4

5

1

6

7

2

1.а) Каково его главное дело? (функция)

(защита человека от неблагоприятных внешних факторов.)

б)Какие дома бывают по размеру? (по материалу, по форме)

2.Из каких частей состоит дом? (фундамент, стены, крыша, пол, двери, лестницы, потолки, окна.)

3.Где гласное место функционирования объекта? (около человека)

4.Всегда ли были такие дома?

А)Где могли жить в прошлом наши предки? (в пещерах, землянках, шалашах)

Б)Было ли удобно жить в таких условиях?

5.Какими были дома в прошлом? (деревянные, маленькие дома, одноэтажные, с маленькими окнами, натянутыми пленкой, кожей животных или другим материалом)

6.Какие неудобства есть у современных домов, квартир? Как в будущем устранить эти недостатки?

А)Дом маленький – повесить кругом зеркала: это зрительно увеличит помещение.

Б)Нужно часто ремонтировать, это требует затрат. Дом – строитель, сам себя ремонтирует.

В)Каждодневная уборка – пользоваться при строительстве домов материалом пылесосом.

Г)Много мебели батареи мешаются – мебель встроенная, отопительная система спрятана в пол или стены.

7.Жилища нет, а его основная функция выполняется. Как это может быть? (люди создают поле вокруг себя, которое защитит их, когда холодно они могут переместиться в теплые края, люди живут в подземных или подводных бункерах, на земле чисто и уютно и др.)

8.В будущем людям не нужны будут дома (функция отпадает) (Планета будет как дом для людей)

3.Деятельность детей.

Рисование фантастического дома

Тема: Бытовая техника

 Цели: Продолжить учить видеть все хорошее и плохое, связанное с данным объектом. Учить определить линию развития объекта и его функции.

Методы: Игра «На что похоже?», «Я отправляюсь  в путешествие  и беру с собой…», Системный оператор.  

Организация

Содержание

Дети сидят полукругом.

Игра «Я отправляюсь  в путешествие и беру с собой мясорубку …»

спрашиваю по цепочке.

«Системный оператор»

Итак, что же мы взяли с собой? (бытовую технику)

3

        4

1

5

2

1.Что это?

Каково если главное дело? (функция)

Стиральная машина замачивает, стирает, отжимает и сушит белье.

Какой он по свойствам? (форма, цвет, материал, размер)

2.Какие части есть у стиральной машины? (корпус, двигатель, емкость (сосуд), электричество, вилка, шнур, внутри емкости вращающийся барабан)

3.Где главное место функционирования объекта? (в ванной комнате, прачечная)

4.Чем стирали ваши мамы до автоматической стиральной машины? (обычная машина)

А до этого? (стирали руками в корытах, в тазиках)

Да еще были очень простые стиральные машины, без двигателя. Бельё закладывали в деревянную лохань и крутили, вращая рукоятку.

Было ли это удобно? Почему? Какие недостатки были у обычных стиральных машин.

5.Стиральная машина –плохо (много места занимает – большая, гудит, на стирку уходит много времени, без электричества не работает)

Что сделать чтобы не занимала место? Не гудела?  Как будет выглядеть стиральные машины в будущем?

Тема: Транспорт.

Цели: Учить детей перечислять основные части у объектов технического мира. Учить описывать системные связи объекта рукотворного мира.

Методы : Системный оператор «Корабли»          Игра «Теремок»

Организация

Содержание

1.Игра «Теремок»

Дети стоят вокруг воспитателя.

Обращаюсь детям, сидящем справа.

Обращаюсь детям, сидящем  слева

Терем – терем – теремок

Он не низок, не высок…

Ребята, сегодня я приглашаю поиграть в «Теремок». На столе лежат карточки, выберите, пожалуйста, их.

У кого на карточках нарисован воздушный транспорт, садитесь справа от меня. Если водный – слева. А у меня какой вид транспорта? (наземный)

Я вас пущу в теремок, если скажите чем мы похожи? (мы относимся в рукотворный мир, перевозим или груз или пассажиров, похожи по материалу, цвету)

Я вас пущу в теремок, если скажите, чем мы отличаемся?

(наземный транспорт передвигается по земле, а мы по воде, под водой)

2.Системный оператор «Корабль»

3

4

5

1

6

7

2

Хотите отгадать загадку?

Ходит город – великан

На работу в океан. (корабль)

Жил да был корабль, совершенно новый. Захотел он узнать про себя  и попал в чудо – экран.

Ребята поможем ему?

1.Каково его главное дело? (назначение, функция).

(он предназначен для перевозки пассажиров или груза по воде)

2.Какие главные части есть у корабля, чтобы выполнить свое дело? (корпус, механизм, крепеж, горючее)

3.Где корабли можно увидеть? (место функционирования)

(на больших реках, на море, океане, на заводе, в книге, в альбоме)

Есть ли у корабля друзья? (объекты, выполняющие аналогичную функцию)

(лодка, плот, яхта, катер)

В какой класс входит корабль?

4.Древний человек кому или чему в природе «позавидовал», чтобы создать идею этого, объекта? (листочек на воде, кора дерева…)

5.Каким был старинный объект, эту функцию ? (5 тысяч лет тому назад египтяне построили первые суда из тростника, парус из папируса. А позже суда – деревянные с поворачивающимся парусом)

6.Что плохого в объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем?  (Корабль может утонуть, ломаться, кончится горючее, он очень тяжелый и большой; Заменить на более легкий с воздухом материал, использовать энергию атома, корабль может менять свою величину.)

7.В далеком будущем эту функцию будет выполнять другой объект? Какой и как он будет делать?

Раздел: Мир моих фантазий

Тема: Машина будущего.

Программное содержание: Продолжать учить придумывать транспортное

                                              средство с помощью наугад выбранных качеств и  

                                              формой, способом перемещения, запахом, материалом.

Методы: метод каталога, игра «Хорошо-плохо», игра «Цепочка», игра «Чудесные  

вещи».

Организация

Содержание

1.Игра «Цепочка» (с мячом).

Воспитатель, называет слово (вид, транспорта) и передает мяч ребенку и т.д.

__________________________

2.«Чудесные вещи»

На столе карточки со способом передвижения: страус, рыба, крокодил, мяч, ласточка.

Материал:

бумага, ткань, дерево, металл, паутина, скорлупа, перья, пенопласт, пластмасса, резина, стекло.

Запах:

духи, фрукты, цветы, ягоды, овощи, бензин, дым.

Форма:

Куб, шар, конус, параллелепипед, капля, яйцо.

Сегодня у нас в гостях не обычный, а самый настоящий фантазер – мяч. Любит играть в интересные игры, например в «цепочку»

А) Наземный транспорт:…

Б) воздушный :…

В) водный: …

_______________________________________________________

Мяч принес нам такие чудесные вещи и хочет, чтобы вы помогли создать машину будущего.

А) давайте определим, из какого материала будет наша машина?

Б) как будет передвигаться (ребенок выбирает карточку)

В) какой звук будет издавать? (дети придумывают сами)

Г) как она будет пахнуть? (ребенок выбирает карточку)

(Прикрепляю выбранные карточки)

Итак, какая машина у нас получилась?

Создание «машины будущего» (рисование, лепка)

Примечание: конспект написан с использованием книги «Удивительные истории» А.Е.Белоховой.

Тема: Чудо – дерево.

Цель : Научить детей подбирать нетипичные свойства предмету, представить их и объяснять назначение этих свойств.

Методы : игры: 1.На что похоже?

                           2.Какую пользу я приношу.

                           3.Метод фокальных объектов.

Организация

Содержание

Игра «На что похоже?»

Дети сидят полукругом.

Ребята, я нарисую что – то, а вы отгадайте.

Игра «Какую пользу я приношу?»

Ребята, вы отгадали, молодцы.

Какую пользу приносит дерево? (В жару под деревом прохладно, выделяет кислород, многие деревья обладают лечебными свойствами, листьями деревьев питаются насекомые, птицы вьют гнезда на деревьях, они радуют нас своей красотой, зеленью…)

Метод фокальных объектов.

Ребята, подскажите какие – нибудь объекты окружающего нас мира.

Выберем их специфические свойства.

Продуктивная деятельность детей.

Изобразите дерево с необычным свойством.

                           Протокол занятия «Чудо – дерево»

Объекты:

Стол                                         Рыба                                                   Машина

Обеденный                                  блестящая                                                       перевозящая

На 4 ножках                                плавающая                                                       шумящая

Разборный                                     шустрая                                                           греющая

Рассматриваемый объект – дерево. Поочередно представляем себе, как выглядит:

1.обеденное дерево: накрываем и садимся обедать под дерево.

2.дерево на 4 ножках: с 4х сторон видны корни.

3.разборное дерево: дерево игрушечное, елка искусственная.

4.блестящее дерево: с новогодней гирляндой, дождиком.

5.плавающее дерево: само дерево или кусочки на воде.

6.шустрое дерево: быстро растет.

7.перевозящее дерево: с помощью каната, привязанного к дереву перепрыгиваешь  

                                      через овраг.

8.шумящее дерево: в дождливую погоду или ветреной день.

9.греющее дерево: белки греются в дупле, защищаемся от дождя, от ветра.

Тема: Необычное земноводное.

Цели: Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной  темы. Учить обсуждать способы сохранения природного объекта в необычных условиях  (в мире огня, воды, воздуха, земли).

Методы: Морфологический анализ.

Организация

Содержание

1.Игра «Угадай объект, если он живет…»

Угадайте ребята объект природного мира, если он живет как в воде, так и на суше. Размножается только в воде. (это земноводные)

2.Игра «Найди друзей» (по образу жизни)

Назовите земноводное животное. Найдите друзей по образу жизни и размножению (лягушка, жаба, тритон, саламандра, червеобразные)

3.Морфанализ.

На горизонтали таблицы: карточки с изображением стихий (огонь, вода, воздух, земля)

Обсуждаем с детьми способы сохранения жизни лягушки в необычных условиях.

огонь

вода

воздух

Лягушка

Лягушка попала в мир огня. Как выжить лягушке при встрече с огнем? (водой, воздухом, землей)

Итак, для того чтобы лягушка выжила в необычных условиях, какая она должна быть?

4.Продуктивная деятельность

Какое необычное земноводное получилось.

Сможете нарисовать такую лягушку?  

                                     

* 1. Попала лягушка в мир огня, решила использовать запас воды, который был в животе, выпустила фонтанчик и спаслась.

2.У лягушки есть сумочка с противопожарной пенкой, сумочка как у кенгуру.

  Нажимает кнопку и из дырочек на коже выступает пенка. Лягушка становится вся белая, пенистая.

3.Лягушка может нарвать влажные большие листья и укрыться.

* В мире воды (в середине большого озера, далеко от берегов) она тоже может спастись.

1.Попросит уточку, чтобы довела до берега.

2.Увидит лист и сядет на него.

3.Наберет много воздуха и станет как надувной шар и будет на поверхности воды, сможет дышать сколько угодно, т.к. дышит кожей.

4.Может распластаться. Так она удержится на воде сколько ей захочется.

* Сможет наша лягушка и в воздухе оказаться.

1.В нужный момент она выпустит из своей спины воздушный шар и поднимется в воздух. Кожу жиром помажет, как делают это гуси и она не высохнет.

2.У лягушки будут крылья, сможет она полететь.

* 1.А на земле будет искать лужи, может запастись водой и время от времени выпустит фонтан.

2.Она сможет копать нору как крот.

3.Будет искать влажные места, тень или глубокие ямы.

Какое же необычное земноводное получилось?

Она круглая как шар, вся белая, пенистая, с крыльями и с острыми когтями.

Давайте нарисуем и посмотрим, как она будет выглядеть.

Тема: Фантастические животные

Цель: Учить детей создавать новый объект с помощью морфанализа. Объяснять новые свойства объекта, отображать свои фантазии в продуктивной деятельности.

Организация

Содержание

1.Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…?»

А)Что можно сказать о живом объекте, если от него вкусно пахнет? (повар, кулинар, растения…)

Б)Что можно сказать об объекте, имеющем больше глаза?(животное или птица, ведущая ночной образ жизни)

В)Что можно сказать, об объекте , имеющем лист? (растения, книги, тетради)

Г)Что можно сказать о живом объекте, имеющем хороший нюх? (хищники)

2.Игра «А что (кто) еще?»

А)Имеют хороший нюх, а что еще? (острое зрение, крепкие сильные лапы, хороший слух, крепкие зубы…,)

Б)Хищники – звери, а кто еще? (птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, паукообразные…)

3.Морфологический анализ.

Назовите хищников:

А)зверь

Б)птица

В)пресмыкающиеся

Г)рыбу

Волк

Орел

+

Крокодил

+

Акула

+

Хищники

Части тела

голова

туловище

хвост

4.деятельность детей.

лепка

5.Рефлексия

Что умеет делать фантастическое животное – хищник? (ответы детей)

                                 

Раздел:  Социальный мир.

Тема: Эмоции

Цель: Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в какой - либо объект в проблемной ситуации.

Методы: Игры «Угадайка», «Зеркало», «Рыбаки». Эмпатия.

Организация

Содержание

1.Игра «Угадайка»

Предложения детей (2-3 ребенка)

Ребята, я сегодня получила письмо, но оно зашифровано.

Давайте попробуем его прочитать.

Что бы это значило?

(Человек сначала был грустным, а потом повеселел)

Почему так могло произойти?

2.Игра «Зеркало»

показ карточек со схемами эмоций задумчивый серьезный испуганный.

Вы будете моими зеркалами.

Я показываю на карточках схему эмоции . Они отражаются на ваших лицах.

- Скажите, какое настроение вы показали?

3.Игра «Рыбаки»

Метод эмпатии.

Дети – рыбаки сидят на пенечках (стульчики) и «кидают удочку»

Проблема:

А теперь поиграем. Лето. Представьте себя рыбаком на берегу реки. Кто такой рыбак?

Как он выглядит? (это мужчина, в резиновых(болотных) сапогах, в курточке(чтоб комары не кусали), в легком головном уборе(шляпа, фуражка), с удочкой и корзиной в руках.

С каким настроением он идет?

(с желанием как можно больше ловить рыбу)

 а) Не ловится рыба. Что вы чувствуете? Какое у вас настроение? (Досада, обида, грусть, сожаление, тяжесть. Сидит рыбак сгорбившись, голову опустил ..

 б) Представим рыбака, у которого ловится рыба.

Покажите такого рыбака. (Он радостный, торопится, потирает ладони, все время смотрит на пойманную рыбу, ему хочется похвастаться, поделиться со своей радостью, он не сидит с горбившись, он встал с гордо поднятой головой, все время улыбается, может разговаривать сам с собой…)

4. Продуктивная деятельность.

Ребята, который из этих рыбаков вам понравился?

Сможете слепить такого рыбака из пластилина?

                                                                                       

                                                                       

Тема: Много разных профессий.

Цель : Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

            Различение взрослых по профессиям.

            Учить вычленять компоненты труда.

Методы: Загадывание загадок, игра «Что делает», игра «Назову действия – назови профессию», «Назови профессию человека».

Организация

Содержание

1.Загадывание загадок воспитателем.

С.Маршак «Почта»

Ребята, мы – взрослые, заметили, что вы становитесь с каждым днем все умнее и умнее. С чем это связано? (ответы детей)

Сегодня для вас приготовила такие сложные игры, не испугаетесь?

Тогда отгадывайте загадки

А) Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (доктор)

Б) Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

В) В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Все разнес по адресам.

Это Кто? (почтальон)

Догадались, о ком и о чем будем сегодня  говорить? (о взрослых и их профессиях).

2.Игра «Что делает?»

А) Что может делать почтальон? (доставлять, разносить, получать, отправлять, писать, передавать, носить, радовать, уставать, опускать..)

Б) Что делает повар? (готовит, варит, жарит, пробует, угощает, моет посуду, радует, чистит, нарезает, мешает, парит, тушит, промывает..)

В)Врач? (лечит, слушает, направляет, пишет, врачует, исцеляет)

3.Игра «Назову действия – назови профессию»

Работа по иллюстрациям:

маляр, швея, учитель.

У меня сюрприз. Его могу показать только одному из вас – ведущему. Он назовет действия человека, а вы отгадаете его профессию.

4.Игра «Назови профессию человека»

А)Знает все об огороде и ухаживает? (огородник, овощевод), о цветах (цветовод)

Б) Много знает о лесе и ухаживает за ним? (лесник)

В) Печет хлеб, булочки, пироги (пекари)

Г) Водит самолеты (летчик)

Д) Выкладывает каменную стену (каменщик)

5. Релаксация

Что мы делали? О каких профессиях мы говорили?

Скажите пожалуйста, какая профессия всех нужней? (ответы детей)

Итог: профессии всякие нужны, профессии всякие важны.

                                                                     

                                 Тема: «23 февраля –День Защитника Отечества»!

Цель : Познакомить детей с родом войск.

            Дать понятие, что все люди стремятся к миру.

             Воспитывать уважение и доброе отношение к защитникам Отечества.

Методы: а)Чтение стихотворения «Брат мой в Армию идет» автор  В.Орлов.

                Б)Игра «Я назову объект, а вы – его действия»

                В)Игра «Что случится, если…?»

Организация

Содержание

1.Чтение стихотворения.

Во время чтения на фланелеграф прикрепляю эмблемы родов войск.

По эмблемам называем родов войск – рефлексия.

Ребята, скоро вся наша страна отмечает праздник.

Назовите пожалуйста, как называется этот праздник? (День защитников)

Как вы понимаете это? (ответы детей)

Какие рода войск можете назвать? (ответы детей)

Я вам прочту стихотворение Владимира Орлова, а вы подскажите, еще какие рода войск бывают?

Итак, кто мне поможет?

2.Игра «Я назову объект, а вы его действия»

А)Пилот (надевает форму, сидит за пультом, нажимает кнопки, наблюдает за приборами и небом, летает, слушает команды, служит Родине, охраняет небо и др.)

Б)Десантник (Надевает на плечи парашют, летает, прыгает, открывает парашют, опускается на парашюте, приземляется, бежит, защищает Родину и др.

В)Танкист (надевает шлемофон, залезает, влезает в танк, наблюдает, слушает команду, двигается, нажимает на кнопки, если нужно – стреляет, защищает Родину)

Рефлексия

Итак, какие общие слова мы назвали?

Что делают десантник, ракетчик, танкист? (защищают Родину)

3. Игра «Что случится, если…?»

А) Что случится, если какая – нибудь страна захочет обидеть наших россиян, нашу страну? (Россияне мирные люди, наше правительство попытается решить эту проблему мирным путем, путем переговоров и соглашений. Война – не способ решения проблем!

Б)Что случится, если все страны будут жить дружно, будут помогать друг другу и понимать друг друга? (страны не будут нуждаться в Армии, произойдет разоружение, люди посадят свой сад, будут жить хорошо, богато, на вооружение шло много денег, эти деньги уйдут для строительства новых домов, дорог, школ, д/садов и др.)



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Малыш»

Конспект дидактической игры «Маленький Сайгачонок»

Возрастная группа: вторая младшая, средняя группа

Автор: Лыскина Лидия Орсламовна

 воспитатель    МКДОУ  «Малыш»                                                            

                                                                                         

Цель: формирование представлений о диких и домашних животных степи и леса.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей называть и классифицировать диких и домашних животных, их детенышей, аргументировать суждения.
  • Активизировать  русский и калмыцкий словарь (сайгачонок-цагда, овца-хөн, ягнёнок-хурhн, корова-үкр, верблюдица-темән, лошадь-мөрн, домашние животные, сайгак-гөрәсн, лиса-арат, лисенок-аратын кичг, заяц-туула, зайчик-ноhала, ёж-зара, белка-кермн, волк-чон, волчонок-чонын кичг, медведь-аю, аюн кичг).

Развивающие:

  • Создавать условия для познавательного интереса, мышления, речи.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, развитие самостоятельности, принятии учебной задачи, добиваться результата, умение контролировать себя.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и уважение к животному миру.
  • Прививать любовь к родному краю.

Материалы и оборудование:

  • Компьютерная игра «Маленький Сайгачонок».

Вид игры:

  • Дидактическая
  • Словесная

- по характеру игровых действий – игра – путешествие;

- по содержанию – ознакомление с животным миром.

Предварительная работа:

Слушание «Голоса степи», просмотр видеофильмов о животных степи, заповедниках, беседа «Кто в степи живет», «Берегите родную степь», чтение произведений Г. Кукарека,  В. Шуграева «Степь», рассматривание фотографий памятников природы Калмыкии, Г. Рокчинский «Сайгаки»,

дидактические игры «Степные животные», «Найди по описанию животное степи», театрализация сказки «Воробей и суслик», коллекция «Степные животные», слушание П. Чонкушов «Утро в степи», рисование «Зайчик», лепка «Ёжик», работа с родителями:  фотовыставка «Степные животные», лучший рассказ о степи, степном животном.

Правила игры

1. Найти и назвать животное, его детеныша на русском и калмыцком языке.

2. Указать домашнее или дикое, степное или лесное, обосновать ответ.

3. Воспитатель нажимает на картинку одним щелчком кнопкой «мыши»,если задание выполнено верно, картинка займет правильное место на слайде.

4. За каждый правильный ответ ребенок получает поощрение.

Ход игры.

В группе раздается звук плача Сайгачонка.

В.-Ребята, вы слушите... Кто-то плачет? (варианты ответов детей)Открывается слайд - Сайгачонок лежит в степи один.

В.-Как вы думаете, кто лежит в траве? (ответы детей)

В.-Почему ты плачешь кто тебя обидел? (звук плача сайгачонка)(варианты ответов детей).

В.-Я поняла, что говорит Сайгачонок. Он потерял свою маму. Что же делать? (Дети предлагают разные варианты решения проблемы, если не находят правильного решения,то с помощью воспитателя приходят к выводу, что надо помочь найти маму Сайгачонка).

В. обращается к Сайгачонку: Сайгачонок,  мы с ребятами тебе поможем.  Вставай, идем  с нами искать твою маму в бескрайней калмыцкой степи.

В.-Что это?(кибитка). В этой кибитке живут ээжа и аава, они животноводы. У них есть животные, которые пасутся в степи и вечером сытые приходят домой - это домашние животные.

Задание: -Найди маму Сайгачонка. (называют животное и его детеныша на русском и калмыцком языках на русском и калмыцком языках). Дети делают вывод: здесь нет мамы Сайгачонка.

В.-Идем дальше.  (Слайд 2- дикие животные степи и леса)

В.-У нас в степи много животных, среди них есть мама Сайгачонка?

Задание: -Найди маму Сайгачонка. (называют животное и его детеныша). (Дети должны объяснить почему лесные звери с детенышами исчезают). После того, как дети нашли всех мам и их детенышей, воспитатель нажимает кнопкой мыши 1 раз на солнышко.

В. -Солнышко радуется вместе со всеми тому, что Сайгачонок нашел свою маму, что в нашей группе очень добрые дети, которые знают животных степи, рады помочь всем и награждает победителей значками "Лучший друг Сайгачонка", набравших большее количество альчиков.

Итог игры.

Выигрывает тот, кто набрал большее количество альчиков.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Малыш»

Конспект дидактической игры «Дикие и домашние животные»

Возрастная группа: вторая младшая, средняя группы

Составила: Лыскина Лидия Орсламовна

 воспитатель    МКДОУ «Малыш»

Цель: формировать знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных, о месте их обитания.

Задачи:

1.Образовательные:

 - закреплять знания детей о диких и домашних животных;

 - формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия на русском и калмыцком языках;

- расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление  с новыми видами животных;

- помогать детям употреблять в речи слова обозначающие животных и их детёнышей (овца-хөн, корова-үкр, верблюд-темән, лошадь-мөрн, домашние животные – герин мал, сайгак-гөрәсн, лиса-арат,  заяц-туула, ёж-зара, белка-кермн, волк-чон,  медведь-аю, суслик – зурмн, тушканчик-ялмн, дикие животные –зерлг аӊгуд).

2. Развивающие:

- развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;

- способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.

3. Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы;

-продолжать формировать интерес к живой природе;
- воспитывать чуткое отношение к диким животным, желание помочь.

Предшествующая работа:

Рисование животных по трафаретам, игры-перевоплощения в животных, , лепка животных из пластилина, чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», заучивание стихов о животных, разгадывание загадок о животных,  просмотр видеофильмов о животных степи, заповедниках, беседа «Кто в степи живет», «Берегите родную степь», чтение произведений Г. Кукарека,  В. Шуграева «Степь», рассматривание фотографий памятников природы Калмыкии, Г. Рокчинский «Сайгаки», дидактические игры «Степные животные», «Найди по описанию животное степи», театрализация сказки «Воробей и суслик», коллекция «Степные животные», слушание П. Чонкушов «Утро в степи», рисование «Зайчик», лепка «Ёжик», работа с родителями:  фотовыставка «Степные животные», лучший рассказ о степи, степном животном, просмотр презентации «Сайгаки», разработанную «Станцией юннатов» г. Элиста.

Правила игры:

  • Найти животное и назвать его на русском и калмыцком языке.
  • Указать его место обитания.
  • Воспитатель нажимает на картинку одним щелчком кнопкой «мыши», если задание выполнено верно, картинка займет правильное место на слайде.
  • За каждый правильный ответ ребенок получает поощрение (альчик).

Ход игры.

1.   Вводная часть (беседа).

В.  Дети, представляете, я узнала, что Злой Волшебник – ветер Шуурhн в степи похулиганил и перепутал всех диких и домашних животных. Что делать, как быть? (варианты ответов детей).

В. Нам нужно отправиться в степь, чтобы навести там порядок. Поможем братьям нашим меньшим?

- Дети соглашаются: «Конечно, поможем!»

В. Тогда нам предстоит отправиться в путешествие. Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием.

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

- Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде.  А мы отправимся в путешествие на волшебном ковре-самолёте. (Дети рассаживаются на ковре, закрывают глаза и под волшебную музыку и волшебные слова воспитателя оказываются в степи).

В. проводит «минутку безопасности» по правилам поведения в природе.

Задание: найдите животное и назовите его на русском и калмыцком языке. Укажите дикое животное или домашнее и место обитания – где оно живет. (ответы детей, за каждый правильный ответ – ребенок получает поощрение).

 Воспитатель нажимает на картинку одним щелчком кнопкой «мыши», если задание выполнено верно, картинка займет правильное место на слайде.

(воспитатель наводит стрелку на середину картинки, щелчком "мыши"-1 раз переставляет животных).

В. Дети, какие вы молодцы! Всех животных вернули домой. Если бы звери могли говорить, как люди, то обязательно сказали бы вам «спасибо»! А Матушка природа радуется тому, что дети знают животных степи и готовы им помогать. (воспитатель включает анимацию нажатием кнопкой "мыши" на каждую  тучу - идет дождь, на солнце - появляется радуга).

В. Степь так красива, не хочется возвращаться! Ребята, прогуляемся пешком? Тем более прогуляться по степи и подышать свежим воздухом очень полезно. Отправляемся в путь!

 «Наше путешествие кончается,

Нам пора обратно в детский сад.

С нашими зверями не прощаемся,

Каждый их увидеть будет рад».

Итог игры:  куда мы отправлялись путешествовали? Каким животным помогали?

 



Предварительный просмотр:

                 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Малыш»

Конспект дидактической игры «Богатыри эпоса «Джангар»

Возрастная группа: старшая, подготовительная

Составила: Лыскина Лидия Орсламовна

 воспитатель    МКДОУ  «Малыш»

Цель: формирование первоначальных исторических представлений о калмыцких богатырях, эпосе «Джангар».

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей узнавать и называть богатырей эпоса «Джангар», аргументировать суждения.
  • Формировать знания о героях – богатырях: Джангар, Алтын Цеджи, Савр, Мингиян, Хонгор, Гюзян Гюмб, Санал.
  • Активизировать русский и калмыцкий словарь (богатырь-баатр, великий Джангар – Алдр нойон Җаӊhр, Улан Хонгор, Алый Лев - Арслӊгин Арг Улан Хонгор, ясновидец Алтан Цеджи –Байн Күӊкән Алтн Цееҗ, тяжелорукий Савр - Күнд Һарта Савр, Догшн Хар Санл, Прекрасный во Вселенной Мингиян –Орчлӊгин Сәәхн Миӊгъян, страна Бумба, богатая, счастливая и т.д.).

Развивающие:

  • Создавать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление,  самостоятельность, умение принимать учебную задачу, контролировать себя, добиваться результата.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и уважение к ценностям духовной культуры.
  • Прививать любовь к родному краю.

Материалы и оборудование:

  • Компьютерная игра «Богатыри эпоса «Джангар».

Вид игры:

  • Дидактическая
  • Словесная

- по характеру игровых действий – игра – путешествие;

- по содержанию – ознакомление с художественным произведением.

Предварительная работа:

  • Чтение отрывков эпоса «Джангар», рассматривание иллюстраций картин Фаворского, рисование, лепка богатырей, коллективная работа «Страна Бумба», заучивание клятвы богатырей, отрывков текстов эпоса «Джангар».

Правила игры

1. Найти богатыря  эпоса «Джангар» и назвать на русском и калмыцком языке.

2. Указать расположение  богатыря по отношению к Джангару.

3. Воспитатель нажимает на картинку одним щелчком кнопкой «мыши», если задание выполнено верно, картинка займет правильное место на слайде.

5. За каждый правильный ответ ребенок получает поощрение.

Ход игры.

Воспитатель знакомит детей группы с SMS -письмом, которое пришло на электронную почту  детского сада от детей из Северного Кавказа, которые пишут, что у кавказского народа есть «Нартовский эпос» о приключениях героев-богатырей («нартов»). Дети узнали от воспитателя, что  у калмыков тоже есть народный эпос «Джангар».  И  просят показать и рассказать о калмыцких богатырях.

В. -Что делать, ребята? (дети предлагают разные варианты).

В. –Предлагаю отправиться в страну «Бумба» на воздушном шаре. Снимем наше путешествие на видео и отправим видеописьмо ребятам на Кавказ.

Дети берутся за веревочку шарика и закрывают глаза, а воспитатель читает стихотворение о шаре под волшебную музыку: 

Шар висит на тонкой нити,
Вверх лететь готов.
Миг — и вы уже парите,
С ним поверх голов.

Шар воздушный легче ветра,
И смелей мечты,
Не теряй, прошу, ни метра
Дерзкой высоты.

На экране появляется картина В. Фаворского «Страна Бумба».

В. –Куда мы прилетели, ребята? (В страну «Бумба»). Что вы знаете об этой сказочной стране?  (богатая, счастливая, где нет зимы, всегда весна, где нет стариков, где молоды все, где нет смерти, бессмертны все). Кто был ханом этой страны? (Великий нойон Джангар).

Дети рассаживаются перед экраном полукругом на ширдыки.

В. – Слушайте задание:  

- Как называется калмыцкий народный эпос? («Джангар»)

- Назови героя эпоса «Джангар».

- Кто возглавлял правый полукруг? (Алтан Цеджи)

-Кто возглавлял левый полукруг? (Улан Хонгор, Алый Лев)

-Расскажи о каждом богатыре.

В.-Назови маленьких богатырей. Найди отца маленького богатыря. (сверху в низ: Аля Шонхр- сын Алтана Цеджи,Хар Джилгн-сын Джангара, Хошун Улан -сын Хонгора).

 Тот, кто дает правильный ответ о богатырях, тот получает поощрение (альчик).  Игрок, набравший большее количество альчиков побеждает и признается – лучшим знатоком эпоса «Джангар», получает значок.

В.-Мы  рассказали о всех богатырях эпоса, их детях,  и теперь нам надо возвращаться в детский сад. Беремся за веревочку шарика и закрываем глаза. (воспитатель читает стихотворение под волшебную музыку).

Вот мы и вернулись в детский сад. А теперь мы наше видеописьмо отправим детям, на Кавказ.

Итог игры.

Выигрывает тот, кто набрал большее количество альчиков.