Мои педагогические технологии и инновации

Соколова Ольга Михайловна

Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока

Автор:

Соколова Ольга Михайловна

Класс: 5 А

Предмет: история.

Тема: «Олимпийские игры в древности»

 Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование: 

мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока: урок-путешествие

Методы и приемы:проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и  раздаточным материалом, сравнение исторических объектов, комментированное чтение, «Корзина идей».

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная и фронтальная, опережающее задание.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологи и системно-деятельностный подход.. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  На уроке  была использована технология интегрированного обучения. История, как школьный предмет имеет тесную связь с рядом таких дисциплин как литература,  география, математика.

1. Характеристика класса.

Межличностные отношения в классе носят доброжелательный  характер, вид-приятельские отношения.

На проведенном  уроке учебники и тетради были у всех учащихся. Уровень обученности класса- высокий. Большинство  учеников имеет повышенный интерес к учению, и 3 средний.  При планировании урока учитывалось наличие разных по успеваемости детей.

2. Место урока в изучении раздела «Древняя Греция» ( 12 ч):

     Это первый урок в теме: «Древнегреческая культура». На изучение темы отводится  3 часа.

3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний. Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.

4. Характеристика замысла урока (план).

    Изучение новой темы базируется на умениях обучающихся работать с картой и учебником,  выполнять задания разной сложности

    Усвоение нового материала запланировано через практическую  работу, так как класс способен логически мыслить, анализировать.

   Закрепление спланировано через фронтальную и индивидуальную работу. Всё это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока

  5. Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоял из  этапов:

  • Мотивация.

Учащиеся и учитель к началу урока были полностью готовы. На первом этапе урока учитель вспомнить, в каких странах уже побывали.предлагает продолжить путешествие по странам Древнего мира. Опрос показал высокий уровень подготовки учащихся. И тем самым удалось плавно перейти к новой теме. Применила технологию интегрированного обучения (связь истории с жизнью)

  •      Актуализации и пробного учебного действия.

Чтобы сформулировать тему урока, обучающимся было предложено обратиться к слайду презентации, где была изображена Амфора. Ответив, что это такое,  ученики расшифровывали  тему урока. Применила технологию интегрированного обучения

  •     Этап изучения нового материала.

Приём «Корзина идей» позволил выяснить, что уже знают обучающиеся по теме: «Древняя Греция», а чего нет. Учитывая высокий уровень обученности класса, учитель предлагает обучающимся сформулировать цель путешествия, используя при этом опорные слова на доске. Формулировка цели путешествия вызвала затруднение, возможно потому, что данный приём не отработан учителем и учащимися, возможно растерялись.

  • Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

(Поисково-исследовательский этап, усвоение новых знаний). Именно на этом этапе урока происходит осознание  цели урока, актуализация знаний, осмысление новогоматериала. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятиенового  материала, выделение наиболее существенных признаков, запись втетради, анализ,  при изученного нового раздела и новой темы, использовала  работу с картой, обобщение. Применила технологию интегрированного обучения (связь истории с географией-местоположение Греции).

  •       Этап первичного закрепления с комментированием внешней речи. На этапе проверки понимания учащимися нового материала была проведена игра: «Реставрация», чтобы узнать, какие факты в легенде об Истории Олимпийских игр являются исторической правдой, учащиеся работают с текстом п.33 пункт 2.Организация работы с текстом: формы- комментированное чтение текста;прием «Пометки на полях»,   Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления..Проверка знаний была частично проведена во время физкультминутки.
  • Этап включения в систему знаний и повторения.

На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки,

проведен инструктаж по  выполнению домашнего задания.

Задание на дом предложено основное и с творческим со-

держанием. Разноплановое домашнее задание: на выбор, по

желанию, индивидуальное,  ориентировано   на   обучение  

приемам   и   навыкам   самостоятельной работы при поиске

информации из различных источников, развитие творческих

способностей учащихся

  • Рефлексия. На этом этапе проведено голосование

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования пятиклассников, соответствовал их жизненному опыту.

  На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем

.

6. Структурный аспект самоанализа.

Структурно урок выдержан. Структура урока построена с использованием  технологии критического мышления: «вызов    -   осмысление    -    рефлексия» и  систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, задание творческого характера.  

Все задания были направлены на достижение конечного результата: выявления  особенностей географического положения Древней Греции и установление реальных фактов в легендах об Олимпийских играх.

 Базовая модель этой технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии:  фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление), фаза рефлексии (размышление)

           Первая фаза - вызов; активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес  к теме (определяются цели изучения материала). Ребенок ставит перед собой вопрос :"Что я знаю?" по данной теме, формируется представление, чего он знает: "Что хочу я узнать? " На этой стадии использованы были опорные слова на доске. (- изучить, - познакомиться, - научиться), приём «Корзина идей» (о чем на ваш взгляд пойдет разговор на уроке?)

           Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация и отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы: заполнение таблицы, взаимопроверка, игра: «Реставрация», осмысленное чтение текста: формы-комментированное чтение текста, приемы «Пометки на полях». Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления.

          Третья фаза (рефлексия ) - размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации

Усталость помогла снять  физкультминутка.

7. Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность

Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников

8. Аспект оценки КРУ (конечный результат урока)

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

 Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.(личностно-ориентированное обучение)

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультминутки.

      Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

   



Предварительный просмотр:

Анализ всероссийской проверочной работы по истории в 11А классе

02.04.2019 год.

Всего  обучающихся  11 класса  по списку  -26

Количество обучающихся, выполнявших работу – 25

Отсутствовало  -1

Качество: 100%

Типичные ошибки:

  1. Самый высокий процент выполнения заданий (№№ заданий с верными ответами более 50%) – 1 задание (100%), 2 задание (100%), 3 задание (100%), 8 задание (75%)10.1 задание (100%)
  2. Самый низкий процент выполнения заданий (№№ заданий с верными ответами менее 30%) –7 задание (40%), 11 задание (40%)
  3. Хорошо усвоено: Знание терминов, умение проводить поиск исторической информации в текстовых источниках; умение работать с исторической картой; Умение работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры).
  4. Плохо усвоено: Знание исторических фактов; умение различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения

Выводы:

Причины затруднений при выполнении задания обучающимися:

На более высоком уровне выполнены задания, связанные с поиском информации в готовых иллюстративных и текстовых источниках. Анализ текстового источника вызывает затруднения, в связи с пониженным уровнем смыслового и критического чтения. Пониженный уровень знания исторических фактов связан с отсутствием мотивации к запоминанию исторических событий

Мероприятия по устранению пробелов:

Повысить количество заданий, связанных с анализом авторских текстов, с выявлением точки зрения авторов, различению фактов и мнений. Периодически повторять ключевые исторические факты.

Учитель истории: Соколова О.М.



Предварительный просмотр:

 Соколова Ольга Михайловна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории на этапе закрепления материала. 

  1. В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями.

 Традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы. 

Вот  примеры игровых моментов, которые я использую на своих уроках и они  отвечают, в первую очередь здоровьесберегающим технологиям,  что является одним из составляющих инновационных уроков. (давайте представим что вы ученики на уроке истории)

 Тема «Религия восточных славян» - физическая пауза - «молитва богам»: учащиеся встают между рядами, предлагаю детям сделать глубокий вдох – выдох (настрой на молитву), начинаю читать  и  показывать упражнение.

Славянские Боги

Волны  выше и выше на море ярились, - (поднимаем руки вверх)

Моряки на исходе растраченных сил, - (опускаем руки) и…

Самому  ПЕРУНУ  все  усердно  молились, (склоняемся в поясе)

Чтобы  Он - Громовержец, от бед защитил…(распрямляемся и поднимаем вверх руки )

И, на крепкой ладье, приближаясь к порогу, (движения гребца)

Там, где  бурный поток корабли поднимал,- (движения гребца)

Все  Молитву свою возносили СТРИБОГУ, (поднимаемся на цыпочки и тянемся вверх)

Кто ветра-ураганы на них насылал...(…тянемся, тянемся)

Волны, точно пушинки, ладьи разбросали, - (руки : правая - вверх, левая -вниз)

Это дул грозный северный ветер – Борей…  (чередуем )

Но молились славяне, они точно знали: (голова: вверх – вниз, вверх-вниз)

Рядом с ними – ДАЖЬБОГ – Предок Русских людей!.. (вправо, влево)

Путь Варяжский сравним с многодневною битвой,- (руки на пояс – делаем круговые )

Тосковать по Семье моряку невтерпёж!.. (движения поясом)

Дети, жёны – ЕЁ величали Молитвой,-

Помогала Богиня-ткачиха МАКОШЬ…

А утихнут ветра,- на корме соберутся (руки в стороны берем соседей  за руки образуем цепочку «моряков»)

Те, кто к Песне, Былине явил интерес (и покачиваемся с левой ноги    на правую)

И раздольные русские песни польются, (улыбаемся друг другу)

С Гусляром, невидим, улыбался ВЕЛЕС…   (и садимся)

                                                                           Завершаю:

Для людей существуют земные дороги,-  Помогали всегда им Славянские боги

Каждый  Русич  поддержку искал  в  Небеси…          

Их Молитвы - во имя Великой Руси!

  1. Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов.

Тема урока «Восточные славяне: предпосылки зарождения государства», говоря о знаменитом торговом пути «из варяг в греки», прослеживаем его по карте, а потом предлагаю учащимся «пройти» еще раз всем вместе. Итак: дети (6 класс) встают и… перед чтением стихотворения весь класс собирается в одном углу и затем будет двигаться по символическим «станциям»: на них указывают         таблички славянской вязью – «ВОЛХОВЪ»,  «ВОЛОКЪ» и т.п.

Путь «из Варяг в Греки».

Карта древней Руси… Города, сёла, реки…

Шум порогов речных… Крепостей частокол…

Знаменитый шёл  ПУТЬ – «из Варяг» прямо «в Греки»,-

ОН  с  Балтийского к Чёрному морю прошёл…

Через  Финский залив шёл ОН  к  Невским порогам

И на Ладожском озере в шторм попадал…

Через  Волхов-реку – вновь опасной дорогой:

Из Ильменя  в  Ловать ОН ладьи посылал.

Деревушка была… Она ВОЛОК  звалася,-

От неё до Торопы тащили ладьи.

Там – опять – по воде, где  Дружина рвалася

Довезти до Двины все товары свои…

А  там – Батюшка-Днепр парусам покорился,

И до Чёрного моря ОН суда проводил…

Оглянувшись назад, сам Купец удивился,

Как он тяжким трудом долгий ПУТЬ покорил!..

Морякам и купцам, храбрым воинам – Слава!..

Сколько выпало им!- Не расскажешь всего…

Это был бурный Век грозных битв СВЯТОСЛАВА

И ВЛАДИМИРА-Князя – Потомка Его!..

    Во время чтения Учителем стихов ученики воспроизводят соответствующие движения (ходьба, поднятие тяжестей, натягивание парусов, волочение, «бурлацкий шаг», «потянучки», «рубка мечом» и др.).

Данные методики  апробированы мною и несут не только положительный заряд бодрости на уроке, но и способствуют формированию образного мышления у школьников.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

 результатов итоговой контрольной работы по истории. 8-е классы.

11.05.2019.

Спецификация проверочной работы по  истории в 8-х классах.

1. Назначение работы.

Проверочная работа в 8-х классах проводится с использованием  КИМ стандартизующих их по уровню сложности и форме. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения   учащихся  знаний и умений  в соответствии с требованиями Федерального  государственного стандарта основного общего  и среднего (полного) общего образования по истории  

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Содержание  поверочной  работы по истории в 8 классе  определяется на основе Федерального государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры проверочной работы.

 Проверочная работа охватывает содержание курса истории   и нацелена на  проверку знаний и умений  учащихся по данной теме.

Совокупность требований к исторической подготовке в единстве ее

содержательных и деятельностных компонентов включает следующие объекты проверки учебных достижений школьников по предмету «история»:

• знание дат и периодизации истории;

• знание и понимание основных фактов, ключевых событий, явлений истории;

• знание и понимание основных исторических терминов, понятий;

• объяснение причин и следствий событий, временных  рамок  изучаемых исторических явлений;

• соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов;

• группировка исторической информации; систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;

• сравнение, выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов;

• умение анализировать исторические источники.

4. Структура проверочной работы

Общее число заданий в  работе –16  из них - 16 заданий с выбором одного правильного ответа (один верный ответ из 4 предложенных). В  работе  представлены как задания базового уровня сложности, так и  задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий)

5. Время выполнения работы

На выполнение всей поверочной  работы отводится  для базы - 40 минут.  

6. Условия проведения  проверочной работы.

Использование единой инструкции по выполнению работы  позволит обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания А 1 – А 16 оцениваются в 1 балл.

  Максимальный первичный балл за выполнение всей работы– 16 баллов.  Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном  ответа в соответствии с критериями оценивания. Для заданий  11,12,   - один балл выставляется, если в ответе есть хотя бы один из правильных вариантов ответа, порядок цифр значения не имеет.

   За выполнение проверочной работы   обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале через несколько дней после выполнения работы.

За  верное выполнение  всех  заданий можно получить максимально 16 баллов.

«5» - 15-16

 «4» - 11-14

 «3» - 8-10

 «2» -  0-7


8.Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям и навыкам

В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.                                                                                                  

Таблица 1.

Номер

задания

Код по

кодификатору

Проверяемое  содержание

А2,В2

3.2.5

Россия в 18 веке.

А1,  А3-9,В1

 3.2.6*

Эпоха Петра Первого

А11, В12. В13В14

3.2.7*

Культура России в 18 веке

А5

3.2.8*

Внешняя политика государства

В1

3.2.9*

Решение вопросов о  послевоенном устройстве мира.

В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.                                                                                                                                                                       Таблица 2

Распределение заданий по планируемым результатам

Код

Планируемые результаты обучения

Число заданий

1.1

Знать    основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории

2

1.2

  Знать периодизацию всемирной и отечественной истории

2

1.3

 Знать  современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории

3

2.1

  Уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

1

2.2

  Уметь осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)

2

2.3

   Уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)

3

2.3.1

Уметь  определять последовательность исторических событий;

2

2.4

Уметь    различать в исторической информации факты и мнения, исторические  описания и исторические объяснения

1

2.5

Уметь использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

2

2.6

 Уметь  систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса

2

Итого:

20

Количественные и качественные характеристики результатов итоговой контрольной работы по истории  (8 класс)    

Класс

Кол-во

 уч-ся

Кол-во отсутствующих

Присутствовало

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач-во

Усп-ть

25

0

25

1

20

4

0

84

100

27

0

27

0

9

16

2

33

92

29

0

29

0

11

16

2

38

92

итого

81

0

81

1

40

36

4

51

96

Типичные ошибки

1,5,6.8 заданий (50%)  выполнено без ошибок, в 3,9,11 заданиях допущено по 1 ошибке. Наибольшее количество ошибок (12) было допущено в задании 17 о хронологических рамках Французской революции.

В задании 2по хронологии- было допущено 9 ошибок.

 Выводы:

 Необходимо усилить работу по: анализу источников; соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов; составление плана ответа на заданную тему.

 Методика преподавания истории должна ориентироваться на создание условий для понимания обучающимися хода истории, объяснения смысла и сущности событий, их причин и последствий, на применение знаний и умений в практической деятельности, в новых познавательных ситуациях. Необходимо использовать дифференцированные типы заданий на уроке, используя базовый уровень и повышенный, высокий уровень сложности.



Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по итогам предметной недели

        С  27 января по 1 февраля 2020 года в рамках плана методической работы с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся была проведена предметная неделя методического объединения. В ходе предметной недели были проведены   внеклассные мероприятия, на которых учителя представили свою работу.

         Мероприятий носили просветительский и патриотический характер. В понедельник на открытии предметной недели  классам представили информацию о мероприятиях, планируемых в рамках предметной недели. В течении всей недели в школе проходила выставка рисунков «Мы рисуем историю» ( 5-11 классы), конкурс электронных презентаций по истории России и мира(7-11 классы).

        В 5-6х  классах была  проведена викторина  « Колесо истории» (учитель Соколова О.М.). На мероприятии  была создана творческая атмосфера, способствующая созданию условий для повторения и закрепления ранее изученного материал. Учитель умело применяла информационные технологии.

Данная форма мероприятия является для учащихся средней по степени сложности усвоения материала, и обучающиеся показали свободное владение знаниями по данной тематике.  

Среди 9-11х классов был проведен конкурс стихов « Россия- Родина моя!» в форме литературной гостиной ( учитель Соколова О.М.). Старшеклассники активно приняли участие в данном мероприятии: 9А-4 учащихся, 9Б-6 учащихся,  9В-4 учащихся,  10а-6 учащихся,  11А-5 учащихся.

Завершилась предметная неделя подведением итогов и награждением победителей.

        Все запланированные  мероприятия проведены на достойном уровне, цели проведения предметной недели достигнуты.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Продолжить работу по созданию условий для развития познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла и возможности для самореализации личности каждого школьника.
  2. Систематизировать и обобщить опыт учителей по проблеме методической недели.

        



Предварительный просмотр:

  Формы работы на уроке истории с одарёнными детьми.

Учитель истории Соколова О.М.

   1) Многоуровневый анализ исторических документов.

      Обычно при работе с документами встречаются задания, которые направлены на чтение и выборочный пересказ источника. В основе моей работы лежит идея многоуровневого анализа документа. Проиллюстрирую это на примере работы с документом «Походы Святослава» из «Повести временных лет» в 10 классе.

Уровни анализа

Вопросы для анализа

1. Атрибуция (паспортизация) документа.

1. К какому виду источников относится документ?

2. Сколько примерно веков и лет разделяет поход Святослава и летописный рассказ об этом?

2. Работа с информацией, которая заложена в тексте.

1. С какими народами воевал Святослав в 971 году?

2. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе?

3. Аксиологический уровень.

1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?

4. Критический уровень.

1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава.

2. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте.

5. Праксеологический уровень.

1. Что нового помог узнать вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами?

2) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения 

План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.

Пример: 

1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?

2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

         В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.

Пример: Вопросы и задания к репродукции картины С.В.Иванова «На сторожевой границе Московского государства», история, 10 класс.

1. По пейзажу, теням людей, лошадей и деревьев попробуйте определить, какая часть границы Московского государства – западная, южная или восточная - изображена художником.

2. Вспомните, какие опасности угрожали Московскому государству именно с этой стороны границы в 16-17 веках.

3. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Российского государства?

4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 16-17 в.в.? Почему вы так думаете?

3).Формирование хронологических знаний и умений

 На уроке использую следующие виды работы:

А) Определение века и тысячелетия.

В течение минуты просмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку, к одному тысячелетию:

1584-1684                        1302-1399

1000-1001                        1299-1200

1600-1501                        100-7

1899-189                           189-200

Б) Задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий:

Монголы вторглись на Русь в… году и обложили ее данью. В … г. они захватили и разорили Киев, но в …г. татары ушли из южной Руси и основали ханство Золотую Орду.

В) Задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:

- определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:

1761-1762, 1762-1796, 1796-1801…

Г) Задания на формирование умений решать хронологические задачи:

В 70-м году до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его убрали и перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги?

1) 1936 лет;   2) 2076 лет;    3) 1970 лет.

4). Работа с картой на уроке

Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:

А) Творческие образные задания:

Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».

Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….

В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:

- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные  обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.

Г) Игры по картографии:

по названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, техасы).

  5). Прием «Особое задание».

Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.

6). Прием «Энциклопедист»
Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.

7). Применение интерактивных форм работы.

А) Прием «Молодой учитель»
Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Б) Метод проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь шире использовать на уроках метод проектов. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность и расширять их знания по предмету. Так, например, при изучении темы «Коллективизация сельского хозяйства» в 9 классе две ученицы разработали проект «Коллективизация- трагедия крестьянина-труженика?» и др.

В) Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.

1.Вызов:

-мозговой штурм;

-  составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);

2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами,  воспоминания участников, описание событий и т.д.)

V – известно;

- - неизвестно;

+ - интересно, неожиданно;

? – хочется узнать, непонятно.

  1. Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.

Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно.

Г). Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров. Считаю, что кластер позволяет проявить ученикам индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблему.  Предлагаю вниманию коллег кластер, который составлен группой учащихся в 10 классе при изучении темы «Изменение условий развития народов Евразии».

 Д) Прием «Лесенка»

Пример: история 10 класс.

 Составить иерархию ценностей и аргументировано представить свою позицию

А) первобытного человека

Б) античного

В) средневекового

Г) человека нового времени

Д) современного человека.

8. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий. 

При работе с одаренными  детьми я веду тематический контроль по следующей схеме:

Фамилия имя ученика

Понятия и термины

Хронология

Творческие задания

Самост. работа

Устные ответы

Письмен. работы

Итоговая работа (зачетная для 10-11 класса)

1.

2.

3.

Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Я убедилась, что данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшению результатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.

9. Проведение зачетов.

Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Причем  одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории  я вижу в дифференциации домашнего задания.

- Прием «три уровня домашнего задания».

Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.



Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Олимпийские игры в древности»

Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование: 

мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь.

                                               Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными   и активными.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

Слайд. Карта. Фронтальный опрос.

Учитель: Давайте посмотрим, где и почему древние греки основывали свои колонии. Стр 144 учебника

1. Где основывали греки свои колонии? На северо-восток в Чёрное море и на запад в Средиземное море (на морском побережье, чтобы вести торговлю).

2. Назовите причины основания греческих колоний? Отсутствие плодородной земли и увеличение численности населения, чтобы стать гражданином нового полиса привозили вино, оливковое масло, ремесленные изделия. Из колоний везли пшеницу и рабов .

Мотивационная беседа

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.

Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами.

Слайд (амфора и кольца)

Учитель: 

Скажите пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

А это что за цветные колечки?

Конечно, это символ Олимпийских игр.

- Кто знает, что символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия )

 В нашей стране прошли Олимпийские игры. (Какой город стал  столицей зимних Олимпийских  и Паралимпийских игр?  Период проведения с 7 по 23 февраля 2014.  Кто знает, какие символы у сочинской олимпиады?)

Учитель: Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции? И вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? («Олимпийские игры в древности»)

Слайд

- Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Постановка целей урока:

Учитель: Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?)

1. История возникновения Олимпийских игр;

2. Организация и проведение олимпиады;

3. Знаменитые атлеты.

Проблемное задание:

- Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?» 

Слайд

  1. Изучение нового материала.

Работа с картой         Слайд

1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

           (Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)

2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).

Учитель: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований.

Ученик: По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Учитель: У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления.

V.Открытие нового знания.

-Какому богу посвятили греки эти игры?

Несколько учеников  на сегодняшний  урок получили опережающие задания, и сейчас они познакомит нас еще  одной  версией появления Олимпийских игр. 

Ученик: 

Еще одна легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в Олимпии он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

Решение проблемной задачи:

Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

 Слайд

- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

Ученики:

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

Слайд

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся: 

Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

 

Учитель: 

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск?

Ученик:

Это была легендарная  Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

        

Учитель:

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней

Слайды.  Пять незабываемых дней.

Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи    

                           клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Физкультминутка:

 Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку.

Ипподром (играющие имитируют слова учителя).

-Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно, то левой, то правой рукой).

На старт! Внимание! Марш! (ученики убыстряют бег, с большей частотой ударяя себя по коленям).

Бежим по мостовой! ( ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам).

Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь).

По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь).

Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям).

Финиш! (ученики вытирают пот).

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

В третий день проводились соревнования взрослых атлетов . Пятиборье и кулачные бои

Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Работа с презентацией и текстом учебника.     (с.183, 1 абзац)

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

 

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

Слайд  

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу.  Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом Олимпийских   игр в кулачном бою. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья.

5-й день Олимпиады. 

В этот день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Слайд

Учитель: 

Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах,  и узнаем,  о ком греки складывали легенды.

Учитель:

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон Кротонский

Полидам

Феаген

Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Записываем в тетрадях: 

Первый день – жертвы богам и клятвы, следующие три дня – состязания, 5 день – награждение. Виды соревнований, входивших в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба.

Учитель: 

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель: 

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

 (можно использовать белые  и черные  карточки)

1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .

2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году  до нашей эры.

3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались  Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

6. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9. Пятиборье - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока.

Слайд

Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что….

Выставление оценок за урок. 

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть карточки. Оцените пожалуйста сегодняшний урок. Спасибо!  А я хочу оценить вашу работу на уроке.

 VI. Домашнее задание:

Слайд

Параграф  33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя .

Учитель:

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО

ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

(5 КЛАСС)

«ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»

Подготовила:

учитель истории

Соколова О. М.



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока

Автор:

Соколова Ольга Михайловна

Класс: 5 А

Предмет: история.

Тема: «Олимпийские игры в древности»

 Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование: 

мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока: урок-путешествие

Методы и приемы:проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и  раздаточным материалом, сравнение исторических объектов, комментированное чтение, «Корзина идей».

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная и фронтальная, опережающее задание.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологи и системно-деятельностный подход.. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  На уроке  была использована технология интегрированного обучения. История, как школьный предмет имеет тесную связь с рядом таких дисциплин как литература,  география, математика.

1. Характеристика класса.

Межличностные отношения в классе носят доброжелательный  характер, вид-приятельские отношения.

На проведенном  уроке учебники и тетради были у всех учащихся. Уровень обученности класса- высокий. Большинство  учеников имеет повышенный интерес к учению, и 3 средний.  При планировании урока учитывалось наличие разных по успеваемости детей.

2. Место урока в изучении раздела «Древняя Греция» ( 12 ч):

     Это первый урок в теме: «Древнегреческая культура». На изучение темы отводится  3 часа.

3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний. Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.

4. Характеристика замысла урока (план).

    Изучение новой темы базируется на умениях обучающихся работать с картой и учебником,  выполнять задания разной сложности

    Усвоение нового материала запланировано через практическую  работу, так как класс способен логически мыслить, анализировать.

   Закрепление спланировано через фронтальную и индивидуальную работу. Всё это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока

  5. Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоял из  этапов:

  • Мотивация.

Учащиеся и учитель к началу урока были полностью готовы. На первом этапе урока учитель вспомнить, в каких странах уже побывали.предлагает продолжить путешествие по странам Древнего мира. Опрос показал высокий уровень подготовки учащихся. И тем самым удалось плавно перейти к новой теме. Применила технологию интегрированного обучения (связь истории с жизнью)

  •      Актуализации и пробного учебного действия.

Чтобы сформулировать тему урока, обучающимся было предложено обратиться к слайду презентации, где была изображена Амфора. Ответив, что это такое,  ученики расшифровывали  тему урока. Применила технологию интегрированного обучения

  •     Этап изучения нового материала.

Приём «Корзина идей» позволил выяснить, что уже знают обучающиеся по теме: «Древняя Греция», а чего нет. Учитывая высокий уровень обученности класса, учитель предлагает обучающимся сформулировать цель путешествия, используя при этом опорные слова на доске. Формулировка цели путешествия вызвала затруднение, возможно потому, что данный приём не отработан учителем и учащимися, возможно растерялись.

  • Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

(Поисково-исследовательский этап, усвоение новых знаний). Именно на этом этапе урока происходит осознание  цели урока, актуализация знаний, осмысление новогоматериала. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятиенового  материала, выделение наиболее существенных признаков, запись втетради, анализ,  при изученного нового раздела и новой темы, использовала  работу с картой, обобщение. Применила технологию интегрированного обучения (связь истории с географией-местоположение Греции).

  •       Этап первичного закрепления с комментированием внешней речи. На этапе проверки понимания учащимися нового материала была проведена игра: «Реставрация», чтобы узнать, какие факты в легенде об Истории Олимпийских игр являются исторической правдой, учащиеся работают с текстом п.33 пункт 2.Организация работы с текстом: формы- комментированное чтение текста;прием «Пометки на полях»,   Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления..Проверка знаний была частично проведена во время физкультминутки.
  • Этап включения в систему знаний и повторения.

На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки,

проведен инструктаж по  выполнению домашнего задания.

Задание на дом предложено основное и с творческим со-

держанием. Разноплановое домашнее задание: на выбор, по

желанию, индивидуальное,  ориентировано   на   обучение  

приемам   и   навыкам   самостоятельной работы при поиске

информации из различных источников, развитие творческих

способностей учащихся

  • Рефлексия. На этом этапе проведено голосование

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования пятиклассников, соответствовал их жизненному опыту.

  На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем

.

6. Структурный аспект самоанализа.

Структурно урок выдержан. Структура урока построена с использованием  технологии критического мышления: «вызов    -   осмысление    -    рефлексия» и  систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, задание творческого характера.  

Все задания были направлены на достижение конечного результата: выявления  особенностей географического положения Древней Греции и установление реальных фактов в легендах об Олимпийских играх.

 Базовая модель этой технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии:  фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление), фаза рефлексии (размышление)

           Первая фаза - вызов; активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес  к теме (определяются цели изучения материала). Ребенок ставит перед собой вопрос :"Что я знаю?" по данной теме, формируется представление, чего он знает: "Что хочу я узнать? " На этой стадии использованы были опорные слова на доске. (- изучить, - познакомиться, - научиться), приём «Корзина идей» (о чем на ваш взгляд пойдет разговор на уроке?)

           Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация и отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы: заполнение таблицы, взаимопроверка, игра: «Реставрация», осмысленное чтение текста: формы-комментированное чтение текста, приемы «Пометки на полях». Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления.

          Третья фаза (рефлексия ) - размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации

Усталость помогла снять  физкультминутка.

7. Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность

Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников

8. Аспект оценки КРУ (конечный результат урока)

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

 Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.(личностно-ориентированное обучение)

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультминутки.

      Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.