5 класс (русский язык)

Млечко Лидия

Конспекты уроков по русскому языку для 5 класса (конспекты составлены по двум программам: программа В.В. Бабайцевой, программа М.М. Разумовской, С.И. Львовой и т.д.), также на данной странице размещены тестовые работы по разным темам, есть подборка текстов для диктанта и изложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль языка в жизни общества

(конспект вводного урока по русскому языку в 5 классе,

программа В.В. Бабайцевой)

Цель, направленная на реализацию предметных результатов: обеспечить формирование представления у учащихся о том, что язык – универсальное средство общения, что владение родным языком – признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми.

Цель, направленная на реализацию метапредметных результатов: способствовать развитию аналитического и критического мышления учащихся, их коммуникативных умений средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;

Цель, направленная на реализацию личностных результатов: через работу с текстом создать условия для воспитания в учащихся бережного отношения к родному языку.

Ход урока

  1. Приветствие. Организационный момент
  2. Расскажу одну историю.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп пошел на базар и купил купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.

- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.

- Ребята, как вы думаете, что является предметом разговора в данной истории? (язык) А вы поняли, что стало причиной разногласия Ксанфа и Эзопа? (употребляли слово «язык» в разных значениях.

  1. Какие же могут быть значения у этого слова? Рассмотрим иллюстрации. (Язык колокола, язык как орган вкуса, язык пламени, язык жестов) Почему такие разные понятия названы одинаково?

hello_html_2700590e.jpg



hello_html_617bc132.jpg


hello_html_m6610e6fe.png




  1. Запись темы урока « РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА».  Как вы думаете, с каким из понятий мы будем работать на нашем уроке? (Язык как средство общения)
  2. Язык изучает наука лингвистика. Запомните, лингвистика – это наука о языке. Или есть другое слово – ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
  3. А теперь небольшая физкультурная пауза.

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

(Повторить два-три раза в разных темпах).

  1. Слово учителя. Язык – это не только буквы и звуки. Чтобы понять, что это такое, необходимо объяснить, для чего он нужен. Для чего? (чтобы понимать друг друга) А зачем понимать друг друга? (чтобы жить). Чтобы понимать друг друга и жить язык не обязательно должен быть из букв или звуков. Язык может быть разным. Например, язык цифр, язык жестов, язык рисунков. Кто поможет мне нарисовать разные форматы языков?) Таким образом, язык может передаваться разными символами, но его роль от этого не меняется. – передавать жизненно важную информацию.

  1. Слово учителя. В настоящее время на Земле существует около 5000 языков (реестр Лингвосферы). Языки можно собрать в разные группы. Например, по происхождению. Есть славянские языки и романские языки. Еще языки можно разделить на живые и мертвые.

Живые языки — это языки, которые служат для общения в настоящее время. Они подразделяются на языки, имеющие письменность, и языки бесписьменные. Большинство языков (русский, английский, французский, испанский, немецкий, китайский и другие) имеет две формы общения: устную и письменную. Некоторые языки Африки, Азии до сих пор письменности не имеют.

Мертвые языки — это языки, которые сохранились лишь в литературных памятниках. К таким относится, например, латинский язык, на котором говорили жители Римской империи; это язык научных трактатов, ораторских выступлений, художественных произведений. В настоящее время латинский язык используется в биологии, медицине, изучается филологами.

Количество живых языков сокращается со средней скоростью один язык в две недели. В настоящее время около 400 языков считаются исчезающими.

(В ходе обсуждения прочитанного приходим к мысли о том, как важно, чтобы наш родной язык остался живым языком.)

А есть язык ЭСПЕРАНТО. Это безнациональный язык, составленный Людвиком Лазарем Заменгофом, окулистом по образованию, полиглотом по знанию языков. Как вы думаете, зачем он стал создавать плановый язык? (чтобы объединить людей всей планет, чтобы люди разных национальностей понимали друг друга, для удобства и т.п.) Сейчас мы немного познакомимся с этим языком. На доске две группы рисуют дом. Кто быстрее всех, используя программу PROMT (интернет-переводчика, в котором вы найдете словарь эсперанто) надпишет детали нарисованного дома?

Итак, подведем итог: Необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком. Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить свой родной язык и охранять чистоту русского слова!

  1. ИГРА: ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Кто больше придумает слов из букв этого слова?
  2. Домашнее задание.

№ 10, дополнительный вопрос: * какие еще искусственные языки вам оказались известны? почему искусственные языки не приживаются среди людей?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ К уроку по теме «Роль языка в жизни общества»

Слайд 2

значения слова «язык»

Слайд 3

Письменность – величайшее достижение человека. История возникновения письма уходит своими корнями в древность. У разных народов – разное количество букв. Так, например, в русском – 33, в армянском – 39, в камбоджийском -72, а в алфавите племени Отока –11букв. Сегодня в мире около 5000 разных языков и диалектов, но не все имеют письменное закрепление.

Слайд 4

ВИДЫ ПИСЬМА История повествует о четырех видах письма: а) пиктографическом ; б) идеографическом; в) слоговом ; г) буквенно-слоговом .

Слайд 5

ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО Пиктографическое или картинное письмо появилось в доисторические времена. Многие рисунки, дошедшие до нас, ещё не разгаданы. В наше время тоже есть пиктографическое письмо. Например…

Слайд 7

ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО На смену пиктографии пришло идеографическое письмо (одним знаком обозначалось целое понятие). Предметы изображали знаками-символами. Рисунки служили средством напоминания, но не было письма в прямом смысле.

Слайд 8

СЛОГОВОЕ ПИСЬМО Позднее в Египте , Индии и Японии появилось слоговое письмо (системный знак слог). Оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки.

Слайд 9

БУКВЕННО-ЗВУКОВОЕ ПИСЬМО Буквенно-слоговое ( фонетическое письмо) относится ко второму тысячелетию до н. э. Это письмо отражает фонетический состав языка. Фонетическое письмо стало основой для письменности многих народов.

Слайд 10

РУССКАЯ АЗБУКА

Слайд 11

В Древнерусском государстве письменность появилась I Х веке. Авторами славянского шрифта были монахи Кирилл и Мефодий . Славянская письменность имела не одну, а две азбуки: кириллицу и глаголицу. ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ