Конспекты организованной образовательной деятельности

Веденина Оксана Викторовна

Конспект

организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Путешествие в страну Дружбы и Добра» в подготовительной к школе группе.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Путешествие в страну Дружбы и Добра» в подготовительной к школе группе.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цель: Расширение представлений детей о дружбе и доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей о доброте и его значении, добрых делах, поступках, о дружбе между людьми;  способствовать использованию в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни; закрепить знания детей об эмоциях: грусть, радость, печаль, удивление.

Развивающие: развивать представление о добре и зле; умение различать настроение по мимике; отличать плохое от хорошего; оценивать поступки других.

Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам; приобщать детей к добрым поступкам, побуждать к проявлению теплых чувств.

Работа над словарём: дружба, добро, доброта, добрые поступки.

Приемы, используемые в деятельности с детьми: сюрпризный момент, использование игр, показ иллюстраций, комментирование.

Активизация детской деятельности: путешествие на «Поезде»; беседа; создание развивающей предметно-пространственной среды; дидактические игры; показ иллюстраций; постановка проблемного вопроса.

Организация практической деятельности: показ иллюстраций; комментирование; использование дидактических игр «Наши чувства и эмоции», «Театр настроения», «Хорошо или плохо»; использование предметов - сломанная машина, испачканная кукла, кормушка для птиц, порванная книга, комнатный цветок.  

Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация успеха, ситуация выбора, слушание песен о доброте и дружбе, спокойных мелодий для релаксации, физ.минутка, смена видов деятельности.

Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, поощрение, взаимопомощь детей.

Развивающая предметно-пространственная среда для ООД: магнитофон; магнитные доски; записи: группа «Барбарики» – Песня о доброте», Песня «Настоящий друг» из мультфильма «Димка и Тимка»; сказочная мелодия на выход персонажа доброй Феи; спокойная мелодия для релаксации; шкатулка; книги для детей «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волшебные слова», детские сказки; свеча; сломанная машина, испачканная кукла и влажные салфетки, кормушка для птиц и корм, порванная книга и клей, комнатный цветок и лейка; паровоз из бумаги; декорации из бумаги с надписью: «Страна добра»; надписи: «Город вежливости», «Город эмоций», «Город здоровья», «Город хороших поступков», «Город добрых дел»; разноцветные лепестки из бумаги с цифрами от 1 до 5 для обозначений станций; иллюстрации с хорошими поступками и плохими, знаки – смайлики: «Хорошо», «Плохо»; иллюстрации из развивающей игры «Наши чувства и эмоции»; развивающая игра-лото «Театр настроения»; солнышко из бумаги по количеству детей.

Сказочный персонаж: добрая Фея.

Раздаточный материал: картинки персонажей с изображением эмоций; знаки-смайлики «Хорошо», «Плохо»; солнышко из бумаги по количеству детей.

Виды деятельности детей в ООД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Беседы с детьми на темы: «Что такое доброта?», «Вежливые слова». Беседа с детьми о правилах поведения.  Игры - упражнения «Как бы ты поступил», «Оцени поступок». Разучивание стихотворений о доброте.

Планируемые результаты:

Личностные: умения детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым; воспитание нравственных качеств.

Интеллектуальные: развитие интереса к теме «Что такое доброта», ее значимости; развитие понимания о том, что доброта – это основа взаимоотношений между людьми; расширение и активизация словарного запаса.

Физические: формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.

Критерии оценки деятельности детей в ООД:

- активность детей в познавательной деятельности;

- самостоятельность в выполнении поставленных задач;

- взаимодействие со взрослым и сверстниками;

- сопереживание;

- эмоциональность;

- умение дать оценку своим действиям и действиям своих товарищей.

Ход организованной образовательной деятельности

Звучит музыка. Песня «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка». (Дети входят в группу).

I. Вводная часть. Организационный этап (3 мин).

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются.

Организационный момент «Подари улыбку»

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты –мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Забудьте всё плохое, печаль, грусть и выдохните тепло, улыбку, добрый взгляд.

Воспитатель: Каждый новый день надо встречать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, тот лучик тепла, любви и доброты, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная лампа. Возьмите её в руки и передайте друг другу.

Дети передают друг другу волшебную лампу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как лучик зажегся в лампе от наших сердец. Пусть этот свет доброты сопровождает вас весь день. Лампа делает доброе дело – дарит людям свет и тепло. И люди тоже делают добрые дела.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, о чём пелось в песне, когда вы заходили в группу.

Дети: о дружбе.

II. Основная часть. (15 мин).

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня, мы поговорим с вами о доброте и дружбе.

Какие удивительные, волшебные эти слова!

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришёл. Пойду посмотрю.

Воспитатель уходит за дверь и приносит письмо.

Воспитатель: Нам принесли письмо. Откроем и прочтем его?

Дети: да.

Воспитатель: Это письмо от доброй Феи.

Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте ребята! Я добрая фея. Очень мечтаю встретиться с вами и приглашаю вас в мою страну Дружбы и Добра. Но, чтобы встретиться со мной, необходимо выполнить мои задания и доказать, что вы добрые и дружные. Вы побываете в разных городах моей страны. Они будут отмечены волшебными разноцветными лепестками. Я буду за вами наблюдать. Будьте внимательны. Добрая фея»

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие в страну Дружбы и Добра?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда занимайте места в вагонах, мы отправляемся на волшебном поезде.

Дети садятся в импровизированный поезд.

Звучит музыка группы «Барбарики». Песня «Что такое доброта?»

Появляется декорация «Страна добра».

Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в страну дружбы и добра. Фея написала в своём письме, что каждый город будет отмечен волшебным лепестком. Находим первый лепесток. Это – город вежливости.

1. Город вежливости.

Воспитатель: Здесь задание от доброй Феи: «Необходимо создать ручеёк и произнести вежливые слова».

Дети создают ручеёк вежливости, называя волшебные слова (здравствуйте, простите, будьте добры, очень приятно, спасибо, пожалуйста, до свидания, доброе утро).

Воспитатель: Молодцы, много вежливых слов знаете.

Воспитатель: Ребята, а как вы знаете, что такое вежливость? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Проводится игра «Вежливо-невежливо».

Воспитатель: Ребята, послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке - вы топаете ногами.

- Поздороваться при встрече……

- Толкнуть и не извиниться……

- Свистеть, кричать, шуметь в детском саду….

- Уступить место старшим….

- Помочь подняться по лестнице….

- Попрощаться, уходя….

Воспитатель: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем всегда говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей. Добрым должен быть каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это означает доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят: «Добрый человек».

Воспитатель: Наше путешествие продолжается, и мы находим второй волшебный лепесток под цифрой 2. И мы попадаем в город эмоций.

2. Город эмоций.

Воспитатель: Ребята, радость, грусть, обида - что это? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ваше настроение ребята вы переживаете с помощью  эмоций. А эмоции вы показываете через мимику. А мимика - это выражение лица. Давайте сейчас покажем, как мы умеем показывать радость, грусть, злость, удивление.

Мимическая гимнастика.

Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам рассмотреть предложенные иллюстрации и определить по выражению лиц детей на них - радость, злость, грусть, удивление, вину, печаль.

Воспитатель и дети ведут беседу по иллюстрациям.

Воспитатель: Да, ребята, на любую ситуацию человек реагирует эмоционально. Он волнуется, боится, печалится, радуется. Скажите, а когда вам радостно? А когда вы печалитесь? Или огорчаетесь? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, в своём задании, добрая Фея предлагает отправиться в театр настроения. Перед вами - маски и карточки с персонажами.

Сейчас мы попробуем подобрать к маскам в театре карточки с персонажем, который переживает такое настроение. На маску радости подобрать карточку с радостным героем, на маску печали - печальные.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Давайте будем стараться никогда не грустить, а только улыбаться и радоваться.

Воспитатель: Мы продолжаем путешествие. Отправляемся дальше, искать третий волшебный лепесток. Им обозначен город здоровья.

3. Город здоровья.

Воспитатель: Ребята, если мы радуемся и смеёмся, значит у нас хорошее настроение и мы - здоровы.

Физкультминутка

«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы идем гулять.
Ручки к солнцу потянулись,

Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки взялись
И в кружочек собрались
Если хмурые с утра,

Нам поможет доброта!

(дети выполняют движения согласно текста)

Воспитатель: А теперь, находим лепесток под цифрой 4. Это - город правильных и хороших поступков.

4. Город правильных и хороших поступков.

Воспитатель: Ребята, какие поступки надо совершать, чтобы не навредить окружающим?

Дети: хорошие.

Воспитатель: Давайте рассмотрим предложенные доброй феей картинки и ответим, где на них изображены хорошие поступки, а где плохие.

Воспитатель: Молодцы, правильно справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы в нашей группе всегда царили дружба и доброта , нужно соблюдать правила доброты. Как и правила дорожного движения, правила доброты могут быть запрещающие и разрешающие. Воспитатель: Придумайте пожалуйста запрещающие правила доброты.

Дети: не ссориться, не драться, не раскидывать игрушки.

Воспитатель: А теперь, назовите разрешающие правила доброты.

Дети: нужно делиться, слушать друг друга, вместе играть, помогать друг другу.

Воспитатель: Добрая Фея нам оставила и здесь задание. Перед вами - карточки, где изображены поступки героев. И есть знаки-смайлики, обозначающие хорошо и плохо. Красный обозначает плохо, а зелёный хорошо. С помощью этих смайликов вам необходимо оценить поступок. Рассмотрите внимательно картинки и отметьте смайликами хорошие поступки и плохие.

Выполнение задания. Дети работают в парах.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. А мы отправляемся в следующий город. Находим пятый волшебный лепесток. Это - город добрых дел.  

5. Город добрых дел.

(В волшебном мешочке лежат предметы: сломанная машина, испачканная кукла и влажные салфетки, кормушка для птиц и корм, порванная книга и клей, комнатный цветок и лейка).

Воспитатель: Интересно, что же за задание приготовила здесь для нас добрая Фея. Посмотрим, ребята?!

(Воспитатель достает из мешочка предметы)

Воспитатель: Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов-сломанная машина, испачканная кукла, кормушка для птиц, порванная книга, комнатный цветок.  

Воспитатель: Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети: в кормушку насыпать корм, цветок полить, сломанную машину отремонтировать, испачканную куклу вымыть, книгу подклеить.

Воспитатель: Молодцы какие. А теперь распределяемся по парам и выполняем задание.

Звучит музыка, пока дети выполняют задание.

Воспитатель: Какие молодцы, все справились с заданием. Вы все сделали сейчас доброе дело. А доброта, ребята – это важное человеческое качество. Не забывайте об этом.

Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания доброй Феи, посетили все города страны дружбы и добра.

Звучит волшебная мелодия. К детям выходит добрая Фея, в руках у неё шкатулка.

Добрая Фея: Здравствуйте ребята! Я наблюдала за вами. Вы мне очень понравились, справились со всеми моими заданиями. Вы такие – добрые и дружные.

Скажите, а легко ли быть добрым?

Дети рассказывают стихотворения.

Добрым быть совсем непросто  
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета

Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет

И от холода согреет
Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Добрая Фея: Какие вы замечательные! Спасибо, что посетили мою страну. И я уверена, что в вас всегда будет жить доброта, вы всегда будете совершать только добрые поступки. И за это я вам дарю книги.

Добрая Фея достаёт из шкатулки книги: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волшебные слова» и детские сказки. Раздаёт детям.

Все благодарят добрую Фею и прощаются с ней.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места в своих вагончиках.

Дети садятся в импровизированный поезд.

Звучит музыка группы «Барбарики». Песня «Что такое доброта?»

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?

Дети: да.

Воспитатель: А где мы с вами побывали?

Дети: в стране добра.

Воспитатель: А что мы там делали?

Дети: выполняли задания.

Воспитатель: А какие задания вам было сложно выполнять, а с каким справились без труда? (ответы детей).

Воспитатель: А с кем мы встретились в стране дружбы и добра?

Дети: с доброй Феей.

Воспитатель: Ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы меня сегодня очень порадовали, так как справились со всеми заданиями.

Мне было очень приятно. И я горжусь вами!

Воспитатель: Сегодня вы узнали об удивительном качестве человека – доброте. А доброта, ребята, что лучик солнца. Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькие лучики солнца, они светит в каждом из нас. Эти  лучи солнца - доброта.

Возьмите волшебное солнышко добра в руки. (дети берут бумажное солнышко в ладоши). Давайте закроем глаза и помечтаем.

Звучит спокойная мелодия (релаксационная музыка).

Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро проходит через вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются   
силы, силы здоровья, силы счастья и радости. В нашей группе очень уютно, все в ней живут дружно. Конечно, ведь «Доброму – все друзья».  А теперь медленно, не спеша, откройте глаза.

Воспитатель: Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живёт только лишь доброта.

Воспитатель: Ребята, вы хотите поделиться своей добротой с окружающими?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда давайте подарим эти солнышки нашим мамам и папам, а, чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.

Воспитатель: Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и друг другу скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»

Воспитатель: Добро способно чудеса творить.

Оно нас учит верить и любить.

И без него нам просто не прожить.

Давайте будем верить и мечтать

И только добрые поступки совершать.