Дополнительная образовательная деятельность "Волшебные шашки"

Елена Владимировна Громова

Дополнительная образовательная деятельность "Волшебные шашки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_shashki.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………...............3

    1.1. Актуальность………………………………………………….................5

    1.2. Педагогическая целесообразность…………..........................................6

     1.3. Цели и задачи программы……………….………..................................7

    1.4.Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса................................................................................................................7

    1.5. Этапы реализации Программы................................................................9

2.Ожидаемые результаты освоения Программы….……...............................................................................................9

3. Мониторинг реализации Программы …………………..………..................9

4. Учебно-тематический план..............................................................................11

5. Материально-техническое обеспечение……….............................................14

6.Список литературы……………………………………………………….........15

7. Приложение (паспорт программы) .…………………….……………...........16

 

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе пособий Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга  для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998. Прекрасное учебное пособие для самых юных. Материал изложен в форме сказки, что делает обучение приятным и интересным. После каждой главы даются задания и упражнения для закрепления материала. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в МДОУ детский сад д. Дюдьково.

Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПин  2.4.3648-20 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей  6-7 лет, реализуется она через кружковую работу. Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 30 минут. Количество обучающихся детей в группе может колебаться от 8 до 12человек.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 3 июля 2016 года)
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р);
  • ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
  • СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.2020г. № 28
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  • Устав МДОУ детский сад д. Дюдьково

«Шашечная игра-мать шахматной,

и достойная мать».

Эммануил Ласкер

«Если шахматы---король игр,

то шашки – его премьер министр».

Феликс Жан

1.1. Актуальность

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Игра в шашки поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

1.2. Педагогическая целесообразность

Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В приложение программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению анализировать, обобщать и делать выводы. Примерные сценарии занятий, викторин и развлечений могут служить для разработки собственных сценариев на любую тему.

1.3. Цели и задачи программы

    Цель программы:

организация досуга и развитие творческого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

   Задачи программы:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

1.4. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

 - игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);

- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);

- игры-конкурсы;

- игры-путешествия;

- игры- соревнования;

 - интеллектуальные (викторины) игры.

Особенности руководства

Руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.

Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю по 30 минут .

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

При приеме детей учитываются три момента:

– желание ребенка,

– способности ребенка,

– желание родителей.

1.5. Этапы реализации Программы

  • Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
  • На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
  • На втором основном этапе -  воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
  • На заключительном этапе – воспитанники   закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

2. Ожидаемые результаты освоения Программы

– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;

– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

3.Мониторинг реализации Программы

 (Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя.  № 8\август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.

Фамилия,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

Ход

Бой

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3.  Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7.  Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

    Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

    Средний уровень для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

    Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

4. Учебно-тематический план

- Общее количество часов в год – 36

- Количество часов в неделю – 1

- Количество занятий в неделю – 1

- Периодичность занятий – еженедельно.

Темы занятий

Содержание разделов программы

Количество часов

1. Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы кружка «Волшебные шашки», с указанием целей занятий и просьбой приобрести настольную игру «Шашки». Помощь родителей при подготовке досок и фишек для игры в шашки.

2. Организационный момент: набор детей в кружок.

Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Определение первичного умения и навыка играть в шашки

1

«Мудрец. Сказка о происхождении шашек».

Краткая историческая справка о возникновении

 шашечной игры,

1

Для родителей

 Наглядная информация  с описанием истории шашечной игры и правил игры. Проведение  анкетирования на тему «Роль игры в шашки в вашей семье»

«Волшебная доска»  

Шашечная терминология: доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Правила игры в шашки.

1

4

 Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ... ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.).

Изучаем правила игры.

2

5.

 Рисование шашечной доски с помощью линейки и карандаша на листе бумаги. Повторение правил игры в шашки.

Проект " Цветные шашки"

2

6.

Игра: «Почтальон  разносят «письма» по адресам» (где буква - название улицы, а цифра - «номер дома»)

Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ.

1

7.

Правила шашечной игры: ловушки в начале партии. Дидактическая игра «Расставь на доске»

Игровая практика. Изучаем правила игры: что считается победой в шашках.

2

Консультация для родителей

 «Как научить ребёнка играть в шашечную игру».

8

Шашечная комбинация

Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.

Как изучать технику проведения комбинаций.

2

9.

Игровая практика (2)

Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

2

10.

Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

Игровая практика.

2

Консультация для родителей

 «Роль игры в шашки в развитии детей!»

 Цель: заинтересовать родителей в совместной игре с ребенком.

10.

Способы защиты.

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.

2

11.

Изучаем правила игры: размены.

Влияние разменов на оппозицию.

1

12.

Практическое закрепление материала. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

Игровая практика

3

13.

Изучаем правила игры: ничья в шашках.

 Правила поведения при игре в шашки исходом которого ничья.

2

Для родителей

Фото калейдоскоп "Юные шахматисты"  

14.

Атака и защита

(2)

Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку.

Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке.

Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров.

2

Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.

Игровая практика

3

15.

Шиворот – навыворот

Игра в поддавки.

1

16.

Особенности хода  дамки

Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения.

2

17.

Дамка против простых шашек

Умение использовать дамку против простых шашек.

1

Игра-развлечение «Путешествие в сказочное королевство»

18.

Игровая практика

"Шашечный турнир"

Соревнования.

2

1

36часа

5. Материально-техническое обеспечение

- Карточки-дебюты

- Опорные схемы

- Компьютер (в домашних условиях)

- наличие кабинета.

- набор шашек и шашечных досок

- простой карандаш

- линейка

- бумага для рисования.

6. Список литературы

1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга  для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. –  М.: Просвещение, 2007

3. М. Бодров, В.М. Высоцкий. Центральная партия. -  М.: Владос, 1999.

         4. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.-

М.: Владос, 2001

         5. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная теория.-

М.: Владос, 2001,

6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя.  № 8\август 2011

7. Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php

Приложение 1

Паспорт Программы

Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебные шашки"

Актуальность программы

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности.

Категория обучающихся

Дети старшего дошкольного возраста (6-7) лет.

Направленность

Познавательная

Вид программы

Авторская

Цель программы

Организация досуга и развитие творческого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.

Задачи

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Ожидаемы результаты реализации Программ

– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;

– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Составитель Программы

Громова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре

Заказчик Программы

  • Дети
  • Родители
  • Педагогический коллектив МДОУ детский сад д. Дюдьково
  • Государство (определяется нормативно-правовыми документами федерального уровня)

Срок реализации Программы

1 год

Краткое содержание Программы

Игра в шашки поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.

Координация и контроль реализации Программы

Контроль осуществляется администрацией МДОУ детский сад д. Дюдьково и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста.

Формы представления результатов:

  • "Шашечный турнир";
  • проект "Цветные шахматные  доски";
  • подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на занятиях.