5.Мои статьи

Логунова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

ЛОГУНОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА.

Статья по проекту " В гостях у сказки"

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучение детей. Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.

С 22 по 30 ноября в нашей группе реализовался краткосрочный  проект «В гостях у сказки». На протяжении недели дети слушали сказки, участвовали в литературной викторине, смотрели театрализованные представления. Малыши были настоящими сказочниками, вместе  с воспитателем конструировали домик для лисички, делали домик из картона для зайки, раскрашивали сказочных героев из сказок, знакомились с новыми сказками.

Дети с удовольствием принимали участие в подвижных играх по сказкам, пальчиковой гимнастике, пели и танцевали с музыкальным руководителем (Романова В.Р.)

В ходе проекта была пополнена РППС :изготовлены тактильные книги своими руками «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», дидактические игры по сказкам, аптечка для книг, раскладушки «Авторы и писатели», «Расскажи сказку» и т.д.

В конце проекта была организованна выставка рисунков «Мой любимый герой из сказки», итоговая театрализация по сказке «Теремок» с использованием пластилинографии, где дети проявили себя настоящими героями.

Каждый день была работа с родителями. Они получали необходимую информацию по данной теме, активно участвовали в проекте. Среди родителей прошло анкетирование «Приобщение детей к чтению».

У нас с детьми осталось очень много положительных эмоций, связанных со сказками. Чтение сказок очень много даёт детям, помогает им духовно сблизиться, через сказку ребёнку легче объяснить что такое «хорошо», что такое «плохо».

Задачи проекта достигнуты в полном объёме.



Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к художественной литературе»

Логунова Наталья Владимировна

Воспитатель МБДОУ детский сад №11 «Берёзка»

Нижегородская область, городской округ город Кулебаки

Проблема приобщения детей к чтению художественной литературы   чрезвычайно актуальна.

 Особенно в наш век компьютерных и других инновационных технологий, дети чаще обращаются к электронным текстам, чем к обычным книгам. В науке детское чтение рассматривается, как важнейшее средство познания окружающего мира. Вместе с тем в настоящее время просматривается глубокий дефицит чтения у детей, выход из которого не возможен без решения проблем раннего приобщения ребёнка к книге и чтению.

Дошкольный возраст - самый активный для включения ребёнка в развитие интереса к чтению художественной литературы, потому что именно в эти годы, у детей  активно накапливается много вопросов об окружающем мире, и именно книжная литература приходит на помощь взрослым в ответе на все детские вопросы.

 Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками, также детей знакомят с разными видами театрализации, в процессе которых они ещё больше приобщаются к русской культуре и литературным персонажам.

Ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи.  Малыши могут с помощью взрослого передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Именно приобщая детей дошкольного возраста к художественной литературе, педагоги решают ряд задач целевых ориентиров по ФГОС, это: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками, обладает развитым воображением, достаточно хорошо владеет устной речью, знаком с произведениями детской литературы, эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, театральную деятельность.



Предварительный просмотр:

Статья в газету "Почемучка"

Подготовила Логунова Наталья Владимировна

Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать. Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и пр), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.

Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3-летний малыш склонен повторять «В тридевятом царстве…», «опечалился добрый молодец», «ни в сказке сказать, ни пером описать». Влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка
  • преподносит готовые художественные обороты и метафоры
  • показывает пример составления различных предложений
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.



Предварительный просмотр:

Статья про Новогодний адвент – календарь.

Всем известно, что самый любимый праздник для детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки.

Перед Новым годом в младшей группе прошла работа с адвент – календарём, где приняли участие и дети , и родители, и воспитатели., создавая при этом предвкушение праздника. Адвент – календарь используют для отчёта времени оставшегося до Нового года .До Нового года у нас оставалось 7 дней. Каждый день родители «загадывали» задание, которое мы вместе с детьми в течении дня должны были выполнить. Задания были разные, интересные и развивающие. Мы с детьми с удовольствием их выполняли ( сделать снеговиков из ватных дисков, «одеть» зайке белую шубку, рассказать историю про Деда Мороза и т.д.). Вечером  мы придумывали с детками, какое задание они будут выполнять дома с родителями, привлекая ребёнка к большему времяпровождению с ребёнком. Родители приняли активное участие.

И вот он – долгожданный праздник – утренник Нового года. В большом домике адвент- календаря «спрятался» сладкий подарок, который принёс Дедушка Мороз.

Подводя итоги работы с адвент – календарём мы добились сплочённости в родительском коллективе, сформировали у детей представления , что такое Новый год, способствовало познавательному и речевому развитию. После новогодних праздников мы с родителями решили, что было бы неплохо ввести в традицию адвент – календарь.



Предварительный просмотр:

Статья о литературной игре "Дорогами любимых сказок".

Логунова Наталья Владимировна

Воспитатель МБДОУ детский сад №11 «Берёзка»

Нижегородская область, городской округ город Кулебаки

Сказка – это удивительная волшебная страна, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. Мы все с детства любим сказки. Они учат нас жизни, рассказывают о добре и зле, помогают познать мир.
С воспитанниками старшей группы совместно с воспитателем Логуновой Натальей Владимировной в библиотеке  прошла литературная игра "Дорогами любимых сказок".
Ребята познакомились с понятием "сказка" и ее видами: волшебные, бытовые, про животных, а также сказки русских и зарубежных писателей. Детям были предложено отгадать загадки и собрать пазлы. Интересно прошли такие конкурсы, как: "Сказочные находки", "Телеграмма", "Сказочное лото", "Помогите" и другие.
 Юные читатели с удовольствием приняли участие в игре, демонстрируя сказочную эрудицию, весело и с пользой провели время.
 В заключении ребята посмотрели мультипликационный фильм "Муха-Цокотуха".



Предварительный просмотр:

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников.

К  . Д .Ушинский писал:» Учите  ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»

Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по-разному  .В.К. Воробьёва для развития связной речи предлагает использовать сенсорно-графические схемы ,Т.А. Ткаченко-предметно-схематические модели, В.П. Глухов-блоки-квадраты.

Мнемотехника-в переводе с греческого-«искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

-Развитие связной и диалогической речи.

-Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так   же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажем.

-Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.

-Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

-Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

-Содействие решению дошкольниками изобразительных задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и других.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинать работу необходимо с мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемотаблицам.

Ребёнок начинает знакомится с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям используются мнемоквадраты.

 Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника или круга, медведь-большой коричневый круг и т.д.) Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, необходимо знакомить детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берёт на себя обучающую роль, т.е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы-это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и других путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное-нужно передать условно-

наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы используются:

-для обогащения словарного запаса;

-при обучении составлению рассказов;

-при пересказах художественной литературы;

-при заучивании стихов;

-при отгадывании и загадывании загадок.

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап 1-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2-Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3-Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказы) с опорой на символы ( образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Этап 4-Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5-Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

С помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией.

Чем раньше будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, т.к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

Статья «Роль театрализованной  игры в развитии связной речи дошкольников.

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления.    В жизни ребёнка присутствует сказка со своими добрыми героями. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. 

 Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность ,воспитывают в детях такие качества, как доброта, смелость, дружба, и т.д. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Театрализованные игры помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ребенок выражает свое отношение к добру и злу, свое видение жизненные ситуации. Театрализованные игры направлены на развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; на развитие мышления, воображения, внимания, памяти; на развитие фантазии; на формирование волевых качеств; на развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.) Театрализованная игра:

Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.);

Совершенствует артикуляционный аппарат;

Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.  

Театрализованные игра – это не просто игра!

   Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.