Структура уроков изобразительного искусства в начальной школе

 

Структура уроков изобразительного искусства в начальной школе

 

Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока в начальной школе, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока довольно проста, т.к. в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Однако такие уроки не решают задачи развития. Различают несколько структур современного урока: дидактическую (основную) логико-психологическую структуры, а также мотивационную и методическую подструктуры. Дидактическая структура состоит из трех этапов:

1. Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение, часто в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся и контроль учителя);

2. Формирование новых понятий и способов действий (в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”);

3. Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление).

Актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного выступают как этапы процесса учения и как три обобщенные дидактические задачи урока, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура урока является общим предписанием, общим алгоритмом организации современного урока, на которые должен опираться учитель. Она является регулятором прежде всего его деятельности [1, с.110].

Учебная же деятельность учащегося регулируется логико-психологической структурой урока. Психологи утверждают, что процесс усвоения всегда начинается с восприятия и осознания факта, явления, события, правила. Затем мыслительные операции вычленения, сличения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза приводят к пониманию и осмыслению сущности нового знания. Далее идет обобщение отдельных фактов, признаков, данных наблюдений, что приводит к систематизации изученного. Этим процесс усвоения как бы завершается: новое знание включается в систему ранее усвоенных знаний. Вполне понятно, что эти элементы на уроке ненаблюдаемые: они всегда видны “логическому глазу”. Такую структуру урока Мирза Исмаилович Махмутов назвал внутренней логико-психологической подструктурой урока:

1. Воспроизведение и восприятие уже известного знания;

2. Осознание и понимание учащимися знаний в знакомой ситуации;

3. Восприятие новых знаний и способов действий;

4. Осознание и осмысление учащимися элементов нового;

5. Обобщение элементов знания и способов действий;

6. Применение новых знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях.

Функциональная взаимосвязь этих элементов и их последовательность строго взаимодействует с общей логикой усвоения: они безусловны к видам умственной деятельности учащихся − репродуктивной и творческой [2]. 

Поскольку показателем «проблемности» урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, естественно, что они также представляют часть внутренней подструктуры проблемного урока:

1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы;

2. Выдвижение предположений, гипотез и их обоснование;

3. Доказательство гипотез;

4. Проверка правильности решения проблемы;

5. Формулирование выводов;

6. Применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Эта подструктура урока способствует формированию продуктивного усвоения знаний и развитию интеллектуальной, творческой, познавательной и других сфер младшего школьника.

На современном уроке необходимо учитывать интересы и потребности обучащихся, развивать мотивационную, эмоциональную и волевую сферы. Поэтому учителю необходимо структурировать свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности обучащихся [3, с.310].

Мотивационная структура урока:

1. Организация и управление вниманием обучащихся;

2. Разъяснение смысла деятельности;

3. Актуализация мотивационных состояний;

4. Совместная с учащимися постановка целей занятия;

5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели;

6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях;

7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения [4].

В состав контрольных действий входят: а) контроль усвоения, уяснения и б) контроль отработки. Они входят как элементы в исполнительские действия и предполагают: сравнение своих действий с их образцами; оценивание совпадения действий и их результатов с заданными условиями; внесение коррекции в действия при их отклонении от образца. Действия контроля постепенно переходят в действия самоконтроля.

Самооценка своих действий (рефлексия обучаемыми своих действий) характеризуется осознанием учащимися всех компонентов учебной деятельности [5, с.249].

Гoвoря oб oцнке и оценивании нужно подметить сам факт поощрения. Даже не значительные проявления одобрения или же просто внимания вносят массу положительного в жизнь младшего школьника. Это повышает самооценку ребёнка, дарит ему ценные положительные эмоции. Для более успешного и продуктивного поощрения, педагог может взять во внимание следующие правила:

- поощрение частой одобрительной улыбкой;

- поощрение жестами;

- словесное поощрение ребёнка даже за маленькие успехи или хорошее поведение.

Сам факт поощрения повышает самооценку, а так же доставляет чувство счастья oт достижения цели. Для ребенка очень важно мнение взрослых, в особенности, если этот взрослый является его педагогом. Ведь все мы знаем, что учитель начальных классoв является авторитетом для детей в такой степени, что иногда он превышает авторитет родителей или других близких родственников. Итак, если достижение достойно этого, то нужно обязательно похвалить ребёнка.

Урок – это определённая форма организации обучения, взаимодействие учителя и ученика (педагога и обучающегося), которое обеспечивает реализацию целей образования [6]. 

Этапы урока изобразительного искусства:

1) Организация занятия (концентрация внимания обучающихся, установление дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале, настрой на работу, проверка подготовки к уроку, проверка домашнего задания);

2) Сообщение нового материала (объяснение целей, задач, новой темы, разъяснение, диалог);

3) Самостоятельная работа учащихся (выполнение детьми рисунка; учитель, в свою очередь, следит за ходом работы, обходит класс, делает замечания, пояснения, иногда исправления);

 4) Подведение итогoв работы, завершение урока (выбор и показ наиболее удачных работ, объяснение достоинств и недостатков, задание на дом, уборка рабочих мест, выставление оценок) [7].

Требования  к современному уроку:

- использование новейших достижений науки, передового педагогического опыта;

- развивающий характер занятий;

-реализация дидактических принципов в оптимальных соотношениях;

- обеспечение надлежащих условий для продуктивно-познавательной деятельности с учетом особенностей, интересов;

- установление межпредметных связей;

-связь с ранее изученным (преемственность);

- активизация познавательных процессов, мотивации;

- логичность и эмоциональность педагогического процесса;

- эффективное использование педагогических средств;

- связь с жизнью;

-формирование ЗУНОВ;

- формирование умения учиться;

- ориентировка на зону ближайшего развития;

- интеграция;

- ученик − субъект педагогического процесса.

Традиционный подход к уроку изобразительного искусства (ИЗО) не предусматривает особую форму обучения искусству, также, не выделяет его специфики [8].

8- Рубинштейн, С.Л. Общая психология/ С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009 – 720с.

7- Инфопедия – углубление знаний. Особенности структуры урока ИЗО. [Электронный ресурс] 

6- Учебно-методический кабинет. Из опыта работы учителя. [Электронный ресурс] 

5 Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбука, 2010 – 736с.

4 Инфоурок. Мотивация учебной деятельности. [Электронный ресурс] 

3-Якобсон, П.М. Психология художественного творчества /П.М.Якобсон.

− М.: Искусство, 2009 – 712с.

2- Лобанова, Е. А., Сухорукова Е. В. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребёнка в системе начального и дошкольного образования.  (Дата обращения: 07.03.20)

1- Маркова, А. К.. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К.Маркова. − М.: Просвещение, 2008 – 301с.