Воспитатель года 2022

Дети - цветы жизни! И как приятно, что они окружают меня и на работе, и дома. Ведь нет большего счастья, чем ощущать себя нужной детям.
Люби, цени своё призвание
И назначением своим гордись!
Я так считаю:
Воспитатель - это звание!
Через него проходит чья-то маленькая жизнь!

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ В ПАПКЕ "ВИДЕО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 рабочего поселка Переяславка района имени Лазо

«Педагогическая находка»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционную  технику рисования

Педагог: Ханьбекова А.А.

Р.п. Переяславка 2022год

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Цель:

создание условий для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

-Развитие и укрепление мелкой моторики.

-Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.

-Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.

-Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Актуальность

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Использование в рисовании различных техник поможет в решении целого ряда вопросов: развитие мелкой моторики рук, координации движений пальцев рук, цветового восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

      Педагогическая целесообразность.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание малыша, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь персонажу, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение.

Как сказал В. И. Сухомлинский «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Поэтому считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные нетрадиционные приемы способствует этому.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Благодаря изо-деятельности развивается зрительно - двигательная координация, происходит развитие функции руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начала с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения, который вызывает эмоциональный отклик у малыша. Работу начинали с одного цвета, а потом давала два - три цвета.

Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но и получают новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Предлагаю рисовать малышам не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.

Сначала рисуем рука в руке. Далее просто показываю малышу пример – на своем листочке, принцип рисования ребенок быстро схватывает сам.

В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью:  пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание).

Делать отпечатки ладошек - не менее весело, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает мелкую моторику.

Отпечатки ладошек дополняем недостающими элементами, и превращаем в рыбок, птичек, солнышко и т. д. Малышам всегда заранее говорю, что будем рисовать, но некоторым детям могу предложить сначала сделать разноцветный отпечаток и рассмотреть –

кто «спрятался» в этом отпечатке». В ходе рисования предлагаю малышам «расколдовать» спрятавшийся рисунок, совместно дорисовывая с ребенком недостающие детали карандашом или фломастером. Можно предложить детям рисовать прямо на ладошках, в этот момент незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически активных точек.

Еще одна техника, доступная детям 3  летнего возраста - это штамповка.

Материалы для самодельных штампов окружают нас на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала стоит попробовать реализовать несколько распространенных и отлично зарекомендовавших себя идей.

Чаще всего на своих занятиях с малышами я использую самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, ластик на конце простого карандаша, дно или пробка от пластиковой бутылки, а так же штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона.

И не беда, что аккуратные оттиски у малыша получатся не сразу. Здесь, как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.

Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, предлагаю малышу украсить орнаментом бумажную тарелку или чашку, вырезанную из картона вазу, платьице нарисованной куклы.

На первом этапе штамповка происходит только рука в руке с воспитателем, постепенно от уровня уверенности малыша предлагаю выполнить работу по подражанию.

Занятия «Рисование на манке» так же вызывают у малышей очень большой интерес.

Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Чаще всего использовала массажный мячик.

Показывала приемы рисования на манке пальчиками, это горизонтальные и вертикальные линии, круги. Затем предметы: мячик, солнышко, домик. В ходе занятий использовали различные предметы для рисования палочки, грабельки и т. д.

Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать при использовании поролоновой губки.

Рисование губкой позволяет быстро получить изображение, широкими мазками. На начальном этапе я не ограничивала детей пределами контура (травка возле цыпленка, море под корабликом, небо). Но дети раннего возраста (в 2 года) могут рисовать и с использованием трафарета. Трафарет изготавливала из картона, а дети просто макали губкой внутри трафарета и получали нужное изображение.

Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.

Рисунок делается очень просто, а получается очень красиво и можно придумать что угодно. Например, предлагала нарисовать огонечки на ёлочке, точки на грибочке (мухомор, на божьей коровке) .

Чтобы развитие мелкой моторики рук стало увлекательной игрой, использовала разнообразные игровые приемы, такие как пальчиковые игры, массаж рук пальцев и др. В ходе рисования постоянно побуждала детей к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, предлагала нарисовать снежные комочки, чтобы слепить снеговика, разноцветные клубочки для котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы и т. п. или поиграть«Пальчики гуляют»: топ – топ – топ. Чаще всего использовала не большие стихи, играя мы ещё и изучали основные цвета.

Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры.

Никогда не говорила, что получилось плохо, потому что детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

Результат данной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Младший дошкольный  возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир.

Из личного опыта знаю, что некоторые дети даже в 1,5-2 года уже с опаской относятся к рисованию пальцами и ладошками, не хотят «пачкать» ручки, отказываются от рисования. Возможно, это связано с особенностями характера и/или воспитания (ведь мы учим детей аккуратности, и некоторые дети воспринимают краску как грязь, боятся испачкать руки, одежду). Но в результате целенаправленной, систематической и планомерной работы мягко и ненавязчиво меняется отношение детей к нетрадиционному рисованию.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества и конечно развития мелкой моторики.

В течение года от занятия к занятию по рисункам детей можно проследить, как развивается их мелкая моторика. Конечно, овладевая нетрадиционным рисованием, ребенок не научится писать. Но эта деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.



Предварительный просмотр:

Эссе «Я — воспитатель!»

Воспитатель — это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели — люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова я твержу себе каждый день, каждый час, каждую минуту.

Что для меня значит быть воспитателем? Воспитатель должен уметь шить, мастерить, играть и петь с детьми, быть рядом с ними, а «не над и не в стороне». Талант воспитания, широкое знание жизни – эти качества должны быть присуще каждому педагогу. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное исполнение своих обязанностей позволяют приобрести авторитет, уважение среди детей, родителей и коллег.

Я каждый день общаюсь с детьми, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение. Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но время шло, и я училась у опытных воспитателей нелегкому, но интересному мастерству. Я изучала методическую литературу, перенимала  опыт от наставников, занималась самообразованием, получая знания через различные источники.

Передо мной стоит непростая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию; формировать настоящую личность. И я не забываю о том, что воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей.

Очередной личный педагогический успех и успех детей дает мне силы! За спиной будто вырастают крылья, усиливается желание творить ещё, поделиться всем, что знаю, подарить детям частичку себя. В минуты, когда приходит усталость и ощущение, что все мои возможности исчерпаны, меня спасают распахнутые глаза детей, глаза, жадно ловящие каждое мое слово, мой взгляд и жест, глаза, готовые вместить в себя весь мир. Глядя в эти детские глаза, я понимаю, что я нужна им, что я для них целая вселенная, что именно я закладываю «ростки» будущего, поддерживаю их своей любовью, отдаю тепло своего сердца.

Я очень люблю детей, без любви не может быть воспитателя. И любовь воспитателя должна быть не к избранным, а к каждому ребёнку, не в зависимости от того покладистый он или трудный, шумный или тихий, бойкий или застенчивый.

Великий педагог Г. Песталоцци сказал:

«Если не любить, то не имеешь права воспитывать».

Люблю с детьми играть, потому что когда мы играем я снова и снова с головою окунаюсь в детство, а ведь только в детстве можно себя ощутить беззаботным и счастливым человеком. Дети верят в чудеса и смотрят на вещи детскими распахнутыми наивными глазами, без груза проблем за спиной. И мне нравится быть для них каждый день то волшебником, то артистом, то музыкантом, то исследователем.

Наша профессия нужна, она даёт обществу детей, уверенных в себе, подготовленных к дальнейшей жизни, желающих учиться дальше. Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять.

Я горжусь, что причастна к становлению личности всесторонне развитой и подготовленной ко взрослой жизни.

Говорю себе всегда:

«Познавай ребенка - дай познать себя. Делай это грамотно, осторожно, боясь обидеть ненароком. И ребенок станет величайшим открытием!»

Я – счастливый человек!

Есть замечательное выражение: «Счастливый человек - это тот, кто с радостью утром идёт на работу, а вечером - с радостью возвращается домой».

У меня прекрасная дочь, которая временами ревнует меня к моим детям и в этом моё женское счастье. Проработав 5 лет воспитателем детского сада, я с уверенностью могу сказать«Я – счастливый человек». Я занимаюсь тем, что мне нравиться. Педагогика – моё призвание, любимое дело, увлечение, хобби, работа.

Счастье человека во многом зависит от влюблённости в своё дело, от того, какой смысл он вкладывает в свой труд. Я люблю свою работу, я люблю свой детский сад, ведь только здесь можно творить, пробовать, искать и развиваться. Я знаю, что придя на работу меня, встретят радостные, шумные, весёлые мои родные дети. Все они такие разные и в этом их прелесть. Каждый не повторим и я должна проявить любовь и заботу к каждому по-своему. Одного нужно обнять, другого приласкать, а третьему сказать«Не переживай малыш, я рядом!» И при этом просто быть рядом. У каждого ребёнка свой внутренний мир и моя первоначальная задача не разрушить его, не вторгнуться к нему непрошеным гостем, а заслужить почётное место в сердце ребёнка. И вот если у меня это получится, если я заслужу любовь и уважение ребёнка, то я могу с полной ответственностью сказать, что я как воспитатель – состоялась.

Я, как и многие мои коллеги, в детском саду проводим пол своей жизни. И я счастлива, мне это не в тягость, а в радость. Каждый из нас старается активно участвовать в жизни детского сада. Мы каждый день друг от друга чему-то учимся.

Особенно приятно, когда мою работу положительно оценивают не только дети, но и их родители. Я обязана оправдать их доверие, ведь они мне вручили самое ценное, что есть в их жизни – это их дети. Я рассказываю им о нашей с детьми жизни в детском саду, об интересных случаях и смешных высказываниях их детей, делаю презентации, организовываю выставки. Мне всегда приятно отмечать радостные и благодарные улыбки на лицах родителей моих воспитанников.

Я постоянно нахожусь в творческом поиске, вношу в работу что-то новое, так как быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно и нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение.

Я считаю, что педагог – это самая благодарная профессия. Стоит только заглянуть в искрящиеся от улыбки детские глаза и сердце тут же тает, и хочется творить что-то новое, прекрасное, необыкновенное. Работая с детьми ты каждому отдаёшь частичку своего душевного тепла, но от этого ты не чувствуешь никакой потери, а наоборот, получаешь больше и больше. Порой мысли закрадываются во сне, а на утро хочется воплотить их в жизнь. Когда видишь результаты своего труда, то получаешь истинное профессиональное удовлетворение. Несомненно, каждая детская улыбка – это дорогой подарок, это признание того, что тебя любят, тебе доверяют, тебя уважают, в тебе нуждаются. Ведь ребёнок – это самый строгий судья, его невозможно обмануть, детское сердечко чувствует всё…

Я хочу закончить своё эссе словами

У нас большая дружная семья,

Такие разные все дети,

Но я – не мама, воспитатель я,

И лучше нет профессии на свете!

Когда они приходят поутру,

Я их всегда с улыбкою встречаю,

И к каждому я ключик подберу,

Они – мои, и я о них все знаю!

То с радостью своей бегут ко мне,

То огорченья поровну разделят,

То по секрету вдруг наедине

Раскроют тайну, потому что верят.

Для них я открываю новый мир,

Учу добру, плету девчонкам косы.

Они – мои, а я для них – кумир,

И вместе мы решаем все вопросы.

Дарить любовь, заботу и тепло –

Мое призванье и моя работа.

Порой бывает очень тяжело,

но это все - приятная забота!