Учитель года 2022

Шлейникова Екатерина Алексеевна

1. Конспект урока

2. Самоанализ урока

2. Видеоурок "Пётр Великий" (4 класс) https://disk.yandex.ru/i/pqs83xifG1l_4g

3. Методический семинар

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Пётр Великий»

Тип урока: открытия нового знания

Учитель: Шлейникова Е. А.

Цель урока: формирование представлений учащихся о личности Петра Первого, как о великом реформаторе, его роли в развитии страны.

Предметные результаты:

- иметь яркое образное представление об эпохе Петра Великого;

- составлять портрет-характеристику Петра I;

- работать с исторической картой;

- перечислять некоторые преобразования Петра Великого;

- понимать значение преобразований Петра Великого в истории России;

- осознать роль личности в истории на примере деятельности Петра Великого;

- рассказывать об основании Санкт-Петербурга, называть некоторые памятники истории и культуры петровского времени;

- объяснять термин «император».

Метапредметные результаты:

- принимать и сохранять целевые установки урока;

- уметь составлять связный рассказ по плану на основе нескольких источников информации;

- развивать картографические умения и навыки;

- овладевать аналитическими способностями сравнения, сопоставления, обобщения;

- взаимодействовать в группах, парах;

- формулировать выводы и обобщения;

- осуществлять самопроверку и оценку своих достижений на уроке.

Личностные результаты:

- осознавать важность изучения истории для приобщения к духовным и культурным ценностям нашего многонационального народа;

- понимать роль личности на примере Петра Великого в цивилизованном продвижении страны;

- осознавать необходимость развития творческих способностей, нестандартного мышления.

Оборудование: рабочий лист «Биография личности», портрет Петра Великого, фотографии Санкт-Петербурга, презентация по теме урока, прозрачные листы, маркеры, планшеты.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Екатерина Алексеевна.

Сегодня на календаре 1 марта 7530 года.

Ребята, я ничего не перепутала?

Вы правы, я назвала непривычную для вас дату.

Ребята, вы думаете 1 марта 7530 год вымышленная дата или сегодня действительно такое число и год?

Давайте порассуждаем. Все мы знаем, что на дворе 2022 год, с какого же момента ведется такой отсчёт лет?

Верно, с Рождества Христова.

Как вы думаете, это летоисчисление ввёл какой известный человек, учёный?

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Целеполагание

Актуализация знаний

Постановка темы и формулирование учебно-познавательной задачи

У меня для вас есть несколько подсказок: отрывок из стихотворения А.С. Пушкина, портрет, фотография города.

Ребята, попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь сегодня на уроке.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Ребята, вы догадались, о ком пойдёт речь на уроке?

Правильно, сегодня мы будем изучать эпоху Петра  I.

Ребята, а что вы уже знаете о Петре I?

Какая тема нашего урока?

Давайте сформулируем цель нашего урока и поставим для себя задачи.

Цель нашего урока: изучение эпохи Петра I и его роль в развитии страны.

Что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели?

1.Составить портрет-характеристику Петра I.

2. Узнать, какой вклад он внёс в развитие нашей страны.

3. Узнать об основании Санкт-Петербурга.

4. Продолжить работу с исторической картой.

А для того, чтобы не упустить и не потерять информацию о Петре I, я предлагаю по ходу нашей работы заполнять рабочий лист (приложение 1)

Давайте посмотрим, какую информацию мы должны написать

 

Мы может уже что-то заполнить?

Хорошо, впишите, пожалуйста.

Да, сегодня мы будем говорить о Петре I.

Памятник Петру в Петербурге – Медный всадник, основание первого музея – кунсткамеры, введение счёта лет от Рождества Христова

«Пётр I», «Пётр Великий»

Знакомятся с рабочим листом.

Да, имя личности, Петр I.

Освоение нового содержания и его применение

Работа с учебником

Работа в рабочей тетради в группах

Работа с видеофргаментом

Ребята, откройте учебник на странице 95, рассмотрите портрет Петра, попробуем описать его внешний вид.

Давайте выполним задание в рабочей тетради № 1 на стр. 31.

Ребята рассмотрите портрет под №1, на нём изображён дед Петра 1 - Михаил Романов, а на портрете справа – отец Алексей Михайлович.

Давайте обратим внимание на их внешний вид. Что мы можем сказать? Какие сходства и различия можно увидеть?

Молодцы. Вы верно отметили сходства и различия во внешнем виде. Михаил и Алексей одеты  в старинные русские царские одежды, а Пётр – в западно-европейской одежде.

Обратим внимание ещё на один момент: и Михаил, и Алексей бородаты, а Пётр гладко выбрит. Это не случайно, об этом мы узнаем позже из материала учебника.

Ребята, прочитаем 1 абзац на стр. 94.

- Как называли Петра?

- В какие годы правил Петр Великий?

Какую информацию мы можем вписать в наш рабочий лист?

Молодцы, вписываем.

А теперь давайте прочитаем 2 абзац на стр. 94

- Во сколько лет Пётр был провозглашён царём?

Верно, ребята, но самостоятельно стал управлять государством позже в 17 лет.

После смерти Алексея Михайловича царём стал его сын Фёдор Алексеевич, он приходился Петру I братом по отцу, а после смерти Фёдора, соправителями стали Пётр и Иван, который также был братом по отцу. Сначала за малолетних царей правила царевна Софья, родная сестра Фёдора и Ивана. Иван был очень болезненным и никогда не участвовал в управлении страной. Он умер в 1969 г. Подросший Пётр сместил Софью в 1689 г.

- А какое любимое увлечение было у Петра?

- Как назывался его полк?

-Из кого набирался этот полк?

- Во что переросла детская забава?

Что-то из этого будем вписывать в рабочий листок?

Молодцы! Перед тем, как мы прочитаем 3, 4, 5 абзацы, прошу быть внимательными и после чтения ответить на вопрос: каким был характер Петра I.

Ребята, давайте охарактеризуем Петра I.

- Чем Пётр I отличался от европейских государей того времени?

- Как вы думаете, какие главные черты характера Петра Великого?

Какую теперь информацию мы должны записать?

Молодцы! Двигаемся дальше!

Ребята, предлагаю вам насладиться атмосферой эпохи и приобщиться к искусству историков, выполнив задание в рабочей тетради № 4, с. 33. Описанный случай произошёл при втором путешествии царя за рубеж.

Давайте прочитаем задание. Теперь я предлагаю вам объединиться в группы и побывать в роли Петра I, прусской королевы, голландского мельника и английского посла, также могут быть роли гостей этого бала. Вам необходимо придумать реплики и эмоции, передающие то событие.

 

Молодцы, ребята! У вас здорово получилось!

Какой мы можем сделать вывод о характере Петра I исходя из данного эпизода? Что в его поведении кажется необычным?

Верно! Пётр I обладал исключительным даром угадывать таланты людей, и умело их использовать, а также привлекать помощников из самой разнородной среды. В «команде» царя находились не только богатые люди, но и выходцы из «низов» общества: бывшие крепостные.

Сейчас мы узнаем, какие изменения произошли во времена правления Петра I. Для этого предлагаю посмотреть видео и вписать в тексте пропущенные слова. Текст вы услышите дважды и у вас будет возможность дополнить, что не услышали с 1 раза или проверить себя.

Все справились с заданием? Давайте проверим.

- Что нового появилось при Петре I?

(Мы празднуем Новый год 1 января – это он ввёл новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова.  Упростил азбуку-кириллицу, открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету, основал первый музей – Кунсткамеру и первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании Академии наук)

- Какие новые дела Петра I вошли в историю?

(Появился морской флот, новые заводы, основаны новые города. Началось тесное общение со странами Европы)

- Какие появились новые законы? (Он запретил знатным людям носить бороду и русское платье. Перестал созывать Боярскую думу и Земские соборы. Были созданы новые органы управления)

- Как стали называть царя Петра I? (Императором. Россия стала империей)

- Найдите пояснение к слову «император» в учебнике на стр. 96.

- Молодцы, ребята!

Умное, волевое лицо, тёмные волосы, высокий рост. Пётр изображён в парадной одежде, он опирается на шпагу.

Сравнивают портреты, находят сходства и различия во внешнем виде

Великий

С 1682 по 1725 г.

Годы правление с 1682 по 1725 г.

В 10 лет

Военные «потехи» (игры)

Потешный

Из сверстников юного царя

В серьёзное увлечение военными науками.

 

1.Был провозглашён царём в 10 лет.

2. Любимым увлечением были военные «потехи» (игры).

3. Детская забава переросла в серьёзное увлечение.

Он трудился плотником, постигал премудрости корабельного дела.

Неутомимый, волевой, хотел постичь всё сам. Знал много предметов, освоил 14 специальностей, мог своими руками построить корабль. Не любил, когда шли наперекор его воле.

Мы должны записать информацию о характере Петра I.

Читают задание.

Объединятся в группы. Придумывают слова.

Показывают представление.

Необычным кажется то, что Петр I предпочёл общество обычного мельника, а не королевы. Значит, Царю было важнее общение с простыми рабочими людьми, чем со знатью.

 

Физкультминутка

Приём «Ванька-встанька».

Предлагаю немного отдохнуть. Я буду зачитывать несколько утверждений, основываясь на теме нашего урока. Если вы не согласны с утверждением, то встаёте с места, если согласны садитесь или остаётесь на месте. Учитель чередует верные и ложные утверждения.

1.Пётр I был провозглашён царём в 10 лет (В)

2. Любимым увлечением Петра были шашки (Н)

3. Пётр мог своими руками построить корабль (В)

4. Памятник Петру Великому «Медный всадник» находится в Москве (Н)

5.  Пётр I основал первый музей – Кунсткамеру (В)

6. Пётру нравилось носить бороду и русское платье (Н)

7. При Петре I появился морской флот (В)

Работа с картой в парах

Отдохнули? Теперь за работу!

Посмотрев видео, вы узнали, что Петр I внёс большой вклад в развитие страны и основал новые города.

Предлагаю отправиться в путешествие по этим городам. Работать вы будете в парах.

Найдите на карте с. 92-93 города, основанные Петром Первым. Для работы я раздам вам прозрачные листки и маркеры, обведите нужные города на этих листках, наложив их на карту в учебнике.

Нашли? Давайте проверим на интерактивной карте. Кто желает выйти к доске?  

Какие города нужно было найти?

Покажите эти города и дотроньтесь до этого места на карте, вы увидите, что произойдет.

Молодцы! При Петре I были созданы такие важные города, которые существуют по сей день, и являются историческим достоянием.

Движемся дальше!

Работают с картой в парах.

Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург.

Работа с учебником в группах

Для следующего задания мы разделимся на группы.

1 группа должна рассказать, почему для России был важен флот. Для этого вы должны подготовить рассказ по вопросам и тексту учебника на стр. 97. Решите, кто будет выступать от вашей группы. Распечатать

«Морским судам быть!»

1.Кому принадлежат слова «Морским судам быть?»

2. К какому морю Россия получила выход?

3. Как всё начиналось?

4. Каким делом «заболел» Пётр I?

5. Что появилось в России?

Вторая группа должна рассказать о новой столице России по вопросам и тексту учебника с. 98-99.

«Град Петра»

1.Когда был заложен город на Неве?

2. С чего начиналось строительство города?

3. Как строился город?

4. Что было возведено на берегу реки Невы?

5. Какого князя почитал Петр I и что построил в честь него?

6. Главная улица Петербурга.

7. Какое событие произошло в 1713 году?

Молодцы, ребята! Вы сегодня много узнали об эпохе Петра 1 и его вкладе в развитие страны. Как вы думаете, заслуженно ли Пётр Первый получил прозвание Великий?

Готовят рассказы по вопросам и тексту учебника.

Выступают перед классом.

Контроль и оценка достижений на уроке

Вывод и обобщение

Домашнее задание

На данном этапе урока учитель использует приём «Домино» https://learningapps.org/watch?v=p3ud6qyq322 Ребята, я предлагаю вам выполнить задание на планшетах. Вам необходимо закончить фразы. Начало фраз находятся в первом столбике, а их продолжение в верхней строке.

После того, как вы закончите выполнять задание, нажмите на кнопку с галочкой в нижнем правом углу, вы увидите результат выполнения.

Проверим? Всё ли правильно?

Выполнив это упражнение, вы проверили свои знания по теме нашего урока.

8-10 верных ответов - я все запомнил с урока, дома мне будет достаточно ещё раз прочитать.

5-7 - я хорошо работал на уроке, но при подготовке домашнего задания мне потребуется больше времени.

4 и меньше – а мне казалось, что на уроке я слушал внимательно, дома придется потрудиться.

Ребята, давайте вспомним цели и задачи, которые мы ставили в начале урока. Что мы должны были сделать на уроке?

Скажите, пожалуйста, все ли задачи на уроке удалось выполнить?

Какие трудности возникли на уроке? Всё ли было понятно?

Давайте вернёмся к нашему рабочему листку. Что осталось не заполненным?

Я предлагаю этот пункт заполнить дома, ещё раз изучив материал учебника. На следующем уроке мы узнаем, какие три интересных факта о Петре I  вы записали.

Спасибо больше за урок! С вами было приятно работать. Надеюсь, урок был интересный и с урока вы унесете много новых знаний. До свидания!

1.Изучить эпоху Петра I.

2.Составить портрет-характеристику Петра I.

3. Узнать какой вклад он внёс в развитие нашей страны.

4. Узнать об основании Санкт-Петербурга.

5. Продолжить работу с исторической картой.

Ответы учащихся.

Три интересных факта.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

учителя начальных классов

Шлейниковой Екатерины Алексеевны

Тема урока: «Пётр Великий»

Дата проведения: 14 марта 2022 г.

Класс: 4

УМК: «Школа России» Плешаков А. А. Окружающий мир 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, часть 2.

Данный  урок  является уроком №11  в системе уроков по разделу «Страницы истории России».

Характеристика класса

Урок дан учителем неработающим в данном классе постоянно. Всего в классе 10 учащихся: 5 учащихся имеют оценку «5» за 2 четверть, 4 учащихся оценку «4» и 1 учащийся оценку «3», что говорит об устойчивых знаниях по предмету. Мыслительные процессы учащихся находятся на достаточно высоком уровне, большинство детей обладает развитыми коммуникативными компетенциями, способны взаимодействовать в группе, из-за присутствия некоторых «лидеров» класса случаются конфликты. Мотивация к учебной деятельности у учащихся высокая. На уроке я запланировала и провела парную и групповую работу. Учащиеся выполняли задания базового и повышенного уровней.

Данный урок – это урок открытия нового знания.

Исходя из темы, я поставила цели урока: сформировать предметные результаты, такие как:

- иметь яркое образное представление об эпохе Петра Великого;

- составлять портрет-характеристику Петра I;

- работать с исторической картой;

- перечислять некоторые преобразования Петра Великого;

- понимать значение преобразований Петра Великого в истории России;

- осознать роль личности в истории на примере деятельности Петра Великого;

- рассказывать об основании Санкт-Петербурга, называть некоторые памятники истории и культуры петровского времени;

- объяснять термин «император».

Метапредметные результаты:

- принимать и сохранять целевые установки урока;

- уметь составлять связный рассказ по плану на основе нескольких источников информации;

- развивать картографические умения и навыки;

- овладевать аналитическими способностями сравнения, сопоставления, обобщения;

- взаимодействовать в группах, парах;

- формулировать выводы и обобщения;

- осуществлять самопроверку и оценку своих достижений на уроке.

Личностные результаты:

- осознавать важность изучения истории для приобщения к духовным и культурным ценностям нашего многонационального народа;

- понимать роль личности на примере Петра Великого в цивилизованном продвижении страны;

- осознавать необходимость развития творческих способностей, нестандартного мышления.

Анализ эффективности замысла урока

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Это информационно-коммуникативные технологии, что позволило сделать урок ярким, материал урока интересным и лёгким для восприятия. Также это дало возможность наглядно продемонстрировать отдельные моменты. Я использовала компьютерную презентацию на некоторых этапах урока, а также были использован видеофрагмент, работа с планшетами и рабочими листами.

Структура урока

Урок построен по следующему плану: мотивация, целеполагание, актуализация знаний и умений, освоение нового содержания и его применение, контроль и оценка достижений, вывод и обобщение, домашнее задание.

Отдельным этапом урока проверка домашнего не выделялась, так как результаты домашней работы применялись учащимися на этапах мотивации, целеполагания, актуализации знаний.

Акцент на уроке делается на выполнении поисковых и творческих заданий, а не воспроизведение материала по репродуктивному типу.

На этапе освоения нового содержания и его применения не давались готовые знания, а организовывалась целенаправленная деятельность по их добыванию, поэтому использовались следующие задания: работа с рабочим листом «Биография личности», работа с текстом, портретами, театрализированное представление, текст с пропущенными словами, работа с исторической картой, составление рассказа по вопросам и материалу учебника, работа с планшетами.  

1. На этапе мотивации и целеполагания я использовала приём «Отгадай-ка!», который относится к технологии творческих мастерских. В начале урока я назвала непривычную для детей дату – 1 марта 7530 год.  Предложила порассуждать, эта дата вымышленная  или нет, с какого момента ведётся такой отсчёт лет, кто ввёл такое летоисчисление.  Этот приём вызвал интерес детей к изучению новой темы.

2. На этапах актуализации знаний, постановки темы и формулирование учебно-познавательной задачи я предложила детям самостоятельно определить тему урока с помощью подсказок (отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, портрет Петра I, фотография города Санкт-Петербурга).

При ответе учащиеся опирались на знания, подготовленные дома по заданию рубрики учебника «На следующем уроке». Эта рубрика представляет собой один структурный компонент учебной темы, поскольку именно здесь сформулированы целевые установки урока и даны задания для актуализации учебного материала. С материалами рубрики дети работали дома, готовясь к уроку, а на уроке она использовалась на этапе мотивации и целеполагания.

После того, как учащиеся прослушали отрывок из стихотворения и обратили внимание на слайд, они смогли сформулировать тему урока и определить его задачи.

Также на этом этапе урока я предложила детям по ходу нашей работы заполнять рабочий лист о Петре I. Данный вид работы позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи. Рабочий лист «Биография личности»  является графическим организатором, используемым при стратегиальном подходе для формирования читательской грамотности учащихся.

3. На этапе изучения новой темы дети работали с текстом из учебника, с иллюстрациями, описывали портрет Петра Первого в учебнике и рабочей тетради, находили сходства и различия во внешнем виде Михаила Романова, Алексея Михайловича, Петра Первого, отвечали на вопросы, делали выводы, выделяли нужную информацию и записывали в рабочий лист. Эти задания являются занимательными и обеспечивают дополнительную мотивацию к учебной деятельности.

4. Для того, чтобы разнообразить работу на уроке, я предложила детям насладиться атмосферой эпохи, выполнив задание в рабочей тетради. Учащиеся прочитали задание и отрывок из письма, в котором говорилось о царе Петре Первом и его необычном поступке по отношению к королеве. На данном этапе урока я использовала приём «Театрализация», предложив ребятам побывать в роли Петра Первого, прусской королевы, голландского мельника и английского посла. Для этого класс был разделён на две группы. Дети проявили свои творческие способности, придумали реплики, разыграли роли. Исходя из данного эпизода, учащиеся смогли сделать вывод о характере Петра Великого.  

5. Для изучения информации о преобразованиях Петра Первого была предложена работа с видеофрагментом и клоуз-текстом. Клоуз-текст – это текст с пропущенными словами. Цель такого вида деятельности связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста. Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста. Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста.

6. Ещё мною была использована игровая технология и проведена физкультминутка «Ванька-встанька!». Я зачитывала несколько утверждений, основываясь на новом учебном материале. С учениками заранее обговорила, что если они не согласны с утверждением, то они встают с мест и наоборот. Я чередовала верные и ложные утверждения. Такой приём помогает ученикам оставаться работоспособными, внимательными, при этом – обобщить новую информацию.

7. Одной из задач урока являлась работа с исторической картой. Работа с исторической картой является одним из важнейших источников сведений об историческом развитии государства, работа была предусмотрена в парах, что способствует формированию коммуникативных УУД. Работа с картой позволяет сформировать у школьников умение использовать различные способы поиска информации. Ребята работали в парах. Им было необходимо найти города, основанные Петром Первым. Для работы я раздала прозрачные листы и маркеры. Учащиеся накладывали эти листы на карту и маркером обводили нужные города. После чего была осуществлена проверка на интерактивной карте.

8. Для изучения о создании морского флота и об основании Санкт-Петербурга, учащиеся были разделены на группы. Им было необходимо подготовить краткий рассказ по вопросам и тексту учебника. Работа в группах требует от детей ведения творческого поиска, слаженного взаимодействия и командной работы. В рубрике «Обсудим»  важны вопросы для выработки коммуникативных и логических УУД в ходе коллективного обсуждения.

9. На этапе контроля и оценки достижений  я использовала приём «Домино». Данный вид работы был проведён с помощью планшетов. Учащимся были предложены незаконченные фразы, необходимо было подобрать продолжение фразы, основываясь на новом учебном материале. Ребята работали индивидуально, проверяя свои знания по теме урока. После выполнения задания школьники смогли оценить свои результаты.

На протяжении всего урока вместе с учащимися осуществляли контроль действий, соотносили запланированные и полученные результаты. Все вопросы и задания соответствовали возрастным особенностям обучающихся и были направлены на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.

Материал урока был доступным, легким, интересным для учащихся.

В ходе урока были организованы индивидуальная, фронтальная, парная и групповая формы работы учащихся.

Наиболее эффективной оказалась  групповая и парная формы работы. 

Соотношение деятельности учитель-ученик  соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении. В процессе работы осуществлялось постоянное взаимодействие между мною и детьми, а также учеников между собой. Стилем нашего общения было конструктивное сотрудничество. Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Перегрузки обучающихся как физической, так и психической не было, благодаря смене видов деятельности и форм работы.

Распределение времени было рациональное. Мне удалось  уложиться по времени и вести урок было легко. Учащиеся включались в работу активно.  Исходя из результатов урока, я считаю, что поставленная цель была достигнута, задачи выполнены. Темп урока – высокий.

Домашнее задание имеет  оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

Я считаю, что в целом урок был продуктивным. Мне удалось реализовать запланированную дидактическую задачу и цель урока. Важно, что дети были мотивированы и нацелены на работу.


Предварительный просмотр: