Уроки

Ульяна Сергеевна Федорова

Предварительный просмотр:

Урок по теме

Анализ поэтического текста.

Познавательный аспект: повторить знания о поэтической речи, её изобразительно - выразительных, синтаксических и ритмических особенностях; дать понятие об анализе поэтического текста.

Развивающий аспект: развивать практические исследовательские умения и учебно-познавательные.

Воспитательный аспект: воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: презентация , карточки со стихами.

Методы: исследовательская работа с текстом, эвристическая беседа, творческая работы (устная и письменная), лекция учителя, сообщения учащихся.

ЭПИГРАФ

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека...

Л. Н. Толстой

План урока.

I. Особенности поэтической речи.

II. Анализ и  интерпретации поэтического текста…

III - IV. Стихотворение А.С. Пушкина «Прощай, письмо любви…» как материал для исследования особенностей поэтической речи.

V. Выводы, создание текста

VI. Рефлексия

Х О Д    У Р О К А.

I. Сообщения учащихся по следующим вопросам (контроль домашнего задания: индивидуальные доклады по заданным темам):

1. Стихотворная речь, её строение и назначение.

2. Ритмические особенности стихотворной речи.

3. Размеры, рифма.

4. Изобразительно-выразительные средства создания образности.

5. Интонационный и звуковой строй поэтической речи.

II. Работа в тетради. Лекция учителя.

Для чего создается анализ поэтического текста?

Выступление учителя: анализ поэтического произведения существенно отличается от анализа прозаического текста, что обусловлено самой природой лирики. Главная составляющая лирического стихотворение — лирический образ-переживание, воплощению которого служит особый поэтический язык, где значимость приобретают все элементы художественной формы: графика, фонетика, лексика, поэтический синтаксис, ритмо - мелодическая организация. При этом не следует забывать, что лирическое произведение «бытует» в литературном контексте, опирается на определённую традицию, продолжает её и в то же время спорит с ней. Поэтому сравнительный анализ лирических стихотворений даётся с учётом особой роли «чужой речи», реминисценций и диалога с предшественниками в структуре текста. На основе собственно анализа текста появляется интерпретация текста. Интерпретация поэтического произведения —создание целостной читательской концепции на основе этого анализа. Интерпретация есть нахождение «своего» в «чужом» в процессе вдумчивого, медленного чтения, проникновения в образный мир произведения

III. Формулировка темы занятия. Практическая работа с презентацией.

План.

I. Несколько слов об авторе и произведении. Дата написания.

II. Восприятие, истолкование, оценка.

1. Содержание:

а) тема;

б) идея;

в) настроение, чувство;

г) название;

д) образ лирического героя;

2. Художественные особенности:

а) вид стихотворения;

б) композиция;

в) изобразительно-выразительные средства,

г)лексические формы и содержание;

д) синтаксические;

е) интонационные;

ж) ритмические;

з) звуковые.

3. Позиция автора сочинения (согласен ли с точкой зрения поэта, разделяет ли настроение лирического героя, какие ассоциации с собственным миром рождает данное стихотворение, как понимает единство формы и содержания произведения).

III. Мастерство поэта. Актуальность поэзии.

IV. Исследовательская работа со стихотворением А.С. Пушкина «Прощай, письмо любви…»

1. Анализ стихотворения «Весенние воды».

  • Определение тематики стихотворения/любовная, интимная лирика
  • Есть ли сюжет в стихотворении? Без сюжета. Образы, чувства
  • Какую лексику использует автор в стихотворении?\ литературную, книжную (…виясь, велела, утратя и др.)
  • Какие чувства переданы в стихотворении?\ одиночество, воспоминания
  • Определяем размер, рифму стихотворения/ямб, парная
  • Какую поэтическую лексику использует автор?

Метафора – жадное пламя, впечатление перстня, легкий пепел и др.

Синонимы\ огонь, пламя

  • Художественные приемы:

градация\пламя, дым, пепел

Обращение

Умолчание

Инверсия

Вывод: Текст любого стихотворения можно проанализировать в соответствии с вышеперечисленными пунктами плана анализа и создать свою интерпретацию поэтического текста

V. Создание собственного текста по плану, данному в лекции учителя, с обсуждением в группах.

Дома: написать интерпретацию стихотворения.

VI Рефлексия: Что особенно сложно при анализе стихотворения?\Интерпретация

 Необходимо ли использовать дополнительные источники при анализе стихотворения?\Да, необходимо

Что нового узнали на занятии? История создания стихотворения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ поэтического текста А.С. Пушкин “Прощай, письмо любви…”

Слайд 2

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час наста л. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Слайд 3

В 1824 г. состоялся перевод Пушкина из Одессы в «домашнюю» ссылку, в с. Михайловское. Это было личной инициативой новороссийского генерал-губернатора М. Воронцова. В южной ссылке поэт служил в его канцелярии. Отношения между Пушкиным и Воронцовым сразу не заладились. Поэт тяготился рутинной работой и недобросовестно относился к своим обязанностям. При этом он написал несколько едких эпиграмм, направленных против губернатора. Обстановка еще больше накалилась, когда у Пушкина возник роман с женой генерал-губернатора – Е. Воронцовой. Влюбленные не скрывали своих отношений, что вызвало большой скандал в обществе. Воронцов настоял на переводе опального поэта. Любовники продолжали переписку, но женщина потребовала от Пушкина сжигать ее письма после прочтения. По этому поводу поэт написал стихотворение «Сожженное письмо» (1825 г.). Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди… 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.) 1. Автор и название стихотворения. - Сожженое письмо А.С.Пушкин

Слайд 4

Тема, идея, основная мысль 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Тема стихотворения: - пейзаж; - общественно-политическая; - любовная/интимная; - философская. Сюжет: - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); - без сюжета: образы чувств (...). Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Слайд 5

Художественные средства 4. Художественные средства , с помощью которых созданы эти образы: Какую лексику использует автор: - бытовую, повседневную - литературную, книжную - публицистическую - архаизмы, устаревшие слова Прощай, письмо любви ! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь , теряется с молением моим. Уж перстня верного утрат я впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Слайд 6

5. Композиция лирического произведения. Необходимо : - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. - одиночество, воспоминания, нежелание предать огню переживания выраженные в письме ( ссылка в Михайловское, несвобода лирического героя, "...она велела.." (Письма могут скомпроментировать отправителя) Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Слайд 7

Композиция: размер, рифма, ритм. Размер: акцентный стих; _ _' _ амфибрахий; _ _ _' анапест; верлибр (свободный или белый стих); '_ _ _ дактиль; дольник; '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); Рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая. Прощ ай , пись мо люб ви ! прощ ай : о на ве ле ла . Как дол го мед лил я ! как до лго не хо те ла Рука предать огню все радости мо и! .. Но полно, час настал. Гори, письмо люб ви . Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди… Композиция

Слайд 8

6. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов , архаизмов, неологизмов, омонимов , синонимов. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов. ( Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - паралеллизм; сравнение; . - эпитет - художественное определение.) Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье , Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Слайд 9

Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. Прощай, письмо любви! прощай : она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мо и!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж плам я жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди… Стилистические фигуры

Слайд 10

8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; - ассонанс - повторение гласных; - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди… Поэтическая фонетика

Слайд 11

10. Литературное направление: романтизм , реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д. Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди… 9. Образ лирического героя, авторское "Я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа, - автор играет какую-то роль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол как часть речи не с глаголами

Слайд 2

Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул , пыль летит ... Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит .. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам... Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Как и любая самостоятельная часть речи, глаголы имеют постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Слайд 3

Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной школы 1.. Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет. 1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. 2.Глаголы изменяются только по временам. 3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам. 4.Глаголы изменяются по падежам. 5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. Ведро дало течь , и вода стала течь . Мама стала печь пироги, а сын на печь залез. Снежное покрывало покрывало все поле. Ветер стих . Я прочитал стих . Мы получили хорошие вести . Надо вести брата в садик.

Слайд 4

несовершенного вида совершенного вида 0 Что делать? Что сделать? В озвратность . Возвратными называются глаголы, в которых есть возвратный суффикс (постфикс) -ся (-сь) . Глаголы, в которых нет суффикса (постфикса) -ся (-сь) называются невозвратными . Спряжение: Глаголы 1-го спряжения имеют личные окончания: –у(–ю), –ешь(–ёшь), –ет(–ёт), –ем(–ём), –ете(–ёте), –ут(–ют). Глаголы 2-го спряжения имеют личные окончания: –у(–ю), –ишь, –ит, –им, –ите, –ат(–ят). Постоянные признаки глагола ВИД Ко 2-му спряжению относятся: все глаголы на – и ть (кроме брить , стелить ); 7 глаголов на – е ть: терпеть, вертеть, обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть, смотреть (а также глаголы, образованные от данных приставочным способом: посмотреть, увидеть, вытерпеть и т. д.) 4 глагола на – а ть: гнать, держать, дышать и слышать (а также глаголы, образованные от данных приставочным способом: выгнать, задержать и т. д.).

Слайд 5

Ч астица не с глаголами пишется раздельно . Исключение: пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без не . Распределите глаголы на две группы: 1) пишутся с не раздельно, 2) пишутся с не слитно. Глаголы: (не)годовать, (не)разговаривать, (не)прилетели, (не)сдобровать, (не)растаял, (не)взлюбила, (не)знала, (не)приготовил, (не)доумевал, (не)подсказывай, (не)догнали.

Слайд 6

Неопределенная форма глагола Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами) На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? Выпишите глаголы н.ф среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме. Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь. - Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их. - На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? - Имеют окончания: - ти, - ть и оканчиваются на - чь Такие глаголы имеют 3 названия Начальная форма Неопределённая форма глагола Инфинитив Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?

Слайд 7

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, могу…, сбере…, испе…, ту…, пересе…, тка…, певу…, остри…, стере…, проже…, но…, кума…, вра…, мело…, обже…, гра…, бога…, зада…, запря…, треску…, паху… . 3 лицо ед.ч. мн.ч неопределенная форма Что делае т ? Что дела ть ? Что сделае т ? Что сдела ть ? броси тся броси ться нрави тся нрави ться удиви тся удиви ться верну тся верну ться Правописание ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складыват(?)ся. Закрывают(?)ся водяные лилии. Вечереет, приближает(?)ся ночь. У некоторых растений готовят(?)ся ко сну и листья. А утром они обязательно проснут(?)ся, раскроют(?)ся навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзывают(?)ся на смену дня и ночи.

Слайд 8

Буквы Е - И в корне (чередование) РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ -ТЕР - -ТИР- - БЕР- - БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ- 1. Выделяю в слове (корень). 2. Ставлю (знак ударения). 3. Нахожу (безударную гласную в корне) 4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И) 5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 6. Если (есть суффикс А, пишу И), если (нет – Е) З АП_РАТЬ, УБ_РАТЬ, БЛ_СТЕТЬ , ЗАМ_РЕТЬ, УД_РАТЬ ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ