Для Вас, Педагоги!

Рейн Анна Андреевна

Предварительный просмотр:

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности

Несовершенства речевого дыхания, которые наблюдаются у дошкольников, и приводят к задержке речевого развития.

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).

4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».

5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.параметры правильного ротового выдоха:

Техника выполнения упражнений:

  • глубокий вдох через нос — продолжительный и плавный выдох через рот
  • плечи не поднимать
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
  • упражнения проводятся ежедневно в хорошо проветриваемом помещении.

Но при проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому игры должны ограничиваться по времени - 3-5 минут в день с перерывами на отдых.

 Так, например:

дети 2-3 лет играют 1-2 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3).

дети 3-4 лет могут заниматься по 2-3 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).

дети 4-6лет - длительность игры составляет – 3-5 минут (количество слов 4-6).

дети 6-7 лет – могут играть по 4-6 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).

Очень осторожно нужно проводить дыхательные упражнения детям с органическим поражением мозга, эпилепсией, астмой и др. заболеваниями согласно рекомендаций врача.

Примерные упражнения на развитие речевого дыхания.

Упражнения для развития ротового выдоха.

  1. «Забей мяч в ворота»

      Оборудование:ворота шириной 10 и 15 см(их можно  заменить кубиками);табло с      

      вставляющимися  в него цифрами или красними кружками; мячик – ватный шарик.

       На противоположный от ребенка  край стола ставятся ворота, рядом с ними – табло. Ребенок    

       приседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор , пока он не попадет в ворота.

       Если это удается, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра.Для

      усложнения игры ставятся более узкие ворота.

                          C:\Users\Саша\Desktop\фото на развитие речевого дыхания\IMG_20170212_201607_3.jpg

  1. «Листопад» ,  «Снегопад»

   Оборудование: на каждого ребенка пластмассовая бутылка, наполненная мелкими разноцветными листьями и снежинками из бумаги; пластмассовые трубочки для коктейля.

Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить ее в бутылку, вдохнуть носом и медленно выдохнуть в трубочку.

                             C:\Users\Саша\Desktop\фото на развитие речевого дыхания\detsad-95849-1422090325.jpgC:\Users\Саша\Desktop\фото на развитие речевого дыхания\IMG_20170212_201617_0.jpg

  1. «Сдуй  снежинку», «Сдуй кляксу», «Лети стрекоза»

Оборудование: варежка из картона; к ней прикрепленная на ниточке снежинка из бумаги. Свинка из картона; к ней прикрепленная на ниточке клякла из бумаги.

Ребенок берет варежку или свинку, подносит к орту и дует, Повторить 4-5 раз.При этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох и щеки не надуваються.

C:\Users\Саша\Desktop\фото на развитие речевого дыхания\IMG_20170214_142912.jpg

C:\Users\Саша\Desktop\фото на развитие речевого дыхания\13b53e28.jpg                                                           http://rostovmama.ru/upload/000/u2/391/0b9d3f62.jpg

  1. «Гарячий чай»

  Оборудование: плоскотное изображение чашки из картона; к ней прикреплены узкие полоски  

  из бумаги (пар).

  Ребенок берет чашку, подносит ко рту и дует на пар, остужая чай.При этом следить, чтобы  

  ребенок сделал длительный плавный выдох и щеки  не надуваються.

                                                                               C:\Users\Саша\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0704.jpg

                              Упражнения для развития речевого дыхания

  1. «Катание с горки»

И.п. : о.с. 1 – сед, руки вытянуть вперед (вдох); 2 – на выдохепроизносить: «У-у-у-у-х!!. Повторить 3-4 раза.

  1. «Дождик»

И.п.: о.с. 1- попеременновыставлять пряме руки вперед – «ловить капли» (вдох);

2 – на выдохепроизносить : «Кап- кап-кап!»; 3 –попеременновыставлять пряме руки – «ловяткапли» (вдох); 4 – на выдохепроизносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.

  1. «Улетают птицы»

              И.п.: ноги слегкарасставлены, руки опущены. 1 – глибокий вдох; 2 – медленный выдох,

              произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза

  1. «Самовар кипит»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- вдох носом; 2 – на выдохепроизносить: «Пыхчу!Пыхчу!». Повторить 3-4 раза

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речового дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР – органов!

МАДОУ "Детский сад №2 общеразвивающего вида" с. Койгородок

       Памятка для воспитателей

    «Развитие речевого дыхания»

                               http://audiofederation.com/wp-content/uploads/2014/11/bubbles-HiRes.jpg

             



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ - АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

   Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

   Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Артикуляционная гимнастика может проводиться:

 * Фронтально (с группой), общеразвивающие упражнения;

 * Индивидуально;

 * Подгруппой (3-4 человека), упражнения на определённый звук.

 В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

 К статическим относятся:

- «улыбка»,

- «трубочка»,

- «окошко»,

- «лопатка»,

- «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.

 Динамические упражнения:

- «улыбка-трубочка»,

- «качели»,

- «маятник»,

-«лопатка-иголка».

Важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а  качество их выполнения.

 Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:

  1. Учет нормальной артикуляции нарушенного звука;
  2. Учет конкретной формы нарушенного произношения;
  3. Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.

 Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

  • губ,
  • нижней челюсти,
  • языка,
  • мягкого нёба,
  • мимической мускулатуры (щёк).

  А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

  • для заднеязычных звуков;
  • для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;
  • для губных звуков;
  • для свистящих звуков;
  • для шипящих звуков;
  • для сонорных звуков;
  • для мягких звуков;
  • для звонких звуков.

Данные комплексы предлагают при подгрупповой или индивидуальной работе.

 Артикуляционная гимнастика

   Перед началом артикуляционной гимнастики желательно провести самомассаж лица. 
Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. В группах детского сада - после общей зарядки перед завтраком. Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.

   Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые  руки и лицо .

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов,
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции.

  Артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя перед зеркалом, чтобы визуально контролировать выполнение упражнений. Здесь мы приводим комплекс универсальных упражнений для губ и языка, которые выполняются при нарушении основных групп звуков.
1.
«Улыбка» («заборчик»)
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
2.
«Трубочка» («хоботок»)
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2. 
3. 
«Накажем непослушный язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..» . Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед  – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.

4. 
«Чистим зубы снаружи»
Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны  верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

5. 
«Покусаем язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад. Это упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.

6
. «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

7. 
«Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить»  нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен. Упражнение полезно при межзубном сигматизме. При этом полезно использовать вестибулярную пластинку с заслонкой.

8. 
«Катушка»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Рекомендуют при подготовке языка к постановке свистящих звуков.

9. 
«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение 10 «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. Рекомендуется в период подготовки языка к постановке шипящих и соноров.

10. 
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения  направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна. Упражнение помогает в подготовке к постановке шипящих и соноров.

11
. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка  двигается у верхних альвеол. Упражнение хорошо вырабатывает подъем языка вверх для шипящих и соноров.

12. «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.

13. 
«Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.  Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий  Р. 

14. 
«Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

15. 
«Грибок»
 Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если  так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.

16. 
«Гармошка»
Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).  Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку.

17. 
«Кучер»
Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами. Наденьте маску. Ребенок здорово плюется во время выполнения этого, подготовительного к звуку Р, упражнения. 

18
. «Иголочка»
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10. 

19
.  «Индюк» («болтушка»)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»

20. 
«Качели»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за  нижние зубы (с внутренней стороны)  и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок». Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками.

21. «Пароход»
Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: « ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец!  Это упражнение является базовым для постановки звука Л.

Вывод:

  • Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.



Предварительный просмотр:


Консультация для педагогов

тема: «Роль воспитателя в становлении речи детей»

                      Роль воспитателя в становлении речи детей
         Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.

Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли.

Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

Здесь можно слышать различные ошибки. Педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне «велела» невежливо; велеть — значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу...»

Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести педсовет в октябре месяце». Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяц и.т.д.

Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Не форсирую ли я звук, когда обращаюсь к детям? Может ли служить моя речь образцом для ребят?

Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий.


           В наше время, мы постоянно встречаемся с новыми понятиями и словами, обозначающими их. Например: новое мышление, перестройка, человеческий фактор, аэробус, альтернатива, видеозапись и т.д. А некоторые уже имеющиеся в нашем языке слова приобретают новое, дополнительное значение золото (о золотой медали за победу на конкурсе или спортивных соревнованиях), головной (ведущий в ряду, в группе) и т. д.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.

Звуковая культура речи... Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) — следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.

Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся «Масква», «пайду», «вада», «акно», «вална».

Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение.

Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство.

Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса.

Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.

Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.

Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например, форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.

Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:  фразовые и логические ударения;  паузы;  движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи.

Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Внешние проявления воспитателя должны соответствовать его душевным побуждениям, быть выразительны и одновременно сдержанны.

Высказанное положение имеет прямое отношение к общению с родителями воспитанников, коллегами. Недопустимо вести разговор второпях, «через плечо», смотреть мимо собеседника, с мимикой равнодушия или высокомерия.

Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно.

Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность.

Не менее важно для воспитателя умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков — писателей и поэтов.
           Например, стараясь привлечь внимание ребят к красоте заснеженной березы, что стоит перед окном групповой комнаты, воспитатель вспоминает вслух четверостишие из стихотворения С. Есенина «Белая береза»:                          Белая береза                                                                                                                Под моим окном                                                                                       Принакрылась снегом,                                                                                            Точно серебром.

Учить на лучших образцах родного языка — одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. Педагог — активный пропагандист и поборник чистоты родного слова. Он проявляет нетерпимость к тем, кто опошляет и загрязняет наш язык.

Для пропаганды чистоты речи он может использовать индивидуальные и групповые беседы с родителями, семинары, практикумы, лекции на родительском всеобуче. Темы их могут быть самыми разнообразными: «Развитие мышления и речи у дошкольников», «Как и о чем мы разговариваем с ребенком», «Рассказывают дети», «Что и как читать, рассказывать, разучивать с ребенком дома», «Осторожно: дети вслушиваются», «Культура речи взрослых — пример для маленьких» и др. Многие из обсуждаемых тем могут быть проиллюстрированы выступлениями воспитанников детского сада, магнитофонными записями детских высказываний, бесед и занятий по родному языку и т. д.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.




Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.

Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего разнообразия значений слов развивается у ребенка на протяжении многих лет. Следует знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой ситуацией способствует формированию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Слово усваивается детьми быстрее, если обучение употреблению этого слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.

В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит в следующее семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая - пушистая, растет - опадает. Это же слово в значении «игла для шитья» входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т.д.

Главные задании словарной работы - обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Работа с детьми над синонимами (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с работой по усвоению тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.д.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).

Работа над антонимами (слова с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова (старый дом - ветхий, старое платье - рваное, старый друг - давний).

Многозначность слова дошкольникам показывают на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка).

Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какое значение того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий - составление словосочетаний, затем предложений и в конечном итоге использование слов в связном тексте.

В процессе словарной работы (и в процессе решения других задач) необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. В словарной работе надо учитывать:

1) тематический принцип организации лексики;

2) семантический аспект (ознакомление ребенка со значением слова);

3) ассоциативный метод объединения слов.

Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Вторая младшая группа

В младших группах основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

Дети младшего возраста еще не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы. Чтобы научить их соотносить предмет со словом, его обозначающим, важно чаще ставить вопросы типа: «что это?», давать задания: принеси то - то.

В данной возрастной группе основной является, конечно, задача количественного накопления словаря, которая решается не только на занятиях по развитию речи, но и во всех других видах деятельности.

Наряду с этим следует иметь в виду и решение задач качественного накопления словаря, привлечения внимания детей не только к правильному называнию предметов, но и их качеств, свойств и действий, то есть задач активизации в речи ребенка, помимо имен существительных и имен прилагательных и глаголов. С этой целью чаще следует задавать вопросы: «какой?», «что можно делать?», «что делает?». Например, при рассматривании игрушек воспитатель говорит: «Лена, покажи большой мяч. Какой мяч? (Прилагательное повторяют 2-3 ребенка.) А какой по цвету мяч? (Вопрос также адресуется двум - трем детям поочередно.) А это какой мяч?» (Маленький.) Следующие вопросы направлены на активизацию глаголов: «Что вы делаете с мячом? Как с ним можно играть?» Можно предложить детям сравнить предметы, называя самые разные качества. Конечно, на первых занятиях малыши не всегда могут самостоятельно назвать какие-то качества, действия, и тут им помогает воспитатель. Но обязательно надо побуждать детей к повторению, для того чтобы нужные слова включились в активный словарь. Аналогичные вопросы ставят и при рассматривании картин.

Такие лексические упражнения важны не только для решения задач накопления словаря, но и для того, чтобы ребенок мог использовать освоенный речевой материал в целях построения простейших высказываний.

В этой группе словарная работа проводится с широким использованием наглядности (игрушки, картины). Большую роль играет и речь воспитателя, как один из важных источников обогащения детской речи. Освоению обобщающих понятий служат игры, для которых подбирают предметы одной родовой категории (игрушки, кукольная посуда, одежда). Например, в игровой ситуации дети рассматривают куклу, рассказывают, что они делают: собирают Катю на прогулку, надевают на нее пальто, шапочку и др. В заключение воспитатель говорит: «Вот мы и собрали куклу на прогулку. Какую одежду мы на нее надели?» (дети повторяют названию отдельных предметов.)

Средняя группа

С воспитанниками средней группы ведется работа по расширению их активного словаря путем постоянного и целенаправленного введения новых слов в процессе различных видов деятельности. Для того чтобы ребенок правильно понимал употребляемые им слова, педагог углубляет его знания и представления об окружающем мире.

В процессе непосредственно образовательной деятельности большое место отводится выделению в предметах свойств, качеств, деталей и правильному обозначению их соответствующими словами.

Постепенно детей знакомят со словами, имеющими противоположное значение. С этой целью можно сравнивать свойства игрушек, предметов. Так как дети пятого года жизни чаще всего не могут подобрать нужные слова для противопоставления, педагог использует подсказывающие вопросы: «У Танечки волосы темные, а у Марины…?» или «У Марины волосы темные и длинные, а у Тани светлые и…?» При рассматривании картины, на которой изображены петух, куры, цыплята, для нахождения слов с противоположным значением задают вопросы типа: «Петух сильный, а цыплята…?» и т.п.

В обучении дошкольников этого возраста все еще значительное место занимает наглядность, однако теперь следует больше, чем в младших группах, использовать дидактические игры, лексические упражнения (в зависимости от уровня речевого развития детей). Например, для активизации глаголов полезны упражнения на подбор действий к предмету («Для чего нужен утюг?», «Что можно делать веником?», «Для чего нужна лейка?» и т.п.), упражнение «Кто что делает?» (ребенок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» - мяукает, мурлычет, подпрыгивает, играет, лакает молоко и т.п.).

Педагог учит воспитанников употреблять обобщающие слова (существительные с собирательным значением). У детей уже накоплено достаточно знаний об отдельных предметах, входящих в родовую категорию (одежда, мебель, посуда), поэтому ребенок начинает использовать в своей речи такие слова самостоятельно. Для упорядочения знаний об отдельных предметах, активизации слов, их обозначающих, модно задавать вопросы типа: «Какая мебель стоит у вас дома?», «Какая одежда надета на вас?», «Как это можно назвать одним словом?» и т.п.

Для формирования умения обозначать качества и свойства предметов, игрушек с помощью прилагательных целесообразен прием сравнения. Например, показывая детям двух кукол, воспитатель спрашивает: «Что у них одинаковое, а чем они различаются?» Дети рассматривают игрушки и определяют сходство и различие: цвет глаз, волос, детализируются прилагательные, которые делают ее более выразительной, интересной. Для того чтобы усвоенные слова не были пассивным достоянием ребенка, необходимо создавать условия для их частого употребления и следить за правильностью их сочетания по смыслу. Особенно тесно словарная работа переплетается с формированием у детей навыков связной речи.

Старшая группа

В словарной работе большое место занимает непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающими миром), различные наблюдения, экскурсии, в ходе которых приобретенные детьми знания и представления находят свое выражение в точном названии (обозначении) тех или иных предметов и явлений, их качеств, взаимосвязей. Однако необходима и специальная работа над словарем в процессе образовательной деятельности по образовательной области »Речевое развитие».

Наряду с обогащением словаря особое внимание следует уделять качественному совершенствованию детской лексики, расширению словарного запаса слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы), формированию умения выбирать наиболее уместные для того или иного высказывания слова.

Работа над синонимами способствует усвоению разных значений слова, приучает к точному его употреблению, позволяет избегать неоправданного повторения одних и тех же слов.

Важное место в обогащении словаря занимает работа над антонимами, которая полезна тем, что приучает ребенка сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным признакам, величине, цвету, весу и т.п.

Задания на подбор синонимов и антонимов, включенные в занятия, проводятся в форме упражнений (по 5-7 минут). На первых занятиях при подборе антонимов используют подсказывающие вопросы типа: лиса большая и сильная, а лисенок? (Маленький и слабый.) На последующих занятиях, например, при сравнении посуды, значительное внимание уделяют усвоению значений и правильному употреблению антонимических пар, таких, как глубокая - мелкая, высокая - низкая.

После пересказов, рассказывания по картине детям предлагаются вопросы, побуждающие к подбору синонимов. Например, после пересказа рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки» можно задать следующие вопросы: какое настроение было у мамы, когда она увидела, что ее дочка жива? (Радостное, довольное, веселое.) А до этого мама плакала… Как сказать по-другому, какое у нее было настроение? (Она была огорчена, расстроена, печальна.) Для активизации глаголов с близким значением задают аналогичные вопросы, например: завидев охотника, лиса убегает. Как можно сказать по-другому, что она делает? (Уносит ноги, летит стрелой, мчится.)

Для активизации в речи прилагательных и глаголов, формирования умения выбирать более точные слова можно использовать специальные речевые ситуации. Например, воспитатель спрашивает: «Если часто идет дождь, небо затянуто тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она? (Пасмурная, дождливая, холодная.) А если осенью голубое небо, светит солнце, еще тепло, на деревьях желтые и красные листья, то как можно сказать по осень, какая она?» (Солнечная, ясная, ранняя, золотая).

На данном этапе происходит дальнейшее углубление и уточнение представлений детей об одном и том же предмете, его деталях, назначении; в словарь ребенка вводят слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло). В этих целях эффективен прием сравнения предметов одного и того же наименования. Умение сопоставлять различные и сходные признаки важно и для формирования процесса обобщения.

Подготовительная к школе группа

Основными задачами словарной работы являются обогащение словаря, его закрепление и уточнение, активизация. Все эти задачи взаимосвязаны. Однако в старшем дошкольном возрасте, когда накоплен в основном достаточный запас слов, задача уточнения и активизации словаря выступает как ведущая. В словарной работе важно не только увеличивать объем пассивного словаря, то есть количество понимаемых ребенком слов, но и активизировать употребление ребенком как можно большего числа разнообразных слов в его собственной речи. Только при этом условии будет совершенствоваться умение полно и точно выражать свои мысли, повысится эффективность речевого общения.

Особенность программы словарной работы заключается в том, что она, по существу, связана со всеми видами деятельности ребенка. Большое значение для развития словаря (и, прежде всего, его накопления) приобретают на этом этапе непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающими миром), различного рода экскурсии, где дети усваивают новые знания, уточняют полученные ранее представления, где они овладевают умением точно называть явления, предметы, их качества и свойства, действия. Вся эта работа является необходимой предпосылкой для словарной работы, которая проводится на специальных речевых, в том числе логопедических занятиях.

Эти занятия имеют следующие основные направления:

уточнение понимания смысла известных детям слов;

расширение запаса синонимов и антонимов;

активизация употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формирование умения правильно сочетать слова во фразах по смыслу.

Решение данных задач осуществляется в основном в форме лексических упражнений. Рекомендуется шире использовать словесные дидактические игры на уточнение, систематизацию и активизацию словаря, формирование умения правильно употреблять слова.

В подготовительной группе наряду с наглядными методами большой удельный вес имеют методы, опирающиеся на словесные объяснения. Значительное место уделяется такому приему работы, как вопрос. Ставя перед детьми те или иные вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения заданий, а учит обобщать, выделять главное, рассуждать. Вопросы типа: «Можно ли так сказать?» и др. воспитывают у ребенка внимание, интерес к слову, потребность в правильном его использовании. При этом взрослому не следует спешить со своей оценкой. Пусть дети подумают, не спеша, обсудят, какой ответ был правильнее. В ответ на вопрос: «Почему ты думаешь, что так можно сказать?» или «Скажи детям, как ты это понимаешь?» и т.п. как можно больше детей должны иметь возможность высказать свое мнение.

Наибольшую трудность для детей могут представлять задания на подбор синонимов (слов, разных по звучанию, но имеющих одинаковое или близкое значение) и антонимов (слов, противоположных по значению). Но это только на первых порах, пока дошкольники не усвоят смысл задания, сформулированного примерно так: «Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или: «Подберите к слову веселый слова, противоположные по смыслу».

Если детей затрудняет выполнение этого задания, воспитатель сам называет нужные слова. Например: «Заяц трусливый. Как можно про него сказать по-другому? Можно сказать боязливый?.. А пугливый можно сказать про зайца?... Да, про зайца можно сказать, что он трусливый, боязливый, пугливый. Это слова, близкие по смыслу, слова - друзья».

Работа над синонимами способствует усвоению различных значений одного и того же слова, приучает выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторения одних и тех же слов. Воспитатель обращает внимание детей на то, как интересно узнавать разные значения одного и того же слова.

Упражняя дошкольников в подборе синонимов, им предлагают словосочетания с одним и тем же многозначным словом, например: снег идет, человек идет. Дети должны заменить в данных словосочетаниях слово идет близким по смыслу.

Такого рода упражнения способствуют не только совершенствованию навыков подбора синонимов, но и в конечном итоге усвоению разных значений многозначного слова.

При выполнении заданий на подбор антонимов дети часто отвечают тем же словом с частицей НЕ- (глубокий - неглубокий, падать - не падать). Воспитатель замечает, что так сказать можно, но побуждает назвать и другие слова.

Для уточнения понимания слов, противоположных по смыслу, полезны и задания ответить на вопросы типа: «Что бывает глубоким? А что бывает мелким?», «Что может быть трудным? А что может быть легким?» и т.п. Такие упражнения также очень важны для раскрытия детям значений многозначных слов (глубокий колодец глубокая река, глубокая осень; легкий груз, легкая задача, легкий ветерок и т.п.)

Конечно, время, которое отводится на словарную работу на занятиях, недостаточно для практического усвоения языка, поэтому надо шире использовать моменты повседневной жизни. Она предоставляет большие возможности для закрепления речевых навыков и умений, приобретенных детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. Прежде всего, вне образовательной деятельности необходимо создавать условия для речевой активности каждого ребенка (особенно тех детей, у которых речь бедна, однообразна). Педагогу следует находить время для индивидуальных разговоров с воспитанниками, обращать внимание на правильное и разнообразное использование детьми слов, следить за их правильным употреблением.

Например, на прогулке достаточно 10 минут для проведения словесной дидактической игры. Чаще нужно задавать вопросы на активизацию прилагательных типа: «Какое небо?», «Какая погода?» и др. Такие вопросы побуждают детей не только выделять качества, свойства различных объектов окружающего мира, но и подбирать образные определения.