Консультации для родителей

Павлова Наталья Юрьевна

В консультациях для родителей раскрыты  особенности речевого развития детей, а так же  представлены  игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи детей в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I Игры на кухне.

1.Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  • "Помогаю маме".

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

  • "Волшебные палочки".

Дайте малышу счетные палочки или спички ( с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы или узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

2.Игры на обогащение словаря ребенка.

  • "Давай искать на кухне слова".

Какие слова можно "вынуть" из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и т.д.

  • "Угадайка"

"Давай вспомним "вкусные " слова и угостим друг друга. Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие", "кислые", "соленые", "горькие" слова.

3.Игровые упражнения на развитие грамматического строя речи.

  • "Приготовим сок".

"Из яблок сок ... (яблочный), из груш... ( грушевый), из слив... ( сливовый), из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.

  • "Приготовим суп".

" Из картофеля суп... ( картофельный), из грибов... ( грибной), из рыбы... ( рыбный), из курицы, фасоли и т.д.

II "Мастерская Золушки".

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

  • "Узоры из пуговиц".

   Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

  • "Панно".

Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Их можно пришивать ( с Вашей помощью), а можно укрепить на тонком слое пластилина ( без Вашей помощи).

  • "Картинки из кнопок".

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки ( в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный картон.

III "По дороге из детского сада ( в детский сад)".

  • "Я заметил".

"Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик- он синий. Я заметил кошку- она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

  • "Волшебные очки".

"Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все вокруг становится красным ( синим, зеленым и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало? Красные сапоги, красный мяч, красная машина, красный нос и пр.

IV "В свободную минутку".

1.Игровые упражнения на слоговую структуру слов.

  • "Перепутаница".

"Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, как рассыпались и перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и пр.

2.Игра на обогащение словаря ребенка.

  • "Доскажи словечко".

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например, ворона каркает, а воробей...(чирикает). Сова летает, а заяц...(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади...(жеребенок) и т.п.

3.Игра на обогащение грамматического строя речи.

  • "Упрямые слова".

Расскажите ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, пальто, кино, пианино, метро и др.). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло и все надели пальто. И т.п." Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

4.Звуковые игры.

  • "Игра с мячом".

"Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук [ ж ].

Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, книга и т.д."

  • "Лягушка".

Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, о, а, ы... "Будешь прыгать, как лягушка, если вдруг услышишь [ а ], на другие звуки просто опускаешь низко руки". По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

V Традиционные игры.

По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру "Я дарю тебе словечко".

Цель: Расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов.

Один раз в неделю, например, в выходной день, родители "дарят" ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: "весенние" (капель, проталина, наст...), "сладкие" (мармелад, щербет, джем, грильяж...), "тяжелые" (гиря, штанга...), "легкие" (пух, снежинка, облака, перышко...) и т.п.Традиция  "Я дарю тебе словечко" продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети "приносят" в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне - имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку и проводят разнообразные игры. Например. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель (логопед) зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: воспитатель (логопед) по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), который правильно называет слово, получает фишку.



Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 5 года жизни. 

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и  богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

    Увеличение словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи и др.)

   В речи детей среднего возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

   Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки

    Высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, ребенок затрудняется одновременно следить и за грамматической формой изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании каждого из простых предложений, входящих в состав сложного.

      У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании  слов и нередко сам подбирает пары слов: Маша-каша, Миша-Гриша. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные двустишия. Такое стремление требует всякого поощрения со стороны взрослых, т. к. оно развивает речевой слух.

    На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения более сложных звуков.

     В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение:  исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д; исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, свистящими  С, З, Ц.

 Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л, Р.

    Дети отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют в словах ударение.

     На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на заданный звук.

      Значительно расширяются возможности детей в использовании своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения..

 

  Чтобы речь развивалась в соответствии с возрастом, необходимо чтобы взрослые общались с детьми, дети должны слышать речь. Речь взрослого является образцом для ребенка, она должна быть спокойная, неторопливая, содержательная.

 

 Формирование речи идет по нескольким направлениям:

Развитие словаря, фразы:

 - называние предметов по различным лексическим темам: овощи, фрукты, одежда, животные, птицы, зима, посуда.  Называние деталей этих предметов. Машина – кузов, кабина и т. д.  Не просто  рубашка, а петля, воротник манжеты, рукава.

 - называние действий по этим темам (Фрукты: растут, созревают, поливают, срывают…)

 - называние признаков предметов (красный, круглый, сладкий, мягкий, гладкий, спелый..)

 - составление предложений по демонстрируемым действиям, по картинке, по представлениям.

 

Развитие грамматического строя речи

- ум.-ласк. суффиксы (домик, куколка, платьице)

- мн. ч. И. П. сущ – х (дом – дома, зеркало – зеркала, перо – перья)

 - Р.п. мн. ч.  (Стулья – много стульев, медведь – много медведей). Следует обращать внимание детей на окончания слов.

 - изменение сущ-х по падежам. Это мяч. Нет мяча. Играю мячем. Подошел к мячу. Акцентируем внимание на окончаниях слов.  

 

   Воспитанию чистой и правильной речи у детей способствует   развитие   речевого слуха. Используют такие игры. «Едят или не едят?»  (взрослый называет вперемешку продукты питания и предметы, которые есть нельзя -капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит название продуктов питания),  «Можно ездить или нет» (взрослый называет средства передвижения и другие предметы -санки, самолет, стул, сапог, автобус, сок, а ребенок говорит, можно ездить или нет), отгадывание загадок, договаривание строчек стихов - «Зайку бросила… (хозяйка), «Найди ошибку» (взрослый называет правильные и неправильные действия, например,  «лошадь пищит, ежик летает, собака лает, кошка мяукает, корова рычит», а ребенок исправляет ошибочные высказывания).  

  Подготовка детей среднего возраста к обучению в школе заключается не в изучении букв и упражнении в чтении, а в развитии фонематического слуха, т. е. в умении услышать звук на фоне слова, выделить звук из слова и т. д. Чтобы правильно произнести звук «С» в речи, сначала надо научиться слышать его.

     Можно использовать такие игры:

   «Найди игрушки (предметы, картинки) в названии которых есть звук «С» (Сь, З, Зь, Ц, Ш…)».  Ребенок повторяет за взрослым слово, выделяя голосом заданный звук, например, сссобака, ссслон, ссскакалка, мяч, кубик и отбирает те игрушки, в названии которых есть звук «С».

    Или «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «З». Взрослый медленно произносит слово, чтобы ребенок мог услышать каждый звук: зайка, мышка, замок, зонт, машина.

   «Скажи как я». Взрослый произносит слово, выделяя какой-то звук, например, мммышь, соммм, комммок, а ребенок также повторяет.

   «Найди предмет». Ребенку предлагают посмотреть вокруг и найти предметы на определенный звук. (стакан, сумка, совок, стол..)

   «Какой звук потерялся?»   (взрослый читает стихотворение, в одном или в нескольких словах пропуская звук, например, «Подготовлен …амолет, он отправится в полет», а ребенок должен правильно произнести слово с пропущенным звуком).

                                                  



Предварительный просмотр:

                                                                             Учитель-логопед МАОУ « ЦО № 1»            

                                                                                  Павлова Н.Ю.

 

 

Консультация для родителей

 Артикуляционная гимнастика для звуков Р, РЬ.

«Как научить ребенка говорить [Р]? Даст ли эффект проведение дома артикуляционной гимнастики для звука [Р]? Что делать, если ребенок никак не может научиться говорить этот звук, хотя другие звуки давно уже произносит правильно?», — эти вопросы волнуют многих мам и бабушек.

 Выход из ситуации есть! Но помогать ребенку выговорить звук [Р] должен не только логопед, но и родители. Главное – использовать правильные и эффективные способы помощи ребенку.

Перед началом занятий — мамам на заметку:

  • Иногда мамы спрашивают: «Как научить ребенка говорить букву Р? Как научить выговаривать все буквы?» Сразу же хочу уточнить. Буквы мы пишем, а звук говорим. А это значит, что мы учим ребенка произносить звук, а не букву. Поэтому сразу же лучше взрослым давать задания малышу грамотно: «Произнеси звук…», но «Напиши букву…».  Это поможет малышу научиться отличать понятия «звук» и «буква», что ему очень пригодится в первом классе.
  • Главное – занятия с дошкольником ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЕМУ ИНТЕРЕСНЫ!!! А поэтому мы будем играть с ним! Для ребенка – это увлекательная игра, а для нас – обучающее занятие.
  • Очень важно заниматься с малышом ежедневно, т.к. для появления и автоматизации звука нужно постоянное повторение.

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки речевого аппарата к произнесению звуков [Р], [РЬ]. Артикуляционная гимнастика поможет придать языку гибкость, подвижность, научит правильной подаче струи воздуха и заложит основы для дальнейшего правильного произнесения звуков.

1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – верхом на лошадях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья).

2. «Индюк». Какие домашние птицы живут на птичьем дворе? (Выслушайте предположения ребенка). На нашем птичьем дворе живут курицы, утки, гуси а еще – индюки!!! Которые говорят вот так!!! (даём образец выполнения артикуляционного упражнения – быстрое выбрасывание языка между зубами и губами наружу – получается звук похожий на «бл-бл-бл»). А ты так сможешь? (Ребенок пробует подражать индюку).

Если ребенку трудно выполнить упражнение, то предложите ему приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе – вверх – вниз (погладить верхнюю губу). Нужно стараться не отрывать язык от губы. Также следите, чтобы язык «облизывал» верхнюю губу, а не делал движения из стороны в сторону. Сначала выполняются медленные движения, потом темп постепенно убыстряется и добавляется голос, пока не послышится разговор индюка – блблбл.

3. «Прыжки». Для проведения этого упражнения руки ребенка должны быть чистыми. Вам понадобится зеркало. Давай зайдем в дом! А в доме живёт. Догадался кто? (заинтриговать ребенка, выслушать его предположения). В нём живёт Весёлый Язычок! И его домик называется – рот! Он очень любит… прыгать!!! И прыгает он до потолка! Посмотри в зеркало и открой ротик. Найди, где в доме Язычка пол, а где потолок (ребенок находит нёбо-потолок). А на потолке есть бугорки внутри рта за зубами. Попробуй пальчиком их найти (ребенок пальчиком находит альвеолы за зубами, термин «альвеолы» ребенку не говорится). Многим детям нравится, когда альвеолы-бугорки называют «диванчики на потолке», и они смеются тому, как необычно устроен дом Язычка – даже мебель у него не на полу, а на потолке!!! А теперь Веселый Язычок начинает прыгать от пола до «диванчиков на потолке» т.е. щелкать по альвеолам. Обратите внимание – язык должен быть именно на бугорках – «диванчиках», а не за зубами.

4. Упражнение «Кучер». Быстро скачет наша лошадка. Как её остановить? Ты знаешь, кто такой кучер? Как он останавливает лошадь? Он говорит «тпр». Попробуешь остановить лошадку? При произношении губного [Р] губы вибрируют, звук получается глухим.

5.Упражнение «Блинчик». Как же мы проголодались. Давай покушаем блинчики.

Маме на заметку: Произношение звука [Р] требует, чтобы передний край языка был широким. Но многие детям это трудно сделать, их язык всегда узкий. Для того, чтобы помочь ребенку научиться делать язык широким и служит это упражнение.

Взрослый показывает перед зеркалом, как широкий язычок лежит на нижней губе. «Сделай язычок блинчиком, пусть он лежит на тарелке».

Если всё равно ребенку трудно выполнить упражнение, то тогда взрослый предлагает положить язык на нижнюю губу и пошлёпать язычок губами, чтобы он стал ровным. При этом получается звук «пя-пя-пя», и язык ребенка без всяких усилий становится широким. Во время всего упражнения язык спокойно лежит на нижней губе. Вот какой блинчик, теперь он готов. Давай его положим на тарелку. Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу.

6.Упражнение «Любопытный язычок». Устал язычок и решил в свой домик – рот – спрятаться. Покажи, какой язычок стал широкий. И теперь широкий язычок медленно подними вверх и отодвинь за зубы вглубь рта (широкий язык поставить за зубы на альвеолы – «бугорки»). Отдохнул язычок в домике и снова  решил выглянуть из домика. Ребенок снова плавно выводит широкий язык на верхнюю губу. Мимо собака бежала, испугался язычок и спрятался снова в дом (медленно убираем широкий язык за зубы). Убежала собака, язычок вышел из домика – плавно выводим широкий язык на верхнюю губу.

При выполнении этого упражнения губы должны быть в улыбке. Просто попросите ребенка улыбаться Вам и веселому язычку!

7. Упражнение «Барабанщик». Любит наш язычок барабанить. Предложите ребенку побарабанить кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком д (д-д-д…). При этом губы в улыбке, а широкий передний край языка находится за верхними зубами. Нижняя челюсть неподвижна.

Давай проверим, громко ли барабанит наш язычок. Поднесите полоску бумаги ко рту ребенка – при правильном выполнении упражнения она будет колебаться при каждом ударе языка.

8.Упражнение «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).

9.Упражнение «Заведи мотор». Такое название очень любят мальчики. Можете придумать своё название артикуляционного упражнения. Для звука [Р] характерна вибрация языка, и чтобы ее получить мы будем использовать плоскую ручку чайной ложки или указательный пальчик ребенка. Поэтому руки у ребенка должны быть чисто вымыты!

Попросите малыша поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он уже это умеет делать). При этом ребенок «заводит мотор машины» — многократно проговаривает звук д – ддддддддддд. В это время нужно подложить прямой правый указательный палец ребенка под кончик языка и начать производить частые колебательные движения справа налево от одного угла рта к другому (если ребенок левша – то левый). От этого будет слышаться рокочущий звук дддррррррр. Мотор завелся, машина поехала и рычит дрррррррр!

Маме на заметку:

  • Прежде чем проводить это упражнение для постановки звука [Р] с ребенком попробуйте его сделать сами перед зеркалом, чтобы понять механизм получения звука р.
  • Когда рука ребенка привыкнет (и пальчик не будет убегать, и язычок не будет с него соскальзывать) ребенок сможет сам вызывать колебания языка и заводить моторчик – дррррр. Это упражнение очень нравится детям!
  • Когда малыш освоится, можете попросить его  порычать как тигр – ррррр (предварительно заведя моторчик пальчиком) и устроить соревнование – как долго рычит тигр, чей тигр рычит громче, радостнее, удивленнее, печальнее и т.д.
  • Это упражнение желательно повторять два раза в день по несколько минут перед зеркалом, потом и без него. При этом нужно постепенно увеличивать продолжительность вибрации. Сначала дайте ребенку насладиться радостью победы – у него наконец получился звук Р!!! Пусть он продемонстрирует это папе и другим людям, кто его поддержит и вдохновит!
  • Но после этого нужно очень осторожно и постепенно приучать малыша отвыкать от помощи пальчика при произнесении звука Р:
  • Хвалите ребенка за усердие и за каждую даже очень маленькую победу.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми, а сравнивайте с ним же вчерашним (говорите, что конкретно у него сегодня получается лучше, быстрее и т.д.)
  • Однообразное повторение упражнений надоедает ребенку, поэтому меняйте сюжет. Например, можно придумать историю об индюке, который подружился с Веселым язычком. Или историю о лепестке цветочка, путешествующем к разным персонажам занятия.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота. 

* * * 

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера! 

* * * 

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой. 

* * * 

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. 

* * * 

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром. 

* * * 

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. 

* * * 


Осип орёт, Архип не отстает –
Кто кого переорет.
Осип-осип, Архип – охрип 

* * * 

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет. 

* * * 

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба 
говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену. 

* * * 

Во мраке раки шумят в драке. 

* * *
Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш. 

* * * 

Хрюхрюшкина частушка 

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка, 
Я купаю в луже брюшко. 
Для чего ходить под душ, 
Раз на свете столько луж. 

Пётр Синявский 

* * * 

РРРЫ! 

Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-РРРЫ! 
Подлетели какаду:
-Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд? 

Лев сказал:
-Я просто РРРРРАД! 

Г.Кружков 

* * * 

У реки
Росла
Рябина.
А река
Текла,
Рябила.
Посредине -
Глубина,
Там гуляла
РЫ-БИ-НА.
Эта рыба -
Рыбий царь,
Называется
Пескарь. 

Г.Сапгир 

* * * 

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь. 

* * * 

Скороговорка СОРОК СОРОК 

Сорок сорок
Для своих сорочаи
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок-
Сразу поссорились
сорок сорок. 

Ю.Кушак 

* * * 

Смелый Рома 

Не боится Рома 
Ни грозы, ни грома. 

Пётр Синявский 

* * * 

Ворона 

- Кра! -
Кричит ворона. -
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Брошь украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
- Стой, ворона,
Не кричи!
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана.
У тебя ведь
Нет кармана.
- Как! -
Подпрыгнула ворона
И моргнула
Удивленно. -
Что ж вы раньше
Не сказали!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман
Укр-р-рали! 

В.Орлов 

* * * 

Карасёнку раз карась
подарил раскраску.
И сказал Карась :
"Раскрась, Карасёнок, сказку!"
На раскраске Карасёнка -
Три весёлых поросёнка :
Карасёнок поросят
перекрасил в карасят! 

М.Яснов 

* * * 

Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку - вот напасть-
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало. 

Я.Козловский из книги "О словах разнообразных, одинаковых, но разных" 

* * * 

Клара-краля кралась к Ларе. 

* * * 

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап. 

* * * 

Простую и скромную тень отбрасывает тростник. 

* * * 

Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы. 

* * * 

На дорогах Арагона стерегут драконы дона. 

* * * 

Дpозд пpост - упорный хвост, проворный нос. 

* * * 

На дворе дрова, 
за двором дрова, 
под двором дрова, 
над двором дрова, 
дрова вдоль двора, 
дрова вширь двора, 
не вместит двор дров. 
Дрова выдворить обратно на дровяной двор. 

* * * 

Дpозд, дpозд, 
Пpост, пpост, 
Ковaный нос, 
Железный хвост. 

* * * 


Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе. 

* * * 

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок. 

* * * 

Смотри как просто устроена рама: 
прямые углы и квадратные грани. 

* * * 

Проворонила ворона воронёнка. 

* * * 


За горою холм с кулями, 
Выйду на холм куль поправлю. 

* * * 

На дворе растет трава, 
на траве стоят дрова. 
Не руби дрова на траве двора. 

* * * 

В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер. 

* * * 


Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа. 

* * * 

Курил турка трубку, 
клевала курка крупку: 
не кури, турка, трубки, 
не клюй, курка, крупки! 

* * * 

Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, 
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. 

* * * 

В словарях рылись варвары, вырывали слова корнем. 

* * * 

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. 

* * * 

На горе Арарат рвала Варвара виноград. 

* * * 

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался. 
* * * 

Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке. 

* * * 

Вез корабль карамель, 
Наскочил корабль на мель, 
Матросы две недели карамель на мели ели. 

* * * 

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла. 

* * * 

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!" 

* * * 

Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе, 
Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве. 

* * * 

Из-под Костромщины шли четверы мужичины;
говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки. 

* * *


Протокол про протокол протоколом запротоколировали. 

* * * 

У Аграфены и Арины
Растут георгины. 

* * * 

Раз дрова, два дрова, три дрова. 

* * * 

Дробью по перепелам да по тетеревам. 

* * * 

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом. 

* * * *

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки. 

* * *
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла. 

* * * 
Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч
подкармливают карпов. 

* * * 

Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером. 

* * * 

Пришел Прокоп
кипит укроп, 
ушел Прокоп 
кипит укроп. 
И при Прокопе кипит укроп, 
и без Прокопа кипит укроп.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учим буквы с помощью манной крупы

Согласитесь, что учить буквы только с помощью книг, перелистывая страницу за

страницей, скучно и неинтересно для ребѐнка 4-6 лет.

Поэтому мне хотелось бы предложить одну простую и полезную игру, которая

поможет с лѐгкостью и без принуждения запомнить буквы. Такую игру можно сделать

всего за пару минут. Для неѐ понадобится поднос и стакан манки. Высыпаем стакан манки

на поднос, ставим его на стол – и ваша игра готова. Уверена, подобная игра надолго

заинтересует вашего ребѐнка.

Как изучать буквы с помощью манки?

1. Рисуем изучаемую букву пальцем по манке, называем еѐ, затем предлагаем

малышу нарисовать рядом такую же. Можно внести разнообразие: рисовать буквы ватной

палочкой или тонкой кисточкой.

2. Пишем на листе бумаги буквы и засыпаем лист манкой. Предлагаем ребѐнку

разгрести пальчиками крупу и назвать найденные буквы.

3. Берѐм трубочку для коктейля и просим ребѐнка подуть в неѐ, выводя нужную

букву с помощью воздушной струи.

4. Прячем в манку объѐмные пластмассовые буквы (для этого манки должно быть

больше), предлагаем малышу отгадать их на ощупь.

5. Выкладываем с помощью нитки контур буквы на листе цветной бумаги.

Предлагаем ребѐнку «написать» букву манкой. Нужно, чтобы малыш брал манку двумя

пальчиками и аккуратно сыпал еѐ на выложенный ниткой контур.

Контур можно сделать с помощью клея, нанося его тонкой струйкой.

6. Пишем на манке букву, например, Г. Просим малыша добавить одну палочку,

чтобы получилась буква П. Так можем преобразовать букву С в О, Р в В, Л в М и т.д.

7. Пишем на листе букву, засыпаем манкой еѐ часть, предлагаем ребѐнку отгадать,

какая буква спряталась, и назвать еѐ.

8. Выкладываем изображение буквы на подносе с манкой при помощи различных

мелких предметов: камешков, желудей, семечек, пуговиц, бусинок и др.

Плюсы такой игры заключаются в том, что ребѐнок с удовольствием будет играть в

неѐ и незаметно для себя выучит все буквы.

Кроме того, вышеописанные игры с манной крупой способствуют развитию мелкой

моторики, речевого дыхания, зрительного восприятия.

Материал с сайта - https://infourok.ru