"Лучшие практики развития родной речи дошкольного возраста"

Сылдыс Монгушовна Монгуш

 

Каждый конкурс – это ступенька к самосовершенствованию и развитию.

Для меня очень почётно иметь возможность транслировать свою работу на республиканском уровне.

Медиавизитка: https://rutube.ru/video/91a7e3191f3ff4d0164792fa02938eee/?r=wd

 

 

"Родной язык нам должен быть главною основою общей нашей образованности и образования каждого из нас". Вяземский П.А.

Мое кредо: Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. 

(Э. Хеббард)

 

Полезные ссылки:

1. Институт развития национальной школы. Электронная библиотека http://irnsh.ru/yelektronnaya-biblioteka

2. ГБУ Тувинская республиканская детская библиотека имени К.И. Чуковского https://chukovka17.ru

3. Национальная библиотека Республики Тыва им. Александра Сергеевича Пушкина https://tuva-library.ru

3. Журнал "Башкы" http://irnsh.ru/zhurnal-bashky

4. Детская газета Республики Тыва "Сылдысчыгаш" https://syldyschygash.ru

5. Тувинские народные сказки http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=146

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     F:\Скан_20240206.jpg

Допчузу

  • 1. Болгумнун саавыыры
  • 2.Тайылбыр бижии
  • 3.Сорулгазы болгаш онаалгалары
  • 4.Эрттирер чуруму
  • 5. Ажыглаан литературалары
  • 6. Ооредиглиг планы
  • 7. Ооредилиг планны темаларга чарганы
  • 8.Болгумде уруглар данзызы
  • 9. Ада-ие чопшээрели
  • 10.Чыл эгезинде, тончузунде болгум ажылынын туннели
  • 11. Уруглар келиишкининин демдеглели
  • 12.Эрттирер кичээлдернин кыска допчулалы
  • 13. Чыл дургузунда болгум ажылынын сайгарылгазы

Утверждаю:

Заведующей д/с «Чечек»КВ

___________/Монгуш Ч.А./

ПОЛОЖЕНИЕ О КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ

МБДОУ д/с «Чечек»КВ с.Хандагайты Овюрского кожууна

  1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
  1. Кружковая работа является одним из основных видов работы ДОУ по комплексному воспитанию дошкольников, направленная на всестороннее развитие личности.
  2. При ДОУ могут работать кружки различных направлений, как по парциальным, так и авторским программам, подготовленным руководителем кружка.
  3. Тематический план и программы кружков рассматриваются педагогическим советом ДОУ и утверждается руководителем ДОУ.
  4. Финансирование руководителей кружков осуществляется за счет фонда оплаты труда по Положению.
  5. Непосредственно руководство организацией кружковой работы возлагается на старшего воспитателя.
  1. РУКОВОДИТЕЛИ КРУЖКОВ.
  1. Руководитель кружка может быть из работников ДОУ, либо из другого образовательного учреждения.
  2. Руководитель кружка составляет план-программу, программ мероприятий, расписание, самостоятельно комплектует состав группы, ведет учебно-воспитательную и образовательную работу, проводит массовые мероприятия, мониторинг, отвечает за качество работы.
  3. Руководитель кружка обязан:
  1. Представить администрации ДОУ перспективный (годовой) тематический план, план-программу кружка, расписание мероприятий и списочный состав детей.
  2. Систематически и аккуратно вести журнал учета кружковой работы.
  3. В течение года составляет Отчет о работе и сдавать его для анализа деятельности кружка старшему воспитателю.
  4. Своевременно информировать администрацию ДОУ об изменении расписания и места проведения мероприятий.
  5. По окончании учебного года сдать отчет о кружковой работе руководителю ДОУ.
  1. Работа кружка.
  1. Согласно Устава ДОУ комплектования кружка производится из числа воспитанников ДОУ.
  2. Численный состав кружка на начало учебного года – не менее 10-12 воспитанников.
  3. Педагогическая нагрузка на один кружок составляет 1 час в неделю.
  4. Педагогическая нагрузка на один кружок в течение года утверждается заведующей ДОУ.
  5. Целесообразность массовых мероприятий кружка определяется его руководителем и утверждается заведующей ДОУ.
  6. Кружок проводится на родном тувинском языке.

                                               

                                                Тайылбыр бижик

         «Улусчы тыва оюннар» – шаг шаандан ужук бижик хой санныг ойнаарактар чок уеден бээр тыва чон ажы толун хензиг чажындан бээр бодтарынын янзы буру даап бодаашкыннары биле чогааткан оюннарынын дузазы биле ажы-толун ажыл-амыдыралынга ооредип, хан-дамырын угаан медерелин сайзырадып, быжыктырып, сос курлавырын байыдып, амылыг болгаш амы чок бойдуска ынакшылын оттуруп чорааннар. Улусчу тыва оюннар бодунун уунда бодуун, эптиг, ханы уткалыг. Ынчангаш уруглар назы четпээн ооредилге черлеринге «Улусчу тыва оюннарны» ооредилге кижизидилгеге ажыглаар болза башкы кижинин ажылынын уре туннелинге улуг ажык дузалыын эскерип коргеш ажылымга бо болгумну эгеледим.

       Оюн - чаш уругнун нитии  сайзыралынга чугула черни ээлеп  турар. Эн бичии назылыг  уругларнын ийиги  болуунге, уругларны кылаштап, маннап ооредир оюннарны,  шурадып ооредир оюннарны, октаар шимчээшкиннерге ооредир оюннарны, бедикче унерин, шураарын, донгайып кылаштаарын болгаш  янзы-буру шимчээшкиннерлиг оюннарны база  дидактиктиг оюннарны  ооредири чугула. Мага-бодунун сайзыралынга дээштиг оюннарны ойнадып оореткен туннелинде, уругларнын  угаан- медерели улам  сайзырааар болгаш оюннарны ойнадып ооредип турган таварылгада, оюннун утказын, дурумнери-биле албан таныштырар. Оюннарны ойнадып турган уелеринде, уругларнын айыыл чок чоруунче чугула кичээнгейни угландырар. Оюннар уезинде ажыглаар ойнаарактар болгаш материалдар уругларга таарыштыр кылган, тургускан болур ужурлуг.

        Уруглар баштайгы уеде оюннарга ажыглаар чуулдерни, ойнаарактарны чугле чарашсынп тудар, октаар, соортур дээн ышкаш шимчээшкиннерни ажыглап ойнаар. Чоорту боттарынын корген, дыннаан овур-хевирлерин, шимчээшкиннерни оттунуп, чогаадып ойнаар. Оюнга уруглар чаа ооренип алган состерин быжыглаар болгаш сос курлавырын байыдыр. Башкынын удуртулгазы – биле уруглар дидактиктиг, янзы-буру шимчээшкиннерлиг оюннарны ойнап ооренир. Дириг амытаннар дугайында билиин ханыладыр болгаш оларнын овур-хевири-биле холбашкан оюннарны ойнап ооренирлер. Оюн уезинде уругларнын чугаазынче улуг кичээнгейни салыр, ойнаарактарнын  аттарын, оларнын-биле канчаар ойнаарын билдингири –биле уругларга тайылбырлаар, коргузер болгаш  чаа   состерини  катаптадыр. Эп-найыралдыг ойнаарынга уругларны чанчыктырар. Дидактиктиг оюннарны ойнап тургаш, ынзы-буру чуулдерни домейлеп, домейлешпес чуулдерни илерип ооредири, уругларнын угаан-медерилин сайзыралынга улуг дузалыг.

Сорулгазы:

- Улусчу тыва оюннарны ойнап билиринге, оюннун дурумунге чагыртып, ону хажытпайн ойнаарынга ооредирин чедип алыр.

- Улусчу тыва оюннар биле оске оюннарны ылгап билирин чедип алыр.

Онаалгалары:

1. Уругларны, янзы-буру оюннарны ойнадып ооредир;

2.Оюннарнын дузазы-биле, уругларнын угаан-медерелин, чугаазын болгаш сос курлавырын сайзырадып байыдар;

3. Эштери-биле эвилен-ээлдек, найыралдыг ойнап билиринге кижизидер.

Эрттирер чуруму.

      Болгум «Улусчу тыва оюннар», эн бичии  назылыг  уругларнын  ийиги  болуунге, неделяда 1, айда - 4  болгаш  чылда 36   кичээл болур. Эртирер  хуну- вторник, шагы – 3.30минут турда болур. Болгумге  киржир  уругларнын  саны – 12 кижи. Болгумге  ооренген  оюннарын, уруглар-биле хостуг уелеринде  болгаш куш-культура кичээлдеринде, агаарлаашкын  уезинде  ойнап, катаптаар.

Неделянын хуну

Айы

Уези

Шагы

1

Вторник

Сентябрь

15:30 – 15:45

2

Вторник

Октябрь

15:30 – 15:45

3

Вторник

Ноябрь

15:30 – 15:45

4

Вторник

Декабрь

15:30 – 15:45

5

Вторник

Январь

15:30 – 15:45

6

Вторник

Февраль

15:30 – 15:45

7

Вторник

Март

15:30 – 15:45

8

Вторник

Апрель

15:30 – 15:45

9

Вторник

Май

15:30 – 15:45

Болгумнун удуртукчузу: Монгуш С.М.

Ажыглаан литературалар:

  1. Тыва уруглар садтарынга чугаа сайзырадылгазын программазы
  2. Тыва оюннар И.Самбуу
  3. Матпаадыр
  4. Башкы журналы 2007г
  5. Башкы журналы 2015г

2023-2024  ооредилге  чылында, «Чечек» аттыг уруглар садынын эн бичии  назылыг уругларнын ийиги болуунге эртер «Улусчу тыва оюннар» болгумунун  ооредиглиг планы.

Болгумнун  кезектери

    Темалары

   Шактары

1

Амыдырал биле холбаалыг оюннар

1) Чылгычылар

2) Ак ыяш

3) Аът чарыштырары

2

2

2

2

Уругларны угаан медерелин сайзырадыр оюннар

4) Дурген чугаа

5) Бодалгалажыры

6) Чинчи чажырары

2

2

2

3

Амы чок бойдус биле холбаалыг оюннар

7) Сайзанактаар (даштар биле)

8) Аът тудар

2

2

4

Куш-шыдылын сайзырадыр шимчээшкиннерге ооредир оюннар

9) Хуреш

10) Тевектээр

           2

2

5

Янзы-буру шимчээшкиннерлиг оюннар

11) Аксак кадай

12) Согур аза

13) Кара адары

2

2

2

6

Дидактиктиг оюннар

14) Кажык

15) Дорт берге

2

2

7

Салаалар биле оюннар

16) Чадыр

17) Матпаадыр

2

2

8

Туннел

18) Уругларнын кузели биле ойнаксаан, сонуургаан оюннарын ойнаар

1

1

9

Нитии:

36

2023-2024  ооредилге  чылында, «Чечек» аттыг уруглар садынын эн бичии  назылыг уругларнын ийиги болуунге эртер «Улусчу тыва оюннар» болгумунун  календарлыг ооредиглиг планы.

Айы

Хуну

1ги неделя

хуну

2ги неделя

хуну

3ку неделя

хуну

4ку неделя

Сентябрь

5

Т: Аксак кадай

12

Т: Аксак кадай

 19

Т: Согур аза

26

Т: Согур аза

Октябрь

3

Т: Сайзанак

10

Т: Сайзанак

 17

Т: Чылгычылар

24

Т: Чылгычылар

Ноябрь

7

Т: Чинчи чажырар

14

Т: Чинчи чажырар

21

Т: Бодалгалажыр

 28

Т: Бодалгалажыр

Декабрь

5

Т: Дурген чугаа

12

Т: Дурген чугаа

 19

Т: Чадыр

26

Т: Чадыр

Январь

9

Т: Матпаадыр

16

Т: Матпаадыр

 23

Т: Дорт берге

30

Т: Дорт берге

Февраль

6

Т: Кажык

13

Т: Кажык

 20

Т: Хуреш                                             

27

Т: Хуреш

Март

5

Т: Аът тудар

12

Т: Аът тудар

 19

Т: Тевек

26

Т: Тевек

Апрель

2

Т: Кара адар

9

Т: Кара адар

 16

Т: Ак ыяш

23

Т: Ак ыяш

Май

7

Т: Аът чарыштырар

14

Т: Аът чарыштырар

21

Т: Уругларнын кузели биле

  28

Т: Уругларнын кузели биле

Утверждаю:

Заведующей д/с «Чечек»КВ

___________/Монгуш Ч.А./

2023-2024  ооредилге  чылында, «Чечек» аттыг уруглар садынын эн бичии  назылыг уругларнын ийиги болуунге эртер «Улусчу тыва оюннар» болгумунун  уруглар данзызы.

Ат, фамилиязы

Торуттунген уези

1

Донгак Лаура

2019г

2

Донгак Настя

2019г

3

Донгак Лайжит

2019г

4

Куулар Айырана

2020г

5

Куулар Санчима

2019г

6

Кара-Сал Монгун-Сай

2019г

7

Монгуш Ай-Хээ

2019г

8

Монгуш Адель

2019г

9

Монгуш Камеля

2020г

10

Омакова Амина

2019г

11

Оюн Алдын-Сай

2020г

12

Монгуш Агата

2020г

       Заведующему МБДОУ л/с «Чечек»КВ

                                                                                             С.Хандагайты Овюрского кожуна РТ

Монгуш Ч.А.

                                                                                              от_______________________________

                                                                                                                                  (Ф.И.О. родителя (законного представителя))

                                                                                             Проживающего по адресу:__________

                                                                                                                                                                               

                                                                                              _________________________________

                                                                                                                                 

                                                                                              _________________________________

Согласие на посещение кружка «Улусчу тыва оюннар»

 Я,_____________________________________________________________

Согласен(на) на посещение кружка «Улусчу тыва оюннар» моим ребенком ______________________________________________________________.

   Я также утверждаю, что ознакомлен(на) с письмом министерства образования и  науки РФ от 12.05.2011г №03-296 «Об организации кружковой деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», а также знаю, что отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации кружковой деятельности воспитанников  как неотъемлемой части образовательного процесса в детском саду. Кружковая деятельность воспитанников объединяет все виды деятельности (кроме педагогических мероприятий), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

  В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной области: учебную (в границах разных образовательных областей) и кружковую.

«___»__________2023г                                       ___________/____________/

 

Эрттирер  кичээлдернин кыска  допчулалы.

  1.  «ЧЫЛГЫЧЫЛАР (табунщики)».

Показывая на большой палец:

– Матпаадыр (большой палец) караулит.

Показывая на указательный палец:

– Бажы-курлуг (указательный палец) кухарничает.

Показывая на средний палец:

– Ортаа-мерген (средний палец) костер разводит.

Показывая на безымянный палец:

– Уваа-шежен (безымянный палец) ловит.

Показывая на мизинца:

– Биче-мөөмей (мизинец) вареные почки ест.

  1.  «АК-ЫЯШ»

Играющие садятся вокруг очага так, чтобы внутри круга двое могли свободно бегать. Игру начинает один (одна) из играющих. Начинающий ходит вокруг – посматривает, кому бы подкинуть “ак ыяш”, и незаметно “приглянувшейся” (шемуся) подбросит его. “Пораженный”, соскочив с места, старается догнать и задеть платком бежавшего. А бежавший, сделав круг, старается занять место “пораженного”. Если это не удалось ему (ей) грозит “суд”. Он (она) должны исполнять песню, играть на музыкальных инструментах.

  1. «АЪТ ЧАРЫШТЫРАРЫ» (игра в кости «скачки») .

Количество игроков произвольно (желательно от 4 до 6). Все кости ставят цепочками стороной коня. Каждый выбирает для себя «коня» и ставит в шеренгу у «старта». Играющий берет четыре кости, подбрасывает их над ковриком. Сколько косточек упало стороной коня, на столько передвигается его конь. Выигрывает тот, чей конь пришел первым к «финишу».

  1. «ДУРГЕН ЧУГАА» (скороговорки)

В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале  выбирают вожака для каждой партии, а затем уже  определяют состав команд.  Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают скороговорки.

  Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д.

  1.  «БОДАЛГАЛАЖЫРЫ» (игра в кости «устный счет») .

Составляют две команды с одинаковым числом игроков и выдают соответственно равное и известное всем играющим количество астрагалов. Каждая команда выбирает ведущего, задача которого спрятать кости в руки всем членам команды. Зная, сколько костей спрятано в руках у членов команды, приблизительно подсчитав спрятанные кости у противника, он, трижды должен назвать общую сумму всех спрятанных астрагалов обеих команд. Независимо от того, угадал он или нет, противник также угадывает число астрагалов другой команды. Если после подсчета кто – нибудь из команд угадала правильно, то эта команда забирает спрятанные кости у противника, а если обе не угадали, то игра возобновляется. Имея в запасе кости, команда не имеет права сидеть с пустыми руками. Если запасных костей не хватает всем членам команды, то оставшиеся кости прячут у некоторых из них. При игре строго учитывается количество астрагалов в руках у своей команды и общее количество оставшихся после проигрыша астрагалов у противника. Игра кончается тогда, когда одна из команд выигрывает все астрагалы. Проигравшая команда «штрафуется».

  1.  «ЧИНЧИ ЧАЖЫРАРЫ» (НАЙТИ БУСИНКУ).

Играющие делятся на две группы (команды). Количество играющих не ограничивается, но в двух командах должно быть ровное количество игроков. Суть игры заключается в том, что одна команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, другая команда должна найти эту «иголку в стоге сена». Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого-нибудь в руке, но при этом он должен «прятать» у всех, делая вид, что прячет в одной руке. Другая команда выбирает двух или трех «находчиков». Они подходят и ищут по выражению лица, по движению и т. п. Каждый «находчик» имеет право открыть только две руки, независимо чьи (разрешается: одну руку у одного, вторую – у другого, или две руки у одного игрока. Если из двух или трех «находчиков» никто не нашел бусинку, то в целом команда – штрафуется: во – первых, лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные «находчики» исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы и т. д. Если из оштрафованных кто-нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что-нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке.

7.«АЪТ ТУДАРЫ» «ловить на обратной стороне ладони» «ловить коня»

Играют по одиночке или группой. Играющий берет косточки в горсти обеих рук (сколько может, слегка невысоко подбрасывает вверх и ловит тыльной стороной правой руки (сколько может). Далее, те кости, которые задержались на тыльной стороне кисти руки, игрок снова подбрасывает вверх и ловит уже ладонью той же руки. При этом, если упадет хотя бы одна косточка, это считается ошибкой. Потом подсчитывают: если у игрока пойманный костей четное число, то он играет с четными, т. е. выбирает тем же способом, что в первом варианте, на коврике четные кости 2 – 4 – 6 и т. д., если нечетные, то выбирает нечетные 3 – 5 – 7 и т. д., но ему не разрешается при этом касаться соседних костей. Если ему удалось выловить все кости, он «ловит коня», т. е. берет себе в «собственность» при четной игре пару коней, а при нечетной – одного. Причем, если при четной игре в конце концов остается одна косточка, то игрок играет с двумя «сагами», т. е. берет две саги и подбрасывает их вверх и берет оставшуюся кость. Он имеет право играть, если сможет, с четырьмя «сагами». Тогда он ловит четыре коня. Если в конце игры остается 2 – 3 – 4 кости, играют концовка игры: она называется «шапшылга». Играют так: берут косточки (2–3 или 4–сколько осталось, подбрасывают вверх и ловят тыльной стороной ладони, затем, снова подбросив, ловят летящие сверху кости (не так, как ловят в начале игры). Игру повторяют соответственно числу играемых костей. Выигрывает тот, кто поймал все косточки в положении коня.

  1. «ХУРЕШ»

Все выстраиваются кому как удобно и передвигаются по площадке, исполняя танец орла, а затем кланяются и идут обратно в танце. Затем борцы делятся на две равные группы и усаживаются на видном месте. Борются попарно, выставляя от каждой команды по борцу. По окончании борьбы каждая пара исполняет танец орла (руки разводят в стороны и прыжками с одной стороны на другую продвигаются вперед). Перед игрой борцы друг другу кланяются в знак уважения и начинают борьбу. Существует много основных приемов, но дети исполняют наиболее легкие: 

  1. Тевери ‒ удар ногой (подсечка). 
  2.  Катай кагары ‒ удар ногой по обеим ногам (сильная подсечка с отрывом от земли).
  3. Буттаары ‒ хватать за ногу. 
  4. Чая-тудары ‒ боковой прием. 
  5. Тырыкылаары ‒ круговой прием (вращение). 
  6. Былдаары ‒ обман (увертывание). 

Правила игры. При выполнении последнего приема выигрывает тот, кто первым коснется любой части тела, кроме коленей. Каждый игрок имеет право использовать любой прием. Для борьбы желательно иметь спортивный камзол с рукавами (содак-шудак с национальным орнаментом) и трусы. Победа встречается детьми радостно, какая бы команда ни выиграла, дети хлопают в ладоши, раздаются радостные крики. Победитель встает, традиционно похлопывает себя по бедрам, небольшими прыжками обегает вокруг побежденного и уходит на место. Для личного успеха борца немаловажную роль играет секундант. Он поддерживает его дух, настроение и сопровождает его в течение всей игры. Тому, кто побеждает неоднократно, присваивают почетные титулы: пар — тигр; арзылан — лев; чаан — слон; начын — богатырь и т. д. Дети рисуют эмблемы и выдают всем борцам на память. Игра проводится один раз.

  1.  «ТЕВЕКТЭЭРИ» (ПОЧЕКУШКИ)

Эта игра встречается в самых различных районах Тувы и широко распространена. Сама игра имеет немало вариантов, которое никем до сих пор описаны не были. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают “тевек” ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.

Различные варианты этой игры представляют собой усложнение основной задачи. Это происходит в том случае, когда противники соревнуются с одинаковым успехом. Вначале избирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой (тевектээр), обычно правой, и старается подбрасывать его как можно дольше, не уронив на землю. Известны случаи, когда противник, “работая” ногой, подбрасывал тевек до 2000 раз, не совершив ошибки, после чего в измножении падал на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Теперь тевек подбрасывали поочередно то одной, то другой ногой (далгыыр). Умелые игроки способны продержать тевек таким образом довольно долго в воздухе, подбрасывая его до 300 раз. Противники и в этом случае могли быть равными. Тогда приступали к еще более усложненному варианту игры (чиннээри). Она заключалась в том, что играющий, стоя на одной ноге, подбрасывает тевек, при этом не опуская ногу на землю. В случае, если тевек отлетел в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге. Самый трудный способ игры отличался от предыдущего тем, что игрок должен был подбрасывать тевек, стоя на одной ноге и на одном месте (кызыл чин). Некоторые “ловкачи” могли подкинуть таким способом тевек до 50-60 раз. В заключении проводится концовка игры, названная “човадыр” (изматывание противника). Проигравший бросает тевек на ногу победителю, а тот изо всей силы отбрасывает его ногой, заставляя противника бежать за ним. Эта “операция” продолжается до тех пор, пока выигравший не совершит ошибку или побежденный не сумеет поймать отброшенный ногой тевек.

  1.  «АКСАК КАДАЙ»

Аза огге келгеш Ие биле шайлаан улус отунуп хоорежирлер:

Ава: Экиивенер кырган авай! (чолукшуур)

Аза: Артында кым боор?

Ава: Когээржиим дир!

Аза: Когээржииннин артында?

Ава: Когээржиимнин холегези дир!

Аза: Холеге артында холзеп турар кымнар боор?

Ава: Уругларым дыр!

Аза: Уруум мээн оомге уктарым даарап берип корем!

Уруу: Чок кырган-авай шыдавас мен! (Уругларын чангыстап ог ажылдарын адап тургаш дилээр, уруглар ынашпас)

Аза: Уругларын бирээзин берип кор кадай!

Ава: Уругларым чангызын даа сенээ берип шыдавас мен дээш

Аза: Чоп кончуг хоранныг чувелер боор! Авазындан булаап алгашбарайн мен!

Оюннун сорулгазы: Аксак кадай (ие) уругларын бербезин кызыдар, камгалаар а уруглары согур азанын холунга кирбезин оралдажыр. Оон холунга кирген кижи оюндан кызырлыр.

  1.  «СОГУР – АЗА» (СЛЕПОЙ ЧЕРТ)

В разных местах Тувы эту игру называют по разному. Одни называют аскак–кадай – хромая старушка, другие – куске, моортай – кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур – аза (черт), авазы (мать), и дети.

Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются бросает наземь трубку и при этом говорит:

- У черта трубку не буду курить, у отца и матери – буду курить.

Услышав это черт спрашивает у матери:        

- Что за тобой?

- Это мой когээржик (кожаный сосуд для молочной водки. Существует поверье, что черт не может пить араку).

- За когээржиком что?

- Тень моего когээржика.

- За тенью твоего когээржика?

- А там мои дети!

- Если дети, - говорит черт, - я их съем.

С этими словами черт выскакивает и кидается, чтоб кого-нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот из игры выходит. Игра продолжается до тех пор, пока черт всех не переловит. В следующий раз заново выбирают “черта” и “мать”.

  1.  «КАРА АДАРЫ»

         Играющие делятся на две команды. На свободном месте ставится пенек (стульчик, любой деревянный предмет). На пенек кладут колобок, скатанный из козьего пуха или шерсти овцы, так, чтобы при попадании в него тупой стрелой или мячом он откатился. На расстоянии 4 — 5 м от пенька чертится линия. Игроки по очереди поражают цель. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число попаданий. 

Правила игры. Поражение цели производить из лука или мячом строго от черты.

  1.  «КАЖЫК» (ИГРЫ В КОСТИ)

Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов ее в разных районах Тувы. Большинство вариантов этой игры отображало жизнь кочевников-скотоводов. «Бараньи астрагалы приносят счастье», – считают тувинцы и другие тюркоязычные народы. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Тувинец считает, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.

  1.  «ДОРТ БЕРГЕ» (четыре трудности, «игра на счастье») .

Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали названия: выпуклой стороне – баран, обратной с ямочкой стороне – коза, стоящей верхней ровной стороне – лошадь и обратной, менее ровной стороне – корова. Для игры берут четыре крупные кости, и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека. Менее счастливым считается тот, кому выпало четыре коровы, и т. д. Чтобы не смешивать с другими костями, на них наносят специальные знаки. Количество игроков произвольно.

  1.   «ЧАДЫР» (шалаш).

В эту игру играют вдвоем. Один из игроков пальцами делает «шалаш» (соединяет кончики пальцев правой и левой руки). Другой, показывая на «шалаш», спрашивает:

– Что это у вас?

– Это мой золотой дворец.

Показывая на соединенные пальцы, спрашивает:

– Что это у вас?

– Это комнаты моего золотого дворца.

Показывая на каждую «комнату» по очереди, спрашивает:

– Можно ночевать в этой комнате?

Каждый раз получает отказ. Разрешение получает по последней «комнате». Когда «вошел» в разрешенную «комнату», хозяин спрашивает:

– Зачем пришли?

– Табунщики убили зайца, хотел попросить котел для варки его мяса.

– Моя злая собака кушает, если она пустит возьми.

Тогда «гость» со словами «можете ли поймать меня? » старается вырваться из «шалаша», тот старается удержать его. Затем меняются ролями.

«Чадыр-ог».

Уругнун салааларын чадыр-оглей тудар, баштайгы оюнда улуг кижи уругдан айтырар, салаалар аразынга дээстип тургаш айтырар:

- Моон кирип болур бе? (салаалар бурузунун аразынга дээстир)

- Чок-деп, харыыларны алган соонда, «чадыр-огнун» адаанда эжиинге келир.

- Ам моон кирип болур бе?

-Ийе, моон кирип болур.

-Экии, мээн оолдарым улуг ан адып экелген, ону хайындырар улуг кара пажынар ачылап чор мен, бээр силер бе?

- Ап алыр силер бе, чадыр артында ызырар ыт бар, оваарымчалыг болунар ызыртып алдынар.( уругнун салаалар аразындан уне халы бээрин кызар, бир эвес уруг кашпагай болуп тудуп алыр болза, ытка ызыртып алган болур)

Оон соонда оюннарда уруг боду айтырып чугааланып оорени бээр.

  1.  «Матпаадыр».

Салаа бурузун чыскаал аайы биле тудуп тургаш, ажылдадыр:

-Матпаадыр паштаныр,

Бажы-курлуг мал кадарар,

Ортаа-мерген от салыр,

Уваа-шээжек уруг алыр,

Биче-боовей буурек чип, чээрген чыыр.

Кылбас-тутпас чувези чок

Кызыл- маадыр алышкылар. (салааларны состер бурузу биле денге, ажылдадып чугааланыр).

https://hunchugesh-ergi-b.rtyva.ru/wp-content/uploads/2021/02/IMG-fcfaa7fafd784d306b912294eca79e11-V.jpg