«Воспитание самостоятельности у детей 3-х лет»

Косолапова Анастасия Игоревна

Самостоятельному и инициативному ребенку легче проявить себя и зарекомендовать с положительной стороны практически в любой сфере жизни. Но как научить ребенка самостоятельности, оградив при этом от подстерегающих опасностей и не зарубив на корню любознательность, стремление познавать мир и действовать? Для множества родителей этот вопрос остается одним из самых непростых в воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospitat_samostoyatelnost_u_rebyonka_do_3h_let.docx888.34 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельному и инициативному ребенку легче проявить себя и зарекомендовать с положительной стороны практически в любой сфере жизни. Но как научить ребенка самостоятельности, оградив при этом от подстерегающих опасностей и не зарубив на корню любознательность, стремление познавать мир и действовать? Для множества родителей этот вопрос остается одним из самых непростых в воспитании.

Что такое самостоятельность

Говоря о самостоятельности как о важном личностном качестве, детские педагоги и психологи подразумевают:

  • Умение действовать без помощи окружающих;
  • Способность к принятию решений и осознание ответственности за их последствия;
  • Свободное проявление своего мнения и позиции, вне зависимости от возможной реакции других людей.

А поскольку человек – существо социальное, важно воспитывать самостоятельность в ребенке с поправкой на соответствие общепринятым нормам поведения. Тем не менее, основная роль родителей состоит в том, чтобы минимально вмешиваться в природное желание малыша все попробовать и узнать. Не препятствую естественному развитию, удастся вырастить сильную, активную и целеустремленную личность.

C:\Users\admin\Desktop\отчёт по результативности октябрь\6762dd879c07bc17edfb5de3d2e6f4dc.jpe

Особенности формирования и воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста

В педагогической системе М. Монтессори самостоятельность рассматривается как биологическое качество, присущее ребенку с первых дней его жизни, которое можно углядеть как в умении держать голову (2,5-3 месяца), так и в коммуникативных навыках (2-3 года). Необходимо вовремя выявить первые стремления ребенка к автономности и поддержать их, заложив тем самым основу для формирования самостоятельности у детей.

  1. К достижению 3-летнего возраста ребенок должен овладеть элементарными навыками самообслуживания: кушать, одеваться/раздеваться, умываться, собирать вещи/игрушки. Также для этого периода характерно проявление свободы выбора – одежды и игрушек для прогулки, любимой посуды для еды, излюбленных мест отдыха и времяпровождения.
  2. Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет заключается в том, чтобы поддержать желание ребенка проявлять свою независимость и воссоздавать сценки из взрослой жизни. Расширьте его границы, привлекая к ежедневным делам, трансформируемым с помощью сказок и игр в увлекательное приключение.
  3. Старшим деткам поручайте выполнять бытовые обязанности, касающиеся всей семьи. В этом возрасте приходит осознание ответственности за действия, возможность анализа собственных результатов и ошибок.

Как приучить ребенка к самостоятельности: инструкция для родителей

  • Не торопите малыша, позвольте сделать ему что-либо самому. Конечно, удобнее и быстрее одеть трехлетку, чем терпеливо ждать, пока он справится сам, но такая помощь только навредит в будущем;
  • Поощряйте инициативу: хвалите за помытый пол (пусть и с лужами) или надетое самостоятельно платье (возможно, задом наперед);
  • Обеспечьте безопасную среду для развития. Вместо того, чтобы регулярно ограничивать действия ребенка предостережениями и запретами, уберите все потенциально опасные предметы с детского пространства;
  • В повторяющихся ситуациях позволяйте выбирать, не забывая о чувстве меры. Так, малыш вправе выбрать футболку с трактором или животными для выхода на улицу, рис или картофельное пюре на обед. Отказ кушать суп с котлетой в пользу шоколадного батончика должен корректно пресекаться родителями с аргументацией их позиции;
  • Признавайте право на ошибку: не ругайте в случае неудачи. Ведь только в результате многократного повторения и анализа своих неудач можно чему-либо научиться;
  • Дайте понять, что любое действие имеет свои последствия;
  • Используйте правильное вербальное подкрепление и верьте в малыша. «Слезай, а то упадешь» - подобные фразы отбивают желание что-то делать. «Держись крепче, и ты не упадешь» - такая риторика вселяет в маленького человека веру в собственные силы. C:\Users\admin\Desktop\отчёт по результативности октябрь\rebenok.jpg

Самостоятельность в выборе одежды и одевании:

  • Организуйте удобные шкафчики для одежды, пусть в них будут низкие полки, чтобы ребенку было удобнее дотянуться, удобные плечики, перекладины. Если вещи будут для ребенка доступны, независимость в выборе одежды появится!
  • Выбирайте детскую обувь и одежду с удобными застежками, кнопками, различными липучками. Свитера и футболки со свободной горловиной, шорты и брюки на резинке. Ребенок сможет одеваться без вашей помощи легко и быстро.
  • Распределите по шкафчикам сезонную одежду.
  • Покажите ребенку куда нужно складывать одежду для стирки.

Самостоятельность в гигиенических процедурах:

  • В ванной распределите на низком уровне: полотенце. Также вам понадобится подставка или стульчик, чтобы ребенку удобно было дотянуться до крана.
  • Насадка для унитаза или горшок также должны быть в постоянном доступе для малыша.

Самостоятельность в еде:

  • Создайте на кухне специальную детскую зону: шкафчик, полку, где будет храниться посуда малыша, принадлежности для ребенка.
  • Используйте стеклянную и керамическую посуду, покажите ребенку, как с ней обращаться.
  • Готовьте такую еду, которую ваш малыш может есть без трудностей.
  • Позволяйте ребенку помогать в вам в приготовлении пищи и уборке.

Самостоятельность во время сна:

  • Детская кроватка должна быть низкой и открытой, такую зону сна ребенок свободно сможет покидать по желанию, также как и возвращаться.
  • Придумайте ритуал, который будет повторяться каждый вечер, например чай, чтение книги, просмотр мультфильма. Таким образом Вам не нужно будет каждый день напоминать о том, что пришло время для сна.

Самостоятельность в досуге и играх:

  • Организуйте в детской комнате удобные зоны хранения игрушек. Во время убирайте по-дальше те игрушки, с которыми малыш уже не играет, так ему будет намного легче наводить порядок.
  • Игры, альбомы для рисования и другие принадлежности должны быть в ближайшем свободном доступе.
  • Поставьте в детской комнате предметы для уборки, совок, щетка, для самостоятельной уборки мусора со стола и пола.

Запаситесь терпением и собственным примером демонстрируйте желаемые примеры поведения. Не забывайте о ключевом принципе, которым стоит руководствоваться при воспитании целостной самостоятельной личности, – не «вместо ребенка», а «вместе с ребенком».

C:\Users\admin\Desktop\отчёт по результативности октябрь\hello_html_683522e0.jpg