Главные вкладки
Самообразование
Предварительный просмотр:
Дошкольные группы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Средняя школа √13”
План по самообразованию педагога
Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Выполнила: воспитатель |
Варданян О. А.
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.
Задачи:
- Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, Интернет- источников по вопросу использования рисования нетрадиционными методами как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- Участие в конкурсах и фестивалях по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ;
- Расширить свои знания о разнообразных методах нетрадиционного рисования и применять их на практике;
- Закреплять умение моделировать работу на основе изученных видов, приемов и способов;
- Повысить заинтересованность воспитанников к нетрадиционным методам рисования;
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
- Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
- Подготовить методический материал, картотеку «Нетрадиционные техники и методы рисования»; разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
- Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;
- Обобщение опыта работы по теме самообразования;
- Организовать в группе ДОУ предметно- развивающего пространства и условий для активизации и обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Самообразование педагога – это его многогранная и многоплановая, целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Работа по самообразованию признана содействовать саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации педагога в течении всего учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания, который оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его художественно- эстетическое развитие.
Одним из видов творчества является рисование. Нетрадиционные методы рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Актуальность использования нетрадиционных методов рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы, а знакомят детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, дети учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, но в индивидуальной работе и в подгрупповой работе с детьми, а также в свободной деятельности детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что рисование с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования воспитания детей" (с использованием ИКТ) .
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
- Развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
- Формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
- Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными средствами рисования;
- Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и методов рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
- будет составлена картотека «Нетрадиционные техники рисования»:
- пополнена РППС (Центр ИЗО)
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей: «Как развивать творчество»; «Виды нетрадиционного рисования»
- Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями.
- Презентация на родительском собрании «Мы любим рисовать!», «Нетрадиционные методы рисования»
- Презентация педагога по теме самообразования.
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
№ | Этап самообразования | Цель | Форма работы | Практические выводы | |
1 | Подготовительный этап Аналитико-диагностический. | Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. Определить формы предоставления результатов работы. Анализ ситуации по выбранной проблеме.
| Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. | Список нормативных документов, психолого-педагогических, научно- методической литературы | |
Анализ ситуации по выбранной проблеме. Изучение теоретических основ развития речи дошкольников, на основе методических разработок авторов | Результат мониторинг | ||||
Изучение вопросов организации и проведения ОД, составление консультаций, рекомендация, брошюр, памяток на тему «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка» | консультации, рекомендации, брошюры, памятки | ||||
Составление плана самообразования и перспективного плана работы с детьми и родителями | План самообразования и перспективный план работы и родителями | ||||
2 | Основной этап (внедрение в работу подготовленного материала). | Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками | Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми интегрированные Од художественно- эстетической направленности с применением рисования нетрадиционными техниками | Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. | |
Составление картотеки «Нетрадиционные техники рисования» | Картотека «Нетрадиционные техники рисования» | ||||
Формирование и оформление методической копилки | Подборка практической работы по данной теме : картотеки, дидактические игры | ||||
Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования | схемы, модели, алгоритмы | ||||
Создать презентации по теме самообразования | Презентация «Мы рисуем» | ||||
Обогащение РППС зоны художественно- эстетической направленности в группе ДОУ | Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет) | ||||
Участие личное педагога, воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах | Фотовыставки, выставки творческих работ, альбом «Наши достижения» | ||||
3 | Заключительный этап. | Обобщить опыт работы по теме самообразования | Мониторинг Презентация «Отчет о работе по самообразование педагога» |
План работы с детьми и родителями в рамках самообразования по теме
№ | Период | Содержание работы | Цель | Результат |
Работа с детьми | ||||
Сентябрь | ||||
Презентация: «Нетрадиционные техники рисования». | Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования | Оформление презентации | ||
Упражнять в технике рисования ладошкой, | Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия, творчество; | Изготовление Карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ладошкой» | ||
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет». | Развивать творческое воображение, мелкую моторику; | Дидактическая игра «Составь букет». | ||
Октябрь | Презентация «Необычное и увлекательное рисование» | Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования | Оформление презентации | |
Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография. | Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение | Карточка- образец «Техника нетрадиционного рисования пластилинография» | ||
Совместная игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери радугу». | Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение | Дидактическая игра «Собери радугу». | ||
Ноябрь | Картотека нетрадиционных техник рисования | Закреплять знания детей с нетрадиционными техниками рисования | Оформление картотеки нетрадиционных техник рисования | |
Совместная творческая деятельность педагога. Рассматривание иллюстраций, фотографии , рисунков на тему «Цветы» и беседа «Как можно изобразить цветы нетрадиционными методами рисования» | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление умения применять для создания продуктов деятельности нетрадиционных техник рисования. | Рассматривание иллюстраций, разработка плана беседы | ||
Продолжать упражнять в технике печатания пробкой | Развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования пробкой» | ||
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор». | Развивать творческое воображение, мелкую моторику; | Дидактическая игра «Составь узор». | ||
Декабрь | Совместный праздник с родителями «Новый год» изготовление рисунков нетрадиционными техниками рисования для оформления группы | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. | Совместный праздник «Новый год». Оформление РППС группы к празднику | |
Познакомить с техникой рисования манкой(солью, сахаром, крупой), | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования крупой, солью, сахаром, солью, манкой | ||
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». | Формировать умение располагать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета спектра | Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». | ||
Январь | Рассматривание презентации на тему «Снежные узоры на окне» | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. | Оформление презентации | |
Познакомить с техникой печатания кляксографией | Познакомить с техникой печатания кляксографией развивать чувство цвета | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования кляксографией» | ||
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет» | Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение | Дидактическая игра «Дорисуй предмет» | ||
Февраль | Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности | Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. | Составление картотеки творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности | |
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?» | Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение | Дидактическая игра «Какого цвета предмет?» | ||
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику; | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ватными палочками» | ||
Март | Коллективная работа . Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление стенгазеты «Цветы для мамы» | Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов; закреплять умение работать в коллективе | Презентация стенгазеты «Цветы для мамы» | |
Совместная игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». | Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета; | Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». | ||
Апрель | Коллективная работа Совместная творческая деятельность педагога и детей. Оформление стенгазеты «День космонавтики» | Закрепить умение работать в коллективе .формировать социально-коммуникативные навыки | Презентация стенгазеты «День космонавтики» | |
Просмотр презентации «Народное декоративно- прикладное творчество | Прививать любовь к Родине, формировать умение видеть прекрасное. | Оформление презентации | ||
Май | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец года | Мониторинг Заполнение таблицы наблюдения за детьми | |
Оформление фотоальбома «Мы рисуем» Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» | Создание эмоционального фона детей , психологического комфорта | Презентация фотоальбома «Мы рисуем» | ||
В течение года. | Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми | Закреплять с детьми знания о нетрадиционных методах рисования, развивать творческое воображение | Методики по ХЭ деятельности | |
В течение года. | Выставки детских работ выполненных по нетрадиционным техникам | Закреплять с детьми знания о нетрадиционных методах рисования, развивать эмоциональный фон | Выставки детских работ выполненных с применением нетрадиционных техник рисования | |
Работа с родителями | ||||
Сентябрь | Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» | Выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало года, уровень формирования у родителей знаний о нетрадиционных техниках рисования | Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей | |
Октябрь | Презентация Картотека нетрадиционных техник рисования | Познакомить родителей с разнообразием нетрадиционных техник рисования | Презентация Картотеки нетрадиционных техник рисования | |
Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | ||
Ноябрь | Презентация «Необычное и увлекательное рисование" | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования
| Оформление презентации | |
Папка передвижка «Нетрадиционные техники рисования для детей, их роли в развитии ребенка» | Папка передвижка «Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры» | |||
Декабрь | ||||
Совместный праздник «Новый год» Изготовление атрибутике к Новогоднему празднику с применением нетрадиционных материалов и техник | Формирование эмоционального фона в группе , умение работать в коллективе закреплять взаимоотношения с родителями | Совместный праздник «Новый год», готовые атрибуты к празднику | ||
Январь | ||||
Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования | папки-передвижки | ||
Февраль | Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности | Оформление картотеки | ||
Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» | Изготовление памятка для родителей | |||
Март | Рекомендация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Повышение знаний родителей по проблеме самостоятельной изобразительной деятельности детей | Рекомендация для родителей | |
Совместное развлечение с детьми «Красавица Весна» Изготовление атрибутов к празднику | Формирование эмоционального фона в группе , умение работать в коллективе закреплять взаимоотношения с родителями | Конспект развлечения «Красавица Весна». | ||
Апрель | Консультация для родителей «Психология и творчество» | Повышение знаний родителей о влиянии творческой деятельности на психологическое развитие детей | Конспект для родителей | |
Май | Презентация альбома «Наши достижения» | Обобщение опыта работы по нетрадиционной технике рисования и художественно- эстетическому развитию детей | Оформление альбома Дипломы, сертификаты за участие в конкурсах | |
В течение года. | Для изготовления и пополнения РППС группы материалами для работы по данной теме и для работы с детьми | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования, обогащение РППС | Пополнения РППС группы материалами | |
В течение года. | Выставка совместных с детьми творческих работ , а также отдельно творческих работ родителей | Формирование эмоционального фона группы участников образовательного процесса | Выставки творческих работ, фотоотчеты |
Список литературы:
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
- Никитина А.В. Казакова Р.Г., Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
- Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с
- Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.
- Тюфанова И.В. » Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.
- Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль , изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
- Р.Г. Казакова «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»
- О.В. Шклярова -Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
Предварительный просмотр:
Дошкольные группы Муниципального бюджетного образовательного учреждения “Средняя школа №13” п. Новый
План по самообразованию педагога
Тема: «Развитие мелкой моторики и повышение речевой активности детей посредством различных видов деятельности»
Средняя группа
Выполнила: воспитатель Варданян О. А. |
учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Внедрять инновационные технологии в процесс развития мелкой моторики рук и повышения речевой активности детей посредством различных видов деятельности.
Задачи:
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса, развитию мелкой моторики посредством пальчиковых игр;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе;
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
- Распространить педагогический опыт среди педагогов ДОУ;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Оказать консультационную поддержку родителям по теме самообразования; привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год
Актуальность
Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей.
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук;
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
- Игры на развитие тактильного восприятия
- Нетрадиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и др;
- Игры с пальчиками, продуктивная деятельность с использованием разнообразного материала.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- обсуждение на родительских собраниях , включение вопроса по развитию мелкой моторики у детей в повестку дня
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Приложение 1
План деятельности воспитателя по теме самообразования
на учебный год
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Разработка пособий и картотек. | Пополнение методической копилки |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей профессиональной деятельности. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить инновационные формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Выступления на педсоветах Работа с детьми, с родителями воспитанников, педагогами. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Оформление результатов работы. |
Сроки | Деятельность воспитателя по теме самообразования |
В течение года | Использование во всех видах деятельности : (приложение 1)
Дидактические игры (приложение2) |
Работа с детьми |
СРОКИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
СЕНТЯБРЬ | Оформление в приемной стенда "Развитие речи и мелкая моторика детей" |
ОКТЯБРЬ | Памятка "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста" |
НОЯБРЬ | Индивидуальные беседы по теме самообразования с родителями воспитанников |
ДЕКАБРЬ | Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях» |
ЯНВАРЬ | Организовать акцию "Игра или игрушка , сделанная своими руками для развития мелкой моторики детей" |
ФЕВРАЛЬ | Консультация для родителей "Развитие речи посредством пальчиковых игр" |
МАРТ | Творческая мастерская "Рисуем пальчиками вместе с детьми" |
АПРЕЛЬ | Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи ребенка" |
МАЙ | Сообщение о результатах работы по теме самообразования на итоговом родительском собрании. |
В течение года | Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования. Привлечение родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе. Повторение выученных пальчиковых игр, с обязательным проговариванием материала. Изготовление нетрадиционных игровых пособий для детей. Анализ динамики развития речевой активности детей в течение года. |
СРОКИ | РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ |
СЕНТЯБРЬ | Помощь в сборе информации о источниках методической литературы по теме самообразования. |
ОКТЯБРЬ | Обмен опытом с педагогами других групп ( какие пособия используют, как обогащается РППС) |
НОЯБРЬ | Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук воспитанников посредством различных игровых пособий" |
ДЕКАБРЬ | Консультация для воспитателей "Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности" |
ЯНВАРЬ | Обмен опытом . Акция "Игра и игрушки , сделанные своими руками" |
ФЕВРАЛЬ | Презентация "Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности" |
МАРТ | Обмен опытом с педагогами других групп ( какие пособия используют, как обогащается РППС) |
АПРЕЛЬ | Анализ динамики развития речевой активности детей в течение года. |
МАЙ | Отчет по теме самообразования на педагогическом совете ДОУ |
Диагностический инструментарий.
Обследование мелкой моторики рук.
Статические упражнения:
Цель обследования— проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок можетсохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).
Проверку можно провести: как экспресс - исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три!
Замри!», Дети (ребенок) выполняют упражнение, педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. Поистечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».
Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).
Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.
Каждое упражнение выполняется: три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 10);
расслабление — отдых(около 5 с);
2- й раз — выполнение упражнения(под счет до 10); расслабление — отдых;
3- й раз — выполнение упражнения (под счет до 10).
«Кольцо».Соединить большой и указательный пальцы вместе;
остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 5.
«Коза».Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим: пальцем к ладони.
Упражнение выполняет подсчет до 5
«Заяц». Вытянуть вверх средний: и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 5.
Динамические упражнения:
Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.
При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.
Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
Тактильные ощущения:
Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.
Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).
Инструкция педагога: Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие, там
предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева).
Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке достать и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.
Оборудование: треугольники: (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный). Прямоугольники: (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный).
Инструкция педагога:«Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник.
Координация движений:
Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом,его рукарасположенана краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Выполнения упражнения задает воспитатель - посредством счета(один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнениедается 1 с, три упражнения— 3 с. Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение)
Графические навыки:
«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины идома (онинарисованы на листе бумаги,соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия: деревья, реку, колодец и т.д.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А4, машина - в нижнем левом.
Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке - образец показывает, какнадо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария.Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
Обведи рисунок по линиям.Ребенку предлагается обвестикарандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием — 1 балл;
если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;
если ребенок не справился с заданием— 0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А,Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп:
Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторика развита хорошо.
Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11- 8. баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.
Группа «В». К группе относятся дети, набравшие7-4 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
Условные обозначения:
«+»-правильное выполнение задания:
«-»-задание выполнено неверно;
«V» - неустойчивое выполнение задания.
Список литературы
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
- Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]. – М.: Академия, 2015.
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]. – М., 2012.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. -48 с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г. Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2000
- Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду Ч.1 и 2. М.: «Издательство Скрипторий 2003».
- Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг// Логопед - 2007,№4.
- Жукова Н.С. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// Дошкольное воспитание -2006, №11, с. 14-17.
- Кольцова М.М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.–Екатеринбург: У-Фактория, 2006