Мои публикации

  • Андреева Е. В. Выступление "Технология разработки плана-сетки мероприятий по воспитанию ответственности у подростков в образовательном пространстве сельской школы" на диалоговой площадке по итогам веб-форума "Эффективные практики педагогической поддержки развития субъектной позиции обучающегося в процессе воспитания и социализации", 2017 г.

  • "Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС". Сборник научных статей. Выпуск 5. Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2016 г. Андреева Е. В., Дарьещенкова О. А., Дидук И. А. "Формирование ответственности обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания" (на примере реализации социального проекта "Любить – значит жить сердцем")

  • "Сельская школа: состояние, проблемы, пути решения". Сборник материалов  Межрегиональной научно-практической конференции.  Смоленск: ГАУ ДПОС "СОИРО", 2016 г.  Андреева Е. В., Дарьещенкова О. А. "Технология воспитания ответственности у подростков в образовательном пространстве сельской школы".

  • "Современные тенденции развития региональной системы образования: интеграция, науки и практики". Сборник научно-метадических статей. Смоленск: ГАУ ДПОС "СОИРО", 2016 г. Андреева Е. В., Дарьещенкова О. А. "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как одно из условий воспитания ответственности у подростков в образовательном пространстве сельской школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андреева Евгения Вясеславовна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Церковь и война

Начиная свою преподавательскую деятельность, как учитель истории, и, освещая темы войны, я столкнулась с такой проблемой: «Как объяснить молодому поколению участие  Церкви военных действиях? Ведь война – это страшное слово, которое несет в себе зло, разрушение. Ребята удивляются: «Как мог Сергий Радонежский благословить на войну Дмитрия Донского  и отправить с ним своих монахов? Отправить их на войну, на убийство? А между тем всем известны слова Спасителя: «Ударили тебя по правой щеке, — подставь левую».

И только сейчас я поняла, насколько скудны и поверхностны были мои знания православной культуры.  Известна чеканная формула святителя Филарета: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врага ваша». Таким образом, защита Отечества – это СВЯЩЕННЫЙ долг каждого человека. И отношение народа к войне было глубоко христианским, евангельским - «Нет больше той любви, как если кто положит душу  свою за друзей своих». Русскую Армию не случайно именовали христолюбивым воинством. Русский народ был не только народом христианским, но и удивлял иноземцев своей глубокой верой.

В старину десятки миллионов верующих, горячо любящих свое Отечество, соединялись в молитве в одну могучую волю, приобретали бесстрашие, которое не могло не увенчаться победой. Отдать жизнь «за други своя», за Отечество – считалось делом священным.  Испокон веков  могущество и процветание Руси держалось на двух столпах-воинстве и монашестве. Два этих служения имеют особый вес перед богом, ибо в них наиболее ярко проявляются величайшие добродетели человека - самоотверженность, жертвенность, отречение от удобств и удовольствий мира во имя высших идеалов.

В 1812 году  святитель Филарет, митрополит Московский говорил: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество – ты примешь жизнь и венец на небе». Эти слова созвучны словам Нового Завета: «Возводя уверовавших в Него от земли на небо. Господь не разрушает ступеней лестницы, ибо по ним будут подниматься все новые поколения. Одна из этих ступеней – любовь к земному Отечеству, от которой мы восходим к любви более высокой, к желанию Отечества небесного».

И действительно не счесть примеров жертвенной защиты Отечества в тяжкие годы Отечественной войны 1812 года, Крымской и Русско-Турецкой войн, Первую мировую войну и Вов. Участник русско-японской войны преподобноисповедник Сергий, однажды перед началом сражения приехал ободрить солдат: «Не робей, братцы! Я с вами. Буду молиться за вас; кого ранят или кто заболеет – приобщу. Вот видите Святые Дары на мне? Кто умрет героем в честном бою, отпою погребение: не зароем как-нибудь. – Умирать один раз в жизни, – ответил солдат Архипов, - От могилы не уйдешь все равно, а умирать в бою – это действительно хорошо. Что ж, дай Господи!»

Как видите в традициях русского воинства – высокий боевой дух, отвага и бесстрашие на полях сражений, верность долгу, жертвенность. В старославянском языке способность человека пожертвовать жизнью относилась к высшим, святым целям и помыслам: «приносить себя в жертву» обозначалось глаголом «святит ся» (посвящать себя).

Священный характер защиты Отечества явственно выразил святой князь Александр Невский, провозгласивший: «Не в силе БОГ, а в правде!». Сражаясь с врагом, русские князья бились «За Землю Святорусскую, за Святые храмы Божии». Для русских защищать Отечество означало защищать и Веру Православную.

Известны примеры почитания и защиты святыми своей земной Родины: это святые благоверные князья Михаил Тверской и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, святые монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, святитель Гермоген и др.

У воинства сформировался и свой круг святых покровителей: Архангел Михаил, св. Георгий Победоносцев,  св. Андрей Первозванный. Т.О. атмосфера служения Отечеству в русской армии определялась православной верой. Присяга, сопровождалась богослужением, молебном, целованием Евангелия, и все это осознавалась как клятва перед людьми, царем, Богом.

Проникновенно и сильно обращение к воинам перед Полтавской битвой Петра I: «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Александр Васильевич Суворов в  своей «Науке побеждать» обращался к солдатам со словами: «Стой за Дом Богородицы! Стой за Матушку-Царицу! Убьют - Царствие Небесное, Церковь Бога молит. Жив - честь и хвала!».

Таким образом, Отечество как сакральная ценность, осознание необходимости его защиты всегда были свойственны русской культуре. Уже в первый день войны Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился с «Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой… Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». 26 июня митрополит Сергий отслужил в Богоявленском соборе молебен «о даровании победы». Всего, за год войны Патриарший местоблюститель обращался к верующим с патриотическими Посланиями 24 раза. Сила убеждения и авторитет митрополита Сергия были так велики, что по распоряжению Гитлера имя Предстоятеля Церкви было внесено в «расстрельный список» личных врагов фюрера, которые по взятии Москвы, должны были быть казнены одними из первых. С июня во всех храмах Московской Патриархии стали совершаться подобные молебны. Началось активное участие Русской Церкви в патриотической борьбе.

Русская Православная Церковь разделяла с народом выпавшие на его долю исторические испытания, не переставал молиться за Отчизну, за ушедших на войну, за тех, кто оказался на оккупированной территории, был взят в плен, попал в блокаду. Церковь утешала, вдохновляла на подвиг, формировала и выдвигала из своих рядов борцов за освобождение Родины. Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. Многие представители духовенства награждены орденами и медалями Великой Отечественной войны. Активно участвовали священнослужители и в партизанском движении. Священники укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Особенно многочисленны были примеры участия священнослужителей в антифашистской борьбе на оккупированной территории в «партизанской республике» — Белоруссии. Так, протоиерей Александр Романушко из Полесья с 1942 по лето 1944 г. лично участвовал в боевых операциях и ходил в разведку. В 1943 г. он при отпевании полицая при большом скоплении народа и прямо на кладбище сказал: «Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он — изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же «Анафема»! Подойдя к полицаям, он просил их искупить свою вину, обратив оружие против фашистов. Эти слова произвели на людей очень сильное впечатление, и прямо с кладбища многие ушли в партизанский отряд.

Гражданским подвигом стало поведение верующих и духовенства Ленинграда. Священники и их паства в блокированном городе жили одной судьбой. Вокруг храмов существовали объединения людей, которые помогали друг другу выжить, выстоять. В Ленинграде и его северных пригородах, оказавшихся в кольце блокады, находилось 10 действующих православных храмов. По предложению митрополита Алексия (Симанского) уже с 23 июня приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону. Храмы отказались от всех расходов, кроме самых необходимых. К концу 1941 г. свои взносы на общую сумму 2 миллиона 144 тыс. рублей сдали все православные приходы Ленинграда. Материальная помощь государству и Красной Армии в целом стала одним из самых важных направлений патриотического служения духовенства и верующих в период войны. В конце 1944 г. каждая епархия прислала в Синод отчеты по специальной форме о своей патриотической деятельности. Выяснилось, что к этому времени общая сумма церковных взносов на нужды войны, по предварительным данным, составила более 200 млн. рублей.

Особую страницу составляет создание на церковные средства танковой колонны «Димитрий Донской». Не существовало на свободной от фашистов земле почти ни одного, даже сельского прихода, не внесшего свой вклад в общенародное дело. 40 танков «Т-34», которые составили общецерковную танковую колонну, были построены на заводе Челябинска.

Трудно назвать все виды патриотической деятельности духовенства. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие из них были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих. Когда осовобождали село Баскаково Гриценко Иван Иванович, командир санитарного отделения бригады организовал сбор раненых и  оказание им первой помощи.  Санитары зашли в один из домов. В кухне их встретили священник, его  жена и дочь, которые были рады помочь раненным. Иван Иванович приказал своим солдатам обследовать дом, подполье, сарай, чердак и как будто баню, которая стояла в огороде. Священник  сказал: « Что не доверяете мне? Я это понимаю».  Ему объяснили, что этот  осмотр для порядка.     Как оказалось,   это была очень благородная семья, все трое ухаживали за ранеными, кормили, поили их. Помогали грузить раненых на транспорт, кормили и санитаров. Иван Иванович  спросил у священника, как он относится к тому, что в результате боя была разрушена  колокольня  церкви. Он ответил: “ Война  есть война.  Значит, так угодно Богу”.

Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной Литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.

Как факт признания патриотической деятельности Православной церкви в годы Великой Отечественной войны можно расценивать решение советского правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея Ленина руководящим деятелям церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 г.

Православная вера, культура и сформированный ими менталитет оказывается той питательной средой, почвой, на которой взращиваются вера, культура и менталитет конкретной личности. А погружение в традиционную культуру  и веру, хранящую переходящие ценности, делают жизнь человека осмысленной. Главным же личностным новообразованием становится способность к самоизменению, а также осознание ответственности за самого себя, других людей, за все общество.

Осознание личностью своих обязанностей и ответственности по отношению к Отечеству и формирует добродетель патриотизма, как привязанность к своей культурной среде и гражданственности. Сама патриотическая деятельность защитного порядка на своем идеальном уровне имеет творческую созидательную силу: охранение и упрочение духовной жизни общества.  Можно с уверенностью сказать, что Патриотизм – это понятие духовное. И сущность русской национальной доктрины является превосходство духа над материей.

И даже в годы тоталитаризма не смогли искоренить сущность русской души, о чем явственно свидетельствуют слова из известной песни «Идет война народная, священная война!» и советский солдат перед боем крестился и шел сражаться за Родину со словами «С Богом!» на устах.

О роли церкви в истории России ярко писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: «Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? -  Церковь Православная. Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело защиты Отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие? Кто научил русского человека быть верным – без лести, мужественным – без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы? – Церковь Православная!»

Для славы со Христом мы были созданы

Никак нас враг чудовищный не съест.

Кололи нас серпом, звездили звездами

Но наше знамя есть и будет крест.

На теле у России раны рваные,

Но свет Христов отчетлив впереди,

И если нападут на нас поганые,

Мы в бой пойдем с крестами на груди.  



Предварительный просмотр:

Андреева Евгения Вячеславовна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Гагаринский район

Смоленская область

Сильнейший принцип личностного роста лежит в человеческом выборе Джордж Элиот

Как сформировать вполне определенное качество личности школьника -  умение осуществлять выбор и нести личную ответственность за этот выбор, это, пожалуй, самый трудный для реализации вопрос, который волнует всех без исключения учителей России. Новые ФГОС ориентируют на активное участие самих учащихся в образовательном процессе в качестве субъектов. Ведь результаты, которые мы хотим получить, -  выработка жизненной стратегии достижения успеха, твердость и рациональность в принятии решений, с очевидностью для школьников должны заметно улучшить качество их жизни.

В этой статье дана попытка раскрытия педагогического опыта по воспитанию ответственности у подростков в условиях сельской школы, его основные принципы, идеи, подходы, а каждый педагог, осмысливая их, создаст уже свою уникальную педагогическую практику.

МБОУ «Баскаковская средняя школа» предоставляет школьникамразнообразный спектр возможностей в урочной и внеурочной деятельности для формирования самостоятельности в построении своего жизненного проекта, причем именно  жизненной стратегии достижения успеха, которая воспитывает такие черты характера, как инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь ближнему и др.

Не первый год в школе действует единый процесс урочной и внеурочной деятельности, который ориентирован на единство педагогического результата: личностного, метапредметного и предметного. Администрация школы и ее педагоги считают, что только взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности поможет воспитать у подрастающего поколения ответственное отношение к себе, другим и человечеству в целом.

Рассмотрим, как реализуется данный подход учителем истории. Понимая, что главная потребность растущего и социализирующегося подростка: поиски примеров и моделей поведения свободного и сильного человека в критических ситуациях выбора, специально организуется изучение роли личности в курсе отечественной истории. При изучении истории второй половины ХХ века в 9 классе особое внимание уделяется личности Л.И. Брежнева и его внешнеполитической деятельности.  Суть выбора, совершенного исторической личностью –возможности и границы выбора внешнеполитического курса, альтернативы развития международных отношений, возможен ли был другой путь развития советско-афганских отношений. Учитель предлагает школьникам проанализировать различные источники: документы, видеофильмы, художественную литературу, а затем в ходе дискуссии ответить на вопросы, подразумевающие возможность сделать ответственный выбор: какие варианты выбора были у Л.И. Брежнева,какие варианты выбора осуществил бы ты и др.

Во внеурочной и внешкольной деятельности учитель создает реальные условия, возможности, ситуации, где школьник вынужден  осуществлять выбор в своих решениях и поступках. На музейных уроках изучается биография отличника и славного парня, бывшего ученика Баскаковской средней школы Николая Гордиенкова, погибшего при исполнении интернационального долга в Афганистане. Организуются экскурсии в школьном музее и экскурсоводами являются сами ученики, они составляют текст экскурсии, выделяя самое главное и интересное на их взгляд.  9 декабря состоятся традиционные встречи с бывшими афганцами и членами «Боевого братства» г. Гагарин. В ходе дискуссии за круглым столом учащиеся найдут ответы на многие вопросы, которые их интересовали и беспокоили.

Изучение истории России начала ХХ века организуется через призму жизни Николая II, его мыслей, действий, поступков. Суть выбора, совершенного данной исторической личностью –возможности и границы консервативного выбора, альтернативы общественного развития, противоположные и несовместимые стремления общественных сил, возможен ли был общий путь национального согласия. Опять же на музейных уроках изучается биография помещика Повалишина - типичного представителя русского дворянства, на средства, которого в 1912 году была построена Баскаковская школа.

Знание подобных исторических фактов включенных в историю родного края при соответствующих акцентах, сделанных учителем, развивает в учениках чувство гражданской ответственности за свои мысли и действия, и, конечно же, за судьбу своей страны, то есть способствует формированию гражданской идентичности, как основного требования ФГОС.

Таким образом, специально организованное изучение роли личности в курсе отечественной истории на уроке и во внеурочное время способствует принятию учащимися личностной патриотической позиции, гражданской идентичности, которая предполагает включенность ученика в контекст происходящего, отождествляя себя с кем-то значимым для истории России персонажей, со-переживание и со-страдание ему. Также происходит возникновение субъектной позиции школьника по отношению к своей собственной жизни, заставляя его проектировать свой жизненный путь с позиции ответственного личного выбора.Таким образом, знания в образовательном процессе выступают как средство формирования вполне определенного качества личности школьника -  умения осуществлять выбор и нести личную ответственность за этот выбор.

«Личность исторического героя, оказавшись в точке переломного исторического момента полностью вольна была принять или не принять то или иное решение, от которого прямо зависела судьба самой личности, ее семьи, ее близких, ее народа, всего человечества. Данное решение, сколь бы  ни было оно обоснованно объективными обстоятельствами, советами, давлением традиций или параллельных событий, в самый момент его принятия зависело только от самой этой личности. Удел принятия решений нелегок, поэтому многие стремятся избежать этого, поэтому для принятия решений нужно недюжинное мужество. Предлагаемый подход в изучении истории упражняет подростков в стремлении принимать существенные решения в своей жизни, в продумывании разных вариантов решений и, наконец, в твердом следовании принятому решению.  Каждый подросток, прошедший данный курс, с очевидностью понимает, что весьма часто его выбор оказывается буквально судьбоносным. Делая какой-либо выбор, он предопределяет направление своей жизни»[1].

Велик потенциал проектной деятельности в воспитании ответственности у подростков. Педагоги Баскаковской школы считают, что это один из наиболее эффективных методов обучения, соответствующего системно-деятельностному подходу – основе ФГОС. Именно проект дает возможность учащимся строить авторские действия. Пробовать себя в новой социальной роли автора, а не исполнителя.

Вы можете сказать: «И что тут нового, нам давно уже все известно о проектах, мы их реализуем чуть ли не каждую неделю». Сразу хочу отметить, что зачастую за проектную деятельность  выдаются виды деятельности, которые трудно назвать проектной, не используются проектные технологии, нет разрешения проблемы с помощью новых  знаний, нет нового продукта, полученного в процессе деятельности, все сводится к реферату или презентации. Происходит подмена проекта ролевой или деловой игрой. А проект – это реальное дело, а не имитация. Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детализированную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Можете сказать, что некогда заниматься проектами, они занимают много времени. Да, здесь я с вами соглашусь, но отчасти. Проект как раз и предполагает достижение определённых целей через осуществление изменений в условиях неопределённости и ограниченности во времени.

Вы мне возразите, а как же большой объем материала, как связать проект с учебной темой. Как раз роль учителя и заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь  сформулировать эту проблему. Необходимо помнить, что сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире учебной темы. Главное, чтобы решение проблемы, вызвало необходимость получения новых знаний.  Мы, учителя, должны делать акцент не на содержании обучения, а на процессе применения имеющихся знаний. И тогда решается следующая проблема – проблема оценивания проекта всеми участниками этой деятельности. Причем для достижения наилучшего результата рефлексия должна происходить после каждого этапа проекта.

С октября по ноябрь 2013 года в школе был проведен межпредметный исследовательский проект «Дышу – значит, живу!» для учащихся  8 класса интегрирующий знания о дыхании в рамках изучения различных учебных предметов (биология, химия, история, физическая культура, музыка, ОБЖ), а также внеурочной деятельности. Этот проект явился одним из элементов системы школы по воспитанию ответственного отношения школьников к своему здоровью. Ведь дыхание есть жизнь. А так как дыхание даёт жизнь, то управление дыханием даёт возможность управлять жизненными процессами. В ходе совместной работы учащихся и учителей был создан сайт проекта, где были размещены продукты проектной деятельности учащихся: презентации «Как правильно дышать?», «Правильно ли мы дышим?», «Этимология слова «дыхание», «Влияние вредных привычек на органы дыхательной системы», «Строение дыхательной системы», «Интересные факты о дыхании», «Дыхание музыки», «Мы шагаем вместе к Олимпиаде», «Франция  ХIХ века и проект «Дышу – значит живу!»; комплекс упражнений дыхательной гимнастики, фоторепортаж встречи с сотрудниками ФСКН по Смоленской области Овсянкиной В. Н. и лектором профилактики наркотической зависимости молодежного отдела Смоленской епархии Михеевым С .Г.; исследование «Связь экологического состояния района и заболеваний органов дыхания»; дидактический материал«Строение дыхательной системы человека»; материалы по формирующему и итоговому оцениванию проектов.

Данный проект - «педагогическое событие», проживая которое ученик приобретает опыт ценностного отношения к себе, к другим, к знаниям, к труду, к идеалам. Этот педагогический сюжет ясно показывает, что урочные и внеурочные формы педагогического воздействия не имеют между собой какой-либо грани, как и предполагают ФГОС.

Новый стандарт педагога требует от школьного учителя владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков, обладать цельной педагогической деятельностью. Каждый учитель должен, понять, что не бывает отдельно обучения или отдельно воспитания, они взаимопроникаемы и взаимодополняемы. Только единый процесс урочной и внеурочной деятельности способен воспитать у подростков ответственного отношения к себе и окружающему миру, причем на первое место педагог должен ставить задачи воспитания, а затем развития и обучения.


[1] Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие,-М.: Педагогическое общество России, 2014.-173с.


Предварительный просмотр: