Подготовка к ЕГЭ

Вороная Ирина Викторовна

Эта таблица поможет вам не допускать грамматические и речевые ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gram._i_rechev._oshibki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические и речевые ошибки. В чем разница?

Речевую ошибку можно заметить только в контексте. В этом  ее отличие от грамматической ошибки, для обнаружения которой контекст не нужен.

  1. Речевые ошибки

Вид ошибки

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей в другую колею.

Неуместное использование эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Шолохов то и дело прибегает к употреблению сравнений и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям часто удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Это играет большое значение.

Все это уже не имеет роли.

Употребление лишних слов (в том числе плеоназм)

Прейкурант цен

Первая премьера

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных средств.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом описании пишется о том, что…

Неоправданное повторение слова.

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда автор пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, автор отправился в гостиницу.

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написан Г. Роговым. Он относится к публицистическому стилю.

У меня сразу же появилась картина в своем воображении.

  1. Грамматические ошибки

Вид ошибки

Примеры

Ошибочное словообразование

Колидор, подскользнуться, инциндент, дермантин.

Ошибки в образовании имен существительных

С повидлой, яблоков, грузинов.

Ошибки в образовании имен прилагательных

Наиболее интереснейший, более красивее.

Ошибки в образовании имен числительных

С двустами рублями, с обоих сторон, в тысяче девятьсот восьмом году.

Ошибки в образовании форм местоимений

Ихний, около её.

Ошибки в образовании глагольных форм

Ездиет, ехай, ждя, рекомендоваемый, ложит.

Ошибки, связанные с нарушением согласования

Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской.

Ошибки, связанные с нарушением управления

Подобная экономия достигнута благодаря усовершенствования производства.

Тревожиться о родителях.

Ошибки,  связанные с нарушением способа выражения сказуемого в некоторых конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым

Двадцать один день пролетели незаметно.

Пока лишь только часть абитуриентов прошли собеседование.

Ошибки в построение предложений с деепричастным оборотом

Взяв без разрешения оборудование, у него начались неприятности.

Осознав смысл сказанного, мне стало очень тяжело.

Ошибки в построении предложений с причастным оборотом

Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из нескольких хребтов.

Мне удалось запечатлеть извергающийся вулкан на Сицилии.

Ошибки в построении предложений с однородными членами

Руководитель планирует и осуществляет контроль за ходом выполнения работ.

Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы.

Ошибки в построении сложных предложений

Колхоз был построен под руководством Давыдова, который превратился в крупнейшее хозяйство района.

Вечером мы были в поселке, который находился недалеко от моря и занимавший  гектаров тридцать площади.

Ошибки,  связанные со смешением прямой и косвенной речи.

Андрей спросил у друга, что не нужно ли ему еще время подумать.

Ошибки, связанные с нарушением видо-временной соотнесенности глагольных форм

Мама сидела в гостиной и смотрит телевизор.

Ошибки, связанные с пропуском необходимых слов

Павел наспех сделал уроки и поспешил в волейбол.

Ошибки, связанные с нарушением границ предложения

Папа отложил молоток, прислушался к разговору. И продолжил стучать.