Мои публикации

Мои публикации в городских средствах массовой информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы работы с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем. При построении работы по ознакомлению детей с трудом взрослых надо опираться на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей детей. Направлять детские интересы в соответствии с задачами воспитания, расширять и углублять их, стараясь придавать им устойчивость и нравственную направленность:                                         для этого надо - внимательно выслушивать и отвечать на детские вопросы;                         - формировать интерес к профессиям взрослых;                                                                     - развивать интерес к окружающей действительности;                                                                 - осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых.                                              В статье 18 «Закона об образовании» говориться, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление. Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – можно предложить родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на свою работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь» или « Если ты станешь врачом, как будешь лечить людей» и т.д. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного. Рекомендуется использовать разнообразные современные формы работы с родителями.                                                                                                                              - Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается различная информация, в том числе и по ранней профессиональной ориентации дошкольников. В рамках деятельности детского сада нужно предусмотреть работу с родителями в виде папок – передвижек, буклетов по ознакомлению детей с профессиями.                                                     - Проведение родительских собраний. Н-р: на тему "Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?»».                                                                                       - Семинар – практикум «Как знакомить детей с миром профессий»;                                                             - Проведение тематических досугов;                                                                                       - Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.                                          - Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.                                                - Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы.                                                                            - Домашние задания по изготовлению презентаций по ранней профориентации для детей старшей группы, например « Я работаю..» Дети продолжают знакомиться с миром профессий в нетрадиционной форме. Данная презентация расширяет представления воспитанников о мире профессий, развивает творческое мышление, внимание, ориентировку в пространстве. Например открывается первый слайд, родитель загадывает загадку, а дети должны внимательно посмотрев на изображения, называть в каком углу находится правильный ответ, и т. д. Или презентация совместной работы родителей с детьми "Мне нравится… профессия. Вот что я о ней знаю…                                                                                                                                          - Совместная работа педагогов с родителями детей по изготовлению атрибутов для музыкального досуга «Город мастеров», и сюжетно - ролевых игр.                                                                                                                                    - Привлечение родителей к участию в оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Все профессии важны»;                                                                                      - выставка фотографий о профессиях родителей группы;                                                                                                                - Выпуск семейных газет «Наш папа – токарь», «Моя мама – повар» и т.д.             - Оформление альбомов «Семейные династии»                                                                          -проектная деятельность;                                                                                                                          - изготовление лэпбуков;                                                                                                              - совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация совместных чтении художественной литературы о профессиях;                                                                                                  Для детей очень важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем. И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда. Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия. Педагогический коллектив должен стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников



Предварительный просмотр:

Толстых Татьяна Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Сказка»

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности по социокультурным истокам по теме: «Благодарное слово» 

(для детей средней группы)

Цель: Дальнейшее освоение социокультурной категории «Благодарное слово» детьми 4-5 лет посредством литературных произведений.

Программное содержание:

Образовательные: 

- создать позитивный настрой на общение в группе;

- раскрыть значение благодарного слова в общении между людьми;

- формировать мотивацию у детей благодарить за добрые поступки;

Развивающие:

 - развивать у детей способности проявлять добрые чувства к близким,

- развивать межличностное взаимодействие детей;

- упражнять в умении работать в ресурсном круге;

 - развивать аккуратность детей при выполнении работы в паре, способность договариваться, приходить к единому мнению;

- развивать связную речь детей, память, внимание, наблюдательность;

Воспитательные:

- воспитывать вежливость, умение высказываться, не перебивая друг друга и слушать ответы других детей;

- воспитывать у детей любовь к художественной литературе.

Словарная работа: благородное слово, благодарить, «Благодарю Вас», «Я очень признателен», «Вы очень любезны», наливные.

Методические приёмы:

Словесные: приветствие, ответы детей, беседа, вопросы, уточнения, пояснения, объяснения, стихи, физкультминутка.

Наглядные: презентация, иллюстрации из сказки «Кто вырастил яблочко?», «Гуси – лебеди» и «Крошечка – Хаврошечка», 

Практические: работа в ресурсном круге,  работа по парам, оформление страницы Альбома «Мои истоки».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: презентация, мольберт, магниты, мячик, иллюстрации сказки «Кто вырастил яблочко?», «Гуси – лебеди» и «Крошечка – Хаврошечка»,

Раздаточный: страница «Благородное слово» к альбому «Мои истоки», гуашь: красного и желтого цвета, ватные палочки, влажные салфетки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы Л. Осеева «Волшебное слово», С. Фролова «Кто вырастил яблоко?» Н. К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике», беседы о добре, знакомство с пословицами о добре и благодарном слове.

Ход деятельности:

Организационный момент:

(Воспитатель с детьми стоят, в кругу, говорят слова приветствии): 

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем голову из стороны в сторону)

Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа)

Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь)

Вместе мы одна семья (берёмся за руки, поднимаем их вместе)

В: -  Дети, когда к вам приходят гости, какое слово вы говорите? (Ответы детей: Здравствуйте!) Оглянитесь вокруг, сколько у нас гостей! Давайте поздороваемся с гостями (воспитатель с детьми здороваются).

Присоединительный этап:

Раздается звонок скайпа.  На экране девочка Маша плачет и говорит: «Здравствуйте ребята! (Дети: Здравствуйте!) Я сегодня пришла к Мишке в гости, а его нет, только это письмо (воспитатель демонстрирует письмо детям)». Воспитатель предлагает прочитать письмо.

Основной этап:

Воспитатель читает:

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

А оно то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Но молчит она как рыба

Вместо каждого … (Дети: «спасибо»)

В: - Как вы думаете, почему ушел Мишка из дома и не хочет больше дружить с Машей? (Ответы детей)

 В:- Правильно, Мишка заботился о ней, а Маша забывала его благодарить.  Ребята, как помочь  Маше вернуть друга? (Ответы детей: научить Машу благодарить).                   В: - Присядьте, на стульчики и расскажите Маше, что это значит – благодарить. (Дети присаживаются на стульчики)

- Ребята, как  вы думаете, что значит – благодарить? (Ответы детей)                                                                                                           

В: - Слова благодарности, это волшебные, целительные  слова. Из поколения в поколение люди учились быть благодарными Богу, близким и окружающим людям, родной земле, матушке - природе…  

У нас ребята знают стихи о благодарности и сейчас их прочитают для Маши

1 Р: Спасибо мы говорим,

Когда кого-то благодарим.

Это слово не стоит кричать,

Его надо от души, и  тихо сказать.

2Р: Угостил вдруг кто конфетой  

Или что-то подарил,

-«Спасибо» говори за это  

Чтобы вежливым ты был.

3Р: Приятель, твой сосед.

Тебе дал свой велосипед.

Пусть каждый в этом мире знает

 – «Спасибо» лишним не бывает

В: - Какие слова благодарности вы знаете? (Ответы детей)                                                                                        - Правильно, «спасибо», это слова благодарности, но,  так же можно поблагодарить словами:  «Спасибо огромное», «Благодарю Вас»,   «Я очень признателен», «Вы очень любезны». (Воспитатель просит детей повторить хором и индивидуально)                        - Не важно,  какими словами мы благодарим людей, главное чтобы это было сказано искренне и от всего сердца.

- Ребята, давайте расскажем Маши, как мы благодарим своих родителей, близких и друзей? (Спрашиваю 4-5 человек) Я расскажу вам кого и как я благодарила: я сказала спасибо сегодня …, за то, что он когда пришёл утром в детский сад убрал игрушки, которые помытые лежали на столе. Кто хочет рассказать, кого и за что вы благодарили, а Маша будет вас слушать внимательно. (Спрашиваю3-4 ребёнка)                                                                                                                                                                                   В: - Молодцы ребята, вы вежливые и добрые. 

- Скажите, что вы почувствовали, когда произносили слова благодарности?

(На экране появляется Машенька, хвалит детей)

В: - А ещё ребята, оно приносит радость тому, кому оно сказано и тому, кто его говорит.

Ресурсный круг (в кругу с мячом)

В:  - Ребята, я предлагаю вам поиграть, но для этого нам надо встать в круг. Сейчас мы будем передавать друг другу мячик, и у кого мячик окажется в руках, тот скажет Маше, за что говорят слова благодарности. Ребята, надо помнить правила: внимательно слушать  соседа, быть  доброжелательным и уважать других.

(Дети, передавая мячик, говорят, за что благодарят: за улыбку, за заботу, за подарок, за благородный поступок, за внимание, за понимание, за помощь, за комплимент, за обед и т.д.) 

-Молодцы, ребята, вы правильно назвали за что и за какие поступки люди благодарят друг друга.

В: - Ребята! Садитесь по удобнее.  Я сейчас вам прочитаю отрывок из рассказа, а вы вспомните и назовите его. (Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:

– Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама).

После ответа дети отвечают на вопросы.

- Вспомнили? Как называется этот рассказ? (Ответ детей)

-Кого благодарила Настенька за вкусное яблочко? (Ответы детей: маму, яблоньку, садовника, солнышко)

- Какое благодарное слово употребляется в этом рассказе?

- Как Настеньку поблагодарили за её добрые слова? (На здоровье, Настенька! Спасибо,  Настенька, за твою благодарность. Спасибо на добром слове!)

Задание детям:

- Посмотрите на иллюстрации и назовите русские народные сказки, где бы звучали слова благодарности (Ответы детей).  «Гуси – лебеди» и «Крошечка – Хаврошечка» из книги «Благодарное слово». 

- Кого благодарила Алёнушка в сказке «Гуси – лебеди»?

- Чему научила вас сказка «Гуси-лебеди»? (Ответы детей)

Физкультминутка  

Рано утром я встаю,                                                                                                                                                        Бога я благодарю, (руки к небу развести)

Солнцу, ветру улыбаюсь 

И при этом, не стесняясь,

Слово «Здравствуй» говорю, (движения по тексту: показать круг, затем руки над головой из стороны в сторону, развести руки)

С кем встречаюсь поутру (показать указательным пальцем по кругу на каждого ребёнка)

(Дети стоят с воспитателем на ковре)

В: - Ребята, как вы думаете, что мы можем с вами сделать своими руками, для Маши, чтобы она помнила о нашей встрече и не забывала говорить слова благодарности. И конечно же, за что Маша будет вам благодарна? (Ответы детей)

- Правильно, мы в наш альбом создадим страничку «Благодарное слово»

Работа в парах

В: - Ребята, разделитесь на пары, кто с кем хочет, и присядьте за столы. (Дети садятся по парам за столы).

В: - Ребята, на столах лежат  иллюстрации из рассказа   С. Фроловой «Кто вырастил яблочко»

– Какие яблочки были  описаны в рассказе? (Наливные).  

В:-  Ребята, мы будем  яблочки закрашивать необычным способом, а примакивать ватными палочками. Договоритесь, друг с другом, и придите к единому мнению, кто из вас будет рисовать красной, а кто желтой краской. (Звучит спокойная музыка, дети создают страничку альбома «Благодарное слово» - закрашивают яблочки нетрадиционным способом «Рисование ватными палочками»)

- Ребята, посмотрите какие красивые, наливные яблочки у вас всех получились.

(На экране появляется Маша): - «Ребята, спасибо вам большое, я всё поняла, Мишка обиделся на меня, что я не сказала «Спасибо». Теперь я знаю, что это волшебное слово. Я попрошу у него прощения и обязательно буду за всё всех благодарить. До свидания ребята»

Итог деятельности: - Ребята, кому мы сегодня помогали понять, что надо обязательно за всё благодарить?

- Какую  страничку в наш альбом, вы создали? (Благодарное слово)

 - Какие слова благодарности, вы запомнили? (Ответы детей)

- И я вас всех благодарю и говорю вам большое спасибо за проведенное вместе занятие.

Главное — уметь благодарить.

Маму за заботу  и любовь,

Папу за  его внимание.

Солнце — за тёплые лучи,
Звёзды — за неяркий свет в ночи,
Друга — за плечо и понимание,                                                                                                  

Главное — уметь благодарить…



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

на тему: «Письмо от Вини - Пуха»

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                                                 - продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении,  составлять простые и сложные предложения;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  – закреплять умение детей отгадывать  загадки;                                                                                          - закреплять образы букв;                                                                                                                                                - упражнять детей в слого - звуковом анализе слов;                                                                                                 - формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на слоги, находить место звука в слове;                                                                                                                     - упражнять детей в определении места звуков (с - сь) в словах (в начале, в середине, в конце);                                                                                                                                                                                           - упражнять в умении проводить звуковой анализ слов;                                                                                                                     - упражнять в умении составлять слово в ребусах по первым звукам.

Развивающие:                                                                                                                                                                                                     -  продолжать развивать связную речь детей, побуждая  их отвечать на вопросы          воспитателя полными предложениями;                                                                                                                         - побуждать детей к самостоятельной, активной, мыслительной деятельности;                                       - способствовать тренировке глазных мышц при выполнении гимнастики для глаз;                                     - развивать устную речь;                                                                                                                              - развивать слуховое, зрительное внимание, логическое мышление;                                         

Воспитательные:                                                                                                                                                                                                                                                                                        - воспитывать коллективизм (умение работать вместе со сверстниками)                                              - воспитывать желание договариваться, помогать друг другу.                                                                                                 Методы и приемы:                                                                                                                                             наглядный метод: мультимедийная презентация, ребусы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Словесный метод: беседа, худ. слово (загадка), объяснение, пояснение, указания                                                                                                                                  Практический метод: выполнения задания по парам «Звуковой анализ слов», индивидуальной работы   «Определи место звука в слове, подбери схему».                         Игровой метод: «Прочитай слово по первым звукам», «Расшифруй рисунок», игра «Снежный ком», физкультминутка с мячом   «Дифференциация звуков».                                                                                                                                                         Материал: мяч, указка,  мультимедийная презентация,   карточки для индивидуальной работы, фишки для звукового анализа слов, простые карандаши, ребусы, схемы для индивидуальной работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Предварительная работа:  игра «Снежный ком», просмотр мультфильма  «Вини – Пух и его друзья»,  чтение произведения А.Милна « Вини – Пух и все, все, все», игра  «», «Будь внимательный».

Ход деятельности: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся! А сейчас посмотрите все на меня.                                                      - Ребята к нам пришло письмо. (Слайд 1)                                                                                                                              Я хочу вам загадать загадку, отгадав загадку, вы поймете, от кого это письмо, но загадка не простая, а музыкальная, послушайте. (Щелчок)                                                                                                                              Песня (Ответы). Конечно, это письмо от Вини Пуха из сказки «Вини – Пух и его друзья»                                                                                                                                   – Ребята хотите узнать, что там написано. Я вам его прочитаю.                                                                                   (Слайд 2) На экране появляется Вини – Пух с письмом.                                                                                  «Здравствуйте, ребята я много о вас слышал, вы дружные, много знаете и умеете, у меня тоже есть друзья, и я хотел подарить  им шарики, но подул ветер и мои шарики разлетелись и лопнули, как - же мне быть, помогите, пожалуйста, собрать шарики для моих друзей».                                                                                                                                                   – Ребята, Вы готовы помочь Вини – Пуху? (ответы детей).                                                                      (Слайд 3)                                                                                                                            - Но, чтобы помочь В.П  собрать шарики для друзей, вы должны выполнить несколько заданий. За каждое задание, вы будете получать шарик.                                                             Первое задание: (Дети сидят на стульчиках) ответить на мои вопросы, но ответ появиться на экране только в том случае, если он будет полным и правильным. Слушайте внимательно мои вопросы:                                                                                                                                  (Слайд 4) 1. К кому на день рождения спешил Пятачок? (к ослику Иа)                                                                         (Слайд 5) 2. С помощью чего Пух поднялся в воздух? (с помощью синего воздушного шара)                                                                                                                                                                                                                                                                           (Слайд 6) 3. Почему Пух застрял в дверях дома Кролика? (потому что «кто-то слишком много ест»)                                                                                                                                                (Слайд 7) 4. Кого изображал Пух, когда хотел пробраться в пчелиный улей за медом? (тучку)                                                                                                                                               (Слайд 8) 5. К кому рано утром отправились в гости Вини - Пух и Пятачок? (к Кролику)                                                                                                                             (Слайд 9) 6. Что больше всего, любит есть Вини - Пух? (мед).                                                                         (Слайд 10) Дети получают первый шарик.                                                                                                           (Слайд 11) Второе задание: (Дети сидят на стульчиках)- «Расшифровка рисунков» - В этих рисунках спрятались буквы. Назовите звуки, которые они обозначают. Вам надо быть очень внимательными, чтобы помочь Вини - Пуху. ( Дети внимательно смотрят на экран, там изображены образы букв Ж), дети называют звуки, которые они обозначают (к-кь), звук (ж); букву В, обозначают звуки (в-вь, з-зь).                                                                                                                                                                                                                                         (Слайд12) Дети получают второй шарик.                                                                                             (Слайд 13) Гимнастика для глаз.  (Дети сидят на стульчиках)                                                                                                                                                                                                                     Солнышко с тучками в прятки играло  (закрыть, открыть глаза),                                                                                                                                                                                                                                                                                               Солнышко тучки – летучки считало:                                                                                                                                               Серые тучки, черные тучки  (глазки вправо, глазки влево).                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Легких – две штучки   (глаза вверх),                                                                                                               Тяжелых три штучки  (глаза вниз).                                                                                                                Тучки попрощались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями),                                                                                                                                                                                                                                                             Солнце на небе вовсю засеяло (широко открыть глаза)                                                                                                                                                                                                  Третье задание:                                                                                                                         Работа по парам  (за столами)                                                                                             - Что Пятачок хотел подарить ослику Иа, на день рождения? (зеленый шарик)                                                                                                                                                                                                                                                                       – Ребята Вам нужно  провести звуковой анализ слово «Шарик» по парам.                           (Слайд 14) Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.                                   (Слайд 15) Дети получают третий шарик.                                                                                                                                                                                      Физкультминутка:  (На ковре с мячом): Дифференциация звуком                                                                                                     - заменить первый звук в следующих словах на звук (х) салат-халат; на звук(з) суп- зуб; на звук (щ) кепка-щепка)                                                                       Четвертое задание «Прочитай слово по первым звукам" (ребусы)                                    (Щелчок) Дети получают четвертый шарик.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Пятое задание: (за столами)                                                                                             Игра «Снежный ком».                                                                                                                              Теперь, чтобы помочь В-П, нам нужно скатать «Снежный ком». Я начну короткое предложение о В-П. а вам надо повторить мое предложение и добавить свое слово, так, чтобы каждое последующее предложение увеличивалось по количеству слов.                                                            Например: Вини - Пух любит мёд.                                                                                          Вини - Пух любит мёд диких пчел.                                                                                             Вини - Пух любит мёд диких пчел, живущих в лесу.                                                                               Вини - Пух любит мёд диких пчел, живущих в лесу, в дупле на дереве.                                 Вини - Пух любит мёд диких пчел, живущих в лесу, в дупле, на высоком  дереве.          (Щелчок) Дети получают пятый шариК.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Индивидуальная работа (за столами)                                                                                                      - Перед вами схемы. Вам надо разделить слова на слоги, определить место звука С-Сь в слове и выбрать нужную схему. Обвести ее карандашом. Примерный набор слов: сапоги (три слога, звуки с-сь в начале слова), сено (два слога, звуки с-сь в начале слова), рисунок (три слога, звуки с-сь в середине слова), сыр (один слог, звуки с-сь в начале слова). При каждом выполнении задания, дети проверяют друг друга.                                                                                                 (Щелчок) Дети получают шестой шарик.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

(Слайд 16)  - Ребята у нас видео звонок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 (Слайд 17) На экране появляется Вини – Пух и говорит: « Вы и в правду очень смышленые, внимательные, умные и добрые ребята, готовые прийти на помощь друг другу. Какие чудесные шарики вы помогли мне собрать, я с удовольствием подарю их своим друзьям.  Я хочу вам подарить кроссворды, на память обо мне. Ваш друг Вини – Пух!»
Итог деятельности: Кому мы помогали? В какие игры играли? Что вы выполняли в задании «Расшифруй рисунок», «Прочитай слово по первым звукам» Что было трудным? Кто больше всего вам понравилось, как работал на занятии?






Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»  

Конспект непосредственно образовательной деятельности                                          

 (подготовительная группа)

Тема: «Шарик - помощник» (Статическое электричество)

Подготовила:

воспитатель

Толстых Т.В.

г. Когалым, 2021г

Познавательное развитие

(познавательно – исследовательская деятельность)

Тема: «Шарик - помощник» (Статическое электричество)

Цель:  дать представление детям о статическом электричестве.

Задачи:

Образовательные:

-обобщить знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;

-  закрепить правила безопасного обращения с ними;

- познакомить с новым понятием «статическое электричество», с причиной возникновения и проявления статического электричества;

- продолжать учить детей работать по схемам последовательности действий.

Развивающие: 

- развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.

- развивать мыслительную деятельность, наблюдательность;                                          - развивать умение самостоятельно готовить материал для проведения эксперимента.

- развивать умение делать умозаключения и выводы при подведении проведенных экспериментов;

- развивать интерес к поисково-экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

-вызвать радость от собственных открытий и экспериментов;                                               - воспитывать взаимовыручку;

- воспитывать детей оценивать свое эмоциональное состояние.

Словарь: статическое электричество, электрический заряд, наэлектризованный, положительный (отрицательный) заряд.

Демонстрационный материал:

- презентация, схема последовательности для самостоятельной деятельности.

Раздаточный материал:

- морская соль, песок, тарелочки, чайная ложка (на каждого ребенка), шарики воздушные, шерстяная ткань, подносы, влажные салфетки, рабочие тетради, простые карандаши, смайлики (грустные, веселые).

Предварительная работа:

- Беседы: «Что такое – Электричество», «Осторожно – Электричество»;                          - Дидактические игры «Наши помощники»;

- Рассматривание картинок «Что было раньше, что сейчас»;

- Отгадывание загадок, про электроприборы.                                                               Методы и приемы:                                                                                                       наглядный: презентация, схема последовательности приготовления материала для самостоятельной деятельности;                                                                                                                           словесный: беседа (вопросы, объяснение, пояснение, вывод), загадывание загадки, физкультминутка;                                                                                                                                                   игровой: физкультминутка «Ток бежит по проводам»;                                          практический: экспериментальная деятельность.

Ход деятельности

(Дети играют на ковре. Раздается видеозвонок на экране)

В: - Ребята, послушайте, я что - то слышу, что это за звонок?

«Здравствуйте ребята, вы узнали меня, да я Лосяшь. Сегодня Пин загадал мне загадку,

 - Послушайте эту загадку и попробуйте отгадать ее:

Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам,
Светлое величество!
Это … (Электричество)

В: - Правильно ребята!

Л: - А еще он у меня спросил: знаю ли я, где живет электричество, мне очень жаль, но я не знаю, где живет оно. Помогите мне, пожалуйста, ребята …

В: - Ребята, но что поможем Лосяшу, разобраться, где, же живет  и находится электричество? (ответы детей). 

В: - Ребята, внимательно посмотрите на экран и назовите предметы, которые вы видите? (стиральная машина, утюг, фен, электрический чайник)

В: - Как можно назвать  эти предметы одним словом? (электроприборы)

В: - Молодцы. А знаете ли вы, от чего работают эти  и многие другие электроприборы, которыми мы пользуемся каждый день? (От тока, Электричества). 

В: - Правильно, от электричества!                                                                            

В: А сейчас присядьте на стульчики полукругом, и мы поговорим об электричество. (Дети садятся стулья и ставят полукругом)

В: - Ребята, а знаете ли вы, где находится электричество? (Ответы детей)                                     В: - Скажите, ребята оно опасное? (ответы детей).

Давайте вспомним правила безопасности с электроприборами:

  1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.
  2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
  3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
  4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
  5. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

В: - Правильно, молодцы. А сегодня я хочу вас познакомить со статическим электричеством. (Попросить детей повторить хором и индивидуально). Оно окружает нас повсюду – оно «живет» в наших вещах, бумаге, даже у нас в волосах.  Оно не опасно для человека.                                                                                                                                                                                                            В: - Давайте проверим?  - Для этого нам понадобится надутый воздушный шар и ваша помощь.                                                                                В: - Потрем шарик о волосы и поднесем к кусочкам бумаги.                                             В: - Что произошло? (кусочки бумаги  прилипли к шарику).                               

В: - Как вы думаете почему? (ответы детей)

В: - Правильно!  Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как электрические заряды притягивают легкие предметы, то и к шарику притягиваются мелкие кусочки бумаги, положительного заряда.

В: - Ребята, мы доказали, что статическое электричество, окружающее нас в быту не опасно для нашей жизни. Вы можете вспомнить, когда и где вы сталкивались со статическим электричеством?  (гладишь кошку, ее шерсть поднимается за рукой; снимая шапку, увидела, как мои волосы поднимаются вверх; когда я снимаю свитер, он трещит и колется; когда заходишь с улицы, берешься за двери…)    

В: - В окружающих нас предметах, есть заряды положительные и отрицательные. В результате трения предметов электрические заряды притягиваются – электризуются.                                                                                         В: - Давайте встанем в круг,  и поиграем в игру «Ток бежит по проводам»

Физкультминутка

Ток бежит по проводам                  (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам.            («Фонарики»)

Чтоб работали приборы,               («Моторчик»)                                                   Холодильник, мониторы.              (Хлопки в ладоши на каждый бытовой Кофемолки, пылесос,                      прибор)

Ток энергию принёс.                        (Ходьба на месте)

В: - Молодцы ребята!  (дети присаживаются на стульчики)                                                                                                                 - Помните сказку «Золушка»? Злая мачеха смешала несколько круп вместе, для того, чтобы Золушка была занята и не смогла поехать на бал. Она смогла разложить крупы по отдельности? (ответы детей)

- Но давайте представим с вами, если бы мачеха смешала соль и песок, то Золушка смогла с легкостью разложить всё раздельно по тарелочкам? (ответы детей).                                                                                                                                        В: - А   где мы можем это сейчас проверим? (В лаборатории)

В: - Что делают в лаборатории? (Опыты, эксперименты).                                                                  

В: - Прежде чем пройти в лабораторию и приступить к работе, мы должны вспомнить правила поведения в ней. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1. Перед опытами нужно надеть спецодежду (фартуки, нарукавники, маски).

2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Ничего не бери в рот, и не пробуй.

4. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать.

5. Соблюдать тишину, не мешать другим, работать.

6. В конце опытов делать выводы.

7. После окончания рабочее место держи в чистоте.

В: - А сейчас, вам  нужно  поставить стульчики к  рабочим столам. Пройти к столам с оборудованием и приготовить все необходимое, для нашего опыта.   (Обсудить с детьми, что надо,  для данного опыта, глядя на схему. Дети, одевают  фартуки, нарукавники и маски, каждый ребенок,  подходит и самостоятельно берет с общего стола,  себе ложку, тарелку, соль, песок, шерстяную ткань и  шарик воздушный).

В: - Приглашаю вас в нашу лабораторию «Маленькие волшебники», чтобы исследовать  статическое электричество. (Дети присаживаются за столы для экспериментирования)                                                                                                            

В: - Вы теперь настоящие учёные!                                                                                                                                

В: -  А теперь посмотрите на экран, перед  вами, схема последовательности нашего опыта. По этой схеме мы и должны работать, а сейчас давайте разберем, что на ней нарисовано.

(Разбор схемы)

Экспериментирование

 (Воспитатель показывает, дети внимательно смотрят и самостоятельно выполняют задание)                                                                                                             

В: - Ребята, скажите,  какой вывод  мы можем сделать? что нам помогло разделить смеси (помог статическое  электричество, которое находится в шерстяной ткани).                                                                                                 В: - Именно оно, притянуло легкие предметы (песок) и оставило на месте тяжелые (морскую соль). Оказывается, воздушный  шарик, натертый о шерстяную ткань, приобрел свойства магнита и притянул к себе песок.                                                                                            В: - А сейчас мы все оформим в наши рабочие тетради.

 (Наводим порядок на рабочих местах)

Подведение итога деятельности:

В: - Ребята, вам понравилось быть исследователями и работать в научной лаборатории? А проводить эксперименты?                                                                       В: - Что мы сегодня узнали нового об электричестве? (Что электричество бывает опасное и безопасное для человека)                                                                       В: - Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.                                                                                                                                   В: - А сейчас, может кто-то хочет рассказать Лосяшу, где  живет  электричество.                                                                                                                          

Л: - Спасибо ребята, вы мне очень помогли. Я теперь, знаю где «живет» электричество.  До свидания, до новых встреч.                                                              В: - Возьмите сейчас смайлик и покажите, какое у вас сейчас настроение после экспериментирования.                                                                                                                                                                                                              

                           



Предварительный просмотр:

Организация деятельности педагога-наставника в образовательной организации

Тема наставничества была актуальной в 70-90 годы прошлого века. В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции.

 В наши дни наставничество рассматривают как тип подготовки к работе, обеспечивающей занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне деятельности. Сегодня наставничество используется по своему основному профилю – профессиональное развитие сотрудников. Однако оно имеет больше возможностей для применения, к примеру, обеспечение связи поколений, передача культурных традиций, повышение сплоченности коллектива, усиление мотивации сотрудников и другое. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

В системе образования тема наставничества глубоко затрагивается в рамках помощи молодым специалистам, их адаптации и содействии опытных специалистов при изменении должностных обязанностей, в случае назначения на новую должность, в результате карьерного роста. В этой ситуации можно назвать молодых специалистов подопечными. Выделяется несколько общепринятых целей наставничества: помощь в адаптации и выход на плановые результаты работы, чтобы сотрудник соответствовал требованиям образовательной организации; обучение на рабочем месте, включая прямую передачу формализованных и неформализованных знаний, приемов и подходов; помощь в понимании норм корпоративной культуры; оценка личностных и деловых качеств.

 Систему наставничества можно разбить на три элемента: адаптация, обучение и сопровождение подопечного. Адаптация – вхождение молодых специалистов, новых сотрудников в должность; это погружение в организацию, традиции, корпоративную культуру. Обучение в наставничестве направлено на раскрытие потенциала уже работающих сотрудников, например, при переходе на новую должность, включение в кадровый резерв или при освоении новых образовательных технологий. Сопровождение рассматривается как преодоление разрыва между обучением и достижением результата. Только тогда оно становится системным элементом всей деятельности кампании и дающее новое качество как самообучающейся организации, в которой сотрудники постоянно повышают свою квалификацию. Многие организации соблюдают систему наставничества в адаптации, обучении и сопровождении, что позволяет развивать у сотрудников способность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них функции, а также, быстро адаптироваться к условиям работы в новом коллективе. Все эти процессы происходят одновременно или накладываются друг на друга и могут повторять при переходе на другую должность, при освоении нового участка работы.   Разделяют этапы наставничества: «Я расскажу – ты послушай», когда наставник вводит в процесс деятельности; «Я покажу – ты попробуй», наставник наглядно демонстрирует процесс деятельности; «Сделаем вместе», когда процесс выполнения организован совместно (бинарные уроки); «Сделай сам – я подскажу», когда подопечный сам вовлечен в деятельность под присмотром и помощью наставника; «Сделай сам и расскажи, что ты сделал», когда процесс деятельности полностью освоен подопечным. Важно, чтобы на всех этапах наставник был доступным для подопечного.  В практике наставничества возникают проблемные вопросы: придерживается ли наставник разработанного плана работы: продумана ли документация, которая регламентирует весь процесс наставничества; что делать, если наставник не справляется со своими обязанностями. Один из путей решения: организация процесса контроля работы системы наставничества. Этапами организации процесса контроля системы наставничества являются: выбор ответственного за координацию наставничества, который может быть не только завучем, но и одним их активных учителей. В его обязанности входит регулярный мониторинг процесса наставничества, оповещение о новом этапе системы наставничества, разработка оценочных бланков отслеживания этапа внедрения или обучения. Следующий этап: создание документации, регламентирующей действия наставников и обучаемых сотрудников. Продуманная документация экономит время всех участников процесса наставничества и позволяет получить адекватную информацию, которую можно использовать для оценки результата деятельности и планирование дальнейшей деятельности. В документацию входит положение, план проводимых мероприятий, набор оценочных бланков. Для обеспечения коррекции системы наставничества необходимо регулярно проводить опросы в форме устной беседы, анкетирования сотрудников; анализировать объективные показатели эффективности; налаживать механизмы обратной связи. Важно, чтобы наставник и подопечный имели тесную связь с координатором.

Критерии эффективности – это то, без чего невозможно оценить качество проделанной работы. Оценка эффективности программы наставничества является важным этапом всего процесса интеграции сотрудника в деятельность образовательной организации. Смысл этой оценки заключается в том, чтобы установить, какую пользу получает организация от внедрения подобных программ. Существует три условия эффективности: простота, информация для определения эффективности должна быть понятной, легко собираемой и легко адаптируемой в процесс. Критерии эффективности системы наставничества: достижение целей системы наставничества предполагает соотношение со стратегическими целями образовательной организации; мнение всех участников системы, то есть оценить результаты помогает систематический мониторинг, анкетирование всех участников системы, с целью увидеть мнение наставников и подопечных; достижение сотрудниками требуемой результативности; соответствие профилю должности и поведенческие изменения.

Тема наставничества возрождается и развивается в современных условиях, что приведет к большому количеству опытных кадров на рабочих местах, а также высокопрофессиональных руководителей, умеющих принять управленческое решение.

Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование», федеральном проекте «Учитель будущего».

Целью наставнической деятельности в дополнительном образовании выступает воздействие на личность начинающего педагога, на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому.

                Наставничество в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Эколого-биологический Центр» муниципального образования города Братска, мало чем отличается от классической концепции наставничества и предполагает такую систему обучения персонала, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте, когда более опытный сотрудник передает свои навыки новичку.

Наставничество в ДОУ – это добровольный вид деятельности социально активных и профессионально компетентных сотрудников. Объединяет их не только опосредованная передача опыта от «старшего» к «младшему», но и умение сопереживать, понять и принять.

Можно выделить некоторые категории педагогов, которые больше всех нуждаются в помощи наставника:

  • молодой педагог – выпускник педагогического колледжа и  ВУЗа;
  • педагог с опытом работы в учреждениях общего образования;
  • специалист по профилю предмета, не имеющий педагогического образования.

С какими же проблемами зачастую сталкиваются начинающие педагоги? Как правило, нынешним выпускникам педагогических колледжей или ВУЗов и педагогам, пришедшим из учреждений общего образования, не хватает специальных теоретических знаний и практических умений для работы в системе дополнительного образования, так как в основном они имеют подготовку по квалификации «учитель». На практике можно наблюдать ситуацию расхождения их базовой подготовки с теми задачами, которые решаются в нашем учреждении.

Именно поэтому необходимо развивать систему наставничества в коллективе, которая бы помогла «начинающему» педагогу избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию.

Работа в данном направлении в МАДОУ «Сказка» регламентируется локальными актами:

  1. Положением об организации наставничества в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Эколого-биологический Центр» муниципального образования города Братска.
  2. Программой целевой модели наставничества муниципального автономного дошкольного учреждения  муниципального образования города  Когалыма.
  3. Положением о Школе молодого педагога.

В  МАДОУ«Сказка» работают две модели наставничества:

  1. «педагог – педагог»;
  2. «педагог – студент». МАДОУ «Сказка» является – оказание профессиональной поддержки и практической помощи молодым/начинающим специалистам в профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к профессиональной деятельности.

Основная задача руководителя-наставника на начальном этапе становления педагога – это помощь в установлении профессиональных связей в коллективе. Руководитель-наставник определяет профессиональные потребности педагога и, исходя из этого, выстраивает профессиональную общность (пары, триады). Эти связи могут меняться в зависимости от приоритетных индивидуальных задач начинающего педагога.http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2020/06/shched1.jpg?itok=cFqMNFsX

Поддержка происходит в процессе повышения профессиональной компетентности и носит поэтапный характер, включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного) и соответствующих ему профессионально важных качеств. Поэтому наставник выстраивает свою деятельность в три этапа:

  1. Адаптационный этап. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого/начинающего педагога, а также выявляет пробелы в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  2. Основной этап (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого/начинающего педагога, помогает выстроить ему индивидуальную программу профессионального развития педагога.
  3. Контрольно-оценочный этап. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого/начинающего педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

        Методическая служба учреждения осуществляет шефство на протяжении всего времени становления молодого профессионала, которое происходит в различных формах:

  1. индивидуальное методическое сопровождение педагога педагогом-наставником;
  2. оперативные консультации при подготовке открытых занятий, мероприятий, мастер-классов;
  3. тематические консультации;
  4. занятия в «Школе молодого педагога»;
  5. методическое сопровождение педагогов при участии в конкурсах  профессионального мастерства;
  6. методическое сопровождение педагогов при подготовке к аттестации на квалификационную категорию;
  7. работа по индивидуальной программе профессионального развития педагога.

Так, например, для решения организационно-методических задач выстраиваются профессиональные связи с методистами. Начинающий педагог активно включается в уже традиционные для учреждения механизмы повышения профессиональной компетентности, которые способствуют быстрому и комфортному вхождению в профессию: это посещение педагогических мастерских, методических совещаний, обучающих семинаров, тренингов, деловых игр, мастер-классов, круглых столов и др.

Для обучения и повышения профессиональной компетентности, начинающих педагогов Центра создана «Школа молодого педагога». Слушателями которой являются специалисты, имеющие педагогический стаж работы менее 3 лет, окончившие педагогические профессиональные учреждения, студенты педагогического колледжа проходившие практику в ДОУ, не имеющие педагогического образования.

Цель ДОУ: обеспечение профессионального становления и роста начинающих педагогов.

Задачи ДОУ:

  • создание условий для профессиональной адаптации начинающего педагога в коллективе;
  • формирование профессиональной компетентности начинающих педагогов;
  • формирование индивидуального стиля творческой деятельности;
  • формирование потребности в непрерывном самообразовании.

Планируемые результаты:

  • адаптация и подготовка к профессиональной деятельности начинающего педагога;
  • повышение профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • повышение качества образовательного процесса Учреждения.

В начале учебного года педагогом-психологом проводится анкетирование «Исследование уровня комфортности молодых и вновь прибывших педагогов в период трудовой адаптации», «Оценка социально-психологического аспекта трудовой адаптации молодых и вновь прибывших педагогов», заполняются диагностические старт-анкеты «Профессиональная деятельность педагога». На основе полученных данных психолог совместно с педагогами-наставниками выбирают траекторию работы с молодыми специалистами.

Все проводимые адаптационные мероприятия помогают безболезненно влиться в коллектив новым специалистам, быстро адаптироваться и эффективно работать.

Не умаляя достоинств опытных наставников, отметим преимущества молодых педагогов (педагогический стаж которых до пяти лет, возраст — менее 30 лет):

– новый взгляд на устоявшиеся вещи;

– быстрое и легкое освоение нового, в том числе цифровых образовательных технологий;

– склонность к поиску педагогической индивидуальности;

– отсутствие страха осуждения за ошибки;

– адекватное восприятие критики со стороны администрации и коллег;

– готовность меняться;

– положение «на одной волне» со студентами.

Рассмотрим направления наставничества молодых педагогов над «стажистами».

Цифровая трансформация никого в системе образования не обошла стороной: привычный образовательный контент должен приобрести цифровое воплощение, поэтому разработка электронных образовательных ресурсов стала на сегодня нормой.  Если с подбором учебного материала у педагогов - стажистов не возникает проблем, то оформление его в цифровой оболочке вызывает затруднения.

Аспекты наставничества по модели «молодой педагог — педагог-стажист»:

1.   Совместная разработка электронных образовательных ресурсов.

2. Оказание помощи в организации образовательного процесса в дистанционном режиме с помощью мессенджеров: Skype, Viber, WhatsApp, ВК, Zoom через проведение молодым педагогом мастер-классов, обучающих семинаров по работе в мессенджерах. Использование мессенджеров для установления каналов связи с родителями и обучающимися для оперативной связи и организации продуктивной работы.

3. Демонстрация начинающими педагогами новых цифровых педагогических технологий и инструментов дистанционного обучения, таких как: LearningApps.org,  Google Forms, Padlet  и  др.

4. При подготовке к различным конкурсам. Выбор цифровой платформы для разработки электронного портфолио или сайта педагога, оформление и наполнение его контентом в соответствии с современными требованиями, подбор учебно-методических материалов в электронном формате, оцифровка имеющихся на бумажных носителях материалов.

Таким образом, как показывает опыт наставничества по модели «педагог — педагог» может строиться не только по направлению передачи опыта, педагогического мастерства и т. д. от представителя старшего поколения к начинающему специалисту, но и наоборот. Наставничество — это процесс взаимодополнения, взаимообмена, выравнивания педагогических кадров, причем это взаимовыгодный процесс для обеих сторон.

В нашем учреждении намечается тенденция старения педагогических кадров появилась необходимость в обновлении коллектива Центра. Поэтому с 2017-2018 в Центре, помимо, традиционной формы «педагог-наставник - начинающий педагог» реализуется ещё одна модель наставничества - «педагог-наставник - студент».

В рамках сотрудничества между МАДОУ «Сказка» и ГБПОУ ИО «Когалымским педагогический колледж» составлен договор «О практической подготовке обучающихся по профилю соответствующей образовательной программы». Предметом договора является организация практики со студентами специальностей

44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования». Учреждение предоставляет базу для проведения педагогической практики студентов.  Будущие педагоги изучают учебно-планирующую документацию, методическое обеспечение образовательного процесса, посещают и проводят сами занятия, приобретают первый практический педагогический опыт.

При сотрудничестве «педагог-наставник - студент» используется личностно-ориентированный подход, обеспечивающий необходимую осведомленность будущего педагога и педагога дополнительного образования о предъявляемых к нему требованиях, в процессе работы с наставником студент знакомится со спецификой деятельности учреждения дополнительного образования, вовлекается в решение задач повышения качества образования и адаптируется в педагогическом коллективе. У него появляется мотивация к профессиональному и личностному росту, он легче вливается в новый коллектив и быстро адаптируется в новых условиях.

Показатели работы модели «педагог-наставник – студент»:

  1. Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
  2. Овладение методикой проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий в соответствии с современными требованиями.
  3. Умение работать с детским коллективом на основе изучения личности ребенка, проведение индивидуальной работы.
  4. Умение проектировать учебное занятие, рабочую программу, дополнительную общеобразовательную программу.
  5. Умение организовывать работу учащихся в профильной смене, экологическом и трудовом отрядах.

        

Что дает работа в рамках Программы целевой модели наставничества:

Для наставника:

  • приобретение опыта работы в качестве наставника;
  • передача опыта работы молодому /начинающему педагогу;
  • создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста.

Для молодого/начинающего педагога:

  • овладение профессиональными навыками и педагогическими технологиями;
  • адаптация в коллективе и получение практической подготовки к профессиональной деятельности;
  • формирование уверенности в своем профессиональном росте;
  • повышение методической грамотности.

Для учреждения:

  • предупреждение оттока кадров;
  • повышение качества образования;
  • повышение уровня аналитической культуры всех участников образовательного процесса.

Практика наставничества отражает давнюю традицию работы с молодым поколением и сейчас является актуальной и распространенной. Наставничество и шефство – это систематическая и целенаправленная деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества.

Мы рассматриваем наставничество как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов различных областей, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого.

При этом не стоит забывать, что это добровольный вид деятельности социально активных людей или волонтеров, которых объединяет не только опосредованная передача опыта от «старшего» к «младшему», но и умение строить социальные отношения, получить новые навыки, найти поддержку и друзей, почувствовать себя способным что-то совершать.

От профессионализма педагогических кадров напрямую зависит формирование личностных компетенций у обучающихся, направленных на приобретение навыков адаптации, самообразования и беспрерывного личностного самосовершенствования.

Созданные в Центре тандемы «педагог-наставник - начинающий педагог», «педагог-наставник - студент», через передачу опыта наставника наставляемому, способствуют продуктивному развитию личности начинающего педагога дополнительного образования и студентов, ее социальной адаптации и сформированной уверенности в правильности выбора педагогической деятельности.

Наставничество — не дань моде и не инновация, а традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.

Источники и литература:

  1. Недвецкая М.Н. Кто поможет молодому педагогу? М., 2005.
  2.  Никишина И.В. Инновационные подходы в управлении современной школой: методическое пособие. Волгоград, 2004.
  3. Ситник А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе методической работы. М., 2001.