Моя педагогическая находка "Играя в оригами, развиваем речь детей"

Ершова Елена Евгеньевна

Презентация "Играя в о ригами развиваем речь детей"

Описание слайдов к презентации

Конспект мастер класса с детьми

Базовые формы оригами.(презентация)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Играя в оригами, развиваем речь детей» Подготовил: воспитатель Ершова Елена Евгеньевна

Слайд 2

Актуальность Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как детей с нарушениями речи становится всё больше. У таких детей нарушаются все компоненты речевой функциональной системы: лексико-грамматического строя речи, фонематического и фонетического строя речи.

Слайд 3

ФГОС ДО Создание условий для самореализации через включение в разные виды творческой деятельности.

Слайд 4

практико-исследовательская деятельность собственный творческий потенциал творческое воображение наглядно-образное мышление память целеустремленность, речь усидчивость точность движения пальцев рук внимание интеллект

Слайд 5

О ригами « ори»- складывать « гами »- бумага Искусство складывания из бумаги является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Ещё древними учёными , жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно , развивая кисть руки и пальчики ребёнка , мы активируем развитие речевой зоны.

Слайд 6

Известно, что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребёнку всё « прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму)- всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес. Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития ребёнка - дошкольника. Материал по оригами можно использовать в соответствии с лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что- то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей. И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком. Работая над оригами, дети учатся ориентироваться на квадратном листе бумаги: верхние и нижние левые и правые углы, пополняют словарь такими понятиями как диагональ, пополам, обобщают названия геометрических фигур.

Слайд 7

Задачи: Обучающие: - Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях. - Учить детей вести диалог между ребенком и сверстником, между ребенком и воспитателем по поводу изготовления поделки. Воспитательные: - Воспитывать культуру речевого общения. - Воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательность. Развивающие: - Развивать умение сочинять короткие рассказы о своей поделке. - Способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук .

Слайд 8

Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново. Этапы складывания сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать « оригамские сказки». Например: жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку, здравствуй, Нижний Уголок! Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Многие понятия нужно заменять доступными, например: «перегнуть» для детей это выполнение даю в два действия, «согнуть и разогнуть .» Я говорю доступными и чёткими им понятиями. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учётом необходимости. После выполнения каждого действия нужно предлагать убрать руки на колени, если это возможно по технологии, чтобы видеть результативность и иметь возможность всем вместе продолжить дальше. Эти условия работы необходимо привить детям сразу, они понимают их необходимость. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых – пусть поиграют. Анализ провожу в течение всего занятия, в конце отмечаю точность, оригинальность.

Слайд 9

В своей работе по оригами я не ставлю основной целью количество сложенных форм, главное это способствовать самореализации и саморазвитию детей средствами бумажной пластики. Чем же ещё интересно оригами детям? Быстрым получением образа и конечно сюрпризами. Как видим, оригами в развитии речи ребенка имеет огромное значение. К тому же, занимаясь складыванием фигурок из бумаги, у детей развивается : мелкая моторика; память; внимание; мышление; практические навыки.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

«ИГРАЯ В ОРИГАМИ, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ»

2 слайд Речь представляет собой одно из специфических проявлений психической деятельности человека и выполняет сложную функцию общения между людьми.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как  детей с нарушениями речи становится всё больше. У таких детей нарушаются все компоненты речевой функциональной системы: лексико-грамматического строя речи, фонематического и фонетического строя речи.
Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог.
 По словам В.А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. А создать эти яркие образы героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.

3 слайд  В настоящее время я работаю с группой детей компенсирующей направленности, имеющих такие речевые нарушения, как общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.  И нам приходится отбирать такие формы, методы и приемы работы с детьми, которые наилучшим образом помогают формировать у них правильную речь. Образование таких детей предусматривает создание психологически комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС ДО, условия  для самореализации через включение в разные виды творческой деятельности.

4 слайд Если ребёнок будет заниматься практико-исследовательской
деятельностью, которой также является и оригами, то у него будут развиты: собственный творческий потенциал;
творческое воображение; наглядно-образное мышление; память; внимание;
речь, точность движения пальцев  рук; усидчивость; целеустремленность,
возрастёт интеллект в целом.

5 слайд  Что такое оригами?
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных
предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

Оригами является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Ещё древними учёными , жившими до н. э. в Китае, Японии и Индии была отмечена взаимосвязь речевого развития ребёнка и развития тонких движений его пальцев рук. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно , развивая кисть руки и пальчики ребёнка , мы активируем развитие речевой зоны.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт , что чем проворнее пальчики у ребёнка , тем более развита его речь.
Меня, как педагога работающего с детьми, заинтересовала возможность использования техники оригами для развития речи при проведении организованной деятельности детей.

6 слайд  Известно, что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же
позволяет ребёнку всё « прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму)- всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес. Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития ребёнка - дошкольника. Материал по оригами можно использовать в соответствии с лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что- то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают
диалогическую и монологическую речь детей. И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком. Работая над оригами, дети учатся ориентироваться на квадратном листе бумаги: верхние и нижние левые и
правые углы, пополняют словарь такими понятиями как диагональ, пополам, обобщают названия геометрических фигур.

7 слайд

 Какие же задачи мы ставим перед собой ,конструируя и играя в оригами?

Обучающие:

- Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

- Учить детей вести диалог между ребенком и сверстником, между ребенком и воспитателем по поводу изготовления поделки.

Развивающие:

- Развивать умение сочинять короткие рассказы о своей поделке.

- Способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру речевого общения.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательность.  

8 слайд Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надопроглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага
не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё
делать заново. Этапы складывания сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки». Например: жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку, здравствуй, Нижний Уголок! Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Многие понятия нужно заменять доступными, например: «перегнуть» для детей это выполнение даю в два действия, «согнуть и разогнуть. Я говорю доступными и чёткими им понятиями. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учётом необходимости. После выполнения каждого действия нужно предлагать убрать руки на колени, если это возможно по технологии, чтобы видеть результативность и иметь возможность всем вместе продолжить дальше. Эти условия работы необходимо привить детям сразу, они понимают их необходимость. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых – пусть поиграют. Анализ провожу в течение всего занятия, в конце отмечаю точность, оригинальность.

9 слайд  В своей работе по оригами я не ставлю основной целью количество сложенных форм, главное это способствовать самореализации и саморазвитию детей средствами бумажной пластики. Чем же ещё интересно оригами детям?  Быстрым получением образа и конечно сюрпризами. Как видим, оригами в развитии речи ребенка имеет огромное значение. К тому же, занимаясь складыванием фигурок из бумаги, у детей развивается :
мелкая моторика;                                                                                                                                                                                                               память;                                                                                                                                                                                                                       внимание;                                                                                                                                                                                                                                   мышление;                                                                                                                                                                                                                                    практические навыки.

10 слайд Начинать следует с более доступных, понятных  форм. Начинали мы с таких поделок, как лисичка, ракета (уже по сложнее). Предлагаю вам попробовать самим и в дальнейшем попробовать с детьми. Если вы ещё не пробовали себя в работе с техникой оригами, самое время начать.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прежде чем начать изготавливать фигурки, следует познакомить детей с основными – базовыми формами оригами. Базовые формы оригами: - Треугольник

Слайд 2

- Дверь

Слайд 3

- Книжка

Слайд 4

- Блинчик-конверт

Слайд 5

-Двойной треугольник

Слайд 6

-Воздушный змей

Слайд 7

-Бутон

Слайд 8

-Рыба

Слайд 9

-Птица