Формирование основ читательской грамотности у дошкольников.
Совместное чтение родителей с детьми – это бесценное занятие, которое оказывает большой развивающий эффект как с точки зрения развития речи, так и в смысле передачи тех ценностей, которые ребенок не может получить самостоятельного.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование основ читательской грамотности у младших дошкольников.
(Из опыта работы).
В нашем современном мире, в котором неотъемлемой частью жизни ребенка стали «гаджеты», пропал интерес к книгам, к литературным произведениям.
Когда речь с родителями зашла об отрицательном воздействии дивайсов, многие молодые родители стали возражать, аргументируя тем, что сейчас достаточно много образовательных программ, которые благодаря своей яркости и лаконичности, ребенку легче воспринять. Но, даже просматривая образовательные ролики, ребенок является пассивным его участником, что отрицательно связано с развитием его способности обрабатывать вербальную информацию.
Таким образом, агрессивная цифровизация общества все меньше оставляет возможности для совместной с родителями игры, совместного чтения. И, к сожалению, все меньше детей, для которых чтение книги является обязательным элементом, к которому они сами стремятся. При этом и современные родители искренне считают, что девайсы действительно чему – то могут обучить малыша. Что привело к тому, что и родители не стремятся читать детям книги.
Все это обусловило нас организовать родительско - педагогический проект по формированию грамотного читателя: «Читаем дома».
Ведь слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, обсуждая прочитанное, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение родителей с детьми – это бесценное занятие, которое оказывает большой развивающий эффект как с точки зрения развития речи, так и в смысле передачи тех ценностей, которые ребенок не может получить самостоятельного. Все это способствует развитию всех когнитивных функции ребенка.
Вид проекта: долгосрочный.
Цель: формирование у детей интереса к чтению, воспитание будущего читателя.
Задачи:
- Изучить педагогические приемы и методы работы по формированию читательской грамотности у детей;
- Способствовать развитию художественного вкуса у детей и потребности общения с книгой;
- Привлечь родителей к активному участию в проекте, способствовать возрождению традиции домашнего чтения;
- Повысить компетенцию родителей в вопросах читательской грамотности;
- Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей развитию предпосылок читательской грамотности;
- Создание условий для развития творческой активности детей.
Реализация этапов проекта.
1 этап: Организационный.
Организация предметно – развивающей среды:
- Центр чтения «Библиотека»;
- пополнение аудиотеки сказками;
- создание центр пальчикового театра «Веселые пальчики»;
- оформление театрального уголка.
- оформление центра художественного творчества «Наше творчество».
Консультация для родителей
Индивидуальные беседы.
2. этап: Основной.
1. Организация читательского марафона «Читаем дома».
Книга передавалась из семьи в семью. Родители читали дома какую – либо сказку из этой книги, а на следующий день, ребенок рассказывал эту сказку детям, рассказывал о своих впечатлениях, выводах или о герое, который ему понравился.
2. Посещение спектаклей с родителями.
Мы просили накануне прочитать сказку и обсудить незнакомые слова.
3. Театральный уголок.
Здесь родители помогли пополнить уголок масками, костюмами, а так же связали пальчиковый театр.
4. создание книжек- малышек и лэпбуков по сказкам.
Процесс очень важный, т.к. главным условием было обязательное участие детей в нем. Вследствие чего, ребенок не только с большим удовольствием будет рассказывать сказку, но и больше ценить эту книгу.
5. акция «Почитаем детям сказку».
В этой акции родители читали любимую книгу своего ребенка другим детям, беседовали с ними о прочитанном.
6. посещение библиотеки.
Итогом проекта
Мы надеемся, что в течении проекта не только у детей появиться интерес к чтению, но и сами родители будут больше внимания уделять чтению книг с детьми и активному их обсуждению.