Приложения к информационной карте учителя биологии Коваль Г.А.

Коваль Галина Александровна

На данной странице я планирую размещать свои учебно- методические материалы и достижения своих учеников.

В своей практике использую учебные мини-проекты, которые интегрируют  в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики, ИКТ. Использование данных  проектов в  течение одного урока позволяет вовлечь всех учащихся в активную познавательную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение2.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение21.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение22.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение23.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Инновационная и экспериментальная деятельность

Основными критериями для получения квалификационной категории при аттестации являются: овладение  современными  образовательными технологиями и методиками, эффективно применяющимися в их  практической профессиональной деятельности, стабильное повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.

Понятие «инновационная деятельность учителя» определяется как целенаправленное преобразование практики  образовательной деятельности за счёт создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то её компонентов. Цель инновационной деятельности:  привлечь внимание учащихся к предмету биологии, повысить уровень и качество знаний учащихся.

 Задача: организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала.

Решение этой задачи возможно благодаря применению инновационных технологий обучения. Я внедряю в практику своей работы такие инновационные технологии как:

• проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного

проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

• технологии проблемного обучения;

• интерактивные технологии;

• информационные технологии:

-мультимедиа уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

-уроки на основе электронных учебников;

-презентации

Личностно-ориентированные технологии:

 Технология развивающего обучения

 Технология критического мышления

 Игровые технологии

 Метод проектов

 Экспедиции (этнографические, экологические и др)

 Образовательные турниры

 Проблемное обучение

 Круглые столы

Информационные технологии:

 Квест-технологии

 Дистанционное обучение

 Работа в системе Moоdlе

Постоянно изучаю методические материалы, опубликованные в средствах массовой информации о деятельности других учителей,  а также размещаю свой материал

 «Особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

Участвую в разных формах диссеминации инновационного опыта(региональный семинар,

Выступление с докладами на августовской конференции, школьных педагогических советах, методических совещаниях, подготовка публикаций.

Результатом общественног опризнания инновационной

деятельности

являются дипломы, грамоты,

сертификаты и др., полученные за период моей работы.

В урочной и внеурочной деятельности практикую  разработку и внедрение инновационных программ, их компонентов и методик обучения, использование современных образовательных технологий, включая информационные и здоровьесберегающие.

Инновационные технологии на уроках биологии

 Интерактивные технологии Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Наличие компьютерных программ, заменяет целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков.

В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве.

Например, при изучении  темы  «Увеличительные приборы», «Строение клетки» в5-ом классе использую цифровой микроскоп. Это позволяет мне показать всему классу в деталях процесс подготовки микропрепарата. Комплекс из цифрового микроскопа, компьютера и интерактивной доски помогает учителю провести вводный инструктаж перед началом лабораторной работы. Учащиеся в световом микроскопе .добиваются сходства с изображением полученным учителем при помощи цифрового микроскопа. Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты.

Информационно-коммуникационные технологии позволили учителям овладеть  различными способами самореализации: разработки комплекта электронных уроков, объединённых предметной тематикой или методикой преподавания, тестового материала, пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем, комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы), раздаточный материал, комплект тематических классных часов, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий. Для организации дистанционного обучения я использую общение по скайпу,  провожу видеоконференции по ZOOM.Всё это позволяет сделать урок или внеклассное мероприятие практико-ориентированным, полезным учащимся, при этом учитель следует поставленным целям – формированию ключевых компетентностей учащихся

Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на уроке проблемные ситуации.

 На уроках биологии часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки.

Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме). Домашний эксперимент — это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту.

 Отчет по проекту можно оформить по следующей схеме:

1лист — титульный лист (ФИО автора, класс, название проекта)…

2 лист — резюме (краткое изложение основных идей работы), место проекта в теме, цели работы, гипотезы (предполагаемые результаты), актуальность темы (что больше всего заинтересовало)

 3 лист — используемое оборудование

 4 лист — описание проекта (ход выполнения, полученные данные, проведенные расчеты, фотографии, рисунки)

5 лист — заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента)

 6 лист — выводы

7 лист — список источников информации

Формы работ с применением инновационных технологий использую на разных этапах урока.

Например, после самостоятельного изучения новой темы, ученик выступает со своим докладом. Таким образом, идет обмен информацией, мыслям, и это способствует лучшему запоминанию Ученики могут работать  с дополнительной литературой,   выбирать, анализировать, отвечать на вопросы. Учитель может предложить прочитать пункт параграфа, высказать основную мысль одним - двумя предложениями. Ученики к изученной теме подбирают вопросы и задают друг другу. На своих уроках я применяю компьютерные игры и тесты для мониторинга УУД.

Ежегодно провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках  школьной предметной недели. У открытых уроков своё, особое предназначение: либо учителя идут к своему коллеге с тем, чтобы увидеть новую, но уже хорошо отработанную методику, дающую высокий конечный результат, идут для заимствования прогрессивного метода; либо же их приглашают на открытый урок-эксперимент, когда новая методика, приём только создаются, когда у учителя есть исследовательская задача и предполагаемые способы её решения, но конечный результат не очевиден.

В своей практике использую учебные мини-проекты, которые интегрируют  в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики, ИКТ. Использование данных  проектов в  течение одного урока позволяет вовлечь всех учащихся в активную познавательную деятельность. Мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые.

В своей практике использую последовательность работы над проектом, включающей несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Например, в 8 классе тема «Дыхание» завершается уроком «Заболевания органов дыхания, их предупреждение». В ходе урока обучающиеся вовлекаются в исследовательский  проект  «Изучение функциональных возможностей дыхательной системы у курильщиков  и некурящих подростков».  Для этого выдвигается рабочая гипотеза: «Влияет ли курение на работу дыхательной системы у подростков?» и  изучается методика проведения исследования (рекомендации СЮН).  В исследовании участвуют два подростка: один – курящий, другой – нет. На уроке анализируем полученные данные, а оформлением проекта занимается творческая группа учащихся во внеурочное время.

Мои ученики участвуют в муниципальных олимпиадах, в международных, Всероссийских предметных конкурсах и становятся  победителями, призерами и лауреатами

Таким образом, использование современных технологий в процессе обучения биологии повышает его эффективность, позволяет получить фундаментальные знания, формировать у учащихся креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции, толерантность и способность к самообучению, что обеспечивает, в целом, успешность личностного развития учащихся.

«Для истинного, не мнимого, не фиктивного развития, которое порождало бы новые результаты образования, нужно менять самого себя, ибо частичное совершенствование прежней сути при старых знаниях и взглядах имеет существенные ограничения» (Марк Максимович Поташник)  

https://nsportal.ru/koval-galina-aleksandrovna



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение4.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение5.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение51.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение52.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ПРИЛ6.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ПРИЛ61.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ПРИЛ62.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение7.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение № 8

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии.

 Целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей моих учеников. 

Содержание предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Так как наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики, необходимый для развития наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

Поэтому своей главной задачей считаю использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

Биология – один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Но нельзя и полностью заменять на уроках биологии натуральные объекты объектами виртуальной среды. Все средства обучения необходимо применять комплексно, исходя из цели, задач урока, особенностей обучающихся.

Мой учебный кабинет биологии оборудован РМ учителя с выходом в Интернет, проектором,что позволяет активно использовать в учебном процессе ЭОР: учебники, энциклопедии, практикумы, тестирующие и обучающие программы, авторские мультимедийные презентации, электронные словари и справочники.

Я давно использую электронные образовательные ресурсы, расположенные на сайтах в работе при подготовке к уроку биологии,  внеклассного мероприятия, классного часа, для распространения собственного педагогического опыта:

  1. Федеральный портал «Российское образование»   www.edu.ru
  2. Портал информационной поддержки ЕГЭ www.ege.edu.ru
  3. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru
  4. Российский портал открытого образования  www.openet.edu.ru
  5. Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

www.school-collection.edu.ru

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  http://fcior.edu.ru
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru
  3. Учительский портал  http://www.uchportal.ru
  4. Федеральный институт педагогических измерений /демоверсии тестов ЕГЭ и ГИА/ www.fipi.ru
  5. Рособрнадзор /нормативные документы по итоговой аттестации ЕГЭ, ГИА  www.obrnadzor.gov.ru
  6. Всероссийский учительский портал ЗАВУЧ.ИНФО  http://www.zavuch.info/
  7. Образовательный интернет портал МИНОБР.ОРГ  http://minobr.org/
  8. Центр развития мышления и интеллекта  http://vot-zadachka.ru/
  9. Учительский портал. Банк электронных портфолио учителей.  http://journal-bipt.info/
  10. Учительский портал  http://www.uchportal.ru/
  11. Интернет портал ProШколу.ru   http://www.proshkolu.ru/
  12. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся  http://portfolio.1september.ru/
  13. Центр продуктивного обучения   http://runodog.ru/
  14. Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» http://festival.nic-snail.ru/
  15. Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru

      22. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»   http://www.openclass.

      23. Корпорация «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru

     

      24.www.window.edu.ru

Федеральный портал. Российское образование

http://eor.edu.ru.

Работать с ними легко и интересно. Эти ресурсы разработаны и представлены в 3-х вариантах: информационные, практические и контрольные модули. Их можно использовать в разных целях и на разных этапах урока, их можно рекомендовать детям, не посещающим занятия по тем или иным причинам, для самостоятельного изучения материала.

Я считаю, что самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов(Word, Excel, Power Point и т.д., предназначенные для создания собственных образовательных ресурсов ), то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными

 В своей работе я  использую следующие виды учебной деятельности:

1. Цветные рисунки и фото. Цифровые технологии позволяют  насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни, что способствует лучшему усвоению материала.

 2. Слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением использую при объяснении нового материала, что дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.

3.Видеофрагменты - с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.

4. Анимации - аналоги традиционных фрагментов "мультфильмов". В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.

5. Интерактивные модели и рисунки, схемы.

Интерактивные модели - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут "оживать" в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей.

6. Мультимедийные презентации.

Создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету, сокращает время обучения. На этапе объяснения нового материала презентация играет роль сопровождения объяснения нового материала.

Презентации готовлю не только сама, но и мои ученики. При изучении новой материала ребята показывают свои презентации (проекты) по теме. Это повышает мотивацию и вызывает интерес к предмету, учит выбирать главное.

Применение на уроках ЭОР может быть в разных формах:

  • сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте.
  • использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЭОР для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.

ЭОР может применяться на разных этапах урока.

           На этапе закрепления полученных знаний  я предлагаю учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала.

ЭОР можно применять на различных этапах урока. На своих уроках я применяю следующие виды ЭОР.

Этап урока

Вид ЭОР

Актуализация знаний

Электронные тесты,

ЭОР, в том числе собственных разработок.

Объяснение нового материала

 электронные учебники

мультимедийные презентации

учебные видеофильмы, интерактивные рисунки

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

электронные тесты,

ЭОР, в т.ч. собственных разработок

Контроль и оценка знаний, умений и навыков

многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения,

программы – тренажёры,

электронные тесты,

ЭОР, в том числе собственных разработок

     

 Использование ЭОР на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать, а также развивает творческие способности обучающихся.

         Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

         Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.

Интерактивные таблицы – при заполнении таких таблиц один учащийся выходит к доске, а остальные фиксируют таблицу в тетрадь. Интерактивные таблицы также можно использовать для фронтальной работы, в этом случае заполнение таблицы происходит устно.

Учащиеся с увлечением участвуют в проектной деятельности, обязательно используя компьютерные технологии. У всех школьников, участвовавших в проектной деятельности, значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся. Мною было отмечено, что значительно увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности.

Результатом успешной деятельности с применением электронных образовательных ресурсов является желание учащихся глубоко изучать явления природы, участвовать в экспериментах, создавать исследовательские проекты и внедрять их в жизнь. Мои ученики участвуют в олимпиадах, конкурсах различных уровней и занимают призовые места. Я своими достижениями делюсь с коллегами школы, района .

Использование ЭОР на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать, а также развивает творческие способности обучающихся и это делает обучение более полноценным.

          ЭОР можно применять на различных этапах урока. На своих уроках я применяю следующие виды ЭОР.

Этап урока

Вид ЭОР

Актуализация знаний

Электронные тесты,

ЭОР, в том числе собственных разработок.

Объяснение нового материала

 электронные учебники

мультимедийные презентации

учебные видеофильмы, интерактивные рисунки

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

электронные тесты,

ЭОР, в т.ч. собственных разработок

Контроль и оценка знаний, умений и навыков

многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения,

программы – тренажёры,

электронные тесты,

ЭОР, в том числе собственных разработок

Электронные тесты можно использовать как на уроках, так и при подготовке к экзаменам (online тесты). Я применяю тесты с сайтов https://ege.yandex.ru/biology/, https://ege.yandex.ru/biology-gia/, chrome://bookmarks/, http://www.ctege.info/ege-po-biologii/, http://fipi.ru/ .

Для проверки знаний использую образовательные тесты с сайтов http://testedu.ru/test/biologiya/,http://ymnik.kz/tests/biology/.

Для развития познавательного интереса и проверки знаний, для подготовки к конкурсам использую тесты и кроссворды с сайта http://biouroki.ru/test/.

При помощи программы MyTestX я составляю тесты сама.

ЭОР используются и при проведении внеклассных мероприятий, в кружковой работе, работе ЭК по подготовке к итоговой аттестации учащихся.

При проведении уроков большой интерес у обучающихся вызывает работа с интерактивными тренажерами, которая достаточно эффективна как на этапе закрепления, так и при проверке понимания изученного материала. Тренажеры позволяют организовать многократное повторение и способствуют более прочному запоминанию основных биологических понятий и закономерностей.

Таким образом, применение ЭОР позволяет :

  • более глубоко осветить теоретический вопрос,
  • помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей,
  • организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу,
  • обеспечить подготовку к ЕГЭ и ГИА,
  • быстро и объективно проверить знания обучающихся,
  • повысить эффективность организации учебно-воспитательного процесса,
  • развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся,
  • способствует повышению мотивации, формированию общеучебных умений и навыков,
  • стимулирует активную поисковую познавательную деятельность,
  • позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.

За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии и профессиональная компетентность.


https://nsportal.ru/koval-galina-aleksandrovna




Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ПРИЛ9.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ПРИЛ91.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ПРИЛ92.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ПРИЛ10.jpg



Предварительный просмотр:

 C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение1.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение11.jpg

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Приложение12.jpg