Литературное чтение - конспект урока

Ноздря Анастасия Руслановна

Конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.05.20

Школа: Трубчевская СОШ№1

Класс: 3 «Б»

ОС: Школа России

Тема: В.  Драгунский «Друг детства»

Тип урока: открытие новых знаний

Содержательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского

Деятельностная: учить анализировать текст, делить его на части, продолжать формирование навыков беглого чтения.

Задачи:

Образовательные: 

1. Формировать умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста.

2. Развивать умение задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте.

3. Формировать умение находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

4. Развивать навыки выразительного чтения

Развивающая: 

1. Развивать умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника).

2. Развивать умение соотносить литературное произведение или эпизод из него с репродукцией картины художника.

3. Развивать умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно).

4. Развивать умение оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

5. Развивать умение высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Воспитательная:

-воспитывать нравственные качества личности ребёнка, интерес к чтению

Планируемые результаты:

Предметные:

 -осознание значимости чтения для личного развития;

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Личностные:

-формировать мотивацию к обучению и познанию;

- формировать способность детей к саморазвитию;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

Познавательные:

-Умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника).

-Умение сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

-Умение соотносить литературное произведение или эпизод из него с репродукцией картины художника.

Регулятивные:

-Опыт чтения в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

-Умение оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные:

-Умение высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Оборудование: учебник (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.Н. Голованова М.Н. Литературное чтение – М.: Просвещение,  2018. - .. стр45-46), презентация, мультимедийный проектор.

План урока

1.  Этап мотивации. (1 мин)

1.1. Приветствие

1.2. Эмоциональный настрой на урок.

1.3. Речевая разминка

2 Этап подготовка к восприятию произведения (5 мин)

2.1.  Беседа по стихотворению «Осень- швея»

2.2. Работа со шмуцтитулом.

3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин)

4.  Этап первичного восприятия. (20 мин)

4.1. Работа над темой урока.

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися.

5.  Этап проверки первичного восприятия текста (1 мин)

5.1. Работа с биографией С. Чёрного.

5.2. Первичное восприятия стихотворения «Что ты тискаешь утенка?».

5.3. Проверка первичного восприятия текста.

6.  Этап анализа художественного произведения по логически законченным частям. (10 мин)

6.1. Выразительное чтение стихотворения «Что ты тискаешь утенка?»

6.2. Словарная работа

6.3. Подготовка к выразительному чтению.

6.4. Беседа по содержанию стихотворения.

7. Этап обобщение (5 мин)

8. Этап рефлексии учебной деятельности (2мин)

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Руслановна. И сегодняшний урок литературного чтения, у вас проведу я.

1.2. Эмоциональный настрой на урок.

-А урок мы начнем с игры «Привет, сосед»

Привет, сосед,

улыбнись мне в ответ,

я хочу, чтобы ты не грустил,

всем улыбки сегодня дарил!

-Работать сегодня мы будем вместе и дружно.

Желаю вам сегодня на уроке не упустить ни одной минутки, чтобы каждая минутка на уроке была для вас полезной.

1.3. Проверка готовности к уроку.

- Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу

Фронтальный, устный

Л1, К3

Л3;К1.

2. Этап подготовка к восприятию произведения

Задача: компенсировать не сформированность типа правильной читательской деятельности; формирование у детей типа правильной читательской деятельности, умения думать над произведением до, во время и после чтения.

2.1.  Беседа по стихотворению «Осень- швея»

-О чем рассказывает нам автор?

-Как вы поняли название стихотворения «Осень-швея»?

-О каких осенних явлениях природы говорит нам автор?

— Какое время года вам больше всего нравится?

— Расшифруйте, что здесь написано.

1 ЬДАРТЕТ ЯАКСЕЧИТЭОП

(Поэтическая тетрадь 1.)

-Как вы считаете, что это такое?

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется -«Поэтическая тетрадь 1»

2.2. Работа со шмуцтитулом.

-Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)

-Чему мы будем учиться?

-Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 45.

— Прочитайте: с чем мы познакомимся?

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите, с произведениями каких поэтов мы познакомимся? (С. Черным, А. Блоком, С. Есениным)

— Какие это будут произведения? (про животных)

— Расскажите, чему мы научимся.

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с.45 учебника.)

Слушают, отвечают на вопросы

Фронтальный, устный

Фронтальный, устный

Фронтальный, устный

П1, Р1

К2

К3

П1, Пр.1

Р1, К2

П1, Пр.1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей..

 -Рассмотрите выставку сборников, которые я принесли на урок. Что их объединяет? (Это сборники стихов.)

- Сегодня, ребята, мы с вами открываем новую страницу учебника. Вспомните, как называется новый раздел. (Поэтическая тетрадь 1.)

-Трудно ли по названию раздела определить, что мы будем изучать? Какие произведения?

-Как вы поняли название раздела? (Мы будем читать стихи. Если тетрадь имеет номер 1 — значит, будут еще поэтические тетради.)

Читают запись на доске. Отвечают на вопросы учителя

Фронтальный, устный

Р1, К2

Пр.1

Р1, П1

К2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока.

- Попробуйте предположить тему урока.

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися. 

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Что нам нужно сделать для достижения цели?

Какие задачи мы поставим перед собой?

Формулируют цель  и задачи урока.

Фронтальный, устный, беседа

П1, Р1

Р3, К2

5. Этап проверки первичного восприятия текста

Задача: проверка качества восприятия произведения, эмоциональной реакции детей, понимания общего смысла.

5.1. Работа с биографией С. Чёрного.

Родился 13 октября 1880 г. в Одессе. Мальчик учился в гимназии, но не окончил её — пришлось зарабатывать на жизнь. Печататься начал в Житомире. Известность пришла к поэту в 1905 г., когда он стал сотрудничать в петербургском еженедельнике «Зритель». Первая книга «Разные мотивы» была арестована ещё до выхода в свет, а сам автор чудом сумел выбраться за границу. Он поселился в Германии, два года слушал лекции в Гейдельбергом университете. После возвращения в Россию с 1908 г. стал постоянным сотрудником еженедельного журнала «Сатирикон». Благодаря сатирическим стихам Саша Чёрный приобрёл огромную популярность. Первый том его «Сатир» появился в 1910 г. и за короткий срок выдержал ещё три издания. Второй том — «Сатиры и лирика» — вышел в 1913 г. В том же году поэт стал работать в журнале «Современник». В этот период он обратился к новому жанру — стихам для детей, которые появлялись в разных изданиях. В его стихах звучит тоска по оставленной родине, по старому русскому быту, который так возмущал его прежде. Чёрный становится и бытописателем «эмигрантского уезда». (переселение)Продолжает много сочинять для детей. Умер 5 июля 1932 во Франции.

5.2. Первичное восприятия стихотворения «Что ты тискаешь утенка?».

-  Предлагаю вам прослушать стихотворение С. Черного «Что ты тискаешь утенка?». Ознакомьтесь со стихотворением и скажите, о чем или о ком идет речь в данном стихотворение.

5.3. Проверка первичного восприятия текста.

-Какое чувство у вас вызвало стихотворение?

5.4. Проверка первичного восприятия текста.

-Что вам особенно запомнилось из содержания, прочитанного?

-Прочитает вслух и выразительно……, а остальные следят

 Отвечают на вопросы учителя

Фронтальный, устный

П1, Р3

К3

Л2

6. Этап анализа художественного произведения по логически законченным частям.

Задача: понимание сюжетной линии произведения, установление причино-следственной связи событий, характеристика действующих лиц, выработка отношения к прочитанному.

6.1. Выразительное чтение стихотворения «Что ты тискаешь утенка?»

6.2. Словарная работа (слайд)

-Ребята какие слова для вас не понятны?

Посмотрите на слайд какие слова выделила я и выписала их определение из орфографического словаря.

Тискаешь

Рвётся прочь

В свой черёд

Брыкаться

6.3. Подготовка к выразительному чтению. 

-С какой интонацией мы будем читать первое четверостишие?

-Какие слова выделим?

-Как меняется интонация, темп при чтении?

6.4. Беседа по содержанию стихотворений

-Как автор убеждал малыша не тискать утёнка?

-Прочитай.

-Объясните смысл следующих строк: «Лапы мальчика не шутки, чуть притиснешь- и капут».

-Как взрослые разговаривают с малышом? (сердито, ругают его, дружелюбно, что-то советуют?)

— Это стихотворение весёлые или грустные?

Слушают, отвечают на вопросы

Отвечают на поставленные вопросы.

Фронтальный, устный

Фронтальный, устный

 

П1, Р3

К3

Л2

7. Этап обобщения

Задача: уточнение  идеи произведения, осмысление читательской позиции.

-Первый ряд по цепочке выразительно читает по четверостишью.

-Кто мне сможет прочитать стихотворение полностью и выразительно?

-Что вы запомнили интересного о Саше Черном?

- Чему учит стихотворения «Что ты тискаешь утенка»?

-Поучительное и веселое стихотворение Саши Черного учит бережному, чуткому обращению с природой и любви к птицам и животным. Поэт использует сравнение, чтобы передать образно, что может чувствовать маленький утенок в руках человека. Он говорит о том, что утенок, когда оказывается в руках человека, испытывает те же ощущения, как если бы человек оказался в лапах бегемота.

 

Фронтальный, устный

П1, Р3

К3

Л2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Ребята давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока.

-Как звучала цель нашего урока?

-Вспомните задачи урока.

Оцените свою работу с помощью фраз.

- Я сегодня на уроке был…

- Я усвоил…

- Я понял, что…

-Свою работу на уроке я оцениваю на …

Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность

Фронтальный, устный, беседа, самоконтроль.

П1, Р3

К3

Л2