Педагогическая копилка

- картотека пальчиковых игр 1

- картотека пальчиковых игр 2

- применение сказок в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_skazok_v_rabote.docx152.41 КБ
Файл palchikovye_igry_1.docx19.13 КБ
Файл palchikovye_igry_2.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

Применение сказок в воспитании детей

Сказки - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

upl_1515699381_147243.jpg

Существуют определенные методические приемы, облегчающие применение сказок в работе воспитателя. Все эти приемы можно разделить на три группы в соответствии с задачами: 

1. Приемы используемые "ДЛЯ РАЗОГРЕВА" 


Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. Не претендуя на полноту, приведу несколько приемов и надеюсь, что они послужат толчком к творчеству читателей. 

 При переходе к работе над сказкой воспитатель может «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить группе изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия. Можно выделить из участников группы «глашатая», «герольда» или другой персонаж, обозначающий перемену места действия. Этот же персонаж может передавать указания психолога, который может и сам сыграть этот персонаж (или любой другой). 

 Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который участники группы должны получить каким-либо необычным способом (по жребию, на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.)- Возврат «пропуска» в начале следующего занятия возвращает группу в ту точку, в которой она находилась в конце предыдущего занятия. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым. 

 Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку...Какую? — Ласковую, увлекательную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.». 

 До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовременивание» сказки или замену персонажей. 

 Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Например, участник группы, выбравший «хвост ослика Иа» из сказки о Винни-Пухе, может сказать: «Я сначала вишу, а потом теряюсь». Группа задает вопросы. Загадку может представить психолог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?». 

Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, Даже погоды, и попросить группу превратить эту историю в волшебную сказку. При этом возможно разбиение группы на подгруппы и сравнение получившихся сказок, желательно с выделением сходства, а не различий. 

 Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы Добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения в группе. 

 Использование игр на тему предполагаемого обсуждения (об ниже) 

2. Приемы ДЛЯ "ЗНАКОМСТВА" с текстом 

Знакомство группы или клиента со сказкой может осуществляться разными способами, главное — не разрушить сказочную атмосферу. 

 Экземпляры текста сказки воспитатель раздает участникам группы, и они читают сказку до начала занятия. (Правда, этот способ может снизить интерес к занятию.) 

 Психолог читает сказку вслух, по возможности выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы группа пыталась угадать, чем она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается. 

 Сказка читается в группе различными участниками отрывками, с тем, чтобы она «раскрывалась» по частям. 

 Сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора. 

 Сказка играется как спектакль, экспромтом. Воспитатель  распределяет роли (назначает, распределяет по жребию, вызывает желающих и т. п.), обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации, выступая в роли «суфлера». Желательно, чтобы все участники группы получили какую-либо роль (даже неодушевленных предметов) и участвовали в спектакле. Стены замка, деревья, городские ворота могут также играть свои роли, иногда со словами, иногда без слов. Ниже будет представлено описание такого спектакля-экспромта по «Сказке о забывчивой фее». 

3. Приемы ДЛЯ АНАЛИЗА сказки: 

Группа или клиент, обратившийся за индивидуальной консультацией, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые психологом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии. (Ниже будут предложены возможные вопросы к каждой сказке.) 

 Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним. 


 Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Группа анализирует рисунок, постепенно подходя к анализу сказки. Этот способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную вовлеченность участников. 

 Группа создает рисунки к сказке, устраивается «вернисаж» с обсуждением (конечно же, не качества рисунков, а концепций художников). 

 Группа придумывает рисунки и обсуждает их. «Я бы хотел нарисовать по поводу этой сказки такую картину....

 При знакомстве со сказкой устраивается перерыв (или несколько перерывов) для обсуждения. Обсуждаются варианты поведения героя, либо варианты дальнейшего развития сюжета или окончания сказки. 



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Одним из развивающих занятий для детей является пальчиковая гимнастика. Это отличные упражнения, помогающее сформироваться и в дальнейшем нормально функционировать мелкой моторике.

Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой с ребенком имеют много положительных аспектов, ведь наблюдается тенденция улучшенного развития не только физических, а и умственных способностей карапуза.

Специалисты рекомендуют начинать с постепенной подготовки ребенка. Для ребенка 2,5-3 месячного возраста можно сделать специальные приспособления – некие мешочки из ткани, наполненные разной начинкой.

Основные улучшения в развитии ребенка, на которые влияют занятия пальчиковой гимнастикой:

  • Развитие мелкой моторики позволяет ребенку лучше освоить и контролировать движение своих пальчиков, помогает научиться раньше самостоятельно завязывать шнурки, пользоваться столовыми приборами и выполнять множество разнообразных задач требующих особой концентрации на мелких деталях. Так же в дальнейшем это поспособствует более легкому обращению с ручкой и обучению письму.
  • Многие специалисты утверждают, что занятия пальчиковой гимнастикой с маленькими детками, способствует более раннему развитию речевого аппарата и тренировки памяти у малыша. Результат усугубляют считалочки, произносимые во время проведения гимнастики.
  • Нельзя упускать из виду и положительное влияние такой гимнастики на психику ребенка. Но успешное выполнение любых задач положительно влияет на самооценку ребенка с самого раннего возраста. У ребенка, который имеет значительные успехи в развитии повышается самооценка, что в свою очередь позволяет проще находить общий язык с другими детками, предоставляя возможность с самого детства, учится находиться в социуме.


Упражнения пальчиковой гимнастики

Примеры пальчиковой гимнастики:

«СОРОКА».

Следует  указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладони левой руки:

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Затем поочередно загибать пальчики на руке (от мизинчика до большого).

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

«ЗАМОК»

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм. 


«Про Марину».

Пошла ходить Маринка по лесной тропинке,

(на этих словах следует пройтись пальчиками по какой либо поверхности, к примеру, по столу или по полу, если занятие проходит в сидячем положении).

У леса на опушке рвала она ромашки,

(необходимо соединить пальчики руки в щепоть и делать вид, что рвете цветочки, открывая и закрывая ладонь).

Пока назад бежала, цветы все потеряла,

 (следует раскрыть ладони ручек и «бежать» пальчиками).

В конце данного упражнения можно развести ручки, показывая отсутствие цветов.

 

«КУРОЧКА»

 

«Курочка - рябушечка                 не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,                          пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке

«ПАЛЬЧИКИ»

 

«Этот пальчик мой танцует.               дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.                     делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,                стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,                царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                   сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

 (при повторе выполняются движения другой рукой)

Конец формы


«КИСКА»

 «Есть у киски глазки               показывают свои глазки

Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                     хлопок в ладоши

 

«МОЯ СЕМЬЯ»

Вот дедушка,
Вот бабушка, 
Вот папочка, 
Вот мамочка, 
Вот деточка моя, 
А вот и вся семья. 
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

«ШАЛУН»

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
 На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.


«КАЧЕЛИ»

Задрожали ветви елей. 
Мы в восторге от качелей. 
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.


«КИСТОЧКА»

Мягкой кисточкой покрашу 
Стульчик, стол и кошку Машу. 
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять 



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для детей 1 младшей группы

СЕНТЯБРЬ

Тема 1.  «Здравствуй, детский сад»

«В детский сад идти пора»

Этот пальчик хочет спать, 

Этот пальчик –

                 прыг в кровать, 

Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!  

В детский сад идти пора.

Дети поочередно загибают пальчики руки. 

Дети машут кистями рук. 

Тема 2.  «Мой дом»

Дом

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу.

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том.

- постукивать кулачками друг о друга.

- соединить кончики пальцев обеих рук.

- поднять выпрямленные ладони вверх.

- похлопать в ладоши.

Тема 3.  «Урожай»

 Капуста

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту мнем-мнем.

А потом,  а потом мы ее жуем-жуем.

Ам!

- говорить ритмично, руками показать как мы рубим капусту.

- показать, как мы трем морковку.

- пальчики щепоткой – посолить.

- руками "мять" капусту.

- класть по очереди щепотками в рот.

Тема 4.  «Наш быт»

«Варись, варись, кашка»

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее! 

 «Буль! Буль!..»

Варись, кашка, сладка

Из густого молока, 

Из густого молока,

Да из мелкой крупки... (Говорком.)

У того, кто кашку съест, Вырастут все зубки!

А. Рождественская

Водят указательным пальцем по ладошке другой руки(«варят кашку»).

Произносят слова и сжимают и разжимают пальцы.

«Варят кашку».

Грозят пальцем.

Щелкают зубами.

 

ОКТЯБРЬ

Тема 1.  «Животный мир»

«Мышка»

У серой малышки —

Маленькой мышки

В это воскресенье

Будет день рожденья!

Вот она ушками махала!

Уж она лапками стучала!

Шевелила хвостиком

И звала всех в гости к нам!

— собираем пальцы обеих рук в щепоть и двигаем ими по столу, изображая мышек.

— раскрываем ладони и приставляем их к ушам, машем сомкнутыми пальцами.

— хлопаем ладонями по столу.

— сгибаем и разгибаем указательные пальцы, изображая мышиные хвостики.

— потираем ладони одна о другую.

Тема 2.  «Я – человек»

Шалун

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

- чертить круговые линии на ладошке.

- загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.

- указательным пальцем другой руки постукивать по большому пальцу.

Тема 3.  Народная культура и традиции в игре

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.    

- соединяем ладони и растираем их друг о друга.

- пальцами одной руки растираем каждый палец другой руки от основания до кончиков.

Тема 4.  Музыкальная гостиная «Краски осени»

«Дождь»

Капельки-дождинки 

Упали на травинки. 

Кап-кап капельки, 

Кап-кап маленьки. 

На ладошки дети

Ловят капли эти. 

 Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли. подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней,

делаем то же самое с другой ладонью.

НОЯБРЬ

Тема 1.  Я в мире людей «Дружба»

«Котик»

Котик маленький сидит 

И ушами шевелит.  

Вот как, вот как, 

Как ушами шевелит. 

Котик маленький замерз

Прикрывает лапкой нос. 

Котик-котик, Котофей! 

Быстро мы тебя согреем! 

Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгай с пятки на носок!

раскрытые ладони прикладываем к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами

потираем нос поочередно то одной, то другой ладонью.

прыгаем или сидя шевелим ногами, переставляя стопы с пятки на носок.

 

Тема 2.  Транспорт

Машины

По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.

По дороге не беги,

Я скажу тебе: «Би-би».

Крутят воображаемый руль.

Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. Погрозили пальцем.

Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».


Тема 3.  Школа здоровья «Здоровей-ка»

«Перчатки»

Нарядили ребятки 

Свои пальчики в перчатки. 

Раз, два, три, четыре, пять — 

Надо всех пересчитать. 

Десять пальцев — как отряд, 

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются, 

Спортом занимаются. 

Сжимаем и разжимаем дважды пальцы обеих рук.

Во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

 сжимаем и разжимаем пальцы. Действия выполняем обеими руками одновременно.

Тема 4. «Кто как готовится к зиме»

«Зайчата»

Вот встречаются зайчата. 

Как согреться нам, ребята? 

Чтобы побыстрей согреться,

 Надо спинками тереться.

Сжать пальчики в кулаки, а указательные и средние выпрямить – «ушки». «Зайчики»-кулачки прыгают. Дети трут кулачками друг о друга.

Тема 5. «Мамина неделя»

Колобок

Тесто мы месили,

Пирожки лепили.

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,

Получился колобок.

Делают круговые движения кулачками.

Лепят «пирожки».

«Тарелочки».

Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони.

ДЕКАБРЬ

Тема 1. Здравствуй, зимушка-зима

«Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой, 

Но мы пойдем гулять с тобой
Я надену шубку,
Я надену шарфик,
И еще платок,
А потом красивые,
Теплые пушистые,
Крошки – рукавички
На ручки натяну.

Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.

 

Тема 2. Город мастеров.

«Мастер»

Мастер шкафчик мастерил,

Ровно досочки пилил,

Молотком по ним стучал,

Точно гвозди забивал.

Дверки сделал и замок,

Ключик сделать он не смог.

— ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад.

— сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди».

— соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».

— соединяем пальцы обеих рук в замок.

Игру можно повторить несколько раз.

Тема 3. Зима-волшебница.

«Санки»

По горе несутся санки, 

В них Наташка и Оксанка. 

По другой несутся горке 

Санки с Мишкой и Егоркой. 

Где гора кончается,  

Там они встречаются.

- двумя или четырьмя сомкнутыми пальцами одной руки «едем» по внутренней поверхности другой руки вниз от локтя до кисти.

- тоже самое по другой руке.

- сцепляем пальцы обеих рук в замок.

 

Тема 4. Новогодний калейдоскоп

 «Елочка»

Праздник приближается,

ёлка наряжается:

Шарики висят,

Звёздочки горят,

А хлопушка - бом

Конфетти кругом!

-пальчики двух рук пропустить между собой (елка).

- «фонарики», кисти рук крутятся в воздухе.

- хлопок в ладоши.

- «клюем» пальчиками.

ЯНВАРЬ

Тема 1.  «В гостях у сказки»

Курочка Ряба

Мышка быстренько бежала, Мышка хвостиком виляла.

Ой, яичко уронила.

Посмотрите-ка, разбила!

- бег пальцами по столу.
- имитация движения «хвостиком».
- сжимают ручки в кулачки - «яичко».
- «бросить» кисти рук вниз.

Тема 2.  «Зимние забавы»

Зимние забавы.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Суп поели,

Спать легли.

- загибают пальчики.
- указательным и средними пальчиками "идут" по столу.
- катают ручками "комок".
"кормят птичек ".
- ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
- кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой.
- отряхивают ладошки.
- "едят суп".

- ладошки под щечку.

Тема 3.  Этикет

 «Тихо — громко» Е. Тиличеевой 

У ребяток ручки хлопают, Тихо-тихо ручки хлопают. Громче хлопают,

Сами хлопают,

Ну и хлопают,

Вот так хлопают!

У ребяток ножки топают,

Тихо-тихо ножки топают. Громче топают,

Сами топают,

Ну и топают,

Вот так топают! 

Ю. Островский

Тихо хлопают в ладоши.

Громко хлопают.

Тихо топают ногами.

Громко топают.

Тема 4. Птичкам холодно зимой.

«Птичка»

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам, к нам. Маленькой птичке

Зернышек я дам, дам, дам. Маленькая птичка

Зернышки клюет, клюет. Маленькая птичка

Песенки поет, поет.

Чик-чирик! Чик-чирик! 

Н. Найденова

Взмахивают руками-«крыльями».

«Крошат» зерно (мелко перебирают пальцами).

Стучат указательными пальцами по коленям.

Взмахивают руками-«крыльями».

ФЕВРАЛЬ

Тема 1. «Маленькие исследователи»

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел -

Стал он тонкий и худой!

Пальцы сложить в замочек. Медленно их разводим. Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут.

Хлопаем.

Смыкаем ладошки друг с другом.

Тема 2. Путешествия и открытия

«Дорожки»

На каждой ладошке 

Есть три дорожки. 

Все дорожки мы найдем, 

Пальчиком по ним пройдем:

Раз дорожка, два и три —

Пальцем каждую потри!

указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий.

Тема 3. Неделя мужества «Наши защитники»

Наша армия.

Аты - баты, аты - баты!

На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой. 

Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. 

Тема  4. «Моя семья»

 Дружная семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!

- загибают поочередно пальцы, начиная с большого.

- хлопают в ладоши.

МАРТ

Тема 1. Встреча весны «Женский день»

«Оладушки»

Как вчера у бабушки 

Мы пекли оладушки. 

Раз-два, румяные

Раз-два, горячие! 

Раз-два, их жарили! 

Три — поворачивали!

Вкусные оладушки 

 Ели мы у бабушки!

кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваемих на тыльную сторону.

ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки. повторяем первое движение.

ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки

 

Тема 2. Миром правит доброта

«Пес»

Возле будки дремлет пес,  Спит, закрывши лапой нос. 

Накормить его забыли, 

С поводка не отцепили, 

И голодный наш Трезор 

Грустно охраняет двор. 

Я налью побольше щей, 

Накормлю его скорей! 

соединяем ладони с сомкнутыми пальцами крест-накрест и качаем кистями рук вправо-влево,

 вперед-назад.

ладонной стороной кисти одной руки поглаживаем тыльную сторону другой

затем руки меняем.

поднимаем кисти рук ладонями наружу,

сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы.

Тема 3. Я и мои друзья в мире игры

«Оладушки»

Динь-дилень,

Динь-дилень!

Светит солнце целый день,

Жарит нам оладушки,

Как у нашей бабушки —

Пирожки песочные

Румяные и сочные!

— поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальцы и покачиваем кистями рук вправо-влево.

— слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде.

— соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь.

Тема 4. «День смеха», «Цирк», «Театр»

"Часы "

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:

"Бом, бом!"

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:

"Бом, бом, бом!"
Мышь скатилась кувырком.

Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки.

Один хлопок над головой.

Руки "скатываются" на пол.

Два хлопка.

Руки "скатываются" на пол.

Три хлопка.

Руки "скатываются" на пол.

АПРЕЛЬ

Тема 1.  «Быть здоровыми хотим»

«Плескалочка»

Лейся вниз,

Вода текучая.

Вверх тянись,

Дитя растучее.

Смывайся, беда,

Как с гуся вода. 

Л. Яхнин

Дети проводят ладонями по телу от головы до ног.

Поднимают руки и тянутся вверх, вставая на носки.

Проводят ладонями по лицу сверху вниз.

Тема 2.  «Весна шагает по планете»

 «Птички»

В гости к нашей сестричке 

Весной прилетали птички:

Эта птичка — совушка, 

Ну, а эта — скворушка. 

Эта птичка — воробей, 

Ну, а эта — соловей. 

Это — дятел, это — стриж,

Это же — поющий чиж.

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — свиристель,

Ну, а это издалека

Прилетела к нам сорока.

Поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц.

Называя птиц, поглаживаем, разминаем или растираем поочередно каждый палец.

Тема 3.  «Встречаем птиц»

«Скворцы»

Птенчики скворцов зовут: 

«Мама, папа! Тут мы, тут! 

Принесите нам еды 

И немножечко воды. 

Червячков мы поедим

С вами в небо полетим!» 

собираем пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрываем «клювики».

соединяем кисти рук крест-накрестсоприкасаясь ими в области запястья. Машем кистями, как крыльями.

Тема 4.  «Волшебница вода»

 «Дождик»

Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей!

Брызни в поле пуще — Станет трава гуще!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи! Русская народная песня

Поднимают руки и встряхивают кистями. Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой.

 Встряхивают кистями рук.

Плавно поднимают руки вверх.

Грозят пальчиком.

Стучат кулаком по ладони другой руки.

МАЙ

Тема 1.  Неделя весны и памяти

«Солнце»

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими нас согревало.

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

— поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.

— соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения.

— поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево.

— снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи».

Тема 2.  Безопасное детство

«На крыше»

Серый кот залез на крышу.

Ну а там сидели мыши.

Как увидели кота,

Разбежались кто куда.

«Пробегают» пальцами от коленок до макушки.

Быстро «пробегают» пальцами вниз от макушки до колен.

Тема 3.  Неделя дружбы с природой.

«Жук»

Жук залез на лесенку,

 Распевает песенку:

«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я на лесенке сижу!»

С лесенки жучок упал

И сердито зажужжал:

«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я под лесенкой лежу!»

Мы жучка поднимем,

Ласково обнимем!

— раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола.

Пальцами второй руки перебираем пальцы первой, словно поднимаемся по ступенькам.

— то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее.

— поднимаем обе руки вверх и опускаем их на стол, несколько раз хлопая по поверхности.

— поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук.

Тема 4.  «Вот какие мы стали большие»

«Цветочек»

Как у Насти маленькой 

Есть цветочек аленький, 

А его лепестки —

Это пальцы у руки. 

Раз, два, три, четыре, пять

Учим Настеньку считать! 

раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми движениями

тем же указательным пальцем— слегка нажимаем на подушечки пальцев во время счета или поглаживаем каждый палец от основания до подушечки.

Повторяем все для другой руки.

Тема  5. «Здравствуй, лето!»

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).

Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.