ООД "Ухо - орган слуха"

Цель: дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно – экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закреплять знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины.

Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Способствовать расширению представлений об основных органах чувств человека, познакомить детей со строением уха.
Создавать условия для развития связной речи (в сообщениях детей)
Образовательная область «Физическое развитие»:
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, самостоятельность в соблюдении гигиенической культуры.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Ухо- орган слуха» в подготовительной группе

Клименко Ольга Васильевна

Цель: дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно – экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закреплять знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины.

Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Способствовать расширению представлений об основных органах чувств человека, познакомить детей со строением уха.
Создавать условия для развития связной речи (в сообщениях детей)
Образовательная область «Физическое развитие»:
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, самостоятельность в соблюдении гигиенической культуры.
Материалы и оборудование:
ноутбук, проектор, экран, презентация, ширма, музыкальные инструменты (бубен, колокольчик,  металлофон), аудиозапись разных звуков, белый халат)

Словарная работа: ушная раковина, среднее ухо, внутренне ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, слух, звук.

Ход занятия:

- Сегодня у нас состоится заседание учёного совета.
А что будет предметом нашего разговора, вы сейчас узнаете.
Игра «Узнай предмет по звуку»
- Вот ширма, за нею спрятались предметы. Вы их будете узнавать по звукам. Должно быть тихо – тихо, чтобы лучше услышать и определить предмет.
- Как вы узнали, к какому предмету относится звук?
(Услышали).
- Что является органом слуха у человека?
(Уши)
- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об ушах.
Хотите узнать тайны наших ушей? (ответы детей).
-Внимание на экран.
Презентация.
Слайд № 1: - На этом слайде показано, как устроено наше ухо. Постарайтесь запомнить новые слова, обозначающие строение уха.
Уши звуки ловят чутко,
отправляют в сложный путь
По наружному каналу,
через тоненькую пленку,
Что зовется перепонка, дальше вглубь.
Молоточек постучит да
по наковальне,
Звук за стремечком бежит
и стремится далее.
Здесь улитка не простая,
здесь улитка скоростная.
Она различные сигналы быстро
в мозг передает.
Мозг их быстро расшифрует
и решит, что надо делать:
Может, тихо слушать сказку,
подпевать веселой песне
Или же от злой собаки
быстро – быстро убегать.
Вот такой очень сложный путь проходят звуки через наш орган слуха.
Уважаемые коллеги, давайте вспомним новые слова.

Знаете ли вы, что звук – это  волна, которая распространяется от источника своего возникновения, передавая вибрации окружающей среде. Вибрирующее тело называют источником звука. Если ты ударишь по струнам гитары, ты одновременно увидишь их движение и услышишь звук.

Эксперимент: Вибрация струны у гитары

Чем толще струна – тем ниже звук, чем тоньше струна, тем звук выше. А у музыкального инструмента ксилофона частота звука зависит от длины пластины: чем короче пластина – тем звук выше

Эксперимент: Извлечение звука с помощью молоточка на ксилофоне

 А теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим горло и произнесем негромко свое имя нараспев, вытягивая гласные звуки.. Что вы почувствовали? (ответы детей). Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат наши голосовые связки. Но как только ты замолчишь – вибрация пропадает. Посмотрим почему…

Когда мы говорим, воздух проходит через  голосовые связки и они начинают вибрировать, издавая звук.

Слайд №2

Бетховен –композитор, когда стал терять слух, брал в зубы камертон, плотно прижимал его к роялю и только так слышал музыку. Можно сказать , что он её чувствовал, пользуясь вибрацией инструмента.

Входит медсестра.

Медсестра: Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы сегодня говорите про уши, и хочу вас научить делать массаж ушей, чтобы быть здоровыми и не болеть.

Массаж уха (из китайской медицины).

Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма.)

Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта.)

Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии.)

Растирание ушей ладонями.


-Что нужно делать, чтобы наш слух всегда оставался хорошим?
- Врачи пришли к такому выводу, что нужно знать и соблюдать основные правила:

. Регулярно мой уши с мылом и чисти ватной палочкой
-Не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими предметами.    

- Оберегайте голову от ударов, которые могут повредить орган слуха.

- Избегайте сильных и резких звуков и шумов: они уменьшают остроту слуха.

- Если в ухо попадёт какой-нибудь предмет, или залетит насекомое, или возникнет боль в ушах, немедленно обращайтесь к врачу

Ведущий: Давайте поблагодарим медсестру за полезные советы

- Уважаемые члены научного совета, скажите: кроме человека у кого еще есть орган слуха? (У животных)
- Сейчас перед нами выступят ученые, которые изучали орган слуха у 
разных животных, птиц. 
(Сообщения детей сопровождаются показом слайдов):
Слайд № 3:
Орган слуха у кузнечиков расположен на передних ногах. Поэтому можно сказать, что кузнечики и их родственники сверчки прыгают на… «ушах».
Слайд № 4:
У дельфинов слуховые окошки находятся на нижней челюсти.
Слайд № 5:
У раков слуховой аппарат находится на основании коротких усиков. Поэтому при линьке раки сбрасывают свои «уши» вместе с одеждой» - панцирем.
Слайд № 6:
Острый слух выручает многих зверей, птиц и ящериц, предупреждая их о приближении хищников. И наоборот, уши некоторых хищников помогают им охотиться. (Слайд № 7)
Слайд № 8:
Сова способна в полной темноте, ориентируясь по слуху, ловить мышей.
Слайд № 9:
  Подслеповатые от рождения летучие мыши видят лишь на несколько сантиметров. Поэтому они научились на слух охотиться на бабочек и мух, на слух находить свое гнездо и летать между линиями электропередач, не задевая их. Не зря же уши некоторых летучих мышей больше остального их тела!

Ведущий: Летучие мыши, дельфины и киты могут охотится в полной темноте. Все эти животные издают очень высокие звуки (ультрозвук), которые отражаются от предметов, оказавшиеся на пути, и возвращаются, подобно эху, к своему источнику. Таким образом эти животные могут определять наличие препятствий, расстояние до них и скорость своего движения.

Игра: «Дельфины»

Оборудование: 2 контейнера с шариками, 2 платка

Развести «дельфинов» в разные стороны. Теперь дельфины могут общаться между собой, посылая друг другу звуковые сигналы с помощью своих контейнеров. Источник звука укажет им направление, в котором надо двигаться. Когда дельфины встретятся,  повторить эксперимент с другой парой.

- Так зачем животным хороший слух?
(Уши помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга). 

Уши важны для большинства млекопитающих. Как правило, уши животных большие и могут поворачиваться в сторону звука, чтобы точнее определить источник опасности или местонахождение  жертвы. Первобытные люди тоже могли шевелить ушами, а современный человек этого не умеет.
- Уважаемые члены научного совета, что вы нового сегодня услышали на заседании нашего совета? (ответы детей). 
Давайте подведем итог нашего заседания. 
Вывод: Слух большая ценность для человека. Берегите его!!!