алгоритмы, планы работы

Сабирова Анжелика Бахритдиновна

алгоритмы работы и планы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ШКОЛА № 5 «МНОГОПРОФИЛЬНАЯ»

2 мкрн., здание 29, первая часть

г.Нефтеюганск,Ханты-Мансийский

автономный округ – Югра, Тюменская область,

Российская Федерация 628309

Телефон: 22-50-02,факс: 22-63-20

E-mail:sosh5_ugansk@mail.ru

Выписка из приказа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» в 2019-2020 учебном году»

План

по предупреждению кризисных ситуаций (суицидального поведения,

аддитивного поведения, жестокого обращения с детьми)  

у учащихся МБОУ «СОШ №5 «Многопрофильная»

в 2019-2020 учебном году

                                 

Цель работы: профилактика совершения суицида, появления аддиктивного поведения у учащихся и жестокого обращения с детьми.

Задачи:

1. Предоставить информационную помощь, психологическую поддержку, учащимся, родителям, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

2. Выявить учащихся, которые нуждаются в психологической помощи и поддержке.

3. Организовать своевременное оказание психологической помощи подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации через проведение бесед, консультаций, коррекционно-развивающей работы.

4. Сформировать у учащихся понимание и принятие себя и других, научить разрешать конфликты, находить выход из любых жизненных ситуаций через проведение тренингов и ролевых игр.

5. Повысить уровень психологической культуры у обучающихся, педагогов, родителей.

Основные направления:

- Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.

- Формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни.

- Диагностика подростков с целью выявления групп риска.

- Адресная помощь учащимся «групп риска» (углубленная диагностика, коррекционно-развивающие занятия, консультации детей и родителей)

          Основные формы работы с несовершеннолетними по профилактике суицидального риска:

- обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;

- меры по предупреждению конфликтных ситуаций среди обучающихся;

- мониторинг (личностных и поведенческих проблем младших школьников, диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую; адаптации учащихся к обучению в следующей ступени; безопасности образовательной среды; состояния работы по обеспечению безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних; жестокого обращения с детьми);

- развивающие занятия;

- индивидуальные и групповые коррекционные занятия, консультации;

- групповые консультации учеников и родителей.

  1. План по предупреждению кризисных ситуаций (суицидального поведения,

аддитивного поведения, жестокого обращения с детьми)

 (общая профилактика)

Виды работы

Цели

Мероприятия

Категории

Сроки

Ответственные

Диагностика

Выявление учащихся «группы риска»

1. Диагностика учащихся в адаптационный период (выявление школьной тревожности, трудностей адаптации в классных коллективах)

2.Сбор информации о детях «группы риска» (застенчивых, тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями).

3.  Диагностика учащихся по выявлению склонности к депрессивным состояниям, суицидальному поведению.

4. Диагностика статусного положения учащихся в классном коллективе.

5. Заполнение карт адаптации для вновь поступивших

1, 5, 10 классы

1- 11 классы

6,7,8, 9, 11 классы

4  классы

1-11 по запросу

2-4, 6-9, 11 классы

Октябрь,

апрель

Сентябрь-октябрь

Сентябрь, апрель

Февраль

Через 2, 6 месяцев с момента поступления

Психологи

Классные руководители

Социальный педагог

Классные руководители.

Психологи

Классные руководители

Психологи

Классные руководители

Классные руководи-тели, психологи

Консультирование

Оказание своевременной психологической помощи.

1.Индивидуальные консультации по запросам.

2.Консультации для родителей, педагогов по итогам диагностик.

3. Семейные консультации «Как совместно справиться со стрессом в преддверии экзаменов»

Учащиеся 5-11 классы

Родители, педагоги

Учащиеся и родители 9,11 классив

По необходимости

В течение года

Март-май

по запросу

Психологи

Социальный педагог

Педагоги-психологи, классные руководители

Коррекционно-развивающая работа

Формирование позитивной

«Я – концепции».

Формирование у обучающихся способностей к самопознанию,

саморазвитию и самореализации,

адекватной самооценке, критической оценке действительности, в которую они попадают.

Развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

1. Групповые занятия по профилактике и коррекции эмоционально-волевой и мотивационной сфер учащихся.

4. Тренинг развития целеполагания и самоопределения «Рост»

5. Тренинги по профилактике эмоциональных срывов и повышению уверенности в себе «Дотянись до звезд».

1-8 классы

По результатам диагностических мероприятий

9,10 классы

11 классы

В течение года

Ноябрь-апрель

Ноябрь-апрель

Психологи

Просвещение и профилактика

Формирование позитивной жизненной позиции, умения решать жизненные задачи.

Формирование навыков здорового образа жизни.

1. Психологический практикум «Приёмы релаксации и снятия напряжения».

2. Форум старшеклассников «Формула успеха»

3.Акция «Сохрани себя для жизни!» (профилактика СПИДа)

4. Оформление стенда с информацией по оказанию экстренной помощи службами города.

5.  Семинар «Как выявить наличие депрессивного состояние у учащегося. Симптомы суицидального риска».

6.  Вовлечение учащихся в спортивно-массовые мероприятия и дополнительное образование.

7 . Семинар «Профилактика агрессивного поведения у детей»

8. Киберпатруль

9. Комплекс психологических практикумов «Полезные навыки»

10. Тренинговое занятие: «Способы ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряжённой ситуации»

11. Коммуникативная игра «Кораблекрушение»

12. Коммуникативная игра «Необитаемый остров»

13. Классные часы:

- «Приёмы волевой мобилизации»

- «Управление конфликтом»

 - «Контроль эмоций»

14. Акция «Всемирный день психического здоровья»

15. Лектории: «Береги себя», «Профилактика употребления ПАВ», «Я и здоровье»

9, 11 классы

10 классы

8-11 классы

педагоги

1-11 классы

педагоги

1-11 классы

1-11 классы

педагоги

5 классы

7 классы

5-10 классы

1-11 классы, педагоги

7, 9, 11

классы

Март

Декабрь

Декабрь

В течение года

Ноябрь

В течение года

Январь

Январь

В течение учебного года

Апрель

1 полугодие

2 полугодие

Ноябрь-декабрь

Октябрь

Март-май

Психологи

Заместитель директора по УВР, педагог-организатор

РДШ школы

Социальный педагог

Психологи

Классные руководители

Социальный педагог

Классные руководители

Психологи

Классные руководители

Учителя-предметники

Психологи

Психологи

Психологи

Психологи

Психологи, классные руководители

РДШ школы, психологи, организаторы

Специалисты центра медицинской профилактики.

Работа с родителями

Содействовать оптимизации детско-родительских отношений, гармонизации стиля воспитания, оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания детей

1. Родительская конференция: «Причины и последствия подростковых конфликтов».

2. Родительский лекторий:  

 «Профилактика ранних половых отношений».

3. Включение родителей в образовательный процесс через организацию совместной деятельности в классных коллективах.

4. Тренинг родительской компетентности

5.Родительское собрание «Особенности начала подросткового возраста»

6. Родительские собрания «Психологические особенности учащихся при подготовке к ГИА. Роль родителей и их практическая помощь в период подготовки и сдачи ГИА»

7. Родительские собрания «Особенности юношеского возраста. Профилактика депрессивных состояний»

Родители 6-7 классов

Родители 7-8-х классов

Родители 1-11 классов

Родители 5 классов

Родители 4 классов

Родители 9,11 классов

Родители 10 классов

Апрель

Апрель

В течение года

Март

Ноябрь

Ноябрь

Март

Психологи

Социальный педагог

Специалисты ЦСПС и Д «Веста»

Классные руководители

Центр мед. профилактики

Классные руководители

Психологи

Психологи

Классные руководители

Психологи

Классные руководители

Психологи

Классные руководители

  1. План сопровождение учащихся «группы риска» и их семей с целью предупреждения суицидов,

аддиктивного поведения, жестокого обращения в семье

Виды работы

Цели

Мероприятия

Категории

Сроки

Ответственные

Диагностика

Отслеживание эмоционального состояния и возможных причин эмоциональной нестабильности.

Направление родителей с ребенком на приём к психиатру в случае выявления высокого уровня тревожности.

Выявление уровня суицидальной угрозы.

Рекомендации по педагогическому взаимодействию и коррекции поведения.

1. Сбор информации о детях «группы риска» (застенчивых, тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями).

2. Диагностика уровня тревожности учащихся «группы риска» (застенчивых, тревожных, с неадекватным поведением, жестоких, с суицидальными намерениями).

3. Углублённая диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся «группы риска».

4. Своевременное оповещение законных представителей, о выявление высокого уровня тревожности у учащегося и необходимости дополнительных мер повышения стрессоустойчивости обучающегося на базе медицинского учреждения.

1- 11 классы

Учащихся «группы риска»

Учащихся «группы риска»

Законные представители учащихся с высоким уровнем тревожности

Октябрь,

апрель

Ежемесячно

В течение года

В случае выявления

Психологи

Классные руководители

Социальный педагог

Психологи

Классные руководители

Психологи, социальный педагог

Психологи, медицинский работник организации

Консультирование

Оказание своевременной психологической помощи.

  1. Консультации для учащихся и их родителей по формированию положительного образа будущего, способам решения проблемных ситуаций, вариантам социальной поддержки, ее восприятия и оказания.

2.Консультации для родителей, педагогов по способам коррекции негативного поведения.

3. Семейные консультации по гармонизации семейных отношений

4. Своевременное оповещение законных представителей, администрацию школы о возможности совершения суицида.

Учащихся «группы риска» и их родителей

Родители, педагоги

Учащихся «группы риска» и их родителей

Законные представители, учащиеся

По необходимости

в течение года

Психологи

Социальный педагог

Педагоги-психологи, классные руководители

Психологи

Социальный педагог

Директор, психолог

Коррекционно-развивающая работа

Формирование позитивной

«Я – концепции».

Формирование у обучающихся способностей к самопознанию,

саморазвитию и самореализации,

адекватной самооценке, критической оценке действительности, в которую они попадают.

Развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

1.Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по профилактике асоциального поведения.

2.  Индивидуальные занятия по коррекции личностной и эмоционально-волевой сферы.

3. Групповые занятия по профилактике и коррекции эмоционально-волевой и мотивационной сфер учащихся.

Учащиеся состоящие на учете (КДН,ОДН)

Учащиеся с высоким уровнем тревожности

1-8 классы

По результатам диагностических мероприятий

В течение года

В течение года

Ноябрь-апрель

Психологи

Взаимодействие

 с другими службами города

Оказание комплексной помощи несовершеннолетним

1. Организация индивидуальных консультаций врача психиатра.

  1. Беседа инспектора ОДН ОМВД по г. Нефтеюганску с подростками «Жестокость и закон»

3. Индивидуальные беседы с родителями, уклоняющимися от ответственности за выполнение обязанностей по отношению к своему ребенку.

1-11 классы

Учащиеся, состоящие на всех видах учета

Родители 1-11 классов

По необходимости

Ноябрь

В течение года

Психологи, медицинский работник организации

Социальный педагог

Социальный педагог



Предварительный просмотр:

Алгоритм оказания психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении

образовательных программ

(К их числу относятся учащиеся, которые показали низкие учебные возможности по предварительным итогам успеваемости в триместре)

Содержание работы

Цель

Сроки

Совещание с педагогами и администрацией

Планирование работы по оказанию психолого-педагогической помощи, назначение ответственных.

Диагностика эмоционального состояния (Люшер)

Выявление причин низкой успеваемости по предметам. Отслеживание эмоционального состояния

В течении 1-3 дней после ПМПк

Обследования состояния интеллектуальной сферы (на основе методики Векслера или Ясюковой)

Выявление причин отставания в учёбе.

В течении 15 дней после ПМПк

Консультация по результатам диагностики

Выявление индивидуальных особенностей.

В течении 15 дней после ПМПк

Индивидуальные психологические консультации с учащимся по развитию саморегуляции, самооценки и формированию положительного образа будущего.

Коррекция эмоционально-волевой сферы учащегося. Развитие мотивов достижения.

По необходимости

Индивидуальные консультации учителей

Планирование совместной работы. Рекомендации по индивидуальному подходу к учащемуся.

Ежеквартально и по необходимости    

Групповые занятия с психологом по развитию познавательных способностей (1-4 классы)

Развитие интеллектуальных способностей учащихся

С момента выявления трудностей 30 занятий

Групповые занятия с психологом

«Научи себя учиться» с учащимися (6-8 классы)

Содействие процессу личностного развития. Развитие когнитивной сферы.

7 занятий. Календарные сроки предусмотрены в годовом плане работы.  

Занятия в мини-группах по нормализации эмоционального состояния и повышения уверенности себе «Дотянись до звёзд» (9-10)

Отсутствие нервных срывов. Уверенность в своих силах.

5 занятий. Календарные сроки предусмотрены в годовом плане работы.  

Диагностика эмоционального состояния (Люшер), Обследования состояния интеллектуальной сферы (по необходимости)

Выявление динамики.

К концу учебного года

Итоговое совещание

Подведение итогов о прохождении аттестации, вынесение решения о форме дальнейшей помощи

Май



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:                                                                    УТВЕРЖДЕН приказом                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Зам. директора по УВР                                                            директора МБОУ «СОШ № 5»                                                                                                                            ___________Н.И.Фролова                                                       №_____от_____________2019г                                                                                                                                                                                                                                                                                            «__»______________2019г.                                                   .                                                                                                

Перспективный план

Психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений

1-4 классов МБОУ «СОШ№5»

Педагога – психолога А.Б. Сабировой на 2019-2020 учебный год

Нефтеюганск, 2019

Модель ученика начальной школы: ученик, способный  освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками), способный  овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, элементами теоретического мышления.

Цель психолого-педагогической помощи: создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и повышения общего уровня развития познавательных процессов.

Задачи :

  1. Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учащимися и родителями.
  2. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
  3. Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  4. Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей.

Основные направления деятельности:

  1. Психолого-педагогическая диагностика

Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.

Диагностические данные необходимы:

  • для составления индивидуальной траектории развития учащихся с ОВЗ;
  • для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим    трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;
  • определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально-психологической дезадаптации обучающихся (воспитанников);
  • изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.
  1. Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа

      Содержание коррекционно-развивающей работы  должно обеспечивать целостное воздействие на личность , учитывая результаты диагностирования. Необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.

Психокоррекционная работа направленна :

  • оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
  • индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;
  • осуществление коррекции девиантного и ассоциального поведения школьников;
  • оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;
  • предупреждение возможных девиаций поведения;
  • оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;
  • оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Консультирование и просвещение родителей и педагогов.

Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи и сопровождение ребенка в процессе школьного обучения; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка.

4.Организационно-методическая деятельность:

  • подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учётом потенциальных возможностей детей и подростков;
  • обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;
  • подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях;
  • координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также с социальным педагогом.

Направление работы

Цель

Содержание работы

Объект

Сроки

                                                   

Диагностическое

Выявление учащихся, испытывающих трудности в обучении. Отслеживание динамики актуального развития

Тест Тулуз-Пьерона

Тест Равена

Кратковременная речевая память.

Кратковременная зрительная память.

Учащиеся 1х классов

Сентябрь, январь, май

Выявление уровня адаптации и причин дезадаптации.

Изучение социально-психологической адаптации первоклассников.

Учащиеся 1х классов

Октябрь

Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

«Учебная мотивация школьников» М.Р. Гинзбург.

Учащиеся 1х классов

Октябрь

Определение эмоционального состояния младших школьников в ходе учебной деятельности.

«Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников» А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг.

Учащиеся 1х классов

Октябрь

Изучение проявления уровня тревожности.

Выявление уровня тревожности.

Учащиеся 1-4 классов

По запросу

Выявление уровня школьной тревожности при переходе в 5 класс

Тест Филлипса

Учащиеся 4 классов

2 пол.февраля

   

Проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении. Индивидуальная диагностика учащихся направленных на ПМПК 1-4 классы.

Готовность к школе Ясюкова.

Учащиеся 1-4 классов

В течение года по запросу

Исследование эмоционального состояния учащихся.

Диагностика эмоционально - личностной сферы.(По Люшеру)

Учащиеся 1-4 классов

По запросу в течение года

Предупреждение детской агрессивности.

Изучение уровня агрессивности и враждебности (Басс-Дарки).

Учащиеся 1-4-х классов

По запросу

Оценить уровень развития личностных действий у младших школьников.

Диагностика личностных универсальных действий

Учащиеся 1-4 классов

апрель

Коррекционно-развивающее

Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Групповые  коррекционно-развивающие занятия по развитию когнитивных функций с детьми, испытывающими трудности в освоении обр. программы    

Учащиеся 1-4 классов

( группы по 5-6 человек)

Октябрь-май

Содействие благоприятному процессу адаптации.

Групповые коррекционно-развивающих занятий для детей с низким уровнем адаптации к школе.

Учащиеся 1 классов

Ноябрь-февраль

Повышение адаптивных возможностей пятиклассников при обучении в среднем звене и снижение тревожности.  

Групповые коррекционно-развивающие занятия

Учащиеся 5 классов

Сентябрь (2-4 недели)

Создание условий для раскрытия лидерского потенциала четвероклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Тренинговое занятие на развитие лидерских качеств

Учащиеся 4 классов

Декабрь

Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ

Учащиеся 2,3 классов

В течение года

Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов.

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия в соответствии с выявленными проблемами.

Учащиеся 1-4 классов

По запросу в течение года

Содействия благоприятному течению социально-психологической адаптации

«Творческая мастерская «Островок дружбы»

Учащиеся 1 классов

17 занятий с сентября по февраль

Обучение навыкам эффективного взаимодействия со сверстниками

«Творческая мастерская «Азбука общения»

Учащиеся 1-3 классов

17 занятий с сентября по февраль

Приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми

«Творческая мастерская «Путешествие в Мир будущего»

Учащиеся 4 классов

17 занятий с сентября по февраль

Содействие формированию навыков здорового образа жизни.

Комплекс профилактических занятий

«Полезные навыки»

Учащиеся 1-4 класс

Октябрь, апрель

Консультативное

Оказание психологической поддержки, помощь в решении актуальных проблем участников образовательных отношений.

Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей, педагогов.

Учащиеся, родители, педагоги

В течение года

Координация усилий всех участников образовательного процесса в отношении отдельного ребенка, и на основе целостного видения ученика разработка общей  линии его дальнейшего обучения и развития.

«Круглый стол» для родителей учеников, требующих особого внимания

Учащиеся 1-4 классов

Октябрь, январь, май

Консультирование родителей по вопросам

обучения, воспитания и развития ребёнка с

ОВЗ

Индивидуальные и групповые консультации

Родители обучающихся с ОВЗ

В течение года по запросу

Просветительско-профилактическое

Информировать родителей о начале подросткового возраста, об особенностях поведения детей в данные период

Родительское собрание «Особенности начала подросткового возраста» (4 класс)

Родители

Декабрь  

Психологическое просвещение родителей по проблеме детской агрессии.

Родительское собрание «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»

Родители

Март

Информировать родителей о процессе адаптации детей.  Дать конкретные рекомендации по оптимизации этого процесса.

Индивидуальные консультации  «Результаты адаптации ребёнка-первоклассника».

Родители 1 классов

Ноябрь

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.

Родительское собрание «Как подготовить ребенка к школе» (для родителей будущих первоклассников)

Родители будущих первоклассников

Март

Организационно-методическая

Корректировка перспективного плана работы педагога-психолога, циклограмм.

Сентя-брь

Корректировка списка детей с ОВЗ. Заполнение индивидуальных карт.

Сен-тябрь,

октябрь,

Подготовка  рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам адаптации к началу обучения в школе.

Сен-тябрь, ноябрь

Подготовка материалов к представлению учащихся на территориальную ПМПК.

в течение года

Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ

Сен-тябрь

Расширение картотеки диагностических методик, комплектование инструментария.

сентябрь - октябрь

Участие в семинарах педагогов-психологов

и совещаниях.

в течение года

Анализ диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей деятельности. Обработка диагностик.

В течение года



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:                                                                    УТВЕРЖДЕН приказом                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Зам. директора по УВР                                                            директора МБОУ «СОШ № 5»                                                                                                                            ___________Н.И.Фролова                                                       №_____от_____________2020г                                                                                                                                                                                                                                                                                            «__»______________2020г.                                                   .                                                                                                

Перспективный план

Психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений

1-4 классов МБОУ «СОШ№5»

Педагога – психолога А.Б. Сабировой на 2020-2021 учебный год

Нефтеюганск, 2020

Модель ученика начальной школы: ученик, способный  освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками), способный  овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, элементами теоретического мышления.

Цель психолого-педагогической помощи: создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и повышения общего уровня развития познавательных процессов.

Задачи :

  1. Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учащимися и родителями.
  2. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
  3. Формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  4. Создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей.

Основные направления деятельности:

  1. Психолого-педагогическая диагностика

Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.

Диагностические данные необходимы:

  • для составления индивидуальной траектории развития учащихся с ОВЗ;
  • для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим    трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;
  • определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально-психологической дезадаптации обучающихся (воспитанников);
  • изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.
  1. Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа

      Содержание коррекционно-развивающей работы  должно обеспечивать целостное воздействие на личность , учитывая результаты диагностирования. Необходимо работать со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений.

Психокоррекционная работа направленна :

  • оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
  • индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;
  • осуществление коррекции девиантного и ассоциального поведения школьников;
  • оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;
  • предупреждение возможных девиаций поведения;
  • оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;
  • оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Консультирование и просвещение родителей и педагогов.

Цель: создание социально-психологических условий для привлечения семьи и сопровождение ребенка в процессе школьного обучения; создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка.

4.Организационно-методическая деятельность:

  • подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учётом потенциальных возможностей детей и подростков;
  • обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;
  • подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях;
  • координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также с социальным педагогом.

Направление работы

Цель

Содержание работы

Объект

Сроки

                                                   

Диагностическое

Выявление учащихся, испытывающих трудности в обучении. Отслеживание динамики актуального развития

Тест Тулуз-Пьерона

Тест Равена

Кратковременная речевая память.

Кратковременная зрительная память.

Учащиеся 1х классов

Сентябрь, январь, май

Выявление уровня адаптации и причин дезадаптации.

Изучение социально-психологической адаптации первоклассников.

Учащиеся 1х классов

14-18 октября

Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

«Учебная мотивация школьников» М.Р. Гинзбург.

Учащиеся 1х классов

14-18 октября

Определение эмоционального состояния младших школьников в ходе учебной деятельности.

«Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников» А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг.

Учащиеся 1х классов

14-18 октября

Изучение проявления уровня тревожности.

Выявление уровня тревожности.

Учащиеся 1-4 классов

По запросу

Выявление уровня школьной тревожности при переходе в 5 класс

Тест Филлипса

Учащиеся 4 классов

2 пол.февраля

   

Проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении. Индивидуальная диагностика учащихся направленных на ПМПК 1-4 классы.

Готовность к школе Ясюкова.

Учащиеся 1-4 классов

В течение года по запросу

Исследование эмоционального состояния учащихся.

Диагностика эмоционально - личностной сферы.(По Люшеру)

Учащиеся 1-4 классов

По запросу в течение года

Предупреждение детской агрессивности.

Изучение уровня агрессивности и враждебности (Басс-Дарки).

Учащиеся 1-4-х классов

По запросу

Оценить уровень развития личностных действий у младших школьников.

Диагностика личностных универсальных действий

Учащиеся 1-4 классов

апрель

Коррекционно-развивающее

Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Групповые  коррекционно-развивающие занятия по развитию когнитивных функций с детьми, испытывающими трудности в освоении обр. программы    

Учащиеся 1-4 классов

( группы по 5-6 человек)

Октябрь-май

Содействие благоприятному процессу адаптации.

Групповые коррекционно-развивающих занятий для детей с низким уровнем адаптации к школе.

Учащиеся 1 классов

Ноябрь-февраль

Повышение адаптивных возможностей пятиклассников при обучении в среднем звене и снижение тревожности.  

Групповые коррекционно-развивающие занятия

Учащиеся 5 классов

Сентябрь (2-4 недели)

Создание условий для раскрытия лидерского потенциала четвероклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Тренинговое занятие на развитие лидерских качеств

Учащиеся 4 классов

Декабрь

Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ

Учащиеся 2,3 классов

В течение года

Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов.

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия в соответствии с выявленными проблемами.

Учащиеся 1-4 классов

По запросу в течение года

Содействия благоприятному течению социально-психологической адаптации

«Творческая мастерская «Островок дружбы»

Учащиеся 1 классов

17 занятий с сентября по февраль

Обучение навыкам эффективного взаимодействия со сверстниками

«Творческая мастерская «Азбука общения»

Учащиеся 1-3 классов

17 занятий с сентября по февраль

Приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми

«Творческая мастерская «Путешествие в Мир будущего»

Учащиеся 4 классов

17 занятий с сентября по февраль

Содействие формированию навыков здорового образа жизни.

Комплекс профилактических занятий

«Полезные навыки»

Учащиеся 1-4 класс

Октябрь, апрель

Консультативное

Оказание психологической поддержки, помощь в решении актуальных проблем участников образовательных отношений.

Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей, педагогов.

Учащиеся, родители, педагоги

В течение года

Координация усилий всех участников образовательного процесса в отношении отдельного ребенка, и на основе целостного видения ученика разработка общей  линии его дальнейшего обучения и развития.

«Круглый стол» для родителей учеников, требующих особого внимания

Учащиеся 1-4 классов

Октябрь, январь, май

Консультирование родителей по вопросам

обучения, воспитания и развития ребёнка с

ОВЗ

Индивидуальные и групповые консультации

Родители обучающихся с ОВЗ

В течение года по запросу

Просветительско-профилактическое

Информировать родителей о начале подросткового возраста, об особенностях поведения детей в данные период

Родительское собрание «Особенности начала подросткового возраста» (4 класс)

Родители

Декабрь  

Психологическое просвещение родителей по проблеме детской агрессии.

Родительское собрание «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»

Родители

Март

Информировать родителей о процессе адаптации детей.  Дать конкретные рекомендации по оптимизации этого процесса.

Индивидуальные консультации  «Результаты адаптации ребёнка-первоклассника».

Родители 1 классов

Ноябрь

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.

Родительское собрание «Как подготовить ребенка к школе» (для родителей будущих первоклассников)

Родители будущих первоклассников

Март

Организационно-методическая

Корректировка перспективного плана работы педагога-психолога, циклограмм.

сентябрь

Корректировка списка детей с ОВЗ. Заполнение индивидуальных карт.

Сен-тябрь,

октябрь,

Подготовка  рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам адаптации к началу обучения в школе.

Сен-тябрь, ноябрь

Подготовка материалов к представлению учащихся на территориальную ПМПК.

в течение года

Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ

Сен-тябрь

Расширение картотеки диагностических методик, комплектование инструментария.

сентябрь - октябрь

Участие в семинарах педагогов-психологов

и совещаниях.

в течение года

Анализ диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей деятельности. Обработка диагностик.

В течение года