Описание педагогического опыта

Надежкина Галина Николаевна

Я, Надёжкина Галина Николаевна в 1985 году окончила Зубово-Полянское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». В Зубово-Полянской гимназии проработала 25 лет учителем начальных классов, с 2013 года- учителем географии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта

учителя географии

Надежкиной Галины Николаевны

Я, Надёжкина Галина Николаевна в 1985 году окончила Зубово-Полянское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». В Зубово-Полянской гимназии проработала 25 лет учителем начальных классов, с 2013 года- учителем географии. Педагогический стаж 32 года. Имею высшую квалификационную категорию по должности «Учитель».

Тема опыта

«Формирование исследовательских навыков и умений у учащихся на уроках географии».

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие  принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Как утверждают психологи, возможности для раскрытия творческой индивидуальности детей и удовлетворения их разнообразных познавательных интересов успешно реализуются в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Актуальность инновационного педагогического опыта географической подготовки школьников определяется тем, что в свете поэтапного перехода школ России на федеральные государственные  образовательные стандарты общего образования перед учителями-предметниками неизбежно возникает вопрос о соответствии их деятельности с результатами подготовки школьников. Как известно, в стандарте они проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Вместе с тем в нем в качестве приоритетных подходов, положенных в основу деятельности учителей, гарантирующих достижение обозначенных результатов, выступают компетентностный, системно-деятельностный, технологический, личностно-ориентированный.  Последний направлен на развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Перспективность опыта обусловлена происходящими  изменениями в обществе. Они требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование умения анализировать сложившуюся ситуацию, учитывать самые разнородные факторы и, опираясь на это, принимать обоснованные решения.

В своей деятельности  я применяю  разные современные педагогические  технологии: проблемно-диалоговое обучение, игровые методы, развивающее обучение, ИКТ  и т.д. Одной из форм работы является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.  Она связана с формированием у школьников мыслительных действий, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речи. В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации; видеть новые проблемы в знакомой ситуации; распознавать структуру объекта и его новые функции; находить различные способы  решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности. Использование данного метода  позволяет на практике осуществить личностно-ориентированное обучение, используя множество дидактических подходов, активизировать интерес и  вовлеченность в работу, реализовать поставленные педагогические цели на всех уровнях.

Практическая значимость состоит в том, чтобы: научить моих учеников творческому мышлению, логическому изложению материала, самостоятельному поиску знаний, самоорганизации и самооценке.

Для учителя – это возможность  лучше узнать своих учеников,  расширяет контакты на профессиональном уровне с коллегами из других учебных заведений, преподавателями вузов, родителями учащихся.

Теоретическая база опыта.

Психолого-педагогической базой личностно-ориентированного обучения стали работы В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.  Исследовательская деятельность учителя в контексте научно-методической работы рассматривалась в трудах Б.С. Бергушева, А. М. Моисеева. Значительный вклад в разработку теории исследовательской и творческой деятельности учителя внесли Ю.К. Бабанский, А.М. Моисеева.

 Именно в 14-15 лет правильно организованная исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное  время будет способствовать саморазвитию в этом возрасте. Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера  исследования. Термин «исследование» означает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В опыте  «исследование» рассматривается в контексте исследовательской деятельности учащихся — как деятельности, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.  Именно Дружинин В.Н. считает, что «эта деятельность – ее принято называть творчеством – требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний.

С опорой на них можно утверждать, что при личностно-ориентированном обучении в целом, географии, в частности, каждому ученику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении с учётом собственных потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта. Содержание школьного  географического образования, его средства, методы, методики, технологии в этом случае должны подбираться и организовываться так, чтобы каждый  учащийся мог проявить избирательность в выборе предметного материала, его виде и форме.

Основной акцент при  данном обучении делается на совокупности знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру природы, что выступает основной целью современного географического образования.

Большое внимание исследовательской деятельности учащихся уделяют российские географы: И.И. Баринова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, Е.А. Чернихова и другие.

Технология опыта

 Мои ученики имеют разный интеллектуальный уровень, разные способности и интересы, разное желание учиться. Поэтому, чтобы создать ситуацию успешности и комфортности для каждого участника образовательного процесса слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться, я  успешно в своей работе использую проектно-исследовательскую технологию.

Кроме всего прочего метод исследовательской деятельности это, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения  обучающихся представляющая  интерес для меня - учителя ищущего  эффективные пути в работе и готового к нововведениям.

Я считаю, что поисково-исследовательские методы способны развить у обучающихся важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования.

Цель моего опыта:

Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время  по географии.

Задачи:

         1.  Стимулирование поискового мышления 

 2. Создание совокупных психолого-педагогических  условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования

3. Развитие творческих способностей  учащихся через организацию исследовательской                                      деятельности по географии на уроках и во внеурочное время

4. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В ходе работы  над темой опыта   были выявлены следующие противоречия:

1) между отсутствием заинтересованности в изучении географии  у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;

2) между традиционной системой построения образовательного процесса, которая, как правило, даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую  формирует  лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить уровень мотивации учения школьников, познавательную активность  и, как следствие, качество образования.

Содержание  курса   географии  представляет   большие   возможности учителю для формирования  исследовательской  культуры учащихся. Практика обучения в современной школе убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно давать ученику для самостоятельного изучения. Более того, в процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания.  Опережающие задания - это элемент исследовательской работы направленный на мотивацию ученика к обучению. С точки зрения учащегося  опережающее задание — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

В процессе выполнения задания осуществляется овладение и присвоение опыта самостоятельной познавательной деятельности, формируется практическая и мотивационная стороны готовности ученика  к самообразованию. 

При организации данной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. Темы работ  я выбираю из содержания учебного предмета или близкие к нему. Важно при этом ставить вместе с детьми  учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями.

Реализация этих  целей  и задач  на уроках географии  и во внеурочной деятельности я осуществляю через развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить.

Опережающие задания я подбираю таким образом, чтобы они включали различные виды деятельности ученика: интеллектуальную, оформительскую, моделирование и т.д. Выполнение опережающих заданий требует умений работы с нетрадиционными источниками (периодической печатью, радио, телевидением, Интернетом); умений собрать и обработать материал; систематизировать и оформить его в конечный продукт.

Я как  учитель,  ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Исследование реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время

Принципы:

педагогическая  мобилизация  и  релаксация;  оптимизм  и  вера  в  исследовательские способности ученика;

-уважение личности ученика в сочетании с разумной требовательностью;

- оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

- воспитание  экологической  культуры.

Ожидаемые результаты:

формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющей деятельную и творческую активность, географическую компетентность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с природно-экологической и социальной средой обитания,  повышение психологической устойчивости, укрепление здоровья учащихся.

Исследовательская деятельность,  дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:

ученик  работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды; 
         реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;                                   

проявляются творческие способности; 

Поэтому  свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит  деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс.

При изучении географии я практикую индивидуальные и групповые опережающие задания: учащиеся готовят краткие сообщения, доклады, проекты по отдельным вопросам. Выполнение таких заданий  развивает у учеников приёмы самостоятельной деятельности,  исследовательской деятельности, личную ответственность. Особенной популярностью у детей пользуются задания по созданию собственных презентаций для иллюстрации проектов.  Привлечение учащихся к созданию презентации стимулирует их познавательную активность, предоставляет им большое поле деятельности для творчества. Данная система работы формируется  с 6 класса , но для детей этого возраста всё  основывается на интересах. Поэтому лишь отдельные учащиеся, готовя дополнительный материал по изучаемой теме, выполняя опережающее задание, заданное учителем или при подготовке домашнего задания, дополняют его презентациями. Такие презентации созданы учащимися по темам «Антарктида, страна пурги»,  «Движение земной коры», «Восточная Сибирь», «Защита водоемов моей местности». Практика показывает широкий интерес к таким урокам. Презентации делают их наглядными и выразительными, помогают лучшему усвоению материала, возрастает познавательный интерес учащихся. При этом формируются представления о природе земной поверхности, закрепляются первоначальные географические знания. Видя выступления своих товарищей, у одноклассников появляется желание самим попробовать свои силы.

  В 8-10 классах формируется своя система работы. Класс разбивается на группы, каждая из которых должна представить проект описания одной из природных зон России, одной из отраслей промышленности России, провести исследование по теме – сохранение воды-глобальная проблема человечества и др. Здесь я стараюсь  организовать работу так, чтобы в группу попали как лидеры, так и ведомые члены классного коллектива. Данное условие – обязательный элемент успешного создания и защиты ученического проекта. Использую личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников  индивидуальные задания. Наряду с заданием, учащиеся обязательно получают и примерный план по созданию своего проекта. Готовый проект  необходимо   защитить. При этом учащиеся делают выводы, обобщают материал, устанавливают причинно-следственные связи. Такие занятия развивают у учащихся уверенность в собственных силах. Они становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками процесса обучения, проявляя  творческую активность.  После защиты своего проекта группа отвечает на вопросы, возникшие у учащихся других групп, таким образом, обеспечивается обратная связь группы со слушателями класса. И, конечно, важнейшим этапом является подведение итогов работы – рефлексия. Итоговую характеристику работ дают сами учащиеся.

Готовясь к  интерактивному   уроку, я всегда готовлю презентацию урока, видеоряд, они позволяют выстроить урок логически, по структуре. Ввести в него: тему, план, цели, таблицы, видеосюжет, фотографии, практическую часть, тестирование, домашнее задание.

Личностно-ориентированный подход к обучению я также реализую с использованием информационных технологий и мультимедийных проектов. Для этого я формирую тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей учащегося, поощряю его к творческому труду. Учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирают форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на собственной самооценке.

       

Анализ результативности

Проводимая системная работа по развитию творческих способностей, формированию логического мышления позволяет мне получить высокие  результаты подготовки учащихся.

1.  Наблюдается устойчивый интерес учащихся к предмету на разных этапах обучения.

2. Успешное участие учащихся в  олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях школьников.                                                      

3. Высокие показатели учащихся на  ГИА