Описание опыта работы

Масалимова Дания Шариповна

Я,Масалимова Дания Шариповна, учитель начальных классов. Стаж педагогической деятельности – 6 лет , в МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани. С 2017 года работаю учителем начальных классов .

Мое педагогическое кредо: Завтра мы будем жить так, как учим и воспитываем сегодня.

Цель моей педагогической деятельности – достижение оптимального общего развития каждого школьника, предполагающее:

1. Побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности,

2) обучение навыкам общения и сотрудничества,

3) формирование учебной самостоятельности,

4) сохранение и поддержку индивидуальности каждого ученика,

5) сохранение психического и физического здоровья учащихся.

Задачи:

• создавать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества, понимания,

• обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы, между индивидуальной и совместной формами работы,

• сохранить у детей желание учиться и сформировать у них основы умения учиться.

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Профессия, учитель начальных классов, складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал,что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души, а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем». Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру», вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Работу на уроке выстраиваю так, чтобы учащиеся самостоятельно добывали необходимые знания. В каждом задании перед учащимися ставлю конкретную проблему, посильную для них на данном этапе обучения, которая сопровождается системой учебных вопросов, задач и пояснений по изучаемой теме. Изучаемый материал рассматривается с различных полярных позиций, используется многократное возвращение к одному и тому же вопросу с различных точек зрения с учётом накопленных учащимися знаний и опыта. На своих уроках предлагаю учащимся большое количество творческих заданий. Такая организация учебной деятельности стимулирует познавательную активность учеников, включает их в коллективный поиск решения проблемы, на уроке возникает диалогическое общение и учебное сотрудничество, в ходе которого дети овладевают приёмами анализа, обобщения, сравнения, классифицирования. На уроках дети занимают активную позицию, что способствует развитию у них воли, внимания, наблюдательности, уверенности в своих силах. В своей работе использую активные методы обучения: • частично – поисковый, • проблемно – поисковый, • исследовательский, • метод проблемного изложения. Использую различные средства педагогического наблюдения за динамикой развития каждого ребёнка в процессе обучения. В течение 3-х лет работаю по учебно–методическому комплекту «Школа России». Программа представляет собой комплект учебников и учебных пособий, отвечающие всем требованиям образования с учётом возрастных особенностей детей с постепенным нарастанием трудностей учебного материала. В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей. Для достижения цели и задач на уроках и во внеурочной деятельности внедряю технологию проблемного обучения, здоровье сберегающие и информационно – коммуникационные технологии, реализую метод дифференцированного обучения. На своих уроках воспитываю толерантность, уважительное отношение друг к другу, что дает возможность свободно высказать свою точку зрения, аргументировать свою позицию. Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок мог ответить, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Успех в учебе – это основа взаимопонимания между учителем и учеником. Этому правилу я следую неизменно. За время работы в данной школе выступала на методических объединениях, педагогических советах, лекториях для родителей. Для развития творческого потенциала личностных возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания мной применяются: 1. Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС 2. Внеурочная деятельность как компонент формирования предметно-развивающей среды школьников. Реализуя дифференцированный подход в системе образования, изучаю индивидуально – личностные особенности учащихся. Знание особенностей темперамента. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют. Я побуждаю обучающихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л.Н.Толстой). В своей педагогической деятельности я исхожу из такого определения воспитания: “Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении”. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, в своем классе создаю такую атмосферу, где ребенку хорошо и уютно, где его любят и ценят, где о нем заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Стараюсь приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что здесь его ждут. Моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя. Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Для моих воспитанников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия в кружках, секциях – все это объединяет их вместе. Целями воспитательной системы в своём классе считаю формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка, формирование интереса к учёбе, привитие культуры поведения и общения, развитие коммуникативных навыков. Для достижения этих целей в течение всего учебного года с детьми проводились мероприятия познавательного, развивающего, оздоровительного, трудового и воспитательного характера. В качестве форм работы были использованы экскурсии, классные часы тесты, беседы с учениками, родителями, мероприятия, проводимые по воспитательному плану школы («Смотр строя и песни», школьный конкурс «В гостях у сказки», НПК «Судьбы солдатской километры» и многое др. ) В течение всего учебного года ученики участвуют в школьных и районных конкурсах. В течение учебного года учащиеся заполняют портфолио. Результаты воспитательной деятельности этого учебного года меня радуют. У ребят заметно развиваются лидерские навыки, умения самостоятельно принимать решения, проявляя свои личностные способности. Они приобретают такие качества как общительность, доброжелательность, принципиальность, увлеченность, настойчивость, способность разрешать конфликты и смягчать разногласия, самостоятельность, активность, самообладание, рефлексию. Воспитательная система, как классного руководителя не была бы полной без участия родителей. Они интересуются жизнью детей в школе, посещают родительские собрания, помогают в решении различных вопросов. Многие творческие задания к конкурсам дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным. Работая в группе продленного дня с детьми младшего школьного возраста, стараюсь сделать их жизнь содержательной и интересной: наполняю каждый день обучающихся полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями. Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играют люди, которые находятся рядом. Ими являются родители и педагоги. Во мне было и есть постоянное желание быть на одной волне с ребенком. Менять себя, свое представление о детях, о том, как делать наши встречи – уроки, радостными. Постоянно изменяться, оставаясь при этом самим собой.