Открытый урок

Спирина Анна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету «Литературное чтение»

 в 4 классе

Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 2 урок.

Задачи:

Образовательные: - продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина;

-помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

-учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.

-формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

Развивающие: - развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно- следственных связей.

Воспитательные: - воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе;

-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

УУД:

 Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение друг к другу, расширить знания детей о понятиях «добро» и «зло»; закрепить знания об истинных ценностях ;  

Предметные: формировать представление детей о разнообразии окружающего мира,

расширить знания детей об авторских сказках ; закрепить знания о жанрах

литературы;  

Метапредметные:  

Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.  

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить

закономерности  

Познавательные: активизация самостоятельности учения, развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия .

Оборудование: компьютерная презентация, карточки со «шляпами»,

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления) .

Ход урока:

1.Орг.момент. Настрой на урок.

- Однажды Всеволод Михайлович Гаршин присутствовал на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в частном дому. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. А прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Всеволода Михайловича на мысль написать сказку. Писатель слушал музыку, а в голове его уже рождались трогательные слова и сцены.

- О какой сказке идет речь? (Слайд1)

- Абсолютно правильно. Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.

2.Речевая разминка

(Слайд 2)

И день сиял, и млели розы,

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слезы

Очами, полными огня.

И.Бунин

-Прочитайте стихотворение по слогам.

- А теперь прочитайте шепотом.

- Какие слова вам непонятны?

Млели – в данном случае: то есть находились в состоянии полного довольства, услады;

Томные - преисполненные истомы, чувство приятной расслабленности;

Очами – глазами.

-Прочитайте четверостишие выразительно? 

- Ребята, как вы думаете, почему сегодня на урок я приготовила именно это стихотворение Ивана Бунина? (одна из героинь сказки- роза)

3.Сообщение темы и целей урока

-Работая над произведением на уроке, мы должны понять, что существуют два мира.

- Ребята, о чем это я говорю, какие такие два мира? (мир добра и мир зла).(Слайд 3) А также постараемся выяснить, что собой олицетворяет роза в произведении, а что жаба.

-В процессе работе мы с вами будем заполнять небольшую табличку- анализ произведения.

Описание внешности

Описание характера

О чем мечтали

Что символизирует

4. Работа по теме урока

1. Работа с текстом.

- Скажите, пожалуйста, чем закончилась история написанная Гаршиным? Что вы об этом думаете? (Очень жалко мальчика)

- Готовы ли вы сейчас ответить, почему именно так заканчивается произведение? Тогда давайте постараемся разобраться в этом.

- Подумайте, сколько сюжетов (историй) в этой сказке? (Два).

- О чем первый сюжет?

(Первый о жабе и розе)

- О чем второй сюжет?

(Второй – о сестре и брате)(Слайд 4)

-Где происходят события, описанные сказке? (в цветнике и в доме)

- Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.

 (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась). --А так ли некрасив был этот цветник?

 Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?

 (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).

-Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста.

 (...Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов)

-Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик)

-Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.

 (Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).

 -Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.

-Каким изобразил Гаршин майское утро? Можно дофантазировать.

 (Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).

 -Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.(зачитайте)

-Отчего плачет роза? (Слайд  5)

 (Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру).

В сравнительной таблице заполняем строку –описание внешности розы.(Нежная, красивая, прекрасная, с тонким ароматом)

Образ жабы

Эта героиня сидит под кустом,
Мысли её в ерунде, о пустом.
Изредка лишь нарушает мышленье
Майского ветра слегка дуновенье.

-Кто эта героиня? (жаба) (Слайд 6 )

- Прочитайте отрывок о жабе. (описание жабы стр. 170)

В сравнительной таблице заполняем строку –описание внешности жабы. (старая, безобразная, со злыми глазами, липкими лапками)

- Автор в описании жабы использует эпитеты (Слайд 7 ) :жирная, старая жаба; грязно-серые бородавчатые и липкие бока; безобразные лапы. Зачем? (чтобы усилить различие между жабой и розой)

- Почему жаба ничему не радовалась?(она была ленивой, наелась и собралась отдыхать)

- Почему жаба хотела уничтожить розу? (роза жабе понравилась, она хотела быть ближе к цветку, но жаба не придумала ничего лучше, чем съесть розу)

- Такие разные герои! А нет ли у них чего-то общего? (и розе и жабе нужно тепло, свет, еда)

- О чём мечтают главные герои? (Они мечтают, хотят счастья)

В сравнительной таблице заполняем строку –о чем мечтали.

- В чём заключается счастье для жабы? Для розы? (Для жабы – еда, лень. Для розы – дарить радость)

- Назовите мне, какие же качества присуще розе, а какие жабе. ( Слайд 8)  - качества для жабы и розы: добрая, злая, милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милосердная, жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая)

2.  Первичный вывод.

- Как вы думаете, с кем автор сравнивает Розу и Жабу? (с человеком)

-Каким бы Роза была человеком? А Жаба?

- Какой можно сделать вывод? (Люди, которые делают добро, - прекрасны, а жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить)

 3. Знакомство с новым литературным приемом «Антитеза».

- Что символизирует жаба? (зло, уродство.) В сравнительной таблице заполняем строку- что символизирует.

- Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту) В сравнительной таблице заполняем строку- что символизирует.

 -Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу? (Да)

-Какие это персонажи? (противоположные)

-Литературный прием, который показывает читателю единство и борьбу противоположностей называется АНТИТЕЗА  (Слайд  )

-В чем заключается противоположность наших персонажей: жабы и розы? (Противоположность характеров)В сравнительной таблице заполняем строку- описание характера. (Роза- добрая романтичная, хочет приносить радость, жаба-злая, вечно голодная, упрямая, на0стойчивая, мстительная)

4. Работа над вторым сюжетом сказки.

- Какой же второй сюжет сказки? (О девушке Маше и ее умирающем брате Васе)

- Как автор относится к главном герою в этом сюжете? (С любовью, состраданием, нежностью)

- В какой момент сказки оба сюжета пересекаются? (Когда Маша срезает розу для мальчика)

-Что испытывает роза в момент встречи с мальчиком? (Она была счастлива, что осчастливила другого)

-Что роза считала самым лучшим происшествием в своей жизни? (Когда маленькая слезинка Маши упала на цветок) (Последний абзац первые три строчки, стр. 178)

- Прочитайте предпоследнее предложение нашей сказки (стр.178)

- Нашу розу засушили в страницах старой книги. Что она символизирует? (Высушенная роза- это символ добра, которое может жить вечно) 

5.

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки

-У каждого из вас на столе лежит тест. Выполнив его, мы проверим, как вы поняли главную мысль сказки.

1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

А) жабе

Б) розе

В) бабочке

2. О чём думает роза в период своего цветения?

А) быстрей бы распуститься

Б) умереть бы другою смертью

В) цвести вечно

3. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока

Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как

А) она не досталась жабе

Б) её гибель была неизбежна

В) она украсила последние минуты жизни мальчика

5. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А) роза

Б) жаба

Взаимопроверка результатов теста по ключу:

1 -  А

2 -  Б

3 – В

4 – В

5 – А

Рефлексия

- На протяжении всей сказки мы видим, что добро в образе розы борется со злом. Если вы считаете, что роза справилась со своей задачей, то прикрепите символическую слезинку Маши к розе, если нет, то к жабе.

Итог урока

- Какой вывод следует из прочитанного? (счастлив тот, кто своей жизнью осчастливил другого)

-Кто в нашей сказке олицетворяет счастье?

-Наш урок я хочу закончить словами Сергея Острового.

«В жизни по-разному можно жить

В горе можно, и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать, и, не помышляя о чуде

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям».

Дом задание.

Творческое : Сочинение «Несколько слов в защиту жабы»

Основное: пересказ сказки.


Предварительный просмотр: