Публикации
Буду рада, если мои публикации Вас заинтересуют
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
публикация на сайте педагогического клуба "Наука и творчество" | 19.36 КБ |
Публикация научно-методической работы ГРАДИЕНТ+ | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муромцева Юлия Николаевна, воспитатель,
МДОУ «Детский сад № 17 «Аленький цветочек», г. Коряжма, Архангельская область
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники
Использование инновационных приемов и методик, направленных на развитие речи в дошкольном возрасте, становится все более актуальным. При помощи речи, общения ребенок легко входит в окружающий его мир, узнает много нового и интересного, может выразить свои мысли, желания. От качества речи зависит успешность обучения. Именно поэтому большое внимание в дошкольных учреждениях необходимо уделять речевому развитию детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Проблема развития связной речи была взята за основу опыта моей педагогической деятельности. Так, результат мониторинга образовательной области «Речевое развитие» группы детей 3-4 лет выявил ряд проблем в речи воспитанников, а именно:
- неспособность детей кратко рассказать об увиденном;
- затруднения при ответах на вопросы взрослого, касающихся ближайшего окружения;
- недостаточный словарный запас, и как следствие, неспособность составить простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
По итогам диагностики мной было принято решение об использовании в работе по обучению детей связной речи приемов мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих:
- эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а, главное, развитие связной речи;
- успешное освоение детьми представлений об особенностях природных объектов и явлениях, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа. Приемы мнемотехники помогают развивать у детей мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, полноценно развивают речь путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемосхемы использовались мной для решения следующих задач:
-обогащение словарного запаса детей;
-заучивание потешек и стихов;
-пересказ художественной литературы;
-отгадывание и загадывание загадок;
-обучение составлению описательных рассказов.
Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному. Работа по развитию связной речи с детьми второй младшей группы была начата мной с простого мнемотехнического приема - мнемоквадрата. Мнемоквадрат - это графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д., которое обозначает одно слово, словосочетание, его характеристики или короткое предложение. С помощью данного приема воспитанники учились преобразовывать абстрактные символы в образы, у детей были уточнены и закреплены представления о персонажах знакомых потешек и русских народных сказок, их характерных особенностях, а также о предметах быта.
После освоения детьми мнемоквадратов в работе мной был использован следующий мнемотехнический прием - мнемодорожка. Это таблица из четырех и более мнемоквадратов, расположенных линейно и обозначающих последовательность действий. Используя приемы наложения и приложения, совместно с детьми из мнемоквадратов мы выкладывали мнемодорожки. С помощью данного приема дети составляли простые предложения, заучивали потешки, учились отгадывать загадки, пересказывали знакомые русские народные сказки. Подбор художественного материала был осуществлен мной с учетом возраста воспитанников.
На следующем возрастном этапе, с детьми средней группы (4-5 лет), был применен более сложный вид наглядности – мнемотаблица. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т.п. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. С помощью мнемотаблиц дети совместно с педагогом разучивали стихотворения, учились составлять короткие описательные рассказы на следующие темы: «игрушки», «овощи», «фрукты», «домашние животные», «дикие животные», «птицы».
Суть работы с мнемотехническими приемами заключалась в следующих этапах:
1) Рассматривание мнемодорожки или мнемотаблицы с последующим разбором того, что на них изображено;
2) перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3) пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть отработка метода запоминания.
При знакомстве детей с мнемотехникой мной были соблюдены возрастные требования к наглядности:
- для детей младшего дошкольного возраста использовала крупные цветные изображения, так как детям в этом возрасте проще запомнить отдельные образы: елочка – зеленая, лиса – рыжая;
- количество квадратов, использованное при заучивании и пересказе текстов, не превышало девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка;
- условно - наглядную схему изображала так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у младших дошкольников с использованием приемов мнемотехники способствовала увеличению словарного запаса детей, развитию умения грамматически правильно строить распространенные предложения при пересказе текста, формированию умения составлять описательные рассказы по предложенным темам.
Предварительный просмотр:
Муромцева Юлия Николаевна,
Воспитатель,
МДОУ «Детский сад № 17 «Аленький цветочек», г. Коряжма, Архангельская область
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи
младших дошкольников
Использование инновационных приемов и методик, направленных на развитие речи в дошкольном возрасте, становится все более актуальным. При помощи речи, общения ребенок легко входит в окружающий его мир, узнает много нового и интересного, может выразить свои мысли, желания. От качества речи зависит успешность обучения. Именно поэтому большое внимание в дошкольных учреждениях необходимо уделять речевому развитию детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Проблема развития связной речи была взята за основу опыта моей педагогической деятельности. Так, результат мониторинга образовательной области «Речевое развитие» группы детей 3-4 лет выявил ряд проблем в речи воспитанников, а именно:
- неспособность детей кратко рассказать об увиденном;
- затруднения при ответах на вопросы взрослого, касающихся ближайшего окружения;
- недостаточный словарный запас, и как следствие, неспособность составить простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
По итогам диагностики мной было принято решение об использовании в работе по обучению детей связной речи приемов мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих:
- эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а, главное, развитие связной речи;
- успешное освоение детьми представлений об особенностях природных объектов и явлениях, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа. Приемы мнемотехники помогают развивать у детей мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, полноценно развивают речь путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемосхемы использовались мной для решения следующих задач:
-обогащение словарного запаса детей;
-заучивание потешек и стихов;
-пересказ художественной литературы;
-отгадывание и загадывание загадок;
-обучение составлению описательных рассказов.
Мнемотехника, как и любая работа, строится от простого к сложному. Работа по развитию связной речи с детьми второй младшей группы была начата мной с простого мнемотехнического приема - мнемоквадрата. Мнемоквадрат - это графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д., которое обозначает одно слово, словосочетание, его характеристики или короткое предложение. С помощью данного приема воспитанники учились преобразовывать абстрактные символы в образы, у детей были уточнены и закреплены представления о персонажах знакомых потешек и русских народных сказок, их характерных особенностях, а также о предметах быта.
После освоения детьми мнемоквадратов в работе мной был использован следующий мнемотехнический прием - мнемодорожка. Это таблица из четырех и более мнемоквадратов, расположенных линейно и обозначающих последовательность действий. Используя приемы наложения и приложения, совместно с детьми из мнемоквадратов мы выкладывали мнемодорожки. С помощью данного приема дети составляли простые предложения, заучивали потешки, учились отгадывать загадки, пересказывали знакомые русские народные сказки. Подбор художественного материала был осуществлен мной с учетом возраста воспитанников.
На следующем возрастном этапе, с детьми средней группы (4-5 лет), был применен более сложный вид наглядности – мнемотаблица. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т.п. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. С помощью мнемотаблиц дети совместно с педагогом разучивали стихотворения, учились составлять короткие описательные рассказы на следующие темы: «игрушки», «овощи», «фрукты», «домашние животные», «дикие животные», «птицы».
Суть работы с мнемотехническими приемами заключалась в следующих этапах:
1) Рассматривание мнемодорожки или мнемотаблицы с последующим разбором того, что на них изображено;
2) перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3) пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть отработка метода запоминания.
При знакомстве детей с мнемотехникой мной были соблюдены возрастные требования к наглядности:
- для детей младшего дошкольного возраста использовала крупные цветные изображения, так как детям в этом возрасте проще запомнить отдельные образы: елочка – зеленая, лиса – рыжая;
- количество квадратов, использованное при заучивании и пересказе текстов, не превышало девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка;
- условно - наглядную схему изображала так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у младших дошкольников с использованием приемов мнемотехники способствовала увеличению словарного запаса детей, развитию умения грамматически правильно строить распространенные предложения при пересказе текста, формированию умения составлять описательные рассказы по предложенным темам.