Педагогам

Звонкова Оксана Александровна

Картотеку игр могут использовать педагоги дошкольной образовательной организации и родители детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Консультации адресованы педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Светлячок» города Заринска

Картотека «Игры со звучащими жестами»

Разработчик: Звонкова О. А.,

музыкальный руководитель

Заринск, 2020


Картотека «Игры со звучащими жестами»

«По коленочкам» (Ах, вы сени - сл. М. А. Давыдовой)

По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.

По коленям локотками постучим теперь мы с вами. Тра-та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой

Тра-та-та-та, тра-та-та-та, мы похлопаем с тобой

«Тюшки-тютюшки» (Ах ты, берёза – р.н.м.)

Тюшки-тютюшки, сделай топотушки! – дети под музыку топают

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки! – щёлкают Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику и т. д.

Тюшки-тютюшки, шлепушки, топотушки! –

шлёпают, топают

Можно придумать вместе с детьми

аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить её естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дать детям спонтанно поиграть на инструментах.

Сочинить простейший аккомпанемент для

дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву

«Палочки – скакалочки»

Небольшие песенки, потешки, считалочки сопровождаются ритмичными движениями

«волшебных» палочек – скакалочек. Например, вот так ребята могут обыграть стихотворение:

Мы палочки - стукалочки: стучим, стучим, стучим.

А если вдруг устанем: молчим, молчим, молчим

«Игрушки – погремушки»

Мы любим целый день играть - веселья звуки издавать.

Мы тарахтим, мы тарахтим, мы веселим, мы веселим

«Комары и мошки» слова русские народные

Комары и мошки: зы-зы-зы, зы-зы-зы. Тоненькие ножки, зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Пляшут по дорожке, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Комары и мошки, тра-ля-ля.

Крылышками тонкими – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Лапочками звонкими – топ-топ, топ-топ. А как наступит ночь, улетают прочь!

Во время первого четверостишия дети рисуют палочками круги в воздухе, изображая полёт мошек и комаров. Во втором - стучат кончиками обеих палочек одновременно по коленям (сначала

параллельно, затем, скрестив руки). Следующие две строчки сопровождаются постукиванием


палочек, а затем – «шагами» палочек по коленям. В конце стихотворения – палочками рисуют в воздухе большие полукруги – насекомые

разлетаются в стороны и прячутся за спиной

«Ножки»

Большие ноги шли по дороге: Топ-топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ- топ…

Дать в руки малышу две палочки. Договориться с ним, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две

строчки – шаги самого малыша. Они лёгкие и подвижные. А голос звучит более звонко и легко. Необходимо следить, чтобы движения были точно в ритм стихов. А можно – стихи пропеть. В конце упражнения можно предложить детям выложить из палочек любой рисунок. Например, положить на пол обруч жёлтого цвета и

превратить палочки в солнечные лучики

«Едем, едем на лошадке»

Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой        – молоточки

Скок, скок, скок – 2 р. – бубны Санки скрипят – рубель

Бубенчики звенят – бубенчики

Дятел стучит – коробочка

Вьюга свистит – свистулька, бутылка

Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой – молоточки

Скок, скок, скок – 2 р. – бубны Белка на ёлке орешки грызёт:

Цок - цок – скорлупа

Рыжая лисичка зайчика стережёт – тарелка с кисточкой

Холод, холод, стужа, стужа – свистулька, бутылка Снег пушистый кружит, кружит – треугольник Ехали мы, ехали, наконец, доехали – молоточки,

бубны

С горки «Ух» – металлофон

В ямку «Бух» – тарелка, бубны

Приехали – падают, руки в стороны

Игра «Имена»

Можно предложить детям поиграть в имена – дети должны узнать по ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или на металлофоне имя:


Дети узнают, как назвали девочку - Таней или Танечкой:

Игра для малышей

«Звери»

Педагог обращает внимание на весёлого зайчика (ребёнок в шапочке зайчика с барабаном в руках):

«Я зайчик – попрыгайчик. Я играю в барабанчик!»

— ребёнок импровизирует игру на барабане. Остальным детям предложить постучать кулачком о кулачок.

«Ёж на дудочке играет и детишек забавляет»

«Я – медвежонок Миша, я музыку люблю. Послушайте, ребята, как звонко в бубен бью!»

«Я – козочка рогатая, играю целый день, звенит

мой колокольчик: динь-динь, динь-динь-дилень!»

Озвучивание

стихотворения «Осень»

Тихо бродит по дорожке,        Тихо бьют ладошками по барабану

Осень в золотой одежке.

Где листочком зашуршит,        Маракасы

Где дождинкой зазвенит.        Колокольчики

Раздается громкий стук:        Деревянные ложки

Это дятел – тук да тук! Дятел делает дупло, Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел ,        Румбы

По деревьям пошумел,

Громче завывает,        Тремоло бубнов

Тучки собирает.

Дождик-динь, дождик-дон!        Колокольчики, металлофоны

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет -        Все инструменты

Осень яркая идет!

«Сыграй, как ты хочешь»

- «поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой одновременно);

  • «сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу);
  • «будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди;
  • «подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя»,

«солнечный свет», «твоё сегодняшнее

настроение»;


  • «попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»;
  • «поговори со своим соседом, расскажи ему что- нибудь» – диалоги инструментов;
  • «сыграем вместе» – дети по очереди

импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на инструменте (фортепиано, ксилофона)

взрослого

русская народная потешка «Чудеса в решете»

Играет кот на скрипочке: тили, тили, тили. На блюдце пляшут рыбки: хлоп- хлоп- хлоп.

Танцуют чашки, блюдца: дзинь - дзинь - дзинь, А лошади смеются: и-го-го!

В этой игре предлагается детям рассказать её движениями и жестами, так чтобы было понятно, о чём идёт речь. Определяются четыре группы:

«котов», «рыбок», «чашек», «лошадей». В ходе игры, при пении дети помогают себе движениями, также используются музыкальные инструменты:

ксилофон, треугольник, металлофон, колокольчики

Декламируются слова на фоне звучащей музыки

«Вальс» Рябикова

Детям предлагается спокойно сесть на ковер, в руках «дождевые ниточки» (пучки нарезанного полиэтилена). Вокруг разложены музыкальные инструменты

Осенины, осенины - у дождинок именины. Осенины, осенины - паутинок именины.

Осенины, осенины - разных красок именины. Осенины, осенины - тихих звуков именины. Дети выбирают по желанию музыкальные

инструменты, спонтанно сопровождают подходящими звуками эту композицию

В попевке «Гори, гори, ясно»

включили в игру различные ударные инструменты: ложки, трещотки, коробочки, бубны, металлофоны, ксилофоны барабаны. Получился оркестр.

Предлагается детям сочинять музыку на так

называемые вопросы и ответы, обращая детей на характер музыки. Например, «Зайка, зайка, где

бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?», а дети придумывают ответы сами и играют свободно на металлофоне. Дети с удовольствием выполняют

это задание. Дети хорошо понимают задание: ответ зайчика был весёлый, ритм скачкообразный, в

ответе кошечки звучали грустные нотки

Озвучивание

стихотворения «Весна»

Кто стучит за окном? Дождь идёт по траве.

(щелчки по бумаге)

Кто шуршит за окном? Ветер в мокрой листве.

(шуршание бумаги)

Кто журчит за окном? Ручейки, ручейки.

(соломинка - стакан)


Кто молчит за окном? Там никто не молчит, Там лошадка спешит и копытцем стучит, (кастаньеты)

Только я и молчу, всех послушать хочу

Озвучивание

стихотворения «Зарядка» В. Данько

Дили - дили, дили - дили – колокольчики будили, Всех жучков, паучков и весёлых мотыльков.

Дили - дили, дили - дили – колокольчики будили, Всех зайчат, всех ежат, всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся, и галчонок встрепенулся. Дили - дили, дили - дили – встали все – кого будили.

Лапки вверх – подтянись, лапки вниз – поклонись. Повернулись, подтянулись, кувыркнулись, улыбнулись.

Раз, два, раз, два – спит, сейчас, одна сова.

  1. Исполняют речевую ритмическую игру со звучащими жестами.
  2. Исполняют со звучащими жестами и шумовыми инструментами

«В доме моём тишина» сл. и муз. Т. Боровик

В доме моём тишина, в доме моём я одна, только где - то шуршунчики шуршат. (2 раза) (мохнатки)

В доме моём тишина, в доме моём я одна, только слышно - стукунчики стучат. (2 раза) (палочки)

В доме моём тишина, в доме моём я одна, только слышно - звучунчуки звучат. (2раза) (звоночки)

В доме моём тишина, в доме моём я одна, только слышно – бурчунчуки бурчат. (2 раза) (маракасы)

В доме моём тишина, в доме моём я одна, только слышно – скрипунчики скрипят. (2 раза) (молоточек)

«Дождик накрапывает»

В.Степанов (игра с

использованием звучащих жестов)

Мелкий дождик моросит: кап- кап- кап - кап!

(удары пальчиками по стакану)

В листьях сада шелестит: кап – кап - кап- кап!

(шуршим «ладошками»)

Мокнет мячик у ворот: кап- кап- кап- кап!

(шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород: кап-кап-кап-кап!

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращать внимание детей на

необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя

Игра «Матрёшка»

Ты, матрешка, попляши, - Ух-ах! Ух-ах! Нам платочком помаши! - Ух-ах! Ух-ах!

Мы похлопаем в ладошки. - Ух-ах! Ух-ах!


И попрыгаем немножко. - Ух-ах! Ух-ах!

На слова «ух-ах» добавляем звучание шумовых детских инструментов, инструменты дети выбирают сами из имеющихся. Можно ввести понятия высокие – низкие звуки: «ух» - звук

высокий, «ах» - низкий

Песня – игра «Оркестр»

Начало всех куплетов:

Мы славные артисты: на всём играть умеем, у нас есть кларнетисты, а также и флейтисты. ПРИПЕВЫ:

  1. Вот, например, вот вам скрипка,

Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем.

  1. Вот, например, вот вам флейта,

Тю - лю- лю, вот, вот, вот, вот как мы играем.

  1. Вот, например, вот вам ложки,

Тра - та - та, вот, вот, вот, вот как мы играем.

  1. Вот, например, вот вам бубны,

Дзинь - дзинь, бум - бум, вот, вот, вот, вот как мы играем.

  1. Вот, например, вот турецкий барабан,

Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем.

Дети делится на 5 групп, каждая группа

исполняет партию того или иного инструмента, которые упоминаются в песне (скрипка, флейта, ложки, бубны, турецкий барабан) и разучивают свои партии. Затем группы располагаются

полукругом как музыканты в оркестре. Руководит оркестром дирижёр. Сначала по знаку дирижёра поют все общее начало. Затем поёт первая группа, подражая игре на скрипке. Вновь общее начало. Во втором куплете вступают скрипачи и вместе с ними вступают флейтисты. С каждым куплетом играют все больше инструментов. Звучит оркестр.

Игра интересна, когда каждая группа, дойдя до своего инструмента, далее продолжает играть

только на своём инструменте. В последнем куплете припева звучит уже весь оркестр под руководством дирижёра. Если есть возможность добавить

настоящие шумовые инструменты, то это украсит звучание оркестра



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Светлячок» города Заринска

Консультация для педагогов «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках в дошкольном учреждении»

Разработчик: Звонкова О. А.,

музыкальный руководитель

Заринск, 2019

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках ДОУ»

Музыка – самое выразительно и доступное средство для детей, они интуитивно, с рождения, чувствуют музыку и очень отзывчиво на нее реагируют: придумывают движения, некоторые даже песни. У всех детей эти способности развиты по разному, но мы с вами можем помочь ребенку развить музыкальные способности.

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.

Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

С музыкальным руководителем ребенок встречается не так часто: всего дважды в неделю на музыкальном занятии и по мере надобности на индивидуальном порядке. И на первых этапах ребенок только узнает музыкального руководителя, не совсем доверяет ему, его привели в новое помещение (я говорю сейчас о тех детях, которые только пришли в детский сад), которое они еще не видели, и именно в этот период очень важна поддержка воспитателя, его активное участие во всех видах деятельности на музыкальном занятии. Если полученная информация от музыкального руководителя не подкрепляется в группе или дома, то она быстро забывается, в силу возрастных особенностей детей и плохо усваивается. Поэтому очень важно, чтобы от одного занятия до другого с детьми в группе периодически повторялся музыкальный материал, полученный в музыкальном зале. Это и движения, и пение, и, быть может, даже игра на музыкальных инструментах.

Но вернемся, все же, к важной роли воспитателя на занятиях.

Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Понятно, что дисциплина – это важнейший фактор, но не стоит забывать и о том, что в музыкальном зале мы занимаемся эстетическим воспитанием детей. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

  1. На ногах удобная обувь. (мы не требуем чешки.... )
  2. Начиная со средней группы дети заходят в зал (в моем случае) – стрелочкой. Мальчик слева от девочки. Что касается 1 и 2 младших групп, то они, в силу возраста, в зал заходят «стайкой» и от них мы пока не требуем какого то четкого построения (полукругом, кругом, линией). Но к середине 2 младшей группы (после Нового года), необходимо строить детей чередуя мальчик - девочка и уже выстраивать их в полукруг, а к концу года дети уже делают хоровод и элементарные движения в парах и движения по кругу.
  3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал. Но и помогать следить за дисциплиной.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Так же, вне занятий, воспитателю необходимо:

  • Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
  • Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
  • Закреплять движения с отстающими детьми.
  • Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. И, конечно же, сообщать о тех или иных особенностях конкретных детей.
  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной деятельности.
  • Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
  • Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  • Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  • Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
  • Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Что же касается утренников. Праздники, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

  1. На праздник дети одеваются нарядно. Мы практикуем задолго до праздника приносить поименные списки в каждую группу по форме одежды каждого ребенка.
  2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, приглашения на праздник для родителей, гостей.
  3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными.
  4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д. Здесь тоже все оговаривается на этапе подготовки к утреннику, на генеральных репетициях. Героев назначаем мы сами, а вот монтажи распределяют воспитатели самостоятельно.
  5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации, эмоциональности детей.
  6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  7. Вести себя корректно.
  8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Свои слова необходимо знать наизусть, т.к. подглядывание своего текста сбивает и не позволяет следить за всем происходящим в зале.
  9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними. Особенно средняя группа и дети младшего дошкольного возраста, где все движения дети выполняют по показу воспитателя и музыкального руководителя.

10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала. Стоит, наверное, отметить, что если утренники у одной параллели и дети одеваются в костюмы, то необходимо позаботиться о том, чтобы костюмы предыдущей группы были быстро принесены в следующую группу аккуратными и в кратчайшие в сроки.

11.Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i353ae1682d461ee7/version/1478023251/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/ic6884725d4b20eeb/version/1478023252/image.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i353ae1682d461ee7/version/1478023251/image.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/ic6884725d4b20eeb/version/1478023252/image.jpg


https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/ic18c26347ebd24f1/version/1478023251/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i9e13b50e4087ffd2/version/1478023251/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/ie8e222b4d662e984/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i7c4ce55cff419d0e/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i45d042aadf522a25/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i7400782f0ec6429d/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i7068c5e685f69a7d/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i6e5fcc2726e56e01/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/if926dfb5d5186558/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i48127e6da3632b2b/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i869fb9e2ec697901/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/ib4478f9e9fb3503a/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i21ea3c6d816655aa/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/ib97a0ad608272804/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/ifd0910fddd787a7f/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/ie7b61be30262282d/version/1478023252/image.jpghttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x400:format=jpg/path/s351c2e2fe1cf022a/image/i6f56feb8b22e0a0a/version/1478023251/image.jpg



Предварительный просмотр:

Картотека

Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи

http://www.studmed.ru/docs/static/c/5/f/5/3/c5f53348254.jpg

Упражнение 1

 Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.

а-у-а-у-а-у

ап-ап-ап-ап

От топота копыт пыль по полю летит.http://img.galya.ru/galya.ru/Pictures/catalog_dir/2005/04/12/ta_9656.jpg

Упражнение 2

 Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.http://us.cdn4.123rf.com/168nwm/poznyakov/poznyakov0812/poznyakov081200114/4002846-jumping-child-in-red-shirt-and-pink-pants--isolated.jpg

упа-опа-ипа-апа

па-по-пу-пы

паф-поф-пуф-пыф

хоп-хоп-хоп-хоп

Упражнение 3http://www.begemott.ru/photos/1105616.jpg

 Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.

та                тат у                та тат у

тат а                та та                та та та

Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.

Упражнение 4http://cs407325.userapi.com/v407325778/32b0/EhDiEs8gRfQ.jpg

 Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.

август        аист                атом

яхонт                ялик                яма

умница        улица                узник

Упражнение 5

Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.

руки — рука                        замок — замок

горы — гора                        пироги — пироги

козы — коза                        гвоздики — гвоздики

совы — сова                        кружки — кружки

Мама пришла.                        Я бегу, бегу, бегу

Упражнение 6

 Произнесите слова, выделяя ударный слог.http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=60110419-26-72&n=21

Доктор — доктора

Город . . . . . .

Сторож . . . . . .

Учитель . . . . . .

Вечер . . . . . .

Упражнение 7

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки

Перинки, подушки лежат на опушке.

И зайца следы – как  петельки

Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

Упражнение 8

Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт.

Аты-баты — шли солдаты,

Аты-баты — на базар.

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — покажите,

Аты-баты — не хочу —

Аты-баты — спать хочу!

(Шуточная народная песенка)

Упражнение 9

 Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.http://rufolklor.narod.ru/petyh2.jpg

Баба сеяла горох — Ох!

Прыг-скок, прыг-скок! Ох!

Прыг-скок, прыг-скок! Ох!

Упражнение 10

Произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы.

С барабаном ходит ежик. Бум — бум — бум!

Целый день играет ежик. Бум — бум — бум!

С барабаном за плечами, Бум — бум — бум!

Ежик в сад забрел случайно, Бум — бум — бум!

Очень яблоки любил он, Бум — бум — бум!

Барабан в саду забыл он, Бум — бум — бум!

Ночью яблоки срывались, Бум — бум — бум!

И удары раздавались, Бум — бум — бум!

Зайцы здорово струхнули, Бум — бум — бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, Бум — бум — бум! (Г.Виеру)

Упражнение 11. Ищем ритм

 Прослушайте музыку вальса, определите, какой ритм у этого танца? (плавный, неторопливый). Передайте ритм вальса жестами, движениями (раз-два-три, раз-два-три).http://schastliviymir.ru/wp-content/uploads/2012/06/umenie-slushat.jpg

Прослушайте марш, каков его ритм? (энергичный, отрывистый).

Промаршируйте в этом ритме под музыку (раз-два-три).

Упражнение 12

Дети стоят парами по кругу: один ребенок — к кругу лицом, другой — спиной. Иитонированно произносят женские имена, хлопают в ладоши (хлопок на слог), а при произносении мужских имен топают правой ногой. Каждое имя может быть обозначено разными хлопками: в ладоши, по бедрам или по рукам друг друга.

Упражнение 13  «Игропластика»

Переход из положения сидя  на пятках в упор стоя на коленях. Группировка в приседе и седе на пятках. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Речитатив:

На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую держи, Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,  Если ты солдатик смелый!

Упражнени 14  “Хор лягушек”

 Представьте, что вы лягушки. Вам поручили спеть песню “Чунга – чанга” на своём языке с помощью слов “ква – ква – ква”.http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=105098237-33-72&n=21

Таким образом, можно использовать подражание различным животным на любые детские песни.

Упражнение 15  “Игра в слова”.

У детей в руках музыкальные инструменты: бубны, кубики, палочки, маракасы, ложки. Взрослый  называет слова, а дети отстукивают ритм слова:

Я найду слова везде  и на небе и в воде,

На полу на потолке,  на носу и на руке.

Вы не слышали такого, вы не слышали такого,

Не беда играем в слово, не беда играем в слова:

Упражнение 16  Отзовись, кого зову”.

Дети по очереди называют своё имя и простукивают его на палочках, или других ударных инструментах, чётко выделяя акцент на ударный слог.

Взрослый простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося в слух. Называть можно имена и в уменьшительной форме (Настенька, Витенька, и т.д.)

Литература

Поварова И.А., Коррекция заикания в играх и тренингах - СПб.: Питер, 2004

Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.–2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993.