Инновационная деятельность ДОУ

Пронина Виктория Борисовна

На базе нашего учреждения с  2022г. открыта инновационная сетевая площадка и нам присвоен статус "Инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования «Воспитатели России" по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «ТехноМир: развитие без границ»

Также на базе учреждения организована инновационная деятельность на муниципальном уровне по  теме: "Апробация парциальной программы Лыковой И.А. Фанкластик: весь мир в руках твоих», направленной на интеллектуально – творческое развитие дошкольного возраста в интегрированной деятельности с  применением конструктора «Фанкластик"

Решение поставленных в инновационной деятельности задач позволит организовать в ДОУ условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства первоначальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно - технической направленности. В результате освоения программ технического творчества у детей дошкольного возраста формируются целостные представления о современном мире и роли техники и технологии в нем, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, приобретается опыт созидательной и творческой деятельности, опыт познания и саморазвития. Реализация целей и задач данной деятельности позволит повысить интерес детей  к выбору профессий, актуальных для дальнейшего  развития нашей страны и региона в частности.

На сегодняшний день, наши достижения в следующем:

  • 4 педагога прошли курсы повышения квалификации по теме инновационной деятельности;
  • среда ДОУ пополнилась комплектами конструктора "Фанкластик" на возраста с 3-х до 7 лет
  • педагоги выступают с начальным опытом внедрения инновации на педагогических советах, семинарах и т.д.

Ну и конечно же дети активно осваивают новый конструктор «Фанкластик».

Он нравится детям разнообразием, элементами соединения и крепления деталей, своей новизной и необычностью. Вот уж где действительно развивается творчество, фантазия и воображение...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ - Апробация в образовательной деятельности ДОО парциальной программы Лыковой И.А. Фанкластик: весь мир в руках твоих», направленной на интеллектуально – творческое развитие дошкольного возраста в интегрированной деятельности с применением конструктора «Фанкластик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Антошка» г. Павлово

Мастер – класс

для педагогов ДОО

на тему:

«Апробация в образовательной деятельности ДОО парциальной программы Лыковой И.А. Фанкластик: весь мир в руках твоих», направленной на интеллектуально – творческое развитие дошкольного возраста в интегрированной деятельности с применением конструктора «Фанкластик»

Автор – составитель:

Коминова Виктория Борисовна

Старший воспитатель

МБДОУ детского сада №6 г. Павлово

г. Павлово, 2023г.

2 СЛАЙД:

Цель: повысить компетенции педагогов в работе с конструктором нового поколения «Фанкластик» и познакомить с парциальной программой Лыковой И.А. Фанкластик: весь мир в руках твоих», направленной на интеллектуально – творческое развитие дошкольного возраста в интегрированной деятельности с применением конструктора «Фанкластик» форме мастер-класса.

Задачи:

1. Помочь педагогам дошкольных групп ориентироваться в различных способах работы с конструктором «Фанкластик», в выборе оптимальных форм и способов внедрения данного конструктора в образовательную деятельность.

2. Показать структуру и содержание парциальной программы Лыковой И.А. «Фанкластик: весь мир в руках твоих».

Материалы и оборудование: наборы конструктора «Фанкластик», инструкции и конспекты.

Ход мастер – класса:

Теоретическая часть:

Добрый день коллеги! Наше мероприятие мне бы хотелось начать с стихотворения:

Мне конструктор папа подарил.

Долго я конструктор у него просил.

Гаечки, отвёртки, два ключа, болты —

Иногда сбываются детские мечты.

Соберу сегодня быструю ракету,

И отправлюсь ночью на Плутон-планету.

Там дома построю, школы и мосты —

Вот такие светлые детские мечты.

Зажимаю гаечки маленьким ключом,

И кручу отвёрткою – всё мне нипочём.

Мама кричит с комнаты: «Не устал ли ты?»

Под угрозой, чувствую, детские мечты.

«Не устал я, мамочка, скоро спать пойду.

Только для ракеты двигатель найду».

Нужно на Плутоне посадить цветы –

Вот такие добрые детские мечты.

3 СЛАЙД:

Как мы уже с вами знаем, ФГОС ДО предусматривает отказ от учебной модели в учреждении, т.е. от непосредственно образовательной деятельности. Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие воспитанников.

Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент дополнительной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

4 СЛАЙД:

Актуальность технологии конструирования значима и актуальна так как:

  • Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • Позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в режиме игровой деятельности;
  • Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества у детей дошкольного возраста;
  • Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям дошкольного возраста возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

5 СЛАЙД:

С 2022 года наше учреждение сотрудничает с Национальным исследовательским институтом дошкольного образования Воспитатели России. И в ходе этого сотрудничества нам присвоен статус «Инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования «Воспитатели России" по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «ТехноМир: развитие без границ». Цель нашей инновационной деятельности - Апробация парциальной программы Лыковой И.А. Фанкластик: весь мир в руках твоих», направленной на интеллектуально – творческое развитие дошкольного возраста в интегрированной деятельности с применением конструктора «Фанкластик».

Так, в нашем ДОУ появился конструктор нового поколения «Фанкластик». А вместе с ним определенные трудности возникли, например, как внедрить данный конструктор в нашу уже во всем налаженную образовательную деятельность?!

На данном мастер – классе, мне бы хотелось поближе познакомить Вас с парциальной программой, написанной непосредственно для использования ее в деятельности с конструктором «Фанкластик» и познакомить собственно с самим конструктором и со способами деятельности с ним.

6 СЛАЙД:

И так перед Вами Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Фанкластик: весь мир в руках твоих (Познаем, конструируем, играем)». Автором данной программы является - доктор педагогических наук, академик МАНПО Лыкова Ирина Александровна.

Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» (далее встречаются варианты названия — программа «Фанкластик» или Программа) нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с применением оригинального конструктора «Фанкластик».

Ведущий вид детской активности в программе «Фанкластик» — конструирование как универсальная деятельность, связанная с решением интеллектуальной задачи в художественной форме и нацеленная на создание творческого продукта (игрушки, фигурки, постройки, инструмента, оборудования и др. конструкций).

К программе в дополнения идут приложения, которые расширяют, конкретизируют, иллюстрируют основные идеи и подходы, описанные в основной части Программы.

Более подробно познакомиться с программой и приложениями к ней я предлагаю Вам на следующем мероприятии семинаре, который состоится в нашу следующую встречу.

А сейчас, поскольку мы уже имеем в учреждении несколько наборов конструктора, я предлагаю Вам перейти к практической части нашего мастер – класса – знакомство с конструктором и способами его внедрения в образовательную деятельность.

7 СЛАЙД:

Практическая часть:

Итак, вот пред нами конструктор. Что же с ним делать? Как разобраться что из чего? Как понять где его применить во взаимодействии с детьми? Столько вопросов и ни одного ответа…

Для начала мы с вами разделим нашу работу по внедрению конструктора в нашу жизнь на два этапа.

Целью первого этапа будет – рассмотреть и разобраться в деталях конструктора. Какие из них основные, какие детали имеют задачу соединять, то есть соединительные элементы. Перед Вами весь конструктор лежит в одной единой стопе. Предлагаю Вам рассмотреть детали и попробовать разложить на две категории: основные детали и соединения.

Молодцы! Удачно разобрались, уверена, что и у деток получится не хуже, тем более с вашей помощью.

Целью второго этапа будет понять где в образовательной деятельности можно применить конструктор, не только в самостоятельной деятельности детей в вечернее время, но и в образовательной деятельности в ходе проведения организованной образовательной деятельности.

Представьте, что сейчас у нас с Вами идет занятие по математике в подготовительной группе. Мы с ребятами знакомимся с графическим обозначением цифр. Предлагаю Вам построить цифру 4 и запомнить ее. Построили? Молодцы! А теперь разберите цифру и постройте лесенку из того количества деталей, которое обозначает эта цифра. Посмотрите, как интересно мы применили конструктор в ходе занятия по математике.

1 задание для педагогов:

Придумайте игры, которые могли бы быть применимы с конструктором в математике.

Варианты ответов: «Продолжи ряд», «Собери цифру», «Графический диктант», «Построй лесенку».

2 задание для педагогов:

Перед Вами лежат детали конструктора двух цветов – красный и синий. Подумайте, в каком занятии Вы могли бы их использовать и для чего.

Вариант ответа: Через игру «Собери букву» закрепляем графический образ букв, развиваем внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук. Из деталей конструктора «Фанкластик» дети создают графический образ пройденных букв (можно по схемам, а можно проявить творчество). Разноцветность деталей «Фанкластика» позволяет создавать буквы по цвету: красные - гласные, синие и зеленые - согласные твердые и мягкие. Собирать эти буквы в слоги, а затем в слова. Эти игры позволяют детям не только запоминать название и графическое обозначение букв, но и способствуют обучению чтению.

3 задание для педагогов:

Сегодня мы с вами поговорим о домашнем животном, а о каком, вы догадаетесь сами. Загадка:

Лежит у крылечка, хвост колечком.

Лает, кусает, в дом не пускает.

Кто это? (собака).

Вот и к нам сегодня пришла собака, давайте поговорим о ней. Собака у нас домашнее или дикое животное? (Ответы).

Назовите детёныша собаки? (Ответ - щенок).

Какой он? (Ответы).

Вы заметили, что у собачки нет щенка, и ей не о ком заботиться?

Соберём для собачки щенка?

Педагогам предлагается обратить внимание на схему щенка. Рассматриваем ее и самостоятельно подбираем детали конструктора, в соответствии со схемой. Собираем щенка.

После того, как собрали щенка, можно предложить сочинить историю про щенка и обыграть ее.

Так, у детей формируется умение создавать постройки по схеме, готовому образцу или соорудить самостоятельно. Также дети могут описать свои изобретения, придумывать истории и в дальнейшем обыгрывать свои поделки.

8 СЛАЙД:

Заключительная часть:

Вот так интересно и увлекательно может проходить знакомство и с конструктором и внедрение его в нашу образовательную деятельность. Использовать конструктор «Фанкластик» мы можем как в самостоятельной деятельности, так и в ходе организованной образовательной деятельности. Существует множество способов использования конструктора в деятельности с детьми. И его вполне успешно можно интегрировать во всех образовательных областях. Как раздаточный материал, как основную деталь занятия.

Игры с конструктором «Фанкластик» развивают: воображение и фантазию, логическое и пространственное мышление, усидчивость и внимательность, память, речь и социальную адаптацию, а также формирует техническое, инженерное, образное мышление. Наборы конструктора дают безграничные возможности для творчества, он никогда не надоест, потому что придуманные модели можно переделывать, достраивать, объединять, каждый раз получая что-то новое и необычное.

Считаю, что целенаправленное систематическое использование в работе с детьми дошкольного возраста конструктора «Фанкластик» играет большую роль при подготовке не только к учебной деятельности, но и возможность сделать первые шаги в любимом деле: художественное мастерство, инженерия, конструирование, дизайн, моделирование.

9 СЛАЙД:

Блиц – опрос:

Уважаемые коллеги! Предлагаю для закрепления полученных навыков пройти блиц – опрос.

  • Считаете ли Вы необходимым применение конструктора в образовательной деятельности? И почему?
  • С какого возраста лучше всего, по Вашему мнению, вовлекать такие конструкторы в работу с детьми?
  • Насколько понятна и функциональна программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих»?
  • Легко ли детям будет справляться с инструкциями к конструктору?

10 СЛАЙД:

Рефлексия:

«Все в наших руках!»

Коллеги, перед Вами лежат ладошки, которые раскрашены разным цветом. Каждый цвет символизирует следующее:

  • Красная ладошка – важно и интересно или Да!
  • Синяя ладошка – есть над чем подумать или Возможно!
  • Зеленая ладошка – минимум интересного лично для меня или Нет!

Я буду предлагать Вам утверждения, а Вы с помощью ладошек постарайтесь дополнить утверждение честно и откровенно.

Утверждения:

  1. Программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» для меня…
  2. Использование конструктора «Фанкластик» в организованной деятельности….
  3. Использование конструктора только в самостоятельной деятельности…
  4. Я буду использовать конструктор в работе с детьми…
  5. Предложенные программой приложения (Схемы и конспекты ООД) легки в использовании…
  6. Мне понравился данный Мастер – класс…
  7. Я узнала много интересного…

Я буду использовать конструктор в своей работе с детьми…

11 СЛАЙД:

Всем желаю творческих успехов и благодарю за активность на нашем мастер – классе!


Предварительный просмотр: