Визитная карточка

Молокова Юлия Александровна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важных задач современной педагогики. В современной ситуации общественным сознанием особенно остро осознается, что от правильной постановки воспитательного процесса зависит не только судьба конкретного человека, но и судьба всего нашего общества.

Целевые ориентиры, заданные ФГОС ДО, анализируются и конкретизируются современными исследователями проблемы обновления системы дошкольного образования. По мнению Е.Н.Бородиной: «Патриотизм как нравственное чувство вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни, уклада, народных и семейных традиций и закрепляется в системе ценностей личности, духовно-нравственных семейных ценностей, в фиксированных установках, поступках и поведении» 

В Примерной рабочей программе воспитания  для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования,  говорится:  «Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания».

В то же время, фактически отсутствуют специальные программы и методики патриотического воспитания дошкольников в творческой деятельности. Таким образом, возникают противоречия между:

-наличием социального заказа на патриотическое воспитание подрастающего поколения и недостаточной готовностью детских образовательных организаций к реализации этого процесса;

- недостаточной  разработанностью организационных и содержательно-методических аспектов данного процесса в условиях детской образовательной организации.

Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема, состоящая в обосновании эффективности обращения к  патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В рамках указанной проблемы нами определена тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Цель данной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

          Цель:

     Создание комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс  патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста

         Задачи:

  • Формировать представления  о героях своего народа и края, уважение  к культурному и историческому наследию, личностное и ответственное отношение к настоящему и будущему своего региона и страны;
  • Разработать  и внедрить  авторскую программу  патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, основанную  на творческой деятельности детей и обеспечивающую  поэтапное освоение патриотических ценностей, воплощенных в художественных образах героев Росси;
  • Объединить участников образовательных отношений: воспитанников,  родителей и педагогических работников для построения личностно-развивающего   и партнерского взаимодействия

     Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

- теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы;

- экспериментальные – мониторинг;

- эмпирические – включенное наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности дошкольников, обобщение, систематизация и описание полученных данных.

Результат заключается в том, что определен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

- реализация культурологического, деятельностного, аксиологического подходов, активизирующих личностный опыт детей через переживание и осмысление в творческой деятельности патриотических идей;

- разработка и внедрение авторской программы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, основанной на творческой  деятельности детей и обеспечивающей поэтапное освоение патриотических ценностей, воплощенных в художественных образах героев России, в логике: эмоциональное сопереживание художественным образам – носителям нравственно-патриотических ценностей – выражение своего отношения к патриотическим идеям в декоративно-прикладной деятельности -  образное моделирование собственной позиции в ситуациях ценностного выбора на занятии.

Практическая значимость состоит в том, что:

- разработаны программа и учебно-методический комплект, включающие творческие задания для детей,  обеспечивающие реализацию задач патриотического воспитания старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения; 

- в рамках программы разработан цикл мероприятий патриотической направленности, основанный на совместной деятельности детей, родителей и

педагогов;   

Таким образом, патриотическое воспитание применительно к старшему дошкольному возрасту – это целенаправленный процесс формирования представлений о героях своего народа и края, уважение к культурному и историческому наследию, личностное и ответственное отношение к настоящему и будущему своего региона и страны.