Мой блог

«Внимание есть именно та дверь,

через которую

 проходит всё, что только входит

в душу человека из внешнего мира»

К.Д. Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие произвольного внимания у младших школьников  в условиях реализации ФГОС  нового поколения.

(педагогический опыт учителя начальных классов Федоровой Е.А.)

«Внимание есть именно та дверь,

через которую

 проходит всё, что только входит

в душу человека из внешнего мира»

К.Д. Ушинский.

            Обилие разнообразной научной информации в различных областях и просто информации, а так же её динамичное изменение и уточнение делают невозможным в рамках школьной программы обучать и развивать личность в полном объёме. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания.

             Введение ФГОС нового поколения, изменившийся режим жизни школьника повышают требования к вниманию детей. Учебные занятия становятся более серьёзными, имеют строгий, деловой характер. Они обязательны и требуют от детей известного нервного напряжения, волевого усилия, представляют повышенные требования, прежде всего к длительности,  т. е. устойчивости их внимания, и к умению их произвольно управлять. Важное условие эффективности учебно – воспитательного процесса – умение педагога организовать на уроке и внеклассной деятельности внимание школьников.  

        Внимательно слушая объяснение, ученик легче воспринимает, понимает, запоминает новый материал и тем самым облегчает свою дальнейшую работу по выполнению соответствующих заданий. Нет ни одной стороны умственной работы, которая осуществлялась бы без волевого напряжения, в виде произвольного внимания. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание даёт нам возможность видеть, слышать в полном смысле слова воспринимать окружающее. Поэтому я выбрала одну из актуальных тем в современном мире: «Развитие произвольного внимания у младших школьников  в условиях реализации ФГОС  нового поколения».

         Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Такое определение даёт Р.С. Немов.  

           Различают основные виды внимания по участию воли: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное и послепроизвольное. Произвольное внимание  - это  сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.  Внимание у  людей и у одного и того же человека, в различное время и в разных условиях отличается некоторыми особенностями или свойствами, от которых зависит протекание  психических процессов, а также и сама деятельность человека.

К числу этих особенностей (свойств) внимания относится: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объём.

  1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
  2. Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) и проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности  внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
  3. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
  4. Распределение  внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
  5. Объём внимания – это такая характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного  внимания (сознания) человека.

Цель моей методической системы: формирование личности способной  к самостоятельной, социально-активной, творческой деятельности.

Задачи:

-Создать условия для реализации системно-деятельностного подхода  на уроке и индивидуализации обучения.

-Учить самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.

-Формировать умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия.

-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению.

       Работаю я по следующей модели, которая охватывает огромный спектр видов деятельности.  Без активного взаимодействия этих компонентов не возможно существование меняющейся, обновляющейся, но реальной действительности.         

Для того чтобы методическая система была действенной, стараюсь прежде всего усилить мотивацию ребёнка к познанию данного предмета, демонстрируя ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации навыки её применения

 Урок – клеточка педагогического процесса. «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком». «Современный урок – это урок без стрессов».

Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать шесть основных этапов:

-мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

-целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме: «вспомнить – узнать – научиться»);

-осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно);

-коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

-взаимопроверка, взаимоконтроль;

-рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Поэтому урок я строю на взаимодействии учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик становиться живым участником  образовательного процесса. Каждый урок направляю на формирование метапредметных и личностных результатов. Стараюсь, чтобы присутствовал элемент  творчества, новизны.  Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одними из которых являются информационная, игровая,  групповая технологии,  учебно-исследовательская, проектная деятельности, технология активных  методов обучения. Информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес, придать  работе творческий, исследовательский, системный, методический характер.  Большой интерес у ребят всегда  вызывает работа с электронными образовательными ресурсами и интерактивными пособиями. Часто провожу проблемно – диалогические уроки. При подготовки таких уроков тщательно продумываю свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, требующих импровизации. Всё это, безусловно, способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных УУД, добиваться достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

В своей работе я использую такие формы урока:

  • урок с дидактической игрой;
  • урок – ролевая игра;
  • урок – соревнования;
  • урок – экскурсия;
  • интегрированный урок.

Методы обучения: (обьяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

        Приемы:  беседа, объяснение, показ действий; устный опрос, предложение учащихся, упражнение в различных видах, игра; постановка проблемы, создание, поиск, анализ ситуации; эврестическая беседа, самостоятельная работа с различными элементами; сопоставления, консультации, анализ, оценка, эксперимент…

Формы организации учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

            Как я добилась этих результатов? К каждому уроку подбирала упражнения и задания на развитие разных свойств внимания. Затем анализировала и отбирала наиболее эффективные упражнения, придерживаясь принципа: от простого к сложному.

      И так, как проводилась работа с корректурой? Целью было: развитие концентрации внимания и самоконтроля при выполнении письменных работ. Материалом служили: любые печатные тексты (детские книги, журналы) с крупным шрифтом, карандаши, ручки. Время заполнения 5 мин ежедневно.

   Процедура задания: в течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть (подчеркнуть, обвести кружочком, крестиком, квадратиком, вертикально, горизонтально) какие – то буквы, например,  а – квадратик, о – кружочек.

      В течение задание меняется. Во время выполнения задания учитель говорит: «стоп», и начинается взаимопроверка. Ученик, пропустивший буквы или неправильно их подчеркнувший, получает шутливое дополнительное задание от «учителя» - ученика, проверявшего его работу (провести физкультминутку, изобразить слонёнка и т. д.) Я ежедневно вела учёт количества пропущенных ошибок в специальной тетради. Необходимое условие таких заданий (игр) – доброжелательная атмосфера. В конце каждого месяца или недели я подводила итог, «награждение»  самых внимательных. А в конце каждой работы делала вывод: и говорила об их  успехах («Света сегодня на 2 ошибки допустила меньше» и т. д.).

    Работу с корректурой можно начинать сразу же по мере изучения букв. Начинать работу следует с нахождения одной буквы, затем двух букв В 3 -4 классах можно предложить находить 4, 5, 6, … букв ( цель: + развитие объёма внимания). Занятия корректурой можно и нужно совместить с проверкой знаний учащихся (безударную гласную в корне – о – в квадратик, ударную – в треугольник и т. д.).

Как я формирую внимание? Внимательность – это идеальные, ставшие внутренними, свёрнутыми и автоматизированными контрольные действия. Они недостаточно сформированы бывают у детей 3 – 4 классов. Приведу свой вариант формирования контрольных действий проверки ошибок в текстах (один из компонентов внимательного письма). Методика состоит из трёх частей:

  1. Диагностика – мотивирующая (функция учителя).
  2. Формирующая (функция учителя).
  3. Поддерживающая (функция родителей после консультации учителя).

      Определяю исходный уровень «невнимательности» учащегося – анализ классных, домашних работ, уточняю контроль и сформировываю исходный уровень мотивации у учащихся. После каждой работы заполняю таблицу:

          Первая часть работы плавно переходит во вторую и третью (формирующую и корректирующую). Чтобы работа по формированию  была эффективной, необходимо большое внимание уделять созданию мотивации. Допустим, использовать естественное желание ученика выполнять новое задание, например, организовать проверку  работ друг друга. Но чтобы проверять работу другого, ученику надо учиться специальным правилам. Эти правила необходимо оформить так чтобы дети чувствовали свою ответственность, значимость своей роли. Образец карточки «Помоги другу»

     Вначале работали по этапам вместе с учащимися и предлагала свои предложения и тексты, затем переходили к взаимопроверке. Позже дети сами готовили свои предложения и  маленькие тексты.

          В работе  я использовала много игр.

«Угадай, где чьё?»  Цель: развитие концентрации внимания, закрепление устойчивости внимания. Вид работы: индивидуальная,  коллективная, фронтальная.

- Догадайтесь, какая тема нашего урока? – спрашивает учитель.

Задание: глазами «проследить» путь от цифры1 до буквы, записать результат, потом глазами «проследить» путь от цифры 2 до буквы и т. д., пока не будет названа тема урока. Ответ: глагол.

«Найди слово» - повышает интерес к предмету, разнообразит урок. Цель: развитие объёма внимания, переключение внимания.

- Новое слово , с которым мы познакомимся сегодня, спряталось в цепочке букв, - говорит учитель. – Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке: между буквами Т и В, Ш и В, Р и Г, М и С.                Ответ: ЗА  ПО  ВЕД  НИК

Такую игру можно использовать в словарно – орфографической работе.

Умению фантазировать и анализировать, развитию творческого воображения, памяти и внимания (цель) поможет игра (на уроках обучения грамоте):

«Завиральные истории». Материал: тексты знакомых детям сказок. Учитель читает детям сказку, немного видоизменяя её. Дети, услышав в сказке ошибку, хлопают в ладоши. Например, сказка «Волк и семеро козлят». «Жила – была коза, и было у неё семеро козлят. Однажды собралась коза уйти из дому, вот и говорит она своим пушистым деткам: «Котятушки мои, ребятушки, пойду – ка  я на пруд, наловлю для вас шоколадных рыбок». И т. д. В итоге учитель определяет самых внимательных, продумывает формы поощрения.

  «Комар».  Эту игру можно проводить в начале урока или в любой момент урока, когда дети устали и им требуется отдохнуть. Цель: концентрация внимания. На доске квадрат белой бумаги, расчерченный таким образом:

В один из квадратиков ставим магнит (комара). Дети закрывают глаза. Поочерёдно (учитель называет кто) учащиеся говорят, куда «летит комар» (направо, налево, вверх, вниз). Условие: «комар» должен быть только в белом квадрате, ему нельзя «вылетать» за его пределы. «Комар так летает» 5 – 7 раз. Учащиеся ещё с закрытыми глазами. Учитель каждый раз спрашивает кого – либо из учащихся: «Где находится «комар»? Дети отвечают с закрытыми глазами, а затем открывают глаза и проверяют, правильно ли они «наблюдали» за «полётом комара». Эту игру можно усложнить. В одну из клеточек пишем цифру 3 (можно любую) . Кто попадает на эту цифру называет 3 слова на разные орфограммы (их называет учитель, в дальнейшем сами дети) или выражения (сумма, разность, умножение, деление), чтобы значение его равнялось 3,и т. д.

«Что лишнее». Цель: развитие концентрации внимания и устойчивости. Материал: любые тексты. Учитель читает, учащиеся поднимают правую руку, если в слове есть буква Ч, левую – буква Щ. В конце игры появляется самый внимательный. Игру можно использовать для нахождения орфограмм, а также в математике: выражения на сложения – правую,  на вычитание – левую, ответ больше двузначного числа – правую,  меньше – левую,  И т. д. Можно разнообразить, заменив поднятие рук хлопками, вставанием, и т. д.

«Что изменилось». Цель: развитие концентрации внимания.  На наборном полотне составляется слово, которое затем прочитывается. Дети закрывают глаза, учитель произносит замену букв. Дети открывают глаза, читают новое слово, определяют, что в нём изменилось. В дальнейшем право замены буквы в слове можно предоставить детям. Пример: сок – сон – сор – сыр – сын …, мак – рак – лак... Эту игру можно применять и на уроках математики (от простого к сложному). Дано выражение: 23 + 20 Учитель говорит: «Заменить знак, потом  - вычитаемое на наибольшее однозначное число, затем – найти значение выражения, представить его в виде суммы разрядных слагаемых,  найти их разность, и т. д. Ответ: 23 + 20      23 – 20       23 – 10      13      10 + 3      7.

 Особенно важно организовать внимание в начале урока, т. к. это во многом определяет весь его дальнейший ход. Для мобилизации внимания учащихся в 1 классе я проводила следующую игру:

«Заметь всё».  Цель: развитие объёма внимания. На наборном полотне выставляются 7 – 8 карточек с изображением либо предметов (домик, мячик, ..), либо геометрических фигур, либо цифр, знаков действий. Учитель предлагает рассмотреть их  за 10 секунд. Затем он убирает карточки, и учащиеся перечисляют, какие предметы или фигуры (цифры, знаки действий) они запомнили. Далее задания усложняю. В какой последовательности были выставлены карточки?  Сколько всего? Какие две первые?  И т. д. Можно поменять местами 2- 3 карточки и спросить, что изменилось, а можно убрать, и т. д.

Я привела малую часть заданий. Всё зависит от фантазии учителя. Приведу несколько новых заданий.

Метод моделирования как способ интеграции одного предмета в другой. Этот приём я часто использую на уроках математики при построении схем, таблиц; на уроках русского языка, рисования, технологии, … Возьмём окружающий мир. (Нужны знания русского языка – алфавита)

Расшифруй название полезного ископаемого, добываемого в шахтах, используя код. (Цель: концентрация, сосредоточение, устойчивость внимания)

Приём синквейна. Для составления синквейна на любых уроках учащимся необходимы знания, полученные на уроках русского языка. Модели в виде синквейна я использую на уроках литературного чтения и окружающего мира с целью развития сосредоточенности и распределения внимания и осмысления учащимися изучаемых понятий. Литературное чтение. При анализе произведения о дружбе предлагаю составить синквейн, отражающий их отношение к этому важному понятию.

Дружба.

Иcтинная, крепкая.

Беречь, заботится, любить.

Друг в беде не бросит.

Преданность.

Окружающий мир. Моделирование в виде синквейна использую при подведении итога урока. Цель: развитие сосредоточенности и распределение внимания, осмысления учащимися изучаемых понятий.

               Вода.

Чистая, необходимая.

Оживляет, лечит, питает.

Без воды  человек проживёт не более десяти дней.

Жизнь   (Слайд № 11, 12)

Модель «ПОПС – формула». П – ПОЗИЦИЯ. (Я считаю..) О – ОБОСНОВАНИЕ. (..потому что…). П – ПРИМЕР. (Например..) С – СЛЕДСТВИЕ. (Поэтому …).

Литературное чтение. « Я считаю, что рукодельница – это положительный герой сказки, потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная. Например, она не отказывает никому в помощи ( ни печке, ни яблони, ни Морозу Ивановичу), трудится не покладая рук, и скучать ей некогда. Поэтому она и нравиться нам, и автору».

Окружающий мир. «Я считаю, что пчёлы – это очень полезные насекомые, потому что они опыляют цветки культурных растений, собирают мёд и воск. Например, при хорошем питании одна пчелиная семья за лето даёт 25 – 30 кг мёда. Поэтому человек приручает пчёл и занимается их разведением».

Данный вид моделирования особенно актуален при формировании коммуникативных действий, таких, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владении монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, так необходимых в учебном процессе. А также, модель «ПОПС – формула» позволяет развивать ,большую часть свойств внимания ( объём, концентрация, устойчивость, сосредоточение) в более сложном виде.

 Приём конструирования. Цели разные,  в том числе и на развитие устойчивости, сосредоточенности, распределения внимания.  Конструируем слова из морфем, из слогов, из звуков. Конструирование предложений. С последующим его разбором. Этот приём можно использовать и на других предметах. В своей работе я использую разные педагогические технологии :

-технология проблемного обучения;

-игровая технология;

-технология проектного обучения;

-технология интегрированного обучения;

    Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста – одна из основных задач педагога начальной школы. Хорошо развитое внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у школьника все виды и формы способности