Информация для родителей

Как сделать так, чтобы выполнение домашнего задания вашим ребенком принесло ему максимальную пользу?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над ошибками61.55 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать так, чтобы выполнение домашнего задания вашим ребенком принесло ему максимальную пользу? 

Предлагаем воспользоваться следующими рекомендациями.

I. Русский язык

Как подготовить домашнее задание по русскому языку

1. Выполнение домашнего задания начинайте с работы над ошибками (последовательность работы с орфограммами см. ниже).

2. Повторите правила, которые забыли.

3. Выучите или повторите заданное правило.

4. Придумайте свои примеры на это правило.

5. Прочитайте задание для упражнения.

6. Прочитайте все упражнение. Устно выполните задания к нему.

7. Выполните упражнение письменно.

8. Проверьте всю работу.

Как проверять письменные работы

1. Проверьте смысл написанного вами предложения:

• прочитайте предложение вслух;

• проверьте, подходят ли слова друг к другу;

• определите, нет ли пропуска слов в предложении;

• ответьте на вопрос «О чем говорится в предложении, бывает ли так?»

2. Проверьте написание предложения:

• прочитайте предложение, начиная с последнего слова, по слогам, выделяя гласные (нет ли пропуска или замены букв);

• прочитайте предложение, начиная с последнего слова и проверяя при этом орфограммы.

3. Внимательно прочитайте записанное предложение от начала до конца еще раз.

Как выполнять работу над ошибками по русскому языку. Последовательность работы над орфограммами.

1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка.

2. Подчеркните (выделите) орфограмму.

3. Определите, в какой части слова или части речи допущена ошибка.

4. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.

5. Выполните указания правила. Графически обозначьте орфограмму.

6. Выберите ошибки на то же правило и исправьте их.

7. Приведите 1-2 примера на это правило.

Как исправить ошибку (таблица для 1-4 классов).

Характер орфограммы (правило)

Как исправить ошибку

Пример

Заглавная буква в начале предложения! Предложение — это группа слов, которые выражают законченную мысль.

1. Запишите предложение правильно.

2. Подчеркните заглавную букву

Мальчики гуляли во дворе.

Заглавная буква в именах собственных

 Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с заглавной буквы.

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите заглавную букву.

3. Объясните написание по образцу

Иван — имя Петрович — отчество  

Украина — географическое название

пес Филька — кличка

Перенос слов

1 Переносите слова по слогам.2. Нельзя оставлять или переносить одну букву.

(Язык — переносить нельзя!)

3. Нельзя отрывать буквы Й, Ь, Ъ от предыдущих букв (конь-ки, лей-ка, подъ-езд).

4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус - ский).

5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при - крыть, про - спать, но не прик - рыть, прос - пать)

1. Напишите слово правильно, разделите его на слоги.

2. Подчеркните, выделите гласные буквы.

3. Напишите все случаи переноса данного слова.

Про – пус – тил

 про-пустил

пропус - тил

Если пропустили (кроме непроизносимых согласных), недописали,

переставили букву в слове

1. Напишите слово правильно.

2. Разделите на слоги.

3. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили.

пло-щад-ка

Гласные после шипящих.

I Запомните:| жи-ши — пишите с И

I ча-ща — пишите с А

| чу-щу — пишите с У

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите цветом сочетание или подчеркните.

машинаширокийчаща

щука

чугун

Сочетания чк-чн, нч-нщ

Запомните:чк-чн, нч-нщ — пишите без Ь

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите цветом сочетание или подчеркните.

Банщик

диванчик

одуванчик

Проверяемые безударные гласные в корнеслова.

Безударные гласные А, Я, И, О, Ё можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на данную гласную падало ударение.

1. Подберите и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную.

2. Напишите правильно слово с безударными гласными, поставьте знак ударения, выделите корень и безударную гласную в корне.

мост-мосты

корм-кормушка

Проверяемые согласные в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р)

1. Подберите и запишите проверочное слово, выделите корень и подчеркните букву после проверяемой согласной.

2. Напишите правильно слово с проверяемой согласной.

3. Выделите корень и проверяемую согласную в корне.

морозы, морозный — мороз глаза, глаз-ной — глазки

резок — резкий

Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т в корне слова.

Измените слово или подберите однокоренное так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал.

1. Подберите и запишите проверочное слово.2. Выделите корень и подчеркните

гласную после непроверяемой согласной.

3. Напишите правильно слово с непроверяемой согласной.

4. Выделите корень и непроверяемую согласную в корне.

звезда, звездочка—звездный

Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова запоминаем. 

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите цветом или подчеркните

орфограмму.

3. Подберите два однокоренных слова (или два слова с подобной орфограммой)

Мороз

Морозный

морозец

(город,

топор)

Двойные согласные в слове.

Две одинаковые согласные пишутся:

а) в корне слова (их нужно запомнить);

б) если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной;

в) если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же согласной;

г) в суффиксе (двойные согласные запоминаем)

 

 

а) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в корне).

б) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите приставку и корень, подчеркните двойные согласные).

в) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс, подчеркните двойные согласные).

г) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите суффикс и двойные согласные в суффиксе)

а) группа, ванна

б) рассказ, оттолкнуть,

в) ранняя,
осе
нний;

г) клюквенный

Мягкий знак показатель мягкости согласных

Пишется после согласных:

а) в конце слова;

б) в середине слова между согласными.

1. Напишите слово правильно.2. Выделите Ь.3. Обозначьте стрелкой или подчеркните согласный, мягкость которого на письме показывает Ь

а) конь, морковь, девять;

б) коньки, мальчик, пальцы, листья

Разделительный мягкий знак.

Пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным. 

1. Напишите слово правильно.

2. Выделите Ь.

3. Обозначьте стрелкой, подчеркни
те согласную и гласную, которые разделяет Ь.

Вьюга

Листья

платье

Разделительный твердый знак.

Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Ё, Ю, Я. 

Исключения: объект, субъект, адъютант.

1. Напишите слово правильно.2. Выделите приставку и Ъ.3. Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ.

съезд

объявление

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. На конце имен существительных женского рода в именительном падеже после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется

1. Определите род имени существительного.2. Напишите слово правильно.3. Объясните графически.

Дочь —ж. р.

 Луч — м.р.

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч.На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настоящего и будущего времени пишется Ь.

1. Выпишите глагол.2. Выделите окончание.3. Разберите глагол по схеме: часть речи, время, число, лицо

Пишешь – гл., н.вр., ед.ч.,

2-е л.

Раздельное написание предлогов с другими словами

Предлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог — это часть речи. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.

1. Выпишите слово с предлогом.2. Докажите раздельное написание (между предлогом и словом вставьте другое слово или вопрос)

Сосна росла у берега. У(какого?)

берега – у крутого берега

Гласные и согласные в приставках

Правописание приставок запоминаем.
Гласные и согласные в приставках пишутся всегда
одинаково. Исключения составляют приставки с чередованием з-с: раз-(рас-), из- (ис-), без- (бес-), воз- (вос-), вз- (вс-)

1. Узнайте, как пишется приставка.2. Напишите слово правильно.3. Выделите приставку.

4. Напишите еще два слова с этой приставкой.

Залетел

Заехал

забежал

Правописание суффиксов

Правописание суффиксов запоминаем 

1. Узнайте в учебнике, словаре, у учителя, как пишется суффикс. 2. Напишите правильно слово, выделите суффикс

беленький

НЕ с глаголамиНЕ с глаголами пишется раздельно 

1. Выпишите глагол с частицей НЕ.2. Напишите еще 2 глагола на это правило

не пришел

не увидел

неуслышал

Безударные падежные окончания имен существительных

Алгоритм написания падежных окончаний имен существительных:

1. Найти слово, от которого зависит имя существительное. Поставить вопрос.

2. Определить склонение имени существительного (в ед. числе) и падеж (по вопросу и предлогу).

3. Вспомнить окончание имени существительного в этой форме (см. таблицу учебника).

4. Использовать прием подстановки (подставить существительное в этой форме с ударным окончанием:

1-е склонение — доска, земля, сестра

2-е склонение — стол, конь, окно.

3-е склонение — степь.

5. Записать окончание данного существительного.

1. Выпишите существительное со словом, с которым оно связано по смыслу (в предложении или словосочетании).2. Поставьте и запишите вопрос.3. Определите склонение и падеж.

4. Вспомните окончание (по таблице).

5. Используйте для проверки прием подстановки.

6. Запишите окончание

Шел (по чему? Где?) по дорог… – сущ., ед.ч., ж.р., 1-е скл., в Д.п.,

по земле, окон. – е

По дороге

Безударные окончания имен прилагательных
Алгоритм написания окончаний имен прилагательных:

1. Найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

2. Определить его род, число, падеж.

Имя прилагательное согласовано с именем существительным. Следовательно, стоит в том же роде, числе и падеже.

1. Выпишите прилагательное с именем существительным, к которому оно относится.2. Определите род, число и падеж имени прилагательного.3. Вспомните окончание.

4. Проверьте ударным окончанием или вопросом.

5. Запишите безударное окончание

6. Выделите окончание.

по льду (какому?) крепкому – м.р.,

в ед.ч., в Д.п. – ому

Сиреневым кустом, кустом – сущ., м.р., ед.ч., Т.п., -ым, -им (каким?) сиреневым

Безударные личные окончания глаголов

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:1. Определить, ударное или безударное окончание глагола.

2. Если безударное, поставьте глагол в неопределенную форму, чтобы определить спряжение. Если глагол оканчивается на -ить, значит он II спряжения (кроме брить, стелить).

 В окончании -И, в 3-м лице мн. ч. -ат, -ят.

3. Определить, входит ли глагол в перечень 11 глаголов-исключений на -ать, -еть.

Если ДА — глагол II спряжения -И, -ат, -ят.

Если НЕТ — глагол I спряжения -Е, ут, -ют

1. Выпишите глагол с безударным окончанием.

2. Поставьте глагол в неопределенную форму, определите спряжение.

3. Вспомните окончание глагола этого спряжения.

4. Правильно запишите и выделите окончание.

весна наступает – наступать, I спр. – ет

мальчик гонит – гнать, II спр., искл. –ит

 папа бреется – бриться, I спр., искл. -ет

II. Чтение

Как выучить стихотворение

1. Приготовление уроков начинайте с работы над стихотворением.

2. Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значение трудных слов.

3. Прочитайте стихотворение выразительно. Постарайтесь прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитайте стихотворение еще 2-3 раза. Постарайтесь его запомнить.

5. Запоминайте текст стихотворения по строчкам. Читайте строчку и повторяйте ее, не заглядывая в текст.

6. Если стихотворение разбито на четверостишия, то после заучивания каждой из четырех строк по отдельности попытайтесь повторить четверостишие.

7. Если стихотворение не разбито на четверостишия или другие составляющие, то попытайтесь самостоятельно разделить его на части и выучить по частям.

8. После того как стихотворение выучено по строчкам и четверостишиям (по частям), повторите стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. Выполните такое повторение несколько раз, до тех пор, пока не убедитесь, что хорошо запомнили стихотворение.

9. После окончания домашней работы еще 2-3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.

10. Повторите стихотворение перед сном.

11.Утром следующего дня еще раз прочитайте стихотворение, потом выразительно расскажите его наизусть.

Как подготовить пересказ текста

1. Внимательно, не торопясь, прочитайте текст вслух.

2. Обратите внимание на непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.

3. Разделите текст на логически законченные части.

4. Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план пересказа.

5. Подумайте над видом пересказа. Пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с заменой лиц.

6. Рассказывайте, придерживаясь плана.

7. При необходимости прочитайте и перескажите текст еще раз.

8. Утром следующего дня еще раз прочитайте текст, а затем перескажите его.

Упражнения на отработку скорости и правильности чтения

Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это положение, используя специальные упражнения. Вот некоторые из них:

1. Ежедневное чтение про себя.

2. Ежедневное домашнее чтение вслух, фиксирование результатов в читательском дневнике.

3. Еженедельный замер скорости чтения с занесением результатов в специальную тетрадь, закладку, днеfont size=”4″ face=”Calibri”вник.

п\п

автор книги

название книги

дата замера

скорость чтения (кол-во слов в минуту)

4. Чтение с карандашом в руках:

• деление на слоги;

• постановка знаков ударения;

• подчеркивание непонятных слов и выражений.

5. Режим щадящего чтения (мало текста при большом рисунке).

6. Обязательное чтение перед сном.

7. Чтение до первой ошибки с замером количества слов.

8. Чтение в темпе скороговорки.

9. Многократное чтение в паре или индивидуально.

10.Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую часть.

11.Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа 

«важна не длительность, а частота».

III. Математика

На начальном этапе обучения очень важно, чтобы ребенок понимал смысл выполняемых действий, то есть, зачем он считает, пишет, рисует. Связь обучения с жизнью напрямую прослеживается в текстовых задачах, так как задача — это жизненная ситуация, требующая решения.

Работа над задачей

1. Прочитайте задачу. Представьте себе то, о чем в ней говорится.

2. Докажите, что это задача (выделите условие и вопрос).

3. Определите, какая задача по составу (простая или составная). Докажите это.

4. Запишите задачу кратко или выполните чертеж.

5. Если задача составная (то есть сразу ответить на вопрос задачи нельзя), определите, что нужно узнать в первую очередь, а что — потом.

6. Составьте план решения задачи и решите ее в соответствии с планом.

7. Запишите и прочитайте решение задачи. Проверьте его.

8. Запишите и прочитайте ответ на вопрос задачи.

alfaday.net 018 Как делать домашнее задание? Памятка детям и родителям.